Горизонт ожидания
« Горизонт ожидания » ( нем . Erwartungshorizont ) – это термин, фундаментальный для немецкого академика Ганса Роберта Яусса теории восприятия . Эта концепция является компонентом его теории истории литературы , целью которой является свести к минимуму пропасть между школами литературы и истории, которые ранее отводили читателю лишь второстепенную роль в интерпретации литературы. [ 1 ] В частности, это структура, с помощью которой человек понимает, декодирует и оценивает любой текст, основанный на культурных кодах и конвенциях, характерных для его исторического периода. Таким образом, эти горизонты исторически гибки, а это означает, что читатели могут интерпретировать и ценить текст иначе, чем предыдущее поколение. [ 2 ] Подчеркивается читатель как важный элемент обработки текстов. По мнению Яусса, читатель подходит к тексту, вооружившись знаниями и опытом, полученными в результате взаимодействия с другими текстами. Эти более ранние тексты вызывают у читателя знакомство, основанное на ожиданиях и правилах жанра и стиля. [ 3 ] Яусс описывает это так: «Литературное произведение не является объектом, который стоит сам по себе и предлагает одно и то же лицо каждому читателю в каждый период». [ 4 ] Таким образом, чтение — это не «автономный, свободный и индивидуальный» опыт, а скорее совокупность общих понятий, соответствующих периоду или народу. [ 5 ]
Изменение горизонта
[ редактировать ]Яусс описывает читателя как действующего участника «треугольника» текста, писателя и аудитории, и что только «коммуникация» между читателем и текстом приведет к сдвигу горизонта ожиданий. Взаимодействие с текстом может быть эмоциональным для читателя, поскольку его знакомство со знакомыми особенностями жанра может вызвать ожидания «середины и конца» после того, как «начало» спровоцировало такое предвкушение. [ 6 ] Горизонт ожиданий и рубрики , вызванные для читателя предыдущими текстами, будут пробуждаться новым текстом и корректироваться, трансформироваться или просто тиражироваться в зависимости от границ жанра. «Изменение горизонта» происходит, когда взаимодействие читателя с новым текстом приводит к аннулированию «знакомого опыта» или обеспечивает новую встречу. «Расстояние» между горизонтом ожидания и элементом или произведением, вызывающим изменение горизонта, называется «эстетической дистанцией». [ 7 ] Текст, не вызывающий изменения горизонта, оправдывает все ожидания читателя и может считаться «легким чтением». Эти взаимодействия удовлетворяют чувство знакомства читателя с точки зрения «красоты», романтизма и ожидаемого счастливого конца. Если композиция бросает вызов ожиданиям читателя, она может сделать это либо с положительным результатом в виде нового восприятия, либо с отрицательным результатом в виде неприятного нового опыта. Однако эти ожидания могут раствориться, или негативный аспект нового текста может стать явным и, таким образом, сформировать свое собственное привычное ожидание и стать «частью горизонта будущего эстетического опыта». [ 8 ] Тексты, которые не нацелены на конкретную читательскую аудиторию, но которые все же проникают в «знакомый горизонт ожиданий», так что эти читатели усваивают их до такой степени, что они становятся в значительной степени конвенциональными, могут привести к тому, что другие ранее прославленные тексты будут оценены как устаревшие и, таким образом, полностью проигнорированы. [ 9 ] Лиггинс и Маундер (2004) используют пример снижения отношения к творчеству женщин- писательниц викторианской эпохи к началу двадцатого века как критиками, так и публикой, поскольку произошли изменения в ожиданиях обеих этих аудиторий. [ 10 ]
История приема
[ редактировать ]Яусс утверждает, что для надлежащего анализа любого повествования необходимо воссоздать горизонты ожиданий самой ранней «аудитории». Этот процесс основан на том, как прошлый текст был создан, а затем принят его аудиторией. Обнаружение «вопросов», на которые отвечает текст, позволяет аналитику определить, как читатели воспринимали и понимали произведение в тот момент. [ 11 ] Когда автор прошлой работы неизвестен и поэтому его цель трудно определить, наиболее подходящей функцией для понимания того, как следует понимать работу, является рассмотрение текста в сравнении с фоном других текстов, которые может иметь отношение к современному читателю. подразумеваемые, так и явные знания. [ 12 ] Эта «история восприятия» направлена на определение интертекстуальности и «исторических ожиданий читателей» как различий в прочтении и подчеркивает главную заботу Яусса о том, чтобы «новое и сложное» стало «знакомым и легким». [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Яусс, Ганс Роберт; Элизабет Бензингер (1970). «История литературы как вызов теории литературы». Новая литературная история . 2 (1): 7–37. Просмотрено 15 марта 2013 г.
- ^ «Горизонты ожидания» . Оксфордский словарь литературных терминов (4-е изд.) . Проверено 12 марта 2013 г.
- ^ Холден, Филипп. «Ганс Роберт Яусс и литературные горизонты ожидания» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ Белси, Кэтрин (2002). Критическая практика . Рутледж. п. 30. ISBN 0-415-28006-0 .
- ^ Шартье, Роджер (2006). «Жанр между литературой и историей». Ежеквартальный журнал «Современный язык» . 67 (1): 129–139. Просмотрено 5 марта 2013 г.
- ^ Яусс, Ганс Роберт; Элизабет Бензингер (1970). «История литературы как вызов теории литературы». Новая литературная история . 2 (1): 7–37 [12]. Просмотрено в марте 2013 г.
- ^ Яусс, Ганс Роберт; Элизабет Бензингер (1970). «История литературы как вызов теории литературы». Новая литературная история . 2 (1): 12–14, 7–37. Просмотрено 13 марта 2013 г.
- ^ Яусс, Ганс Роберт; Элизабет Бензингер (1970). «История литературы как вызов теории литературы». Новая литературная история . 2 (1): 7–37 [15]. Просмотрено 15 марта 2013 г.
- ^ Яусс, Ганс Роберт; Элизабет Бензингер (1970). «История литературы как вызов теории литературы». Новая литературная история . 2 (1): 16, 17, 7–37. Просмотрено 15 марта 2013 г.
- ^ Лиггинс, Эмма; Эндрю Маундер (2004). «Переоценка популярной женской художественной литературы девятнадцатого века, 1825–1880». Женское письмо . 11 (1): 3–8 [4]. Просмотрено 12 марта 2013 г.
- ^ Холден, Филипп. «Ганс Роберт Яусс и литературные горизонты ожиданий» . Университет Сингапура . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ Яусс, Ганс Роберт; Элизабет Бензингер (1970). «История литературы как вызов теории литературы». Новая литературная история . 2 (1): 7–37 [19]. Просмотрено 15 марта 2013 г.
- ^ Белси, Кэтрин (2002). Критическая практика . Нью-Йорк: Рутледж. С. 14–34 [30]. ISBN 0-415-28005-2 .