Экзоскелетный двигатель
Экзоскелетный двигатель ( ESE ) — это концепция проектирования турбомашин . Современные газотурбинные двигатели имеют центральные вращающиеся валы и вентиляторные диски и изготовлены в основном из тяжелых металлов. Им требуются смазанные подшипники и интенсивное охлаждение горячих компонентов. Они также подвержены серьезному дисбалансу (или вибрациям), который может вывести из строя всю ступень ротора , склонны к много- и малоцикловой усталости и подвержены катастрофическому отказу из-за разрыва диска от высоких растягивающих нагрузок, что, следовательно, требует тяжелых защитных устройств. . [ 1 ] Чтобы устранить эти ограничения, концепция ESE выворачивает традиционную конфигурацию наизнанку и использует конструкцию ротора барабанного типа для турбомашин, в которой лопатки ротора прикреплены к внутренней части вращающегося барабана, а не радиально наружу от вала и дисков. конструкции можно использовать несколько барабанных роторов В многокатушечной .
Дизайн
[ редактировать ]По сути, конфигурация барабанного ротора ESE обычно состоит из четырех концентрических барабанов или оболочек с открытым концом:
- внешняя оболочка (корпус двигателя), которая одновременно поддерживает подшипники корпуса барабанного ротора и сдерживает его,
- корпус барабанного ротора, который вращается внутри подшипников и несет на себе лопатки компрессора и турбины,
- статический корпус статора , поддерживающий направляющие лопатки,
- полая статическая внутренняя оболочка, обеспечивающая путь потока через центр двигателя. [ 1 ]
материалы, не обладающие высокой прочностью на разрыв, например керамические материалы В конструкции ESE вращающиеся лопасти находятся преимущественно в радиальном сжатии, а не в радиальном растяжении, а это означает, что для их конструкции можно использовать . Керамика хорошо ведет себя в ситуациях сжимающей нагрузки, когда хрупкое разрушение сведено к минимуму, и обеспечивает большую эффективность работы за счет более высоких рабочих температур и меньшего веса двигателя по сравнению с металлическими сплавами , которые обычно используются в компонентах турбомашин. Конструкция ESE и использование композитных материалов также могут сократить количество деталей, уменьшить или исключить охлаждение и привести к увеличению срока службы компонентов. [ 2 ] Использование керамики также будет полезным для гиперзвуковых двигательных установок, где высокие температуры торможения могут превышать пределы традиционных материалов для турбомашин.
Полость внутри внутренней оболочки можно было использовать несколькими различными способами. В дозвуковых приложениях вентиляция центральной полости набегающим потоком потенциально может способствовать значительному снижению шума; в то время как в сверхзвуковых -гиперзвуковых приложениях он может использоваться для размещения прямоточного или прямоточного воздушно-реактивного двигателя (или других устройств, таких как импульсно-детонационный двигатель ) как часть турбинного двигателя с комбинированным циклом . Такое расположение могло бы уменьшить общую длину двигательной установки и тем самым значительно снизить вес и сопротивление. [ 1 ]
Обобщенные потенциальные преимущества
[ редактировать ]От Чамиса и Бланксона: [ 1 ]
- Устранение напряжений в дисках и отверстиях
- Используйте подшипники с низкими нагрузками.
- Увеличьте скорость ротора
- Уменьшить толщину аэродинамического профиля
- Увеличьте границы трепетания
- Минимизировать/устранить требования к сдерживанию
- Увеличение массового расхода
- Уменьшите вес на 50 процентов
- Уменьшить температуру турбины при той же тяге.
- Снижение выбросов
- Обеспечить более высокую тяговооруженность.
- Улучшить удельный расход топлива
- Увеличение срока службы лопаток при малоцикловой и многоцикловой усталости.
- Уменьшить диаметр двигателя
- Уменьшите количество деталей
- Снизить стоимость обслуживания
- Минимизация/устранение требований к уплотнению и охлаждению
- Минимизировать/устранить потери потока на лопастях, износ лопастей и корпуса
- Свободный сердечник для комбинированных турбореактивных циклов
- Уменьшить шум
- Ускорить интеграцию самолета и двигателя
- Минимизация/устранение чувствительными к зазубринам проблем с материалами,
Проблемы
[ редактировать ]Одной из основных проблем является конструкция подшипников, поскольку не существует известных систем смазывания, которые могли бы справиться с величиной скорости, встречающейся на ESE; фольгированные и магнитные подшипники В качестве возможных решений этой проблемы были предложены .
- Подшипники из фольги являются бесконтактными и перемещаются на тонкой пленке воздуха, которая создается гидродинамически за счет скорости вращения, чтобы подвешивать и центрировать вал. Недостатками системы фольги являются высокий пусковой крутящий момент, необходимость использования механических подшипников для опускания/подъёма и соответствующего оборудования для позиционирования, а также высокие температуры, создаваемые этой системой.
- Для системы магнитных подшипников большого диаметра, необходимой для ESE, жесткость и радиальный рост после раскрутки являются проблемами, с которыми придется столкнуться. Радиальный рост достаточной величины приведет к проблемам со стабильностью, и потребуется система позиционирования магнитных полюсов для поддержания соответствующих зазоров для работы системы. Эта система позиционирования потребует высокоскоростного обнаружения и позиционирования. Пассивный магнитный ламинат и его крепежные детали потребуют высокой структурной целостности, чтобы противостоять чрезвычайно высоким силам инерции, и, скорее всего, приведут к увеличению веса. [ 2 ]
Хотя обе системы подшипников теоретически соответствуют требованиям применения в экзоскелетах, ни одна из технологий в настоящее время не готова к эксплуатации в практических размерах. Развитие технологии подшипников из фольги показывает, что для создания подшипников из фольги такого диаметра может потребоваться 20 лет, а магнитные подшипники кажутся слишком тяжелыми для этого применения и также столкнутся с длительной технологией. программа развития. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Чамис, Христос К. и Исайя М. Бланксон. «Экзо-скелетный двигатель – новая концепция двигателя». НАСА, 2006. Дата обращения: 5 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Рош, Джозеф М., Дональд Т. Палак, Джеймс Э. Хантер, Дэвид Э. Майерс и Кристофер А. Снайдер. «Исследование концепции двигательной установки экзоскелетного двигателя». НАСА, 2005. Дата обращения: 31 августа 2009 г.