Jump to content

Модель «требования к работе и ресурсы»

Модель «требования к ресурсам на работе» ( модель JD-R ) — это модель профессионального стресса , которая предполагает, что напряжение — это реакция на дисбаланс между требованиями к человеку и ресурсами, которые он или она имеет для удовлетворения этих требований. [1] [2] JD-R был представлен как альтернатива другим моделям благополучия сотрудников, таким как модель контроля спроса и модель дисбаланса усилий и вознаграждения .

Авторы модели JD-R утверждают, что эти модели «ограничены заданным и ограниченным набором переменных-предсказателей, которые могут не подходить для всех должностей» (стр. 309). [1] широкий спектр условий труда Таким образом, JD-R включает в анализ организаций и сотрудников . Более того, вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на отрицательных переменных результата (например, выгорание , плохое здоровье и повторяющееся напряжение ), модель JD-R включает как отрицательные, так и положительные показатели и результаты благополучия сотрудников.

Основные предположения

[ редактировать ]

Модель JD-R можно обобщить с помощью короткого списка предположений/предпосылок: [1] [3] [4]

  • Хотя каждая профессия может иметь свои собственные специфические факторы риска, связанные со стрессом на работе, эти факторы можно разделить на две общие категории: требования к работе и ресурсы работы.
    • Требования к работе : физические, психологические, социальные или организационные аспекты работы, которые требуют постоянных физических и/или психологических усилий или навыков. Следовательно, они связаны с определенными физиологическими и/или психологическими издержками. Примерами являются рабочее давление и эмоциональные требования.
    • Ресурсы работы: физические, психологические, социальные или организационные аспекты работы, которые либо: функциональны для достижения рабочих целей; снизить требования к работе и связанные с ними физиологические и психологические издержки; стимулировать личностный рост, обучение и развитие. Примерами являются возможности карьерного роста, коучинг руководителей, ясность ролей и автономия.
      • Ресурсы рабочего места и личные ресурсы. Авторы JD-R проводят различие между ресурсами рабочего места и личными ресурсами.
  • Два различных основных психологических процесса играют роль в развитии напряжения на работе и мотивации. [5] Первые — это физические и социальные ресурсы, доступные на рабочем месте. Последние, личные ресурсы, — это те ресурсы, которые работник приносит с собой. К ним относятся специфические черты личности: самоэффективность и оптимизм. [5] Оба типа ресурсов являются мощными медиаторами благополучия сотрудников (например, вовлеченности). [5]
  • Последствия продолжающейся напряженности на работе
    • Процесс ухудшения здоровья: в результате этого процесса плохо спроектированные рабочие места или хронические требования к работе истощают умственные и физические ресурсы сотрудников. В свою очередь, это может привести к истощению энергии и проблемам со здоровьем.
  • Результаты обилия работы и личных ресурсов
    • Мотивационный процесс: благодаря этому процессу рабочие ресурсы реализуют свой мотивирующий потенциал и приводят к высокой вовлеченности в работу, низкому цинизму и отличной производительности. Ресурсы работы могут играть как внутреннюю, так и внешнюю мотивационную роль.
  • Взаимодействие между требованиями работы и трудовыми ресурсами также важно для развития напряжения и мотивации на работе. Согласно модели JD-R, рабочие ресурсы могут смягчать влияние требований на работу на напряжение на работе, включая выгорание. [4] Какие конкретные рабочие ресурсы смягчают эффект различных требований к работе, зависит от конкретной рабочей среды. Таким образом, различные типы требований к работе и рабочих ресурсов могут взаимодействовать при прогнозировании напряженности на работе. Хорошими примерами рабочих ресурсов, которые потенциально могут обеспечить буферизацию спроса на рабочие места, являются обратная связь по результатам работы и социальная поддержка (например, [6] ).
  • Ресурсы работы особенно влияют на мотивацию или вовлеченность в работу, когда требования к работе высоки. Это предположение основано на предпосылках теории сохранения ресурсов (COR). [7] Согласно этой теории, люди мотивированы получать, сохранять и защищать свои ресурсы, потому что они имеют ценность. Хобфолл ( [8] ) утверждает, что прирост ресурсов приобретает свою значимость в контексте их потери. Это означает, что рабочие ресурсы обретают свой мотивационный потенциал, особенно когда сотрудники сталкиваются с высокими требованиями к работе. Например, когда сотрудники сталкиваются с высокими эмоциональными требованиями, социальная поддержка коллег может стать более заметной и полезной.

Доказательство

[ редактировать ]
  • Доказательства двойного процесса: ряд исследований подтвердили двойные пути к благополучию сотрудников, предложенные моделью JD-R. Было показано, что модель может предсказать важные организационные результаты (например, [9] [10] [3] В совокупности результаты исследований подтверждают утверждение модели JD-R о том, что требования к работе и ресурсы работы инициируют два разных психологических процесса, которые в конечном итоге влияют на важные организационные результаты (см. также: [4] [11] [12] ). Когда требования к работе и ресурсы высоки, следует ожидать высокого напряжения и мотивации. Когда оба показателя низкие, следует ожидать отсутствия напряжения и мотивации. Следовательно, состояние «высокие требования — низкие ресурсы» должно приводить к высокому напряжению и низкой мотивации, в то время как состояние «низкие требования — высокие ресурсы» должно иметь, как следствие, низкое напряжение и высокую мотивацию.
  • Доказательства буферного эффекта трудовых ресурсов: была получена некоторая поддержка предложенному взаимодействию между требованиями рабочих мест и трудовыми ресурсами в их взаимосвязи с благополучием сотрудников (см., [13] [14] ). Однако большинство опубликованных исследований модели либо не изучали, либо не сообщали о таких взаимодействиях, тогда как практическая значимость этого взаимодействия – если оно присутствует – обычно невелика. В крупномасштабном исследовании было обнаружено, что это взаимодействие объясняет в среднем только 0,5% различий между работниками в получении удовольствия от работы и приверженности работе. [15]
  • Доказательства значимости трудовых ресурсов в контексте высоких требований к работе: одно предыдущее исследование, выходящее за рамки модели JD-R, подтвердило гипотезу о том, что ресурсы приобретают свою значимость в контексте высоких требований (см. [16] ) Исследования с использованием модели JD-R показали, что рабочие ресурсы особенно влияют на вовлеченность в работу , когда требования к работе высоки (см. [17] ); и [18] ).

Практические последствия

[ редактировать ]

Модель JD-R предполагает, что, хотя каждая профессия может иметь свои специфические рабочие характеристики, эти характеристики можно разделить на две общие категории (т.е. требования к работе и ресурсы работы), образуя, таким образом, всеобъемлющую модель, которая может применяться к различным профессиональным условиям. независимо от конкретных требований и задействованных ресурсов. Центральное предположение модели JD-R заключается в том, что напряжение на работе развивается – независимо от типа работы или профессии – когда (определенные) требования к работе высоки и когда (определенные) рабочие ресурсы ограничены. Напротив, вовлеченность в работу наиболее вероятна, когда рабочие ресурсы высоки (также в условиях высоких требований к работе). Это означает, что модель JD-R можно использовать в качестве инструмента управления человеческими ресурсами. [1]

Продолжающиеся исследования

[ редактировать ]

В самой последней статье, написанной авторами оригинального документа JD-R, предполагается, что взаимодействие требований и ресурсов имеет нюансы и не совсем понятно. [19] Здесь Баккер и Демерути предполагают, что требования иногда могут действительно оказывать положительное влияние на сотрудника, создавая проблему, которую необходимо преодолеть, а не непреодолимое препятствие. В этой же статье авторы описывают кумулятивный эффект требований и ресурсов, предлагая спирали прибылей и потерь. Они приходят к выводу, что эти проблемы, а также проблема агрессии на рабочем месте могут быть частью концепции JD-R.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Баккер, AB; Демерути, Э. (2007). «Модель рабочих мест и ресурсов: современное состояние». Журнал управленческой психологии . 22 (3): 309–328. дои : 10.1108/02683940710733115 .
  2. ^ Демерути, Э.; Баккер, AB; Нахрейнер, Ф.; Шауфели, ВБ (2001a). «Модель выгорания «Работа требует ресурсов». Журнал прикладной психологии . 86 (3): 499–512. дои : 10.1037/0021-9010.86.3.499 . ПМИД   11419809 .
  3. ^ Jump up to: а б Баккер, AB; Демерути, Э.; Де Бур, Э.; Шауфели, ВБ (2003b). «Требования к работе и рабочие ресурсы как факторы, предсказывающие продолжительность и частоту отсутствия». Журнал профессионального поведения . 62 (2): 341–56. дои : 10.1016/s0001-8791(02)00030-1 .
  4. ^ Jump up to: а б с Баккер, AB; Демерути, Э.; Тарис, Т.; Шауфели, ВБ; Шреурс, П. (2003c). «Многогрупповой анализ модели «Требования к работе и ресурсы» в четырех организациях по уходу на дому». Международный журнал управления стрессом . 10 :16–38. дои : 10.1037/1072-5245.10.1.16 .
  5. ^ Jump up to: а б с Хуан, Цзе; Ван, Яньсун; Ты, Сюйцюнь (01 декабря 2016 г.). «Модель рабочих требований и ресурсов и выгорание на работе: посредническая роль личных ресурсов». Современная психология . 35 (4): 562–569. дои : 10.1007/s12144-015-9321-2 . ISSN   1046-1310 . S2CID   255507192 .
  6. ^ Хейнс, Вирджиния; Херлберт, Дж. С.; Циммер, К. (1991). «Профессиональный стресс, социальная поддержка и гипотеза буфера». Работа и занятия . 18 (2): 212–35. дои : 10.1177/0730888491018002005 . S2CID   143024752 .
  7. ^ Хобфолл, SE (2001). «Влияние культуры, сообщества и личности на процесс стресса: развитие теории сохранения ресурсов». Прикладная психология: международный обзор . 50 (3): 337–70. дои : 10.1111/1464-0597.00062 .
  8. ^ Хобфолл, SE (2002). «Социально-психологические ресурсы и адаптация». Обзор общей психологии . 6 (4): 307–24. дои : 10.1037/1089-2680.6.4.307 . S2CID   143932441 .
  9. ^ Баккер, AB; Демерути, Э.; Шауфели, ВБ (2003a). «Двойные процессы в работе колл-центра: применение модели рабочих требований-ресурсов». Европейский журнал труда и организационной психологии . 12 (4): 393–417. дои : 10.1080/13594320344000165 . S2CID   62891648 .
  10. ^ Хаканен, Джей-Джей; Баккер, AB; Шауфели, ВБ (2006). «Выгорание и трудовая вовлеченность учителей». Журнал школьной психологии . 43 (6): 495–513. дои : 10.1016/j.jsp.2005.11.001 .
  11. ^ Шауфели, ВБ; Баккер, AB (2004). «Требования к работе, рабочие ресурсы и их связь с выгоранием и вовлеченностью: исследование с участием нескольких выборок» . Журнал организационного поведения . 25 (3): 293–315. дои : 10.1002/job.248 .
  12. ^ Шауфели, ВБ; Баккер, AB; Ван Ренен, В. (2009). «Как изменения в требованиях к работе и ресурсах предсказывают выгорание, вовлеченность в работу и прогулы по болезни» . Журнал организационного поведения . 30 (7): 893–917. дои : 10.1002/job.595 .
  13. ^ Баккер, AB; Демерути, Э.; Эувема, MC (2005). «Рабочие ресурсы смягчают влияние требований работы на выгорание». Журнал психологии профессионального здоровья . 10 (2): 170–80. дои : 10.1037/1076-8998.10.2.170 . ПМИД   15826226 .
  14. ^ Ксантопулу, Д., А.Б. Баккер, Э. Демерути и В.Б. Шауфели (2007). «Роль личных ресурсов в модели рабочих требований и ресурсов». Международный журнал по управлению стрессом 14(2): 121. DOI: 10.1037/1072-5245.14.2.121.
  15. ^ Баккер, AB; Ван Вельдховен, М.; Ксантопулу, Д. (2010). «За пределами модели контроля спроса: процветание за счет высоких требований к работе и ресурсов». Журнал психологии персонала . 9 :3–16. дои : 10.1027/1866-5888/a000006 .
  16. ^ Биллингс, Д.В.; Фолкман, С.; Акри, М.; Московиц, Дж. Т. (2000). «Совладание и физическое здоровье во время ухода: роль положительного и отрицательного аффекта». Журнал личности и социальной психологии . 79 (1): 131–42. дои : 10.1037/0022-3514.79.1.131 . ПМИД   10909883 .
  17. ^ Хаканен, Джей-Джей; Баккер, AB; Демерути, Э. (2005). «Как стоматологи справляются со своими рабочими обязанностями и остаются вовлеченными: сдерживающая роль трудовых ресурсов». Европейский журнал устных наук . 113 (6): 479–87. дои : 10.1111/j.1600-0722.2005.00250.x . ПМИД   16324137 .
  18. ^ Баккер, AB; Хаканен, Джей-Джей; Демерути, Э.; Ксантопулу, Д. (2007). «Рабочие ресурсы повышают вовлеченность в работу, особенно когда требования к работе высоки» . Журнал педагогической психологии . 99 (2): 274–284. дои : 10.1037/0022-0663.99.2.274 . hdl : 1765/12116 .
  19. ^ Баккер, Арнольд (10 октября 2016 г.). «Теория требований к рабочим местам и ресурсам: подведение итогов и взгляд в будущее». Журнал психологии профессионального здоровья . 22 (3): 273–285. дои : 10.1037/ocp0000056 . ПМИД   27732008 . S2CID   20845402 . ПроКвест   1826808940 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4147e882c4d233a741fcb70845b36ba__1715189400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/ba/d4147e882c4d233a741fcb70845b36ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Job demands-resources model - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)