Перетягивание каната (астрономия)
Перетягивание каната в астрономии — это соотношение планетарного и солнечного притяжения на естественном спутнике . Этот термин был придуман Айзеком Азимовым в «Журнале фэнтези и научной фантастики» в 1963 году. [ 1 ]
Закон всемирного тяготения
[ редактировать ]По Исаака Ньютона закону всемирного тяготения
В этом уравнении
- F - сила притяжения
- G — гравитационная постоянная
- m 1 и m 2 — массы двух тел
- d - расстояние между двумя телами
Двумя основными силами притяжения спутника являются притяжение Солнца и спутника основной силы (планеты, вокруг которой вращается спутник). Следовательно, две силы
где индексы p и s обозначают главную звезду и Солнце соответственно, а m — масса спутника.
Соотношение этих двух
Пример
[ редактировать ]Каллисто — спутник Юпитера . Параметры в уравнении: [ 2 ]
- Расстояние Каллисто–Юпитер (dp ) составляет 1,883 · 10. 6 км.
- Масса Юпитера (Мп ) равна 1,9 · 10. 27 кг
- Расстояние Юпитер–Солнце (т.е. среднее расстояние Каллисто от Солнца, d s ) составляет 778,3 · 10. 6 км.
- Масса Солнца (M s ) равна 1,989 · 10 30 кг
Соотношение 163 показывает, что солнечное притяжение гораздо слабее планетарного.
Таблица планет
[ редактировать ]Азимов перечисляет соотношение перетягивания каната для 32 спутников (известных тогда в 1963 году) Солнечной системы. В списке ниже показаны по одному примеру с каждой планеты.
Начальный | Спутник | Соотношение перетягивания каната |
---|---|---|
Нептун | Тритон | 8400 |
Уран | Титания | 1750 |
Сатурн | Титан | 380 |
Юпитер | Ганимед | 490 |
Марс | Фобос | 195 |
Земля | Луна | 0.46 |
Особый случай Луны
[ редактировать ]В отличие от других спутников Солнечной системы, солнечное притяжение на Луне больше, чем у ее основного. По мнению Азимова, Луна — это планета, движущаяся вокруг Солнца в осторожном шаге с Землей. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Азимов, Исаак (1976). Азимов по астрономии . Книги Коронет. стр. 125–139. ISBN 0-340-20015-4 .
- ^ Арни, Томас (август 1997 г.). Исследования Мак Грау Хилл. стр. 100-1 543–545. ISBN 0-07-561112-0 .