Леле из Касаи
![]() Издание в мягкой обложке | |
Автор | Мэри Дуглас |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Этнография |
Жанр | Научная литература |
Издатель | Издательство Оксфордского университета Международного африканского института |
Дата публикации | 1963 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Распечатать |
ISBN | 0-415-29104-6 |
Предшественник | Народы региона озера Ньяса |
С последующим | Чистота и опасность |
«Леле Касаи» (1963) была второй книгой влиятельного британского антрополога Мэри Дуглас и первой, написанной под ее фамилией по браку. [1] В нем она сообщила о своих полевых антропологических исследованиях среди народа леле на западном берегу реки Касаи в районе Басонго , который в то время был юго-западным Бельгийским Конго . Изменения, последовавшие за окончанием бельгийского колониального правления в 1960 году, заставили ее отказаться от обычной практики написания полевых антропологических отчетов в настоящем времени. [2] В книге описывается социальная, экономическая и религиозная жизнь большой деревни Леле, какой она ее наблюдала десять лет назад.
Содержание
[ редактировать ]В первой главе «Леле на карте » указано расположение территории Леле, соседние народы и отношения между ними.
Во второй главе, озаглавленной « Производственная сторона экономики» , рассматриваются ресурсы, доступные леле, и их эксплуатация посредством охоты, рыболовства, подсечно-огневого земледелия и ремесел, в первую очередь производства ткани из рафии .
В третьей главе « Распределение богатства » описывается, как товары длительного и скоропортящегося хранения распределяются в соответствии со статусом, уплатой пошлин и пошлин, а также обменом посредством торговли и бартера.
В четвертой главе «Деревня: должности и возрастные группы» показано, как разделение деревни по возрасту устанавливает перекрестные границы и уравновешивает разделение по родству .
В пятой главе «Кланы » описываются социальные функции матрилинейных кланов, рассредоточенных по ряду деревень.
В шестой главе « Брак: I. Частная жена и частная семья» обсуждается полигинная система домашнего брака, концентрирующая контроль над женщинами на выданье в руках пожилых мужчин, особый статус, предоставляемый отцам и дедушкам, социальные обязательства сыновей. свекровь, представления о сексуальном осквернении и отношениях матери и дочери.
Глава седьмая, Брак: II. «Коммунальная деревенская жена и общинная семья » рассматривает систему полиандрии , запрещенную бельгийскими колониальными властями, чтобы предоставить «деревенскую жену» в качестве общественного ресурса для мужчин, не состоящих в браке. Хотя миссионеры считали это немногим лучше, чем форма проституции, Дуглас описывает почетного служителя, «женившегося на деревне».
Восьмая глава « Долги крови » описывает формы компенсации, выплачиваемой кланам за смерть членов клана, которая, как считается, была вызвана колдовством или сексуальным осквернением.
Девятая глава « Деревня: как кредитор и должник » рассматривает деревню как «корпоративную личность», способную предъявлять и урегулировать претензии. Насилие над смертью было делом деревни, а не клана, которое должно было урегулировать или отомстить.
В десятой главе, « Роль аристократического клана в отношениях между деревнями », излагается междеревенское соперничество, «в котором доминирует идея стереть оскорбления и травмы путем убийства мужчин или захвата женщин», прежде чем обсуждать роль аристократического клана Тунду. , который претендовал на своего рода ритуальное господство над леле в целом, но не имел особого политического превосходства.
В главе одиннадцатой « Религиозные санкции в отношении деревенского единства и организации деревенских культов » описывается вера в единого бога, «Нджамби», действие которого в мире опосредуется различными духовными существами; ритуальная (сексуальная) сегрегация и табу ; деревенские культы «родителей» и прорицателей, членство в которых давало духовный авторитет и оккультные знания. Ее анализ самого древнего из них, культа панголинов (предназначенного для тех, кто, помимо прочих ограничений, произвел на свет ребенка мужского и женского пола от одной и той же жены), стал синонимом этнографической проницательности Мэри Дуглас. [3]
Двенадцатая глава, «Колдовство» , описывает концепцию леле о колдуне как об опытном прорицателе, а также усилия прорицателей направить обвинения в оккультном вреде на нарушения ритуальной чистоты, духов мертвых, колдунов из других деревень и тех, кто имел покинул деревню.
Глава тринадцатая, «Контроль над колдовством », описывает два традиционных метода борьбы с колдовством: «испытание ядом» (запрещенное бельгийскими колониальными властями в 1924 году, так что «к 1950 году это заведение, казалось, исчезло из жизни леле», стр. 241 ), а также «мессианские» антиколдовские культы, которые периодически проносились по деревням, стирая с доски прошлые обвинения в колдовстве.
В последней главе, «Влияние Европы на общество леле» , описываются последствия колониальной администрации, международной денежной экономики и миссионерской проповеди.
Издания
[ редактировать ]Первое издание было опубликовано для Международного африканского института издательством Оксфордского университета в 1963 году. Второе издание в мягкой обложке, опубликованное Международным африканским институтом, последовало в 1977 году. В 2003 году книга была переиздана Routledge как первый том книги « Мэри Дуглас: собрание». Работает .
Отзывы
[ редактировать ]Леле Касаи Рецензию на написал:
- П. Х. Гулливер в Бюллетене Школы восточных и африканских исследований 27: 1 (1964), стр. 210–211.
- Годфри Линхардт в книге «Дела Африки» , Vol. 63, № 253 (1964), стр. 298–299.
- Ян Вансина в Журнале африканской истории , 5:1 (1964), стр. 141–142.
и в
- Архив социологии религий , вып. 9, № 17 (1964), с. 175–176.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Книга Дугласа «Народы региона озера Ньяса» появилась под ее девичьей фамилией Тью в 1950 году.
- ^ Ричард Фардон , Мэри Дуглас: интеллектуальная биография ( Routledge , 1999), стр. 54, 66-67.
- ^ Ричард Фардон , Мэри Дуглас: интеллектуальная биография ( Routledge , 1999), стр. 70, 209.
Источники
[ редактировать ]- Ричард Фардон , Мэри Дуглас: интеллектуальная биография (Лондон: Routledge, 1999), гл. 3.