Континуальная модель формирования впечатления
В социальной психологии континуальная модель формирования впечатления была создана Фиске и Нойбергом . [1]
Согласно этой модели формирования впечатления , впечатления формируются, когда люди автоматически классифицируют других по социальным категориям . При категоризации реакции людей на других обычно основаны на активированных эмоциях, познаниях и поведении, которые они связывают с этой социальной категорией. Однако при наличии достаточной мотивации и ресурсов люди могут игнорировать свои стереотипы , лучше узнать человека и судить о нем на основе изученных индивидуализирующих факторов. [2]
Исторический контекст
[ редактировать ]Центральное утверждение континуальной модели датируется 1982 годом: [3] где Фиске предложил «аффект, запускаемый схемой», объясняет немедленные оценки, сделанные во время социальных взаимодействий , и эффект, связанный со спонтанной социальной категоризацией. [3] [1] Разработка модели возникла на основе заявки на грант в 1984 году, которая легла в основу главы, написанной Фиске и Павелчаком, в которой описывалась эмпирическая поддержка аффекта, вызванного схемой, и сравнивалась ее с моделями, основанными на категориях. [4] В течение следующих четырех лет Фиске и Нойберг подробно разработали полную модель, подробно объяснив последовательность этапов, а также сравнили ее с существующей литературой. [1] Основной концепцией модели было противоречие между существующей литературой о формировании впечатлений и социальным познанием. Литература по формированию впечатления использовала элементарный и алгебраический подход, тогда как социальное познание использовало более целостный и конфигурационный подход. [5]
Элементарный подход к формированию впечатления предполагает, что, когда люди производят впечатление, они взвешивают среднее значение отдельных характеристик целевого человека. Этот подход, разработанный Андерсоном, хорошо справился с прогнозированием индивидуальных оценок целевого человека, но показал, что характеристики человека являются фиксированными и не изменяются под воздействием других характеристик или факторов. [6]
Конфигурационные подходы предполагали, что характеристики цели можно рассматривать по-разному в зависимости от других характеристик, которыми она обладает. Модель континуума синтезировала эти два подхода, предположив, что люди могут использовать ряд процессов для создания впечатления. Использование этих различных процессов зависит от двух основных факторов: доступной информации и мотивации воспринимающего. [5] [7]
Процессы
[ редактировать ]Этапы модели включают в себя: первоначальную категоризацию, личную значимость, распределение внимания, подтверждающую категоризацию, повторную категоризацию, частичную интеграцию, публичное выражение и дальнейшую оценку.
Первоначальная категоризация
[ редактировать ]При первой встрече с человеком воспринимающему требуется достаточная информация, чтобы поместить этого человека в существующую социальную категорию . Эта категоризация происходит почти мгновенно и автоматически и обычно основана на таких существенных признаках, как пол, возраст и этническая принадлежность . [1] Как только цель классифицирована, возникают мысли и чувства, соответствующие тому, как человек относится к этой конкретной социальной категории. [5] Однако сам человек должен решить, будут ли эти триггерные мысли и чувства определять его поведение. [1]
Личная значимость
[ редактировать ]Корректирует ли воспринимающий свое первоначальное впечатление или нет, зависит от его личной значимости. [5] В исходной модели личная значимость является синонимом мотивационной значимости. Если воспринимающий заинтригован человеком или если человек не имеет для него никакого значения, у воспринимающего появляется мотивация обратить внимание на более индивидуализирующие характеристики и изменить впечатление, возникшее в результате первоначальной категоризации. [1] Если человек не актуален или интересен или если в какой-то момент воспринимающий теряет мотивацию, воспринимающий сохранит свое впечатление и не продолжит работу с моделью. [1]
Распределение внимания
[ редактировать ]Если человек имеет личное значение для воспринимающего, то воспринимающий должен сосредоточить свое внимание на дополнительной информации, связанной с целью. Однако для этого у воспринимающего должны быть достаточные ресурсы, такие как время и энергия, для продолжения работы с моделью. Важно отметить, что если в любой момент воспринимающий человек исчерпает свои ресурсы, он остановит процесс и выйдет из модели. [1] Если у воспринимающего есть достаточная мотивация, он продолжит работу с моделью. [1]
Подтверждающая категоризация
[ редактировать ]Стереотипирование проще, чем попытки использовать процессы индивидуализации, поэтому воспринимающий попытается ассимилировать дополнительную информацию о человеке в уже существующую категорию. Если это удастся, отношение воспринимающего к человеку будет основано на первоначальной категоризации. Если черты личности противоречивы и не могут быть ассимилированы в исходную категорию, то воспринимающий продолжит работу с моделью к повторной категоризации. [1]
Существуют определенные условия, при которых воспринимающий с большей вероятностью будет рассматривать человека в стереотипных или индивидуализированных терминах. Например, если воспринимающий чувствует угрозу или ему необходимо оправдать свою власть над человеком, то он с большей вероятностью обратит внимание на информацию, соответствующую исходной категории; если воспринимающему нужен человек для достижения общей цели, он с большей вероятностью обратит внимание на индивидуализирующую информацию. [5]
Рекатегоризация
[ редактировать ]Как только получена информация, не соответствующая исходной категории, происходит перекатегоризация. Он предполагает, что воспринимающий пытается найти более подходящую для человека категорию, включающую дополнительную информацию. [1]
Один из способов сделать это — использовать подкатегории, где воспринимающий может скорректировать исходную категорию, включив в нее дополнительную информацию. Также можно использовать пример, когда воспринимающий сравнивает человека с кем-то, кого он знает и похож на этого человека. Кроме того, воспринимающий может сравнивать человека с самим собой . В противном случае воспринимающему может потребоваться переключить человека в совершенно другую категорию. Считается, что все формы рекатегоризации сопоставимы и приводят к одному и тому же относительному результату. [1]
После успешной рекатегоризации часто формируются новые отношения, на которые влияет новая категория. Если воспринимающий не может переклассифицировать человека, он перейдет к следующему процессу модели: поэтапной интеграции. [1]
Поэтапная интеграция
[ редактировать ]Это самый индивидуализирующий этап. Общая оценка создается, когда воспринимающий принимает во внимание все воспринимаемые атрибуты цели. Теперь исходная категория просто становится одним из признаков, суммируемых для формирования впечатления о личности. [5] В результате этого процесса формируется новое отношение к личности. [1] Воспринимающие дойдут до этой стадии не только тогда, когда они не смогут отнести человека к уже существующей категории, но и когда воспринимающим придется проверять людей или нанимать людей на такие должности, как работа. [1]
Публичное выражение
[ редактировать ]На этом последнем этапе человек решает (сознательно или неосознанно) выразить свое сформировавшееся отношение к личности. [5] Именно здесь часто можно увидеть проявление предрассудков , стереотипов или дискриминации . [1] Публичное выражение может произойти на любом этапе модели, независимо от того, присутствует ли окончательное впечатление. [5]
Дальнейшая оценка
[ редактировать ]Формирование впечатления – динамический процесс. Даже когда воспринимающие достигают финальной стадии, они могут вернуться к стадии распределения внимания , когда новая информация заставит их переосмыслить свою текущую категоризацию. [5] Однако теперь воспринимающие пытаются ассимилировать новую информацию в свою текущую категорию, а не в исходную. Если им это не удается, они снова проходят через модель континуума, пытаясь найти новую, приемлемую категорию, в которую можно поместить человека. [1]
Последовательные и параллельные процессы
[ редактировать ]Последовательная обработка относится к характеру обработки исключительно в последовательном порядке. Как только один элемент будет завершен, можно приступить к обработке следующего элемента. [8] С другой стороны, параллельная обработка позволяет обрабатывать несколько элементов одновременно, но время, необходимое для такой обработки, может варьироваться от элемента к элементу. [8] Модель континуума включает как последовательную, так и параллельную обработку, поскольку она учитывает взаимодействие между социальным воспринимающим и информацией, полученной от цели. [5]
В 1996 году Кунда и Тагард предложили теорию формирования впечатления, параллельную ограничениям и удовлетворению, которая фокусируется на социальных стереотипах, целевых чертах и поведении, влияющих на впечатления, формируемые людьми. [5] Кунда и Тагард противопоставили свою теорию модели континуума, критикуя модель континуума за ее «предполагаемую серийную природу», а также за «приоритет, отдаваемый информации социальных стереотипов над индивидуализирующей информацией». [1] [5] [7]
Предполагаемые различия между двумя моделями гораздо менее значительны, чем кажутся. Модель Кунда-Тагарда обеспечивает механизм, в котором характеристики цели могут ограничивать значение других характеристик, как способ более динамичного отражения потока от категоризации к повторной категоризации, а также учитывает, как реакция цели могут быть разными, несмотря на идентичную информацию. [5] Модель континуума утверждает, что влияющие факторы, которые классифицируют цели, связывают мотивационные аспекты модели и аспекты внимания, последовательно внося целевую информацию в систему. [5] Модель континуума также показывает, что различные характеристики цели определяют ее организацию в социальные категории. Определенные характеристики, такие как раса или пол, обычно преобладают из-за их визуальной доступности. [5]
Обе модели имеют сильные стороны в разных областях, но их сочетание вышло бы за рамки споров о том, что важнее: последовательная или параллельная обработка, и позволило бы использовать обе модели вместе. [5] Хотя обе модели имеют свои преимущества в том, как они прогнозируют обработку информации, динамическая природа континуальной модели и ее интеграция последовательной и параллельной обработки делают ее наиболее полной моделью для прогнозирования впечатлений.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Фиск, Сьюзен Т.; Нойберг, Стивен Л. (1990). Континуум формирования впечатления: от категорий к процессам индивидуализации: влияние информации и мотивации на внимание и интерпретацию . Том. 23. стр. 1–74. дои : 10.1016/S0065-2601(08)60317-2 . ISBN 9780120152230 . ISSN 0065-2601 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Круглански, Арье В.; Хиггинс, Э. Тори; Ван Ланге, Пол AM (2012). Справочник по теориям социальной психологии . Лос-Анджелес: SAGE. стр. 267–288. ISBN 9780857029607 . OCLC 751825380 .
- ^ Jump up to: а б Фиске, ST (1982). Аффект, вызванный схемой: приложения к социальному восприятию. В М.С. Кларке и С.Т. Фиске (ред.), Аффект и познание: 17-й ежегодный симпозиум Карнеги по познанию (стр. 55–78). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- ^ Фиске, С.Т., и Павелчак, Массачусетс (1986). Аффективные реакции, основанные на категориях и по частям: развитие аффекта, запускаемого схемой. В Р.М. Соррентино и Э.Т. Хиггинсе (ред.), Справочник по мотивации и познанию: основы социального поведения (стр. 167-203). Нью-Йорк: Гилфорд пресс. 1986-98550-006
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Чайкен, Шелли; Тропе, Яаков, ред. (19 февраля 1999 г.). Теории двойного процесса в социальной психологии (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. стр. 231–252. ISBN 9781572304215 .
- ^ Андерсон, Джон Р. (1981). Когнитивные навыки и их приобретение . Хиллсдейл, Нью-Джерси: L. Erlbaum Associates. ISBN 978-0898590937 . OCLC 7206646 .
- ^ Jump up to: а б Кунда, Зива; Тагард, Пол (1996). «Формирование впечатлений на основе стереотипов, черт характера и поведения: теория параллельных ограничений и удовлетворения». Психологический обзор . 103 (2): 284–308. дои : 10.1037/0033-295x.103.2.284 .
- ^ Jump up to: а б Таунсенд, Джеймс Т. (1 января 1990 г.). «Последовательная и параллельная обработка: иногда они выглядят как Траляля и Траляля, но их можно (и нужно) различать». Психологическая наука . 1 (1): 46–54. дои : 10.1111/j.1467-9280.1990.tb00067.x . S2CID 51773777 .