Госта Петерсон
Гёста «Гас» Петерсон, урожденный Гёста Рейнхольд Петтерсон (25 апреля 1923 — 28 июля 2017) — шведско -американский фотограф, чьи модные фотографии широко публиковались на редакционных страницах журналов, включая Elle , Esquire , Essence Harper’s Bazaar , Mademoiselle , Marie Claire и The New York Times с конца 1950-х до конца 1980-х годов. В 1960-х годах Беа Фейтлер , бывший арт-директор Harper’s Bazaar , Ms. и Rolling Stone, сказала: «Самые интересные страницы о моде сейчас – те, которые больше всего говорят о нашем времени – это страницы Гёсты Петерсона для Mademoiselle ». [ 1 ] Фотограф Дуэйн Михалс назвал его «недооцененным». [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Петерсон родился в Эребру, Швеция, в 1923 году и переехал в Стокгольм , где изучал иллюстрацию и рекламную графику в Школе Андерса Бекмана. [ 1 ] После окончания учебы он служил в шведской армии с 1943 по 1944 год. [ 1 ] (Швеция была нейтральной во Второй мировой войне, поэтому он не участвовал в войне.) После службы он пошел работать иллюстратором в Gumaelius Annonsbyrå, [ 1 ] первое современное рекламное агентство в Швеции.
Родственник пригласил его приехать в США, и в марте 1948 года он переехал в Нью-Йорк «с плохим английским», по его собственным словам, «но достаточным, чтобы найти каждый джаз-клуб в городе». [ 1 ] Он устроился иллюстратором в универмаг Lord & Taylor. [ 3 ] Он обнаружил, что становится беспокойным, «зависая над чертежным столом» весь день. [ 1 ] Он сказал: «Я не хотел работать с этими чертовыми людьми, которые писали на моих рисунках. Мне нравилось иметь контроль». [ 4 ]
Когда он уезжал из Швеции, ему на прощание подарили камеру Rolleiflex от Gumaelius Annonsbyrå, где он работал. [ 3 ] Самоучка, он оттачивал свое мастерство фотографа, занимаясь уличной фотографией на улицах Нью-Йорка, фотографируя детей, своих друзей и семью, а также самого себя.
В начале 1950-х годов он встретил свою будущую жену Патрисию Эванс, урожденную Патрицию Энн Луи, которая в то время была модным партнером в Mademoiselle , на коктейльной вечеринке в Вестгемптоне, Нью-Йорк. Он поймал ее взгляд, когда был в брюках цвета хаки и поливал цветы на вечеринке. [ 4 ] Он женился на ней 10 июля 1954 года. Петерсон считает, что она помогла ему начать карьеру фотографа. [ 4 ] Патрисия Петерсон часто сотрудничала с Гёстой Петерсоном, когда она была редактором отдела моды The New York Times с 1957 по 1977 год и вице-президентом эксклюзивного универмага Анри Бенделя с 1977 по 1989 год. [ 1 ]
Фотография
[ редактировать ]Работу Гёсты Петерсона называют новаторской и новаторской и причисляют к той же категории, что и Ирвинга Пенна и Ричарда Аведона. [ 5 ] Он обнаружил, что становится беспокойным, «зависая над чертежным столом» весь день. [ 1 ] Он часто фотографировал богато одетых моделей в «обыденной, вульгарной обстановке». Его работы известны своей постановкой и композицией; он часто использовал юмористические или драматические сценарии для передачи изображения и ввел «более неформальный, личный подход к модной фотографии». Он также разработал специальные эффекты, такие как фотографирование с открытым затвором, «рисуя» объект и вокруг него стробоскопическим светом. [ 1 ]
Петерсон процветал в атмосфере свободы, царившей в 1960-х и 1970-х годах, когда фотографы и арт-директора были гораздо более экспериментаторами. Роджер Шёнинг, арт-директор Mademoiselle с 1961 по 1978 год и Vogue с 1979 по 1988 год, заметил: «Я никогда не отправляю Гаса на работу, с которой мне не интересно, с чем он вернется. мне модные фотографии или портфолио WPA?... Я никогда не могу получить от него простую модную фотографию. Она всегда выглядит так, как будто ей место в художественной галерее». [ 1 ]
За некоторыми исключениями, Петерсон настаивал на съемке реальных людей с причудами и индивидуальностью вместо обученных манекенщиц, отвергая задание Александра Либермана из Vogue, который не давал ему такой свободы. Петерсон сказал: «Я был известен – или печально известен – тем, что находил девушек, которые не были похожи на манекенщиц». [ 1 ] Как он объяснил: «Нет ничего хуже, чем перетренированная модель, потерявшая всякое ощущение индивидуальности своего тела».
«Гёста Петерсон предпочитал приходить на модные показы без каких-либо предубеждений… и хотя сегодня многие успешные молодые модные фотографы, похоже, обязаны непринуждённому элементу «моментальных снимков» в его работах, лишь немногие применяют его с его честностью», — сказал Мартин Харрисон, автор книги «Модная фотография с 1945 года», с. 182 (Риццоли, 1991).
Гёста Петерсон был первым фотографом, сфотографировавшим британскую модель Твигги в Америке, когда она приехала в Нью-Йорк в апреле 1967 года. [ 6 ]
Летом 1967 года молодая афроамериканская модель по имени Наоми Симс позвонила Петерсону и договорилась о встрече в его студии. [ 7 ] Она никогда не фотографировалась для публикации и ранее провела только одну пробную съемку с Джоном Видолом. [ 7 ] После короткой встречи Петерсон отправил Симса в офис The New York Times, чтобы встретиться со своей женой Патрисией. Тут же она заказала Симса для съемок предстоящего номера The New York Times, который выйдет в следующий вторник. [ 7 ] Фотография Наоми Симс, сделанная Петерсоном, попала на обложку журнала Fashions of the Times от 27 августа 1967 года , воскресного приложения к The New York Times . Фотография вошла в историю моды, поскольку стала первой обложкой крупного модного журнала с читательской аудиторией смешанной расы, на которой была изображена явно черная модель. [ 6 ] Петерсон положил начало карьере других чернокожих моделей, таких как Барбара Саммерс, и его работы были представлены в первом выпуске Essence .
Помимо своей работы в сфере моды, он также фотографировал таких художников и музыкантов, как Сальвадор Дали , Дюк Эллингтон и Чарльз Мингус .
Карьера
[ редактировать ]С 1950-х по 1980-е годы работы Петерсона появлялись на обложках журналов, включая Elle , Esquire , GQ , Harper's Bazaar , L'Officiel , Mademoiselle , Marie Claire , The New York Times , Town & Country и других. Он снимал самых влиятельных дизайнеров конца 20-го века, в том числе Пьера Кардена, Comme des Garçons, Fendi, Руди Гернрайха, Хэлстона, Ральфа Лорена, Пуччи, Соню Рикель и Ива Сен-Лорана. [ 1 ]
В 1977 году, после того как его жена Патрисия стала вице-президентом эксклюзивного универмага Henri Bendel, Bendel's изменил свою рекламу с иллюстраций на рекламные ролики размером 11 х 13 дюймов на полстраницы с использованием его фотографий. Работая на Анри Бенделя, он еженедельно делал новую подборку фотографий: делал сеанс в четверг, фотографии были готовы на следующий день и публиковались в воскресном выпуске The New York Times пару дней спустя. [ 3 ] Патриция рассказала об их сотрудничестве над рекламой Bendel: «С Гасом очень легко работать, и наши роли четко определены. Вместе с Times я определяем пространство, занимаюсь одеждой и стилем и слежу за тем, чтобы все дошло до студии с модели. Остальное зависит от Гаса. Никто больше не смотрит в камеру и не руководит моделями».
Студия Петерсона располагалась по адресу 200 East 87th Street, 3-й этаж, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
Среди помощников Петерсона были:
• Йозеф Астор
• Дебора Белл [ 8 ]
• Артур Элгорт (четыре месяца, около 1966 г.): Использование Петерсоном естественного света, в свою очередь, повлияло на работу Элгорта. Элгорт сказал историку искусства Мартину Харрисону: «Он был великолепен: импровизационно, спонтанно».
• Линда Родин (три года в 1970-х): предприниматель и модель в сфере моды и красоты. «Казалось, он снимал во всех журналах все, что мне нравилось», - объяснила она. «Итак, я взял его адрес из телефонной книги, подошел туда и просидел на его крыльце около двух часов».
• Роберто Сандовал
• Стэн Ван
Петерсон вышел на пенсию в 1986 году. [ 4 ]
Выставки и коллекции
[ редактировать ]• 13 апреля – 29 июня 2023 г.: Фотографии Гёсты Петерсона 1960–1970-х годов, Фотографии Деборы Белл, Нью-Йорк (персональная выставка).
• 8 октября 2022 г. – 12 февраля 2023 г.: Личный взгляд на высокую моду и уличный стиль, фотографии из коллекции Николы Эрни с 1930-х годов по настоящее время, Художественный музей Нортона, Уэст-Палм-Бич, Флорида (групповая выставка).
• Январь 2015 г.: Из архива, Turn Gallery, Нью-Йорк (персональная выставка).
• 6 мая – 9 августа 2009 г.: Модель как муза: воплощение моды, Институт костюма Метрополитен-музея, Нью-Йорк (групповая выставка).
• Март – апрель 2008 г.: Презумпция невиновности: фотографические перспективы детей, Музей ДеКордова, Линкольн, Массачусетс (групповая выставка).
• 18 октября – 30 ноября 1986 г.: Дагслендор, Fotografiska Museet i Moderna Museet, Стокгольм, Швеция (персональная выставка).
Фотографии Петерсона хранятся в музейных коллекциях по всему миру, в том числе в Детройтском институте искусств в Детройте; Музей изящных искусств, Бостон; Музей Виктории и Альберта, Лондон; Вустерский художественный музей, Вустер, Массачусетс; и частные коллекции, такие как Коллекция Джеймса Мурса, Ливерпуль, Англия (ранее Pulsynetic, Лондон). [ 1 ]
Награды
[ редактировать ]Гёста Петерсон является лауреатом множества наград, в том числе:
• 1963: 42-я ежегодная национальная выставка рекламы, редакционного искусства и дизайна Нью-Йоркского клуба арт-директоров.
• 1979: Награда за заслуги перед 58-й ежегодной выставкой Клуба арт-директоров за фотографии для Ральфа Лорена и Хлои.
• 1980: Награда за заслуги перед 58-й ежегодной выставкой Клуба арт-директоров за фотографии для фильма «Фокс».
• 1981: Награда за выдающиеся достижения CA-81, 22-я ежегодная выставка, спонсируемая журналом Communication Arts Magazine — рекламная кампания журнала Consumer Magazine (Рут Шарф, клиент / DBA Group Two, агентство)
• 1982: Сертификат качества за выставку «Коммуникационная графика». 1982 г. Награжден Американским институтом графических искусств.
• 1983: Награда за выдающиеся достижения CA-83, 24-я ежегодная выставка, спонсируемая журналом Communication Arts Magazine — рекламная кампания журнала Consumer Magazine (AT&T Communications, клиент / NW Ayer Inc., агентство)
Личная жизнь
[ редактировать ]У Гёсты и Патрисии Петерсон есть дочь Анника Петерсон, владелица Turn Gallery и актер, и сын Ян Кристер Петерсон, режиссер и оператор, женатый на фотографе Энид Кроу .
Петерсон был поклонником джаза и в качестве хобби играл на тромбоне. Он дружил с джазовым композитором и музыкантом Чарльзом Мингусом и снял обложку альбома Mingus в Карнеги-холле. Он также фотографировал музыкантов Йо Йо Ма, Зут Симса и Дюка Эллингтона.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Пресс-релиз, Фотографии ГОСТА ПЕТЕРСОНА 1960-1970-х годов» (PDF) . 5 апреля 2023 г. . Проверено 8 апреля 2023 г. ,
- ^ «Лэрд Боррелли-Перссон вспоминает фотографа Гёста «Гаса» Петерсона, одинокого рейнджера модной фотографии , Vogue» . 31 июля 2017 года . Проверено 8 апреля 2023 г. ,
- ^ Jump up to: а б с «Менее обычная жизнь» . Nordstjernan.com . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Крокер, Лиззи (12 июля 2017 г.). «Лиззи Крокер, Богемская рапсодия Госты Петерсона: раскрывая секреты фотографа 60-х , Daily Beast» . Ежедневный зверь . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ «Посмотрите редкие, яркие модные фотографии 60-х» . thecut.com. 23 января 2015 года . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Робертс, Сэм (2 августа 2017 г.). «Гёста Петерсон, модный фотограф, преодолевающий барьеры, умер в возрасте 94 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Симс, Наоми (1979). « Как стать топ-моделью » (PDF) . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Фейтельберг, Розмари (12 апреля 2023 г.). «Розмари Фейтельберг, авангардный модный фотограф Гас Петерсон в центре внимания на новой выставке , WWD» . ВВД . Проверено 12 апреля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Выставочный сайт Turn Gallery. Архивировано 13 января 2019 г. в Wayback Machine.