Jump to content

Артапан Александрийский

(Перенаправлено с Артапана (историка) )
Фрагмент «Артапана Александрийского», скан 1928 года. Древняя еврейская литература вне Библии, автор Пауль Рисслер.

Артапан Александрийский (греч. Ἀρτάπανος Ἀλεξανδρεύς) был историком александрийского еврейского происхождения, который, как полагают, жил в Александрии во второй половине III или II века до нашей эры. Хотя большинство ученых предполагают, что Артапан жил в Александрии, другие утверждают, что он жил в сельской местности. Тем не менее, Артапан жил в Египте.

Артапан написал «О евреях» — историю евреев — на греческом языке между 250 и 100 гг. до н. э., но этот текст не сохранился до наших дней. Сочинения Артапана можно интерпретировать как ответ на такие произведения, как сочинения Манефона еще в III веке до нашей эры; следовательно, Артапан писал, скорее всего, не ранее середины III в. Можно утверждать, что Артапан писал во второй половине III века до нашей эры под влиянием правления Птолемея IV Филопатора между 221 и 204 годами до нашей эры; однако цитата Александра Полигистора об Артапане в середине I века до н.э. позволяет предположить, что Артапан писал не позднее конца II века до н.э. Сочинения Полигистора до наших дней не сохранились. [ 1 ] [ 2 ]

Части работы Артапана сохранились в книгах двух более поздних историков: Климента Александрийского в Строматах (книга I, глава 23.154,2f) и Евсевия Кесарийского в Præparatio Evangelica (книга IX, главы 18, 23 и 27). По словам Дж. Дж. Коллинза и Джеймса Х. Чарльзворта , «у нас нет реальных выдержек из Артапана, а только резюме Александра Полигистора , поскольку они были сохранены Евсевием». [ 3 ]

Произведения и изображение Моисея

[ редактировать ]

Существует общее мнение ученых, что Артапан использовал Септуагинту в качестве основы для своего исторического повествования, свободно манипулируя ее историями для создания своего собственного уникального повествования. Он описывает египетские приключения трех главных еврейских патриархов, Авраама, Иосифа и Моисея, изображая их героями, ответственными за многие культурные инновации древнего Ближнего Востока. [ 1 ]

Согласно Артапану, Авраам научил египетского фараона науке астрологии, а Моисей даровал человечеству множество «полезных благ», изобретая лодки, египетское оружие и философию. (Евсевий, PrEv 9.27.4) Он также рассказывает, что греки называли Моисея Мусеем и что он учил Орфея, которого многие считали отцом греческой культуры. [ 4 ] Точно так же Артапан приписывает Моисею разделение Египта на 36 номов, а также успешное завоевание Эфиопии - два достижения, традиционно приписываемые египетскому народному герою Сесострису. [ 5 ] На протяжении всего повествования Артапан настаивает на том, что публика любила этих еврейских деятелей за их впечатляющие нововведения и достижения. Фактически, он отмечает, что эфиопы дошли до того, что сделали себе обрезание из-за восхищения Моисеем. [ 1 ] Хотя часть истории Артапана явно ссылается на рассказы из Бытия и Исхода, такие как его описание казней, в большей части его истории отсутствуют доказательства.

Одним из наиболее поразительных аспектов работ Артапана является легкость, с которой он синкретизирует еврейскую и египетскую культуру и религию. Артапан также пишет, что Моисей несет ответственность за назначение «для каждого из [36] номов бога, которому следует поклоняться, и что это должны быть кошки, собаки и ибисы». [ 1 ] Нет сомнения, что Артапан был знаком с культами животных Египта и многими культовыми центрами поклонения кошкам, такими как Телль-эль-Бубастис, и ибисам, такими как Туна-эль-Гебель (за пределами Гермополя), процветавшими в время, когда Артапан писал. [ 6 ] К сожалению, упоминание о «кошках, собаках и ибисах» не дает нам достаточных знаний о различных культовых центрах, которые можно было бы использовать для датировки произведения. Однако мы не можем знать только из рассказа Артапана, в какой степени этот религиозный синкретизм существовал в умах других евреев или египтян, писавших или живших в это время. Хотя Артапан приписывает Моисею основание культов животных, он также утверждает, что «освященные животные» были уничтожены во время перехода через Красное море. [ 1 ] Это говорит о том, что, по мнению Артапана, вклад Моисея в развитие египетского общества в конечном итоге был менее важным, чем первоначальная цель этого народного героя: вывести израильтян из Египта.

Моисей также отождествляется с Гермесом в 9.27.6 (Евсевий, PrEv): «Из-за этого Моисей был любим массами, и священники считали его достойным богоподобной чести и называли Гермесом из-за интерпретации священных буквы». [ 1 ] Гермес был греческим богом-посланником, который в египетских традициях ассоциировался с Тотом (Джехути), богом мудрости и времени, который изобрел письменность. [ 7 ] Джон Дж. Коллинз указывает на греческую языковую игру, которая, должно быть, существовала во времена Артапана, когда существовали Моисей, Тот и общее имя Тутмос; однако Артапан связывает Моисея с Тотом не поэтому. Вместо этого Артапан устанавливает связь между еврейскими патриархами, которые обучали египтян таким навыкам, как астрология (Авраам, Евсевий Прев 9.18.1), и Моисеем, который, интерпретируя священные буквы (предположительно еврейское письмо), достиг богоподобного знания Тота. Связь Моисея с малоизвестным еврейским персонажем Енохом также была отмечена некоторыми учеными, поскольку Енох, как говорили, учил людей «правильной» астрологии (например, солнечному календарю; 1 Еноха 1–36), однако Артапан лишь ясно обозначает связь Моисея с Гермесом/Тотом. Это имеет смысл, поскольку Артапан пытается примирить Моисея не с еврейскими мифологическими фигурами, а, скорее, с египетской историей, культурой и религией в целом.

Теология и мотивация

[ редактировать ]

Богословие Артапана вызывает острые споры в научном сообществе. Некоторые ученые считают его евреем-политеистом. Джон Барклай, например, считает признание Артапаном египетских культов животных и изображение Моисея божественным признаком его многобожия. [ 4 ] Другие отмечают, что его увлечение чудесными силами Моисея напоминает эллинистическое язычество. [ 8 ] Другая группа ученых, однако, считает, что Артапан практиковал монолатрию – сам он поклонялся только одному богу, но признавал возможное существование других. [ 9 ] Они утверждают, что Артапан утверждает превосходство ЯХВХ на протяжении всего своего текста и что его изображение Моисея как божества на самом деле имеет библейское происхождение. [ 1 ]

Мотивация Артапана написать свою историю также обсуждается. Одна ветвь анализа подчеркивает скрытую напряженность между евреями диаспоры и их эллинистическими соседями. Например, некоторые ученые, такие как Карл Холладей, рассматривают сочинения Артапана как «конкурентную историографию». [ 10 ] Эти ученые утверждают, что Артапан стремился защитить евреев от нападок историков-неевреев, таких как Манефон, и это объясняет его превосходное изображение еврейских патриархов. [ 4 ] Джеймс Чарльзворт из Принстонского университета, например, утверждает, что Артапан составил «проеврейские извинения» в ответ на анти-Моисеевские и другие антиеврейские египетские стереотипы. [ 11 ] Другие опровергают первый аргумент, заявляя, что маловероятно, чтобы какой-либо нееврей стал читать приукрашенную историю евреев, принижающую достижения их собственной культуры. [ 8 ] Вместо этого эти ученые настаивают на том, что целевой аудиторией Артапана были прежде всего сами евреи, и он написал эту романтическую историю, чтобы поддержать их национальную гордость. Некоторые ученые принимают оба этих аргумента, утверждая, что повествование Артапана одновременно представляет собой апологетическую историографию и романтическую часть национальной пропаганды.

С другой стороны, Эрих Грюн настаивает на том, что эти аргументы полностью упускают из виду юмор Артапана и, следовательно, его основную мотивацию. Он утверждает, что Артапан не хотел, чтобы читатели восприняли его воображаемый рассказ буквально, поскольку любой, знакомый с библейскими историями, быстро распознал бы его фантастические дополнения и манипуляции. Вместо этого Грюн настаивает на том, что Артанпанус игриво дразнит фараонов и преувеличивает достижения еврейских патриархов до «комических размеров», чтобы продемонстрировать свою уверенность в себе как еврея диаспоры. Именно это чувство комфорта он стремился дать своим еврейским читателям. [ 5 ]

Литературное влияние

[ редактировать ]

Хотя возможно, что Артапан оказал влияние на еврейского историка Иосифа Флавия , похоже, что в целом он оказал мало влияния на более позднюю еврейскую литературу.

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Коллинз, Джон Дж. (1983) «Артапан», стр. 889–903 в «Ветхом Завете Псевдоэпиграфы : Том. 2 Расширения «Ветхого Завета» и легенд, мудрости и философской литературы, молитв, псалмов и од, фрагментов утраченных иудео-эллинистических сочинений. Эд Джеймс Х. Чарльзуорт. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей.
  2. ^ Из Чарльзворта, Псевдоэпиграфы Ветхого Завета . Цитата: Текст можно найти также в «Die Fragmente der griechischen Historiker» Якоби ( FGH , vol. 3C, n0. 726, pp. 519-24) и в книге А. -М. Денис, Fragmenta pseudoepigrapharum quae supersunt graica (Денис, ПВТГ 2, стр. 186-95)
  3. ^ Дж. Дж. Коллинз , Артапан (с третьего по второй век до нашей эры). Новый перевод и введение , Джеймс Х. Чарльзуорт (1985), Псевдоэпиграфы Ветхого Завета , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company Inc., Том 2, ISBN   0-385-09630-5 (Том 1), ISBN   0-385-18813-7 (Том 2), с. 889.
  4. ^ Jump up to: а б с Барклай, Джон М.Г. (1996) Евреи в средиземноморской диаспоре . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
  5. ^ Jump up to: а б Грюн, Эрих С. ​​(2002) Диаспора: евреи среди греков и римлян . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета
  6. ^ Геродот, Истории II.67; Икрам, Салима. Божественные существа: Животные в Древнем Египте, Каир: AUC Press, 2005.
  7. ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003) Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон.
  8. ^ Jump up to: а б Тиде, Дэвид Ленц (1972). Харизматическая фигура как чудотворец . Серия диссертаций SBL 1. Миссула, Монт: Общество библейской литературы, стр. 146–77.
  9. ^ Коскенниеми, Э. (2002). «Греки, египтяне и евреи во фрагментах Артапана». Журнал изучения псевдоэпиграфов . 13 :17–31. дои : 10.1177/095182070201300102 . S2CID   161979830 .
  10. ^ Холладей, Карл Р. (1989) Фрагменты еврейских авторов-эллинистов : Том I: Историки. Общество библейской литературы
  11. ^ Чарльзуорт, Джеймс. Х., П. Дайкерс и М.Дж.Чарльсворт (1981). Псевдоэпиграфы и современные исследования . Чико, Калифорния: Ученые. стр. 82–3.

Библиография

[ редактировать ]
  • Его Величество Зеллетин, «Конец еврейского Египта: Артапан и второй исход», в книге Грегга Гарднера и Кевина Л. Остерло (редакторы), « Античность в древности: еврейское и христианское прошлое в греко-римском мире» (Тюбинген, Мор Зибек, 2008 г.) (Тексты и исследования древнего иудаизма, 123), 27–73.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8010bdb91ab660b61ea8736406d3720__1704898080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/20/c8010bdb91ab660b61ea8736406d3720.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Artapanus of Alexandria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)