Индекс обучающегося
Индекс Лернера , формализованный в 1934 году британским экономистом российского происхождения Аббой Лернером фирмы , является мерой рыночной власти .
Определение
[ редактировать ]Индекс Лернера определяется:
фирмы где P — рыночная цена, установленная фирмой, а MC — предельные издержки . Индекс колеблется от 0 до 1. Совершенно конкурентная фирма взимает плату P = MC, L = 0; такая фирма не имеет рыночной власти. Олигополист или монополист взимает плату P > MC, поэтому его индекс равен L > 0, но размер наценки зависит от эластичности (чувствительности к цене) спроса и стратегического взаимодействия с конкурирующими фирмами. Индекс повышается до 1, если фирма имеет MC = 0.
На значение индекса Лернера влияют следующие факторы:
- ценовая эластичность спроса на товары, производимые предприятием — чем меньше колебания спроса под влиянием цен, тем меньше эластичность и больше значение L;
- взаимодействие с конкурентами — чем их больше и чем больше их размер, тем меньше у компании возможностей максимизировать прибыль и меньше L;
- степень регулирования — чем активнее государство проводит антимонопольную политику, тем ниже значение Л.
Правило Лернера или условие Лернера заключается в том, что для максимизации своей прибыли фирма должна выбирать свою цену так, чтобы индекс Лернера равнялся -1 относительно эластичности спроса, с которым сталкивается фирма (обратите внимание, что это не обязательно то же самое, что и рыночная цена). эластичность спроса):
Недостаток индекса Лернера заключается в том, что, хотя наблюдать за ценами фирмы относительно легко, измерить ее предельные издержки довольно сложно. На практике средняя стоимость часто используется как приблизительное значение.
Индекс Лернера никогда не может быть больше единицы. В результате, если фирма максимизирует прибыль, эластичность спроса, с которой она сталкивается, никогда не может быть меньше единицы по величине (|E|<1). Если бы это было так, фирма могла бы увеличить свою прибыль за счет повышения цены, поскольку неэластичный спрос означает, что повышение цены на 1% приведет к уменьшению количества менее чем на 1%, поэтому выручка увеличится, а поскольку меньшее количество означает снижение затрат, прибыль увеличится. рост. Иными словами, монополист никогда не действует в неэластичной части своей кривой спроса.
Рыночная власть и прибыль
[ редактировать ]Очень важно отметить, что сама по себе рыночная власть не гарантирует высокой прибыли, поскольку прибыль зависит от соотношения средних издержек и цены. Фирма может иметь большую рыночную власть, чем другая фирма, но при этом получать меньшую прибыль. В качестве примера давайте сравним средний супермаркет и магазин повседневного спроса, работающие в одном районе. В супермаркетах наценка обычно составляет 15-20%, а в магазинах шаговой доступности 25-30%. Это связано с тем, что супермаркеты работают в более конкурентной среде — во время их работы одновременно работают и другие торговые точки, чтобы обеспечить значительное количество покупателей, необходимо предлагать привлекательные цены. В магазинах у дома цена выше, чем в супермаркетах, потому что часть их клиентов попадает в тот момент, когда нет большого выбора торговых точек или ради мелкой покупки нет смысла искать другие варианты. Число посетителей таких магазинов, как правило, меньше зависит от цен, чем в супермаркетах (менее эластичный спрос). Согласно коэффициенту Лернера, небольшие магазины обладают большей монопольной властью, поскольку они взимают более высокую прибыль за один и тот же товар. Но при этом такие магазины обычно получают гораздо меньшую сумму прибыли, чем супермаркет, поскольку у них гораздо меньший объем продаж, а средняя себестоимость единицы продукции выше.
Вывод
[ редактировать ]фирмы Правило Лернера исходит из задачи максимизации прибыли . Фирма, выбирающая количество Q, столкнувшаяся с обратной кривой спроса P(Q) и несущая затраты C(Q), имеет прибыль, равную доходу (где R = PQ) за вычетом затрат:
При подходящих условиях (что это задача выпуклой максимизации, например, P(Q) и C(Q) являются линейными функциями) мы можем найти максимум, взяв производную прибыли по Q и получив условие первого порядка :
что дает стандартное правило MR = MC. Чтобы получить правило Лернера, переключитесь на обозначение dC/dQ = MC и перепишите его как
Разделите на П, чтобы получить
используя производное определение эластичности.
Примеры
[ редактировать ]Расчет
[ редактировать ]Предположим, нам нужно заполнить пробелы в следующей таблице:
Промышленность | Цена,П | Предельные издержки,MC | Эластичность спроса,E d | Индекс обучаемого,L |
---|---|---|---|---|
А | 10 | 0.4 | ||
Б | 30 | -2 | ||
С | 40 | 30 |
При L = -1/E d и E d = -1/L эластичность спроса для отрасли А составит -2,5. Мы можем использовать значение индекса Лернера для расчета предельных издержек (MC) фирмы следующим образом:
0,4 = (10 – MC) ÷ 10 ⇒ MC = 10 – 4 = 6.
Недостающие значения для отрасли B находятся следующим образом: из значения E d, равного -2, мы находим, что индекс Лернера равен 0,5. Если цена 30, а L 0,5, то MC будет 15:
MC = P − P × L = 30 — 30 × 0,5 = 15.
Отрасль C. Для P=40 и MC=30 индекс Лернера будет равен 0,25 [= (40 − 30) ÷ 40], а значение E d должно быть -4 [= -1 ÷ 0,25].По результатам расчетов наша таблица примет окончательный вид:
Промышленность | Цена,П | Предельные издержки,MC | Эластичность спроса,E d | Индекс обучаемого,L |
---|---|---|---|---|
А | 10 | 6 | -2.5 | 0.4 |
Б | 30 | 15 | -2 | 0.5 |
С | 40 | 30 | -4 | 0.25 |
Таким образом, отрасль Б обладает наибольшей монопольной властью, а отрасль С наиболее близка к совершенной конкуренции.
Индекс Лернера чешского кредитного рынка
[ редактировать ]Год | Иметь в виду | медиана |
---|---|---|
2000 | 0.4438 | 0.5486 |
2001 | 0.5598 | 0.5455 |
2002 | 0.5723 | 0.5530 |
2003 | 0.6165 | 0.6089 |
2004 | 0.5430 | 0.5371 |
2005 | 0.5980 | 0.6163 |
2006 | 0.5673 | 0.5457 |
2007 | 0.5650 | 0.5739 |
2008 | 0.5109 | 0.5029 |
2009 | 0.3921 | 0.3289 |
2010 | 0.6742 | 0.6582 |
В период 2000–2005 гг. индекс Лернера, рассчитываемый для кредитного рынка, несколько увеличился. Это означает, что произошло небольшое снижение конкуренции. Затем, в течение 2006–2009 годов, произошло снижение индекса Lernex. В 2010 году индекс Лернера значительно увеличился. Среднее значение индекса Лернера, рассчитанное для полной выборки, составляет 53,58 %, что не подтверждает ни монополии, ни совершенной конкуренции на кредитном рынке Чехии.
Индекс Лернера чешского депозитного рынка
[ редактировать ]Год | Иметь в виду | медиана |
---|---|---|
2000 | 0.5905 | 0.6898 |
2001 | 0.6864 | 0.6959 |
2002 | 0.6930 | 0.6692 |
2003 | 0.7170 | 0.7204 |
2004 | 0.6595 | 0.6482 |
2005 | 0.6955 | 0.7100 |
2006 | 0.6718 | 0.6806 |
2007 | 0.6696 | 0.6776 |
2008 | 0.6255 | 0.6328 |
2009 | 0.5266 | 0.4880 |
2010 | 0.7642 | 0.7355 |
Эта таблица представляет оценку рыночной власти на рынке депозитов в Чешской Республике. За период 2005–2009 годов индекс Лернера, рассчитанный для рынка депозитов, несколько снизился, что означает небольшое усиление конкуренции. В 2010 году произошел рост индекса Лернера. Это сигнализирует об уменьшении конкуренции. Однако значение индекса Лернера существенно не изменилось за последние 10 лет.
Индекс Лернера на кредитном рынке России
[ редактировать ]В 2015 году была опубликована статья «Применение индекса Лернера для оценки конкуренции малого и среднего бизнеса на кредитном рынке России».Они проанализировали период с 2010 по 2013 годы. Задачи данной работы заключались в оценке степени конкуренции в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса, а также в анализе рыночной власти различных групп коммерческих банков. В качестве метода исследования был выбран индекс Лернера, чтобы определить, какие из групп банков (малые, средние и крупные; партнеры и непартнеры различных банков развития) обладают большей рыночной властью и как она меняется с течением времени. Данная работа внесла значительный вклад в изучение банковской конкуренции, адаптировав показатель оценки конкуренции всего рынка банковских услуг к оценке степени конкуренции на рынке одного продукта - кредитования малого и среднего бизнеса. , а также показывая наличие конкуренции.
Год | Ценить | Стандартное отклонение |
---|---|---|
2010 | 0,3159 | 0,1274 |
2011 | 0,2137 | 0,1337 |
2012 | 0,2285 | 0,1341 |
2013 | 0,3027 | 0,1405 |
Результаты исследования показали, что сегмент кредитования малого и среднего бизнеса по структуре представляет собой монополистную конкуренцию, доминирующее положение в которой занимают государственные банки. Монопольная власть этой группы обусловлена использованием ими эффекта масштаба , низкой стоимостью финансирования и меньшими рисками выдаваемых кредитов. Эффект от поддержки банков развития малых и средних банков существенно не отражается на их рыночной власти.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Лернер, АП (1934). «Понятие монополии и измерение монопольной власти». Обзор экономических исследований . 1 (3): 157–175. дои : 10.2307/2967480 . JSTOR 2967480 .
- https://journal.open-broker.ru/economy/indeks-lernera/
- https://www.cjournal.cz/files/91.pdf
- https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-indeksa-lernera-k-otsenke-konkurentsii-na-rynke-kreditovaniya-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii/viewer
- ru:Коэффициент Лернера