Тайлиас Мосс
Тайлиас Мосс (родился 27 февраля 1954 года в Кливленде, штат Огайо ) — американский поэт, писатель, режиссер-экспериментатор , звукорежиссер и драматург афроамериканского , индейского и европейского происхождения. Ее стихи опубликованы в ряде сборников и антологий, она также опубликовала очерки, детские книги и пьесы. Она является пионером теории ограниченной вилки, литературной теории, касающейся ограничений и возможностей человеческого понимания искусства.
Молодость
[ редактировать ]Мосс родилась Тилиас Ребекка Брейзер в семье рабочего в Огайо. Ее отец выбрал имя Тилия, потому что решил, что ей нужно имя, которого раньше не существовало. [1] По словам Мосс, ее первые несколько лет жизни были счастливыми: она жила со своей семьей в комнатах наверху у пожилой еврейской пары по имени Фельдман (которая, по мнению Мосса, пережила Холокост ). Фельдманы относились к Моссу как к внуку.
Когда Моссу было пять лет, Фельдманы продали дом и уехали. Ее родители продолжали жить в доме с новыми домовладельцами и их 13-летней дочерью Литтой, которая после школы начала присматривать за Мосс. До девяти лет Мосс подвергался постоянным преследованиям со стороны Литты и нескольким травмирующим событиям. [1] Позже она рассказала о своей травме: «Я никогда никому не говорила об этом ни слова… Я была свидетельницей вещей, которые происходили только тогда, когда я выходила из этого дома». [1]
Когда ей было девять лет, ее семья переехала, в результате чего ее отправили в школу в районе, где преобладают белые . Пережив издевательства и расизм как со стороны сверстников, так и со стороны учителей, она отказалась от социального взаимодействия в школе и свободно говорила на уроках только много лет спустя, в колледже. [1] Именно в это время она уделяла больше внимания написанию стихов - занятию, которое начала двумя годами ранее. [1]
Взрослые годы
[ редактировать ]Мосс женился в 16 лет, а затем поступил в Сиракузский университет с 1971 по 1973 год. [2] В конце концов она бросила университет из-за расовой напряженности и на несколько лет начала работать. За это время у нее родилось двое сыновей, Деннис и Анстед. [2] Она поступила в Оберлин-колледж в 1979 году и окончила его со степенью бакалавра в 1981 году. [3] Позже она получила степень магистра искусств по английскому языку с упором на письмо в Университете Нью-Гэмпшира .
После окончания школы Мосс преподавал английский язык в Академии Филлипса в Андовере, штат Массачусетс. С 1993 года она является профессором английского языка и профессором искусства и дизайна в Мичиганском университете. [4] в Анн-Арборе, штат Мичиган.
Ее ранние работы считаются частью наследия Движения черных искусств , основанного на восхвалении западноафриканской поэзии и затрагивающего темы расовой справедливости. [5] На протяжении всей своей карьеры ее творчество становилось все более экспериментальным, расширяя границы жанра и определения поэзии. Ее пристрастия по-прежнему включают справедливость, но она переросла в увлечение влиянием размещения текста на смысл. [6] Эти эксперименты с формой завершились разработкой ею теории ограниченных вилок и изобретением POAM (продукта творческого процесса) . POAM Мосса представляют собой комбинацию фильма и поэзии, подчеркивающую, как размещение и движение текста, среди других сенсорных элементов, могут улучшить смысл стихотворения. [6]
Ограниченная теория вилок
[ редактировать ]Мосс внес свой вклад в экспериментальную теорию литературы, введя метафору вилки, чтобы осмыслить, как люди усваивают искусство и литературу. [6] Вилка как метафора понимания представляет собой раздвоение, и Мосс утверждает, что разветвление разума для понимания искусства имитирует ветвящиеся зубцы вилки. Она использует слово «ограниченный», чтобы выразить то, что, хотя наблюдатель и достигает понимания искусства через эти раздвоенные системы понимания, те же самые системы ограничивают его понимание. Точно так же, как можно есть только то, что прилипло к зубцам вилки, можно усвоить только те грани произведения искусства, которые привязаны к этим раздвоенным зубцам понимания.
Разработка POAM Мосс (продуктов производственного процесса) совпала с ее теоретической разработкой Limited Fork. В этих мультимедийных произведениях используется как можно больше сенсорных элементов, включая движение, цвет и звук. Мосс также выразил заинтересованность во включении обонятельных элементов в будущие проекты. [7] Эти POAMS обычно отображаются в галереях, но многие из них можно найти в Интернете в подкастах , журналах и на YouTube.
Сложности, связанные с эпистемологическим применением теории ограниченного форка, заставили Мосс принять образ девушки-форкер/форкера Грайла , псевдонимы, под которыми она ведет блоги , и аккаунт в Instagram, объясняющий подробности как ее жизни, так и ее теории.
Работа и награды
[ редактировать ]Поэзия
- Красный дресс-код Wannabe Hoochie Mama в галерее реалий: новые и избранные стихи (Persea Books, 2016)
- Токийское масло: Стихи (Persea Books, 2006)
- Рабская моль: повествование в стихах (Persea Books, 2004)
- Последний шанс для Тарзана Холлера (1998)
- Маленькие общины: новые и избранные стихи (1993)
- Остатки радуги в Rock Bottom Ghetto Sky (1991)
- В Редбоунсе (1990)
- Пирамида костей (1989)
- Чулочно-носочные швы на кривоногой женщине (1983).
Проза
- New Kiss Horizon (2017), мелодрама
- Сказка о небесно-голубом платье (1998), мемуары
- Разговаривая сам с собой (1984), пьеса
- Куклы в подвале (1984), пьеса
- Я хочу быть (Книги циферблата для юных читателей, 1995)
Награды
- Стипендия Макартура (1996) [8]
- Стипендия Гуггенхайма (1995)
- Премия Дьюара за выдающиеся достижения (1991) [9]
- Премия Уайтинга (1991)
- Поэтическая премия Виттера Биннера (1991) [9]
- Стипендия художника Совета искусств Массачусетса (1987) [9]
- АЯЭ Грант
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Зильберман, Ева, «Тилиас Мосс: многоголосый поэт и завораживающая речь» , Michigan Today , октябрь 1995 г., через Modern American Poetry.
- ^ Jump up to: а б Перейра, Малин (2010). В свет блестящий и незримый: Беседы с современными поэтами . Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии. п. 122. ИСБН 9780820331072 .
- ^ «Тилиас Мосс» , Академия американских поэтов, поэты.org.
- ^ «Тилиас Мосс» , Фонд поэзии.
- ^ Калл, Райан (2016). «Неиссякаемое великолепие: Тайлиас Мосс, хвалебная поэзия и расовая политика». МЕЛУС: Многоэтническая литература США . 41 : 125–417 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с «Тилиас Мосс» . Школа искусств и дизайна STAMPS Мичиганского университета . 2020.
- ^ «Тени, коробки, вилки и ПОАМЫ» Ричарда Сайкена . Фонд поэзии . 10 марта 2020 г. Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Кларк, Мэвис. «Два выпускника Оберлина стали стипендиатами Макартура» . Оберлинский колледж . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Брейзер, Ребекка (2008). «Тилиас Мосс (1954-)» . Опус 40 . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сборник видеопоэм Мосса.
- «Тени, коробки, вилки и ПОАМ» , интервью на сайте Poetry Foundation.
- Профиль в Фонде Уайтинга.
- Примеры недавних печатных стихов Мосса, опубликованных в Frigg.
- Интернет-сборник стихов Тайлиаса Мосса.
- Информационная страница современной американской поэзии о жизни и поэзии Мосса.
- факультета английского языка Мичиганского университета Страница
- 1954 года рождения
- Живые люди
- Макартур Феллоуз
- Факультет Мичиганского университета
- Выпускники Оберлинского колледжа
- Афро-американские поэты
- Американские поэты 20-го века
- Американские женщины-поэты
- Индейские писатели
- Поэты из Огайо
- Американские поэты XXI века
- Американские писательницы XX века
- Американские женщины-ученые
- Американские писательницы XXI века
- Афроамериканские писательницы XX века
- Афроамериканские писатели XX века
- Афроамериканские писательницы XXI века
- Афроамериканские писатели XXI века
- Женщины-звукорежиссеры