Оценочное обусловливание
Оценочное обусловливание определяется как изменение валентности стимула , вызванное сочетанием этого стимула с другим положительным или отрицательным стимулом. Первый раздражитель часто называют условным, а второй — безусловным. Условный раздражитель становится более позитивным, когда он сочетается с положительным безусловным раздражителем, и более негативным, когда он сочетается с отрицательным безусловным раздражителем. [1] Таким образом, оценочное обусловливание относится к формированию или изменению отношения к объекту вследствие простого сосуществования этого объекта с другим объектом. [2]
Оценочное обусловливание — это форма классического обусловливания , изобретенная Иваном Павловым , в которой оно включает в себя изменение реакций на условный раздражитель, возникающее в результате сочетания условного раздражителя с безусловным раздражителем. В то время как классическая обусловленность может относиться к изменению любого типа реакции, оценочная обусловленность касается только изменения оценочных реакций на условный раздражитель, то есть изменения симпатии к условному раздражителю. [1]
Классическим примером формирования установок посредством обусловленности является эксперимент Стаатса и Стаатс 1958 года. [3] Сначала испытуемых просили выучить список слов, которые были представлены визуально, и проверяли их запоминание этого списка. Затем они проделали то же самое со списком слов, представленных устно, и все они подготовили почву для критической фазы эксперимента, который был представлен как оценка способности испытуемых учиться одновременно через визуальные и слуховые каналы. На этом этапе испытуемым визуально показывали набор названий национальностей, в частности голландцев и шведов. Примерно через секунду после появления на экране национальности экспериментатор произносил слово вслух. Большинство из этих последних слов, ни одно из которых не повторялось, были нейтральными (например, стул, двенадцать). Однако было включено несколько положительных слов (например, дар, священный, счастливый) и несколько отрицательных слов (например, горький, уродливый, неудача). Эти слова систематически сочетались с двумя условными раздражителями национальностей так, что один всегда появлялся с положительными словами, а другой - с отрицательными. Таким образом, кондиционные испытания были встроены в поток визуально представленных названий национальностей и устно произнесенных слов. Когда фаза кондиционирования была завершена, испытуемых сначала просили вспомнить слова, которые были представлены визуально, а затем оценить их, предположительно потому, что то, как они относились к этим словам, могло повлиять на их обучение. Кондиционирование прошло успешно. Национальность, которая сочеталась с более положительными безусловными стимулами, была оценена как более приятная, чем та, которая сочеталась с отрицательными безусловными стимулами. [4]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хофманн и др. 2010 , с. 391.
- ^ Джонс, Олсон и Фацио 2010 , с. 205.
- ^ Стаатс и Стаатс 1958 .
- ^ Джонс, Олсон и Фацио 2010 , с. 205-206.
Источники
[ редактировать ]- Хофманн, В.; Де Хаувер, Дж.; Перуджини, М.; Байенс, Ф.; Кромбез, Г. (2010). «Оценочное обучение у людей: метаанализ». Психологический вестник . 136 (3): 390–421. дои : 10.1037/a0018916 . ПМИД 20438144 .
- Джонс, Кристофер Р.; Олсон, Майкл А.; Фацио, Рассел Х. (2010). «Оценочное обусловливание: вопрос «как» . Adv Exp Soc Psychol . 43 (1): 205–255. дои : 10.1016/S0065-2601(10)43005-1 . ПМК 3254108 . ПМИД 22241936 .
- Стаатс, AW; Стаатс, СК (1958). «Установки, установленные классической обусловленностью». Журнал аномальной и социальной психологии . 57 (1): 37–40. дои : 10.1037/h0042782 . ПМИД 13563044 .