Исаак Крукшанк
Исаак Крукшанк | |
---|---|
Рожденный | 5 октября 1764 г. Эдинбург , Шотландия |
Умер | 1811 г. (46–47 лет) Лондон , Англия |
Род занятий | Художник, карикатурист |
Супруг | Мэри Макнотон (1769–1853) |
Дети | Исаак Роберт Крукшенк (1789–1856) Джордж Крукшанк (1792–1878) Маргарет Элиза (1808–1825) Мэри (1795–1795) |
Исаак Крукшанк (родился 5 октября 1764; крещен 14 октября 1764 — 1811) — шотландский художник и карикатурист , известный своей социальной и политической сатирой . [1]
Биография
[ редактировать ]Крукшенкс был сыном Эндрю Крукшенкса ( ок. 1725 – ок. 1783), бывшего таможенного инспектора. [1] лишенный собственности за участие в восстании якобитов 1745 года, родом из Эдинбурга , и Элизабет Дэвидсон (род. около 1725 г.), дочь садовника. [2] Он родился 5 октября 1764 года в Эдинбурге, где и крестился 14 октября 1764 года. [3] Исаак вырос в приходе Нью-Норт-Кирк в Эдинбурге после того, как туда переехала его семья. Он был младшим ребенком и интересовался всеми видами хобби, включая спорт и музыку. Исаак учился у местного художника, возможно, Джона Кея (1742–1826).
В 1783 году Крукшанк покинул Шотландию, чтобы поехать в Лондон со своим хозяином. [1] Там он женился на Мэри Макнотон (1769–1853) 14 августа 1788 года. У пары было пятеро известных детей, двое из которых умерли в младенчестве. Дочь, Маргарет Элиза (1808–1825), многообещающая художница, умерла в восемнадцатилетнем возрасте от туберкулеза . Их сыновья Исаак Роберт Крукшанк (1789–1856) и Джордж Крукшанк (1792–1878) также стали художниками. [4]
Первыми известными публикациями Крукшанка были гравюры с изображением эдинбургских «типов» 1784 года. Его первая карикатурная гравюра под названием «Шотландское красноречие » была посвящена эдинбургским персонажам. [5] Он иллюстрировал книги о театре, сделал фронтиспис к книге «Остроты и шутки доктора Джонсона» (1791 г.) и иллюстрировал Джорджа Шоу обширную книгу «Общая зоология» (1800–1826 гг.). [1] Его акварели выставлялись, но, чтобы зарабатывать на жизнь, он счел более прибыльным создавать гравюры и карикатуры. Он чутко реагировал на запросы рынка, но был тверд в своей неприязни к Наполеону и доморощенным британским политическим радикалам, включая, например, членов Лондонского корреспондентского общества и Общества друзей народа . Он и Джеймс Гиллрей разработали фигуру Джона Булля , националистического образа солидного британского йомена. Его Олимпийские игры или Джон Булль, представляющий своего нового посла великому консулу , и Бони в Брюсселе (обе с 1803 года) контрастируют с подразумеваемой капитуляцией Европы и неповиновением британцев перед угрозой вторжения. [6]
В начале своей славы в 1789 году Крукшанк создал несколько акварелей, адаптированных из своих более ранних рисунков, и выставил их на выставке в Королевской академии. Издатель Джон Роуч был другом и покровителем. Позже Крукшанк также работал с торговцем полиграфией С.В. Форесом и Джонни Фэйрберном. Он также сотрудничал с GM Woodward , а позже и со своим сыном Джорджем. (См. также Г.С. Трегир .) Он также гравировал и оформлял лотерейные билеты и заголовки музыкальных партитур. [7]
Крукшанк умер от алкогольного отравления в возрасте сорока шести лет в результате конкурса по выпивке, в котором он был объявлен победителем. [1] Он похоронен возле своего дома в Лондоне. [4]
Карикатурная известность
[ редактировать ]В конце 18 века пропаганда велась из-за политических потрясений в Европе, в частности Французской революции . В то время британскую монархию критиковали за распутство, поскольку это был период экономических трудностей и долгов. Политическая карикатура и графическая сатира стали заметным средством массовой пропаганды для выражения конкурирующих точек зрения на политические и экономические вопросы. Революция вызвала чувства и проявления патриотизма по отношению к родным странам художников, которые они изображали, проливая гротескный свет на врагов своих стран. [8]
Исаак Крукшанк, Джеймс Гиллрей и Томас Роулендсон считались ведущими карикатуристами того периода и создали множество популярных эскизов и графики, высмеивающих современные проблемы. Отличительные стили и тематика этих трех выдающихся художников стали заметными и широко распространенными по всей Европе, хотя они также адаптировали и заимствовали изображения у менее известных художников. Трех иллюстраторов иногда считали соперниками, поскольку их идеи часто занимали противоположные позиции по важным вопросам, несмотря на то, что иногда они сотрудничали в работах. Общей темой во всех работах трех художников было изображение обжорства и каннибализма, призванных отобразить эксплуатацию людей монархией, вызванную воздействием Революции на экономику Франции. [5] Однако их работы должны были публиковаться исключительно в Великобритании, поскольку во Франции законы о цензуре были на рекордно высоком уровне. [9]
В 1803 году, после того как Франция объявила войну Великобритании, появились многочисленные патриотические гравюры, посвященные поддержке и силе британского тыла. Крукшанк был одним из первых, кто проиллюстрировал Наполеона как негативную карикатуру в своей работе «Бунапарте в Риме, дающей государственную аудиенцию» (1797). [10] В 1809 году Крукшанк создал книгу « Французские генералы, получившие английское обвинение» , которая в основном атаковала принца Фредерика, герцога Йоркского, за его скандальные дела с Мэри Энн Кларк в то время. [11]
Наследие
[ редактировать ]Современник Джеймса Гилрея и Томаса Роулендсона , Крукшанк был частью того, что было названо «Золотым веком британской карикатуры». Некоторые назвали его работу «неравномерной». [12] но в лучшем случае он дал яркое представление о культурных и политических проблемах британцев в течение десятилетий на рубеже девятнадцатого века. Он был заядлым и опытным акварелистом и обладал «острым чувством юмора», хотя его достижения за его укороченную жизнь страдали от больших успехов и «более продолжительной карьеры его одаренного сына». [7]
Считается, что в коллекции Британского музея находится по меньшей мере 345 гравюр, созданных Исааком Крукшенком между 1793 и 1800 годами . Э.Б. Крамбье создал каталог из около 1350 изображений, созданных Крукшанк за свою жизнь. [5] В библиотеке Хантингтона , Калифорния, также имеется коллекция его акварельных рисунков.
Крукшанк, как и его сын Исаак Роберт Крукшанк и более известный сын Джордж Крукшанк , был пионером в истории комиксов , создав несколько мультфильмов, в которых используются повествовательные последовательности и/или речевые выноски . [1]
Примеры его работ
[ редактировать ]- «Юмор замка Бельвуар высшего сословия - или утро после», английская карикатурная гравюра от 1 марта 1799 года, изображающая последствия ночи разврата в большом загородном особняке, отмечающая празднование совершеннолетия владельца.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Исаак Крукшанк» . Ламбиек.нет .
- ^ «Исаак Крукшанк» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/6844 . Проверено 3 декабря 2015 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Крумбхаар 2017 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Бродли и Роуз, 1911 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б с «Статья в Оксфордском DNB: Крукшанк, Исаак» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/6844 . Проверено 2 декабря 2015 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ↑ Наполеоновская и грузинская социально-политическая сатира», четверг, 25 июня 2015 г., аукционы Bloomsbury, Лондон, 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Бродли и Роуз 1911 , с. 26.
- ^ Бойме, Альберт (1992). «Эскиз и карикатура как метафоры Французской революции» . Журнал истории искусств . 55 (2): 256–267. дои : 10.2307/1482613 . JSTOR 1482613 .
- ^ Гольдштейн, Роберт Джастин (1 января 1989 г.). Цензура политической карикатуры во Франции девятнадцатого века . Издательство Кентского государственного университета. ISBN 9780873383967 .
- ^ Моррис 1998 .
- ^ «Исаак Крукшанк» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/6844 . Проверено 3 декабря 2015 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Роберт Л. Паттен, « Крукшанк, Исаак (1764–1811),» Оксфордский национальный биографический словарь . Эд. ХГЧ Мэтью и Брайан Харрисон. (Оксфорд: ОУП, 2004. 11 мая 2007 г.)
Источники
[ редактировать ]- Бродли, Александр Мейрик; Роуз, Джон Холланд (1911). Наполеон в карикатуре 1795-1821 гг . Том. 2. Джон Лейн.
- Крумбхаар, Э.Б. (2017) [1966]. Исаак Крукшанк: Каталог-резонне с очерком его жизни и творчества . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-1-5128-1741-6 .
- Моррис, Мэрилин (1998). Британская монархия и Французская революция . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300071443 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Британский музей, Библиотека Хантингтона в Калифорнии и Библиотека Хоутона в Гарвардском университете имеют значительные фонды работ Крукшанка.
- Джордж, Мэри Дороти. От Хогарта до Крукшенка: социальные изменения в графической сатире . 1967.
- Нигрен, Эдвард Дж., изд. Исаак Крукшанк и политика пародии: акварели в коллекции Хантингтона . Калифорнийский университет Press, 2005. ISBN 0-87328-147-0 ; ISBN 978-0-87328-147-8
- Паттен, Роберт Л.. « Крукшанк, Исаак (1764–1811)». Оксфордский национальный биографический словарь . Эд. ХГЧ Мэтью и Брайан Харрисон. Оксфорд: ОУП, 2004. 11 мая 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Крукшанка в Национальной портретной галерее
- Исаак Крукшанк в Artcyclopedia
- Исаак Крукшанк - Мультфильмы
- Связанные истории: источники британской истории, 1500–1900 гг. Этот веб-сервис, финансируемый Jisc, обеспечивает объединенный поиск исторических онлайн-ресурсов для исследований. Веб-ссылка обеспечивает доступ к первоисточникам, в которых упоминается Исаак Крукшанк.