Дени Дор
Сообщается, что Дени д'Ор (Золотой Дионис) был первым музыкальным инструментом в истории, в котором использовалось электричество. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Чешский богослов Вацлав Прокоп Дивиш , приход которого находился в моравском городе Пржиметице недалеко от Зноймо , интересовался как музыкой, так и электричеством . Он изучал использование электричества сначала в медицинских и аграрных целях, а позже для предотвращения гроз. Он также пытался применить это к музыке, когда создал свой собственный музыкальный инструмент , который он назвал «Дени д'Ор», с французским «Денис» (этимологически восходящим к « Дионису »), чешский аналог которого - «Дивиш» - отсюда имя.
Самое раннее письменное упоминание о Дени д'Оре датируется 1753 годом, но вполне вероятно, что он существовал уже около 1748 года. Некоторые источники даже относят его существование еще к 1730 году, но это утверждение исторически несостоятельно и не подкреплено никакими доступная информация о биографии и творчестве Дивиша. К сожалению, после смерти Дивиша в 1765 году уникальный инструмент был продан и в конечном итоге привезен в Вену , где бесследно исчез.
Сохранившиеся описания Дени д'Ора кратки и очень немногочисленны, так что даже невозможно уточнить, действительно ли это был электрофон или нет. Дивиша называют первым человеком, который выдвинул идею эстетической связи между музыкой и электричеством. Однако Жан-Батист Тилле Делаборд построил clavecin électrique , инструмент, который гораздо лучше задокументирован. несколько лет спустя [ 2 ]
Свойства инструмента
[ редактировать ]Сообщалось, что Denis d'or имел 14 регистров , большинство из которых были двойными, а его сложный механизм помещался в симметричном деревянном корпусе, оснащенном клавиатурой и педалью. Он был около 150 см (4,9 фута) в длину, 90 см (3,0 фута) в ширину и 120 см (3,9 фута) в высоту. По сути, это был хордофон , мало чем отличающийся от клавикорда — другими словами, по струнам ударяли, а не перещипывали. Подвешивание и натяжение предположительно 790 металлических струн было описано как более сложное, чем у клавикорда. Механизм, разработанный Дивишем, был таков, что Дени д'Ор мог имитировать звуки множества других инструментов, включая хордофоны, такие как клавесины , арфы , лютни и духовые инструменты . В основном это произошло благодаря отзывчивости и возможности комбинирования стопов, которые позволяли игроку изменять звук разными способами, тем самым создавая в общей сложности гораздо более сотни различных тональных голосов.
Наконец, новый инструмент производил удары электрическим током в качестве розыгрыша над игроком. Когда немецкий теолог Иоганн Людвиг Фрикер (1729–1766) посетил Дивиш в 1753 году и увидел Дени д'Ора собственными глазами, он упомянул об этом в журнале Тюбингенского университета. [ 3 ] как «Электрический музыкальный инструмент», дословный перевод которого означает «электрический музыкальный инструмент».
Спорным остается вопрос о том, производились ли звуки Дени д'ора также с помощью электричества или это был другой акустический инструмент, такой как клавикорд. Якобы Дивиш мог заряжать железные струны электричеством, чтобы улучшить качество звука. Это могло бы быть возможным объяснением эффектов, которые аудитория воспринимала как электрические по своей природе и которые могли быть достигнуты с помощью лейденских банок или аналогичного оборудования, обычно используемого в ранних исследованиях электричества. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хью Дэвис (7 октября 2009 г.), "Denis d'or" , Grove Music Online , Oxford Music Online
- ^ Перейти обратно: а б Peer Sitter: Das Denis d'or: Urahn der 'elektroakustischen' Musikinstrumente? (Denis d'or: предок электроакустических инструментов?). Архивировано 3 января 2016 г. в Wayback Machine (сборник описаний инструмента на немецком языке).
- ^ Тюбингенские отчеты об научных вопросах , XXX, июль 1754 г., стр. 395.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мемориал Прокопа Дивиша
- Дени Д'Ор Дени Д'Ор о 120-летии электронной музыки