Христос в пустыне
Христос в пустыне | |
---|---|
![]() | |
Художник | Иван Крамской |
Год | 1872 [ 1 ] |
Середина | Холст, масло [ 1 ] |
Размеры | 184 см × 214 см (72 × 84 дюйма) [ 1 ] |
Расположение | Tretyakov Gallery [ 1 ] , Москва |
Христос в пустыне или Христос в пустыне [ 2 ] [ 3 ] (Русский: Христос в опасности , латинизированный : Христос в пустыне ) — картина русского художника Ивана Крамского 1872 года , отражающая искушение Христа . предложил Крамскому профессорскую должность по живописи Совет Российской академии художеств , но, узнав об этом, в начале 1873 года отказался от нее (ранее он был исключен из Академии и предпочел сохранить «юношескую приверженность независимости от Академия»). [ 4 ] Впоследствии она стала одной из любимых картин Павла Третьякова , который купил ее для своей галереи в год завершения картины. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Тема искушения Христа привлекла Крамского уже в начале 1860-х годов. В этот период он сделал первый набросок композиции. [ 4 ] Первая версия « Христа в пустыне» датирована 1867 годом, но оказалась неудачной. Крамской понял, что выбор вертикального формата неуместен. Он выбрал горизонтальный формат и представил на заднем плане бледную каменистую пустыню. [ 4 ]
Раннюю историю создания картины Крамской описал в письмах к писателю Всеволоду Гаршину .
Картина
[ редактировать ]
«Христос в пустыне» — одна из картин Крамского на тему Иисуса, вторая — « Радуйся, Царь Иудейский и Иродиада» . Художник рассматривает религиозную тематику с гуманистической, нравственной и философской точки зрения, предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа.
Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после крещения, и с искушением Христа диаволом, произошедшим во время этого поста.
По словам художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека. Линия горизонта проходит довольно низко, разделяя картину примерно пополам. В нижней части изображена холодная каменистая пустыня, а в верхней части изображено предрассветное небо, символ света, надежды и будущих преобразований. Фигура Иисуса Христа , одетого в красный хитон и темно-синий плащ-химатий, доминирует в пространстве картины, но остается в гармонии с окружающим суровым пейзажем. В одинокой фигуре, изображенной среди холодных камней, чувствуется не только скорбное созерцание и усталость, но и готовность сделать первый шаг на каменистой тропе, ведущей к Голгофа .
Сдержанность в изображении одежды позволяет сосредоточить основное внимание на лице и руках Христа, что создает в изображении психологическую достоверность и человечность.
Крепко сжатые кулаки расположены в самом геометрическом центре полотна. Вместе с ликом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции. Сцепленные руки, расположенные у линии горизонта, «в волевом напряжении как будто пытаются связать, как краеугольный камень, весь мир — небо и землю — в одно целое». Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням.
Картина статична, без действия, но показывает работу мысли Христа и силу его духа, сохранившуюся, несмотря на все страдания, которые ему пришлось и еще придется пережить.
Иван Крамской продал свою работу Третьякову за 6000 рублей . (6000 российских имперских рублей 1873 года стоят 1 698 000 долларов в 2024 году.)
Прием
[ редактировать ]Картина получила широкий отклик и появилась на второй выставке передвижников 1873 года. Павел Третьяков писал: «Спас Крамского мне очень понравился... поэтому я и спешил купить его, но многие его не очень ценили и остальные вообще нет. По-моему, это лучшая картина в нашей школе за последнее время, может быть, я ошибаюсь». [ 5 ] Критик Владимир Стасов отмечал, что «в общем физиологическом ряду произведения ощутимо звучит скорбная нота». [ 6 ] Всеволод Гаршин обозначил «выражение огромной нравственной силы, ненависти ко злу и полной решимости бороться с ним». [ 7 ] По мнению Ивана Гончарова , написавшего «Христос в пустыне. Картина г. Крамского» (оригинальное русское название: «Христос в войне». Картина г. Крамского»), «вся фигура как будто несколько уменьшилась от своего естественной величины, сократившейся не от голода, жажды и непогоды, а от внутреннего, нечеловеческого проникновения в свою мысль и волю во время борьбы сил духа и плоти». [ 6 ] Он также подчеркивал, что «нет ничего праздничного, героического, победного — будущая судьба мира и всего живого сокрыта в этом жалком, маленьком существе, в нищем облике, под лохмотьями, в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и сила". Русский искусствовед Георгий Вагнер написал статью «К интерпретации картины И. Н. Крамского «Христос в пустыне».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Христос в пустыне» . Третьяковская галерея . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Иван Крамской» . Американское общество художников-портретистов. Архивировано из оригинала 24 декабря 2009 года . Проверено 29 марта 2010 г.
- ^ «Иисус Христос в пустыне Ивана Крамского» . Арт-Студия. Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 29 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Христос в пустыне (1872) Крамской (на русском языке). Крамской.инфо . Проверено 30 марта 2010 г.
- ^ Татьяна Юденкова. Неустанное служение. К истории коллекции П.М.Третьякова (in Russian). Наше Наследие . Retrieved 30 March 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б Крамской И. "Христос в пустыне" (на русском языке). Рядом с тобой . Проверено 30 марта 2010 г.
- ^ Немировская, М.А. Иван Николаевич Крамской. —Л.: Художник РСФСР, 1969, с. 25