Джок (дух)
Джок (также пишется джоги или джуги) — это термин, обозначающий класс духов в традиционной системе верований народа ачоли в Уганде и Южном Судане . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Считается, что Джок является причиной болезней, несчастий и смерти, а также источником силы, защиты и процветания. Традиционные целители (известные как аджаква ) сначала определяют рассматриваемый Джок, а затем приносят соответствующее жертвоприношение и церемонию, чтобы противостоять ему. [ 1 ] [ 4 ] В качестве альтернативы, если такой подход не увенчался успехом, человек, одержимый Джоком, мог пройти серию ритуалов, чтобы получить некоторый уровень контроля над Джоком, а затем сам стать аджаквой . [ 4 ] Джок может быть наследственным или ненаследственным и может быть привязан к конкретным кланам , вождествам , природным явлениям или историческим событиям. Считалось, что Джок — верховный бог, создатель и правитель вселенной. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Виды Джок
[ редактировать ]Ачоли верили, что существует один главный африканский бог, известный как Джок. Однако у Джока есть много своих дубликатов, которые вмешиваются в дела людей. Ассортимент Джок обширен и включает в себя ряд, на которые повлиял опыт колонизации. [ 1 ] Согласно космологии Ачоли , существует три основных типа джок: [ 9 ] [ 10 ]
- Родовой джок : это духи умерших родственников, особенно предков по линии, которых почитают и почитают их живые потомки. Родовые шуты, как правило, доброжелательны и полезны, но они также могут быть злыми и мстительными, если ими пренебрегают или обижают. С джоком предков советуются и его умиротворяют посредством ритуалов, жертвоприношений, молитв и подношений, обычно совершаемых старейшинами или традиционными целителями (аджаква). [ 7 ] [ 11 ]
- Неродовой шут : это духи других существ, таких как животные, растения, камни, реки, горы, звезды или солнце. Джоки неродового происхождения обычно ассоциируются с определенным кланом или вождеством и считаются хранителями и покровителями своих соответствующих групп. Ненаследственные джок могут быть доброжелательными или злонамеренными, в зависимости от их природы и отношений со своими последователями-людьми. Джок, не являющийся наследственным, также вызывается и умилостивляется посредством ритуалов, жертвоприношений, молитв и подношений, обычно совершаемых вождями или аджаква . [ 9 ]
- Джоги : Это двойники или проявления верховного Джока, единственного бога. Джоги участвуют в человеческих делах и могут влиять на судьбу отдельных людей и сообществ. Джоги могут быть довольны или разгневаны действиями человека, и они могут соответственно вознаграждать или наказывать. Джоги также отзывчивы на человеческие просьбы и просьбы и могут даровать благословения или проклятия. Джоги поклоняются и уважают посредством ритуалов, жертвоприношений, молитв и подношений, которые обычно совершаются аджаква или религиозными специалистами. [ 3 ] [ 12 ]
Поклонение Джоку
[ редактировать ]Абила храм была особым местом, похожим на , посвященным Джоку и духам предков , которые, как полагали, охраняли Ачоли. Внутри абилы люди предлагали джоку еду и напитки в знак благодарности и просьбы о его благосклонности. Эти духи не всегда находились в абиле, но могли появляться поблизости или даже путешествовать, отправляя сообщения посредством специальных знаков. Ачоли поклонялись джокам по многим причинам, надеясь, что они исцелят больных, принесут удачу на охоте и защитят деревню от плохих вещей. Чтобы джок были счастливы, люди проводили в абиле специальные церемонии, во время которых им давали еду и напитки. [ 13 ]
Ачоли Джок был похож на христианское представление о Боге . Но когда христианство пришло к ачоли, они настояли на использовании слова Лубанга для обозначения Бога, хотя на языке ачоли Лубанга означало что-то пугающее, например, смерть. [ 14 ] [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Грин, Мэтью (2008). Волшебник Нила: Охота на самых разыскиваемых в Африке . Книги Портобелло. стр. 36–38. ISBN 9781846270314 .
- ^ Огот, Бетвелл А. (январь 1961 г.). «Понятие джок» . Африканские исследования . 20 (2): 123–130. дои : 10.1080/00020186108707134 . ISSN 0002-0184 .
- ^ Jump up to: а б «Джок и Древо жизни» . Оксфордский справочник . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Беренд, Хайке (1995). «Движение Святого Духа и силы природы на севере Уганды 1985–1987». В Хансене, Хольгер Бернт; Тваддл, Майкл (ред.). Религия и политика в Восточной Африке: период после обретения независимости . Лондон: James Currey Ltd., с. 67. ИСБН 0-85255-384-6 .
- ^ «Цвета» . Жители Северной Уганды . 11 августа 2013 г. Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Окайя, Виктор (март 1988 г.). «Высшая реальность и смысл согласно ачоли Уганды» . Высшая реальность и смысл . 11 (1): 11–22. дои : 10.3138/урам.11.1.11 . ISSN 0709-549X .
- ^ Jump up to: а б «Религия в традиционной Уганде» . Фонд Китара по региональному туризму . 2016-06-02 . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Аллен, Тим (1991). «Понимание Алисы: Движение Святого Духа в Уганде в контексте» . Африка: Журнал Международного африканского института . 61 (3): 370–399. дои : 10.2307/1160031 . ISSN 0001-9720 . JSTOR 1160031 . S2CID 145668917 .
- ^ Jump up to: а б Аткинсон, Рональд Р. (1989). «Эволюция этнической принадлежности ачоли Уганды: доколониальный этап» . Этноистория . 36 (1): 19–43. дои : 10.2307/482739 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 482739 .
- ^ Аллен, Тим (июль 1991 г.). «Понимание Алисы: Движение Святого Духа в Уганде в контексте» . Африка . 61 (3): 370–399. дои : 10.2307/1160031 . ISSN 1750-0184 . JSTOR 1160031 . S2CID 145668917 .
- ^ «Джок» . Оксфордский справочник . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «АФРИКА | 101 последнее племя — народ ачоли» . www.101lasttribes.com . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «АЧОЛИ | Путеводитель по Уганде» . 06.08.2014 . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Боккассино, Р. (1939). «Природа и характеристики Верховного Существа, которому поклоняются ачоли Уганды» . Угандийский журнал . 6 (4): 195–201. ISSN 0041-574X .