Мерша Нахусенай
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Мерша Нахусенай | |
---|---|
![]() Мерша Нахусенай около 1900 г. | |
Рожденный | в. 1850 г. Шева , Эфиопия |
Умер | в. 1937 Харар , Эфиопия | ( 1937-00-00 )
Национальность | Эфиопский |
Занятия |
|
Известный | Новаторский вклад в модернизацию Эфиопии |
Мерша Нахусенай ( ок. 1850 – ок. 1937) был эфиопским реформистом и пионером перемен, внесшим важный вклад в модернизацию и независимость Эфиопии . Один из ближайших советников императора Менелика II , он впоследствии стал первым губернатором Дыре Дава и прилегающих территорий (1902–1905). До этого он был губернатором стратегического и приграничного округа Джалдесса (Гилдесса) и его окрестностей, где также занимал ключевую должность начальника таможни. Его общественная карьера длилась более трех десятилетий со времен Менелика II (упоминаемого в исторических записях как Менилек) до правления Хайле Селассие . Мерша понимал французский язык и был открыт европейским идеям прогресса, чем вызывал восхищение за рубежом. Его самым устойчивым наследием, пожалуй, является надзор за повседневной деятельностью по строительству, обслуживанию и обеспечению безопасности первой железной дороги, которую он курировал по просьбе Менилека. Мерша принадлежит к поколению эфиопов, которые воспользовались относительной стабильностью конца 19 – начала 20 века для проведения ряда широкомасштабных политических, военных, экономических и социальных реформ, проложивших путь к основанию современной Эфиопии. .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Детство и годы становления
[ редактировать ]Ато (господин) Мерша Нахусенай родился около 1850 года. [ 1 ] недалеко от города Анкобер , бывшей столицы Шевы .
По устному преданию, Мерша происходил из семьи священников. Его родители были строгими последователями эфиопской православной веры, и религия играла центральную роль в их жизни. Таким образом, на детство Мерши сильно повлияли события, связанные с церковью, где он также был крещен. Семейные предания также указывают на то, что его отец владел землей, подаренной ему в обмен на службу, которую он оказал церкви. Помимо владения землями, церкви в то время получали значительную помощь от королевского дворца. [ 2 ] которые они затем использовали для предоставления ключевых услуг своим членам и сообществам, включая образование детей. Таким образом, Мершу с раннего возраста научили чтению и письму, и он получил традиционное церковное образование. Были ли у него братья и сестры, остается неизвестным, хотя имя Мерша на амхарском языке часто подразумевает родительское желание или механизм, позволяющий справиться с травмирующим опытом, таким как потеря предыдущего ребенка.
Взрослея, Мерша много времени проводил на ферме со своими родителями. Он путешествовал по различным местам в Шеве и за ее пределами, что позволяло ему общаться с разнообразной группой людей и исследовать возможности, которые существовали для карьеры в светской сфере. Например, с самого начала он научился ценить важность как местного, так и иностранных языков. Помимо этих отрывочных подробностей, на данный момент о ранней жизни Мерши мало что известно. Например, неясно, имел ли он королевское происхождение. Однако тот факт, что позже он женился на дочери одного из доверенных слуг Менелика, позволяет предположить, что семья имела тесные связи с дворцом.
В целом нет никаких сомнений в том, что формирующий и ранний взрослый опыт Мерши помог ему подготовиться к его долгой и выдающейся общественной карьере. Стоит отметить, что сегодня Анкобер — один из многих районов (вореда) Эфиопии. Но тогда это была столица одного из нескольких могущественных королевств. Следующая цитата отражает жизнеспособность района Анкобера в то время: [ 3 ]
Королевская столица племени Шаван Анкобер в начале девятнадцатого века представляла собой захватывающее зрелище, «расположенная на высоте 2400 метров на вершине вулканического конуса над крутым откосом восточного нагорья». Он управлял процветающим, космополитическим и культурно разнообразным государством. Основанный как пограничный форпост в конце восемнадцатого века, пятьдесят лет спустя Анкобер стоял посреди богатой сельскохозяйственной территории и контролировал торговлю на Красном море через региональные рынки, такие как Алию-Амба. Анкобер, посещаемый мусульманскими купцами и торговцами из Средиземноморья, а также оживленная церковная база православного богословия, был оживленным торговым и интеллектуальным центром.
К середине 19 века Анкобер установил торговые и дипломатические связи с внешним миром. В результате возник сильный общественный интерес к международным делам, иностранным языкам, истории, географии и медицине, а также к конструкции, производству и функционированию машин и инструментов, задокументированных миссионерами. [ 4 ] При Менелике, последнем правителе Шевы (1865–1889), Анкобер быстро превратился в динамичный политический и экономический центр. Торговля была расширена до Аденского залива и Красного моря через Харар.
Мерша также вырос в один из самых важных периодов в истории страны. Вторая половина девятнадцатого века стала поворотным моментом в том смысле, что она ознаменовала конец длительного периода глубоких разделений внутри и между различными королевствами, расположенными в северной части страны, известного как Эра князей или Земене Месафинт (1769 г.) . –1855). Император Теодрос ( Теодрос II ) был первым правителем (1855–1868) в современную эпоху, который попытался объединить северные королевства. В видение Теодроса также входило введение цивилизации европейского типа. Однако его усилия были прерваны внутренним сопротивлением и внешними проблемами, а также его безвременной смертью. Император Йоханнес ( Йоханнес IV ) продолжал реализовывать программу объединения во время своего правления (1872–1889), но, к сожалению, был убит в войне с махдистским Суданом. Император Менелик II (1889–1913), его преемник, счастливчик, осуществивший мечты своих предшественников и многое другое. Ему удалось объединить под центральной властью северные и южные территории. Благодаря сочетанию дипломатии и военных кампаний ему удалось создать новую империю, проложившую путь к возникновению современной Эфиопии.
Выдающиеся достижения Менелика, в том числе его лидерство в решающей победе над Италией при Адве в 1896 году, позволили ему вывести страну на путь стабильности и модернизации. По словам выдающегося эфиопского историка Теклетсадика Мекурии, [ 5 ] Главные приоритеты Менелика включали: переговоры о границах Эфиопии с тремя европейскими колониальными державами (то есть Францией, Великобританией и Италией), которые контролировали большую часть Восточной Африки; обеспечение доступа к Аденскому заливу и Красному морю как способ улучшения торговых отношений с Европой и за ее пределами; поддержание безопасности и стабильности во всей огромной империи; проведение широкомасштабных политических, экономических и социальных реформ; и создание имиджа Эфиопии за рубежом.
Как будет видно ниже, Мерша был в авангарде большинства, если не всех, этих начинаний. Он отвечал на неоднократные призывы к государственной службе и оказался на высоте, взяв на себя сложные задачи. Что еще более важно, он был решительным сторонником реформ и модернизации в европейском стиле. Известный эфиопский историк Теклесадик Мекурия писал в своей книге « Аце Менилек и единство Эфиопии» :
Поэтому император Менелик прислушивался к советам этих и советников иностранного происхождения, прибывших за границу и вернувшихся с некоторыми знаниями. Жанр Ненгадрас. Господин Атмен. Не Ато Мерша Наху Сенаин; Какой ребенок, слава богу. Мэр Не, Гебрун. Он явился нам. Если бы жизнь купеческая не изменила мне; Г-н Хейл Мариам Сарабьон. Прислушавшись к мнению, они ополчились, чтобы внедрить европейскую цивилизацию в своей стране.
Английский перевод: Таким образом, выслушав советы этих и других личных иностранных советников и приняв во внимание мнения тех, кто путешествовал за границу и вернулся с ограниченными знаниями, таких как Гразмах Йосеф, Негаддрас Зевге, Ато Ацме, Ато Мерша Нахусенай, Блата Гебре Эгзиабер, Кентиба Гебру, Алека Тайе, Негадрас Гебре Хивот Байкедан и Ато Хайлемариам Серабьо, Аце Менелик решил привнести в свою страну европейскую цивилизацию.

Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Занимал ли Мерша Нахусенай какие-либо официальные должности в имперском правительстве до того, как Менелик II стал императором Эфиопии в 1889 году, остается неизвестным. Из исторических записей следует, что где-то в начале 1890-х годов, в возрасте около 40 лет, он покинул место своего рождения и поселился в провинции Харар . К тому времени Анкобер пришел в упадок отчасти из-за возвышения Аддис-Абебы ( Аддис-Абеба ) как новой столицы Эфиопии, основанной в 1886 году Менеликом и его влиятельной женой Тайту Бетул (1851–1918).
Губернатор Джалдессы и глава Имперской таможни
[ редактировать ]Переезд Мерши в Харар ознаменовал начало его долгой и выдающейся карьеры. По некоторым сведениям, еще в 1892 г. [ 6 ] но, несомненно, к 1895 году он был назначен губернатором Джалдессы исторического и стратегического района недалеко от нынешнего города Харар. , [ 7 ] По данным одного источника, [ 8 ] в то время в Джалдессе проживало около 6 000 жителей по сравнению с 8 000 в портовом городе Джибути и 30 000 в Хараре. Ялдесса была не только пограничным городом империи Менелика, но и располагалась вдоль важного караванного пути, соединявшего Эфиопию с Аденским заливом и побережьем Красного моря. В результате всем посетителям приходилось проходить через вооруженный и таможенный пост, созданный там властями Эфиопии и находящийся под управлением Мерши. [ 9 ] В качестве начальника таможни Джалдесса Мерша курировала импорт всех товаров. Караваны останавливались и досматривались. Импортная пошлина в размере 10 процентов взималась с товаров, приносящих важный доход империи. Экономическая ценность Джалдессы значительно выросла после того, как порт Джибути начал функционировать. Однако после основания Дыре Дава в 1902 году оно резко сократилось.
В качестве губернатора Мерша контролировал и управлял обширной территорией между границами Эфиопии с французскими и британскими Сомалилендами и рекой Аваш. На территории проживали сомалийцы, оромо, афары и другие этнические группы. Он служил под началом Раса Меконнена Вольдемихаэля ( Маконнен Вольде Микаэль ), который был губернатором провинции Харар до своей безвременной кончины в 1906 году. Армянин Серкис Терзян (1868–1915) [ 10 ] до него занимал пост губернатора Джалдессы. Терзян, личность, хорошо известная исследователям истории Эфиопии, служил Менелику на различных должностях, включая импорт оружия и боеприпасов. [ 11 ] Видимо, временами возникала путаница в том, кому и что принадлежит. По словам выдающегося историка Ричарда Панкхерста, однажды Мерша конфисковал оружие, на которое претендует Терзян. Лорд Хиндлип, британский бизнесмен и авантюрист, участник англо-американской экспедиции, так описал свой визит в резиденцию Мерши:
Он принял нас в своей официальной резиденции, небольшой круглой хижине с обычной остроконечной крышей, построенной на коническом холме. Его мебель состояла из стола, стула, двух кроватей, фотографии абиссинского священника и цветного Распятия, а винтовка, щит и револьвер висели на стенах. [ 12 ]
Более того, Ялдесса находилась в центре международных переговоров между Менеликом и тремя колониальными державами. В статье 3 договора 1897 года, подписанного между Великобританией и Эфиопией, например, говорилось, что маршрут между Зейлой ( Зейлой ) и Хараром через Гилдессу должен оставаться открытым для коммерческих интересов двух стран. [ 13 ] С Мершей регулярно консультировались по соответствующим вопросам. Он также нес прямую ответственность за реализацию соглашений. Например, в 1896 году он принимал Сирилла Макайра ( Кириллос Макариос ), коптского египетского епископа, который приехал в качестве специального посланника Папы Льва XIII, чтобы умолять Менелика освободить итальянских пленных из битвы при Адве . [ 14 ] Когда заключенные в конечном итоге были освобождены, их доставили в район недалеко от Гильдессы для встречи с командой итальянского Красного Креста, а затем перевезли в Харар для безопасного возвращения в Италию. Мерша несколько раз посещал Джибути, в том числе по просьбе императора Менелика. [ 15 ] Его знание французского языка оказалось неоценимым во время зарубежных поездок.
Пропагандист прогрессивного имиджа Эфиопии
[ редактировать ]После победы при Адве (1896 г.) во всем мире возрос интерес к укреплению дипломатических и торговых отношений с Эфиопией. Империю посетило большое количество иностранных граждан, в том числе дипломатов, журналистов, писателей, ученых и исследователей. Посетители были заинтригованы мудростью и достижениями Менелика. Понимая важность момента для будущего, император был в равной степени полон решимости построить прогрессивный имидж своей нации. Что может быть лучше, чем приграничный город Джалдесса, чтобы произвести хорошее первое впечатление? Лорд Эдвард Глейхен , британский придворный, офицер и писатель, посетивший Эфиопию в 1897 году и бывший членом дипломатической миссии сэра Реннелла Родда, написал следующее: [ 16 ]
На следующий день мы совершили длинный переход длиной в двадцать четыре мили по каменистой местности до Гарасле, красивой речки глубиной в три дюйма, протекающей между высокими берегами, а на следующее утро трехчасовой переход привел нас к Гилдессе. Здесь нас с большим размахом принял губернатор, некто Айто Мержа (т. е. Ато Мерша), который, чтобы внушить нам, что мы сейчас находимся на абиссинской территории, выставил охрану из примерно дюжины человек, все вооруженные винтовками. и несущий абиссинский флаг. Последний, боюсь, не произвел на нас большого впечатления, так как состоял только из треугольных желтых, красных и зеленых флажков, прибитых к тонкой и кривой палочке; но почетный караул был очень красив.

Большинство посетителей прибыли в страну через Аденский залив и Красное море , и многие остановились в Джалдессе как минимум на день, прежде чем отправиться дальше в Аддис-Абебу, Харар или другие части новой империи. Таким образом, перед Мершей была поставлена задача оказать гостям логистическую и другие виды помощи. Он имел уникальную возможность встречаться и общаться с большим количеством европейцев и других иностранных граждан. В статье, опубликованной в «Фигаро» (апрель 1901 г.), французский журналист и писатель Хьюз Ле Ру после долгой дискуссии с Мершей отметил следующее. [ 17 ]
Я не знаю, читал ли этот мудрец Кандида, но за те уже долгие годы, что Король королей доверил ему ключ от первой задницы империи, он видел парад многих людей всех цветов кожи, со всех стран, всех языков .
Английский перевод: Я не знаю, читал ли этот мудрец Кандида, но поскольку в течение многих лет Царь королей давал ему ключ от первых ворот империи, он видел людей всех цветов кожи, всех стран и всех языков.
Ниже приводится неполный список знаменитостей, которые либо взаимодействовали с Мершей, либо принимали их в Гилдессе или Дыре-Даве:
- Азмзаде Садик Эль Муейед-паша (1860–1910): адъютант османского султана Абдул-Хамида II: глава османской делегации при императоре Менелике II в 1904 году;
- Принц Анри Орлеанский (1867–1901): французский принц;
- Харальд Джордж Карлос Суэйн (1860–1940): офицер британской армии и писатель;
- Виконт Эдмон де Монтень де Понсен (1866–1937): исследователь, натуралист и писатель;
- Лорд Альберт Эдвард Уилфред Глейхен (1863–1937): британский дипломат и писатель;
- Петр Михайлович Власов (1850–1904): глава Российской императорской миссии в Эфиопии.
- Жан-Батист Маршан (1863–1934): офицер французской армии и исследователь;
- Роберт Пит Скиннер (1866–1960): американский дипломат;
- Люсьен Эдебер (1860–1949): французский писатель;
- Жан-Франсуа-Альбер дю Пуже , маркиз де Надайяк (1818–1904): французский антрополог;
- Хью Ле Ру (он же Робер Шарль Анри Ле Ру) (1860–1925): французский журналист, писатель и сенатор;
- Робер Пьер Мари Робер, виконт Бур-де-Боза (1871–1902): французский исследователь ;
- Peter Nikolaevich Krasnov (1869–1947): Russian diplomat and military officer;
- Виктор Феликс Эдмон Мари Гедорп (1874–1963): французский публицист и писатель;
- Бенито Сильвен (1868–1915): гаитянский юрист, активист против рабства и панафриканец;
- Фридрих Розен (1856–1935): немецкий дипломат, востоковед, писатель и политик; он брат ботаника Феликса Розена.
- Кириллос Макариос или Сирил Макайр (1867–1921): лидер египетских коптов, патриарх Александрийский;
- Чезаре Нераццини (1849–1912): итальянский дипломат, врач и военный офицер.
- Уильям Фицхью Уайтхаус (1842–1909): американский исследователь и искатель приключений;
- Феликс Розен (1863–1925): немецкий ботаник, профессор ботаники в Университете Бреслау (тогда Германия, ныне Вроцлав, Польша); он брат дипломата и востоковеда Фридриха Розена.
- Франсуа Мари Казимир Мондон-Видайе (1847–1910): французский журналист, филолог и писатель;
- Сэр Чарльз Олсопп, третий барон Хиндлип (1877–1911): британский бизнесмен, авантюрист и писатель;
- Реннелл Родд (1858–1941): британский дипломат, политик и поэт;
- Александр Булатович (1870–1919): русский военный офицер, дипломат и писатель.
Несмотря на активные дипломатические усилия Менелика и его внутренних и иностранных советников, первоначально среди многих европейцев существовал большой скептицизм по поводу того, что Эфиопия готова принять модернизацию. в статье под названием «Миф о Менелике» , опубликованной в 1899 году, виконт Эдмон де Понсен, богатый французский натуралист и исследователь, заключил: Например, [ 18 ]
Таким образом, историю Эфиопии можно резюмировать следующим образом: страна с затрудненными коммуникациями, населенная множеством рас; его внутренняя жизнь представляет собой всегда один и тот же цикл войн, побед, поражений, его внешняя жизнь — ту же пустоту. Настоящая цивилизация невозможна в этом черном хаосе, а продукты цивилизации, такие как сельское хозяйство, изобретения, торговля, не существуют.
Напротив, были те, кто предлагал непоколебимую поддержку расширению торговли и инвестиций в Эфиопии. Ближайшие европейские советники Менелика, такие как швейцарский инженер Альфред Ильг и французский торговец Леон Шефне («главный торговый советник»), бесспорно, возглавляли список. Мерша тесно сотрудничал с ними обоими. Но были и другие. Казимир Мондон-Видайе, французский журналист и сотрудник газеты Le Temps , был еще одной важной фигурой, сыгравшей важную роль в развитии эфио-французских отношений. Из-за своей страсти к садоводству Мондон-Видайлхет, возможно, также сыграл роль в популяризации эвкалипта (የባሕር ዛፍ). Он также изучал местные языки (например, амхарский, гурагский, харари и т. д.) и писал о них книги. Что еще более важно, Мондон-Видайлхет способствовал продвижению прогрессивного имиджа Менелика и Эфиопии в Европе и Соединенных Штатах. Делал он это прежде всего посредством своих речей и сочинений. В интервью, которое он дал The New York Times В 1898 году Мондон защищал рекорды и потенциал Эфиопии: [ 19 ]
Страна легко поддается цивилизации, и ее организация, все еще обремененная феодальными отношениями, имеет тенденцию все больше и больше моделироваться по образцу европейских конституционных монархий. Менелек, могущественный и уважаемый, просвещенный реформатор и администратор, отменивший рабство в своих владениях и не терпящий фанатиков, к какой бы секте они ни принадлежали, проявил себя как действительно великий государь, достойный восхищения как своим поведением, так и достоинством. его характера.
Мерша был решительным сторонником открытия Эфиопии миру. Он поощрял «современное» образование и поддерживал миссионерские школы в Хараре. Он поощрял торговые связи с Европой, особенно с Францией, главным стратегическим союзником Эфиопии в то время. В апреле 1905 года французское правительство наградило Мершу Эль-Ануар Нишан.

Руководитель первого железнодорожного строительства
[ редактировать ]Первым и наиболее значительным примером прямых европейских инвестиций в Эфиопию стало строительство первой железной дороги в Эфиопии. Соглашение о создании компании для строительства железной дороги было впервые подписано в 1894 году между Менеликом и Альфредом Ильгом . Основным европейским акционером, очевидно, была Франция, хотя британские инвесторы также владели акциями и облигациями, по крайней мере, до 1902 года, когда линия дошла до Аддис-Харара, позже переименованного в Дыре Дава.

Мерша был ключевой фигурой в переговорах, строительстве и обеспечении безопасности железной дороги на начальных этапах проекта (1897–1911). Когда в июле 1900 года железная дорога Джибути достигла приграничного с Эфиопией города Девеле (Давале), он представлял императора на церемонии инаугурации, на которой присутствовала делегация французского правительства во главе с Габриэлем Луи Ангулваном , исполняющим обязанности генерал-губернатора Французского Сомалиленда в качестве а также представители акционеров и другие отечественные и зарубежные дипломаты, в том числе Ато Йосеф Загалан, консул Эфиопии в Джибути и дорогой друг Мерши. [ 20 ] Согласно одному источнику, там должен был присутствовать сам император Менелик, но позже передумал в знак протеста против растущего вмешательства французского правительства в дела Имперской компании Эфиопии, которой он предоставил концессию. [ 21 ] Ситуация ухудшилась, и строительство было прервано на несколько лет после завершения строительства линии Джибути-Дире-Дава. Когда работы возобновились в 1909 году, Мершу вновь призвали на службу. Перед ним и другими местными чиновниками была поставлена задача проследить за продлением метровой линии до Аваша. Железная дорога достигла Аддис-Абебы только в 1917 году. К тому времени император Менелик умер, и главой империи стала его дочь Зевдиту.

Английский перевод письма Менелика Мерше:
Дорогой Ато Мерша. Как твои дела? Я, слава Богу, здоров. Поскольку французские железнодорожные компании сообщили мне, что возобновят строительство, я хотел бы, чтобы вы руководили работами по согласованию с Негадрасом Йигезу. Написано в городе Дебре Либанос во 2-й день месяца Тахсас 1901 года.
(*Вышеупомянутое письмо было включено в недавнюю книгу под названием «Домашние письма императора Менилека» под номером 1898 (коллекции Паулоса Ньогно); Aster Nega Publishers; 2010, стр. 517).
Историк Ричард Панкхерст назвал первую железную дорогу «величайшим технологическим достижением страны того периода». [ 22 ] Это привело к быстрому расширению внутренней и внешней торговли. Например, сократив время в пути до побережья вдвое, железная дорога резко увеличила импорт и экспорт товаров. Оно ускорило процесс урбанизации, проложив путь к возникновению новых поселений и деревень и преобразованию таких городов, как Харар и Аддис-Абеба. Значительно возросло перемещение людей с юга на север и наоборот. Короче говоря, железная дорога улучшила жизнь сотен тысяч, если не миллионов эфиопов. Что еще более важно, он соединил страну с морем. Роберт П. Скиннер, дипломат, возглавлявший первую миссию США в 1903–04 годах, отметил следующее о важности железной дороги для экономики. [ 23 ]
По данным таможни, движение ввоза и вывоза в 1902 году составило 1 659 800 долларов, но, имея в виду методы оценки и возможность поступления товаров в контрабанду, можно консервативно сказать, что общий объем торговли при нынешних условиях составляет 3 000 000 долларов. в год. Впредь эта торговля будет быстро расти, хотя вся мощь страны не будет оценена по достоинству до тех пор, пока железная дорога не будет продлена до столицы, находящейся в 300 милях от ее нынешней конечной остановки.
Спиннер далее заметил:
Когда проектировалась железная дорога, соединяющая Империю и море, естественным образом был выбран маршрут, который должен был дать величайшие преимущества торговле... В этом месте был создан город, которому было дано имя Дире-Дуа, и он уже стал важный деловой центр....
Пионер и первый губернатор Дыре Дава
[ редактировать ]Закрытие железной дороги Джибути-Дыре-Дава в 1902 году ознаменовало рождение Дыре-Дава , второго по величине города Эфиопии. Вскоре после этого Мерше было приказано перенести таможню Джалдессы и его резиденцию на новую конечную остановку, что сделало его первым губернатором железнодорожного города. Он не только оказался в нужном месте в нужное время, но это было естественным продолжением его административных обязанностей. Гетахун Месфин Хайле, эксперт по истории Дыре Дава, писал:
До основания города весь приграничный регион до Давале, включая обширные окрестности Дыре-Дава, управлялся губернатором, резиденция которого обычно находилась в Джелдессе, в нескольких км к востоку от Дыре-Дава. В 1902 году губернатором был некто Мерша Нахусенай, образованный и к тому же франкоязычный человек, принявший значительное участие в основании станции, а затем и города. [ 24 ]
Далее он сказал;
Первые городские кварталы Кязира и Мягала, возникшие после создания железнодорожной компанией станции и ее главной мастерской, вскоре превратились в два важнейших узла экономической, социальной и административной деятельности нового города. Кязира была построена по регулярному плану и хорошо оснащена современными удобствами. Тем временем Ато Марша Нахусанай, первый правитель, и его последователи расчистили и заселили участок земли напротив Кязиры на противоположной стороне Дачату, который тогда был в основном покрыт густым кустарником и кактусами. Из этого ядра постепенно сформировался более крупный квартал Магала. На самом деле нынешний квартал Дачату в прошлом назывался Гянда-Марша в честь его выдающегося жителя и основателя. [ 25 ]
Таким образом, вскоре под руководством Леона Шефне и Мерши появились жилые массивы и были построены дороги, офисы и мастерские, а также другие важные объекты. [ 26 ] За первые несколько лет после основания жители нового города и франко-эфиопская железнодорожная компания смогли заложить фундамент того, что позже стало космополитическим городом во французском стиле. К сожалению, в отличие от других городов, иностранцы и местные жители не жили в одном районе. Кезира или Гезира стала европейским кварталом, а Мегалу заселили туземцы.
Ричард Панкхерст назвал Дире-Дава «первым современным городом Эфиопии». Мало того, что Дире-Дава был построен иначе, чем другие города того времени, но и его администрация была уникальной. Историк Шиферо Бекеле отмечал: [ 27 ]
Чиновники обладали некоторыми важными характеристиками, которые резко отличали их от общей массы эфиопских чиновников того времени… Почти в каждой провинции можно было встретить одного или двух мужчин, принадлежавших к этой категории. Однако ни в какой другой такой концентрации, как в Дыре Дава.
Шиферау, эксперт по ранней истории Дыре Дава, продолжил:
Чиновники Дире Давана неизменно говорили по крайней мере на одном европейском языке. Даже самый ранний, Мерша, говорил по-французски. Многие из них были высокообразованными. Афеворк Гебре Йесус и Гебре Хивот Байкедан, которые были директорами таможни, прожили долгие годы в Европе, где получили высшее образование. Бешах Вуред получила образование в США. Остальные пошли в школы миссии.
Мерша занимал пост губернатора с 1902 по 1906 год. Он ведал как административными, так и судебными делами. В первые годы своего пребывания в должности он даже проводил суды «под деревом». [ 28 ] Его сменил Ато Негату Гугса. Муниципалитет Дире-Дава возник только где-то между 1915 и 1920 годами. [ 29 ]
Начальник железнодорожной охраны
[ редактировать ]Соглашения, подписанные правительством Эфиопии и железнодорожной компанией, требовали от Эфиопии развернуть полицию для охраны линии и безопасности сотрудников. [ 30 ] Миссия была чрезвычайно опасной из-за местных боевых действий. В 1906 году Мерша стал постоянным главой службы железнодорожной безопасности. Его стратегия успеха включала работу с местными вождями и лидерами. Фактически он также занял должность вождя территории Исса, откуда исходила большая часть сопротивления строительству. Шиферау Бекеле писал:
Когда губернатор провинции проходил линию, он (т.е. Ато Мерша) отвечал за мир и безопасность линии. Он разместил отряды войск по всей линии. Он провел переговоры со всеми важными вождями афарских и сомалийских племен региона. Он получил приказы от Раса Меконнена и Менелика. [ 31 ]
Он отвечал за набор, обучение сотрудников службы безопасности; договорились о заработной плате с компанией; и разрешали споры. Он всегда был посредником между железнодорожной компанией и эфиопами. Это также включало в себя проверку выполнения компанией своих договорных обязательств. Например, еще в сентябре 1900 года г-н Дж. Джеролимато, агент британского консула в Хараре, отправил своему начальнику Джеймсу Хейсу Сэдлеру, генеральному консулу Британского Сомалиленда, следующее сообщение:
Уважаемый господин! ДО вчерашнего дня сюда прибыл Атто Марча, губернатор Хильдессы, который находился в Джибути. В Даранли (т. е. Давале) находилось 200 абиссинцев для защиты линии от Эссы (т. е. Иссы), причем Компания платила 12 долларов в месяц за каждого абиссинского солдата; теперь Компания заплатила им 8 долларов вместо 12 долларов, и абиссинцы отозвали эти 200 человек. [ 32 ]
Его предыдущий опыт работы на посту начальника полиции Харара, должно быть, подготовил его к трудностям на этой должности. [ 33 ] Железнодорожная полиция также отвечала за стабильность и мир в Дыре-Дава и его окрестностях. [ 34 ] который он занимал до середины 1920-х годов, за исключением его краткого увольнения Лиджем Иясу в 1916 году.
Рассвет модернизации
[ редактировать ]Желание ввести модернизацию в европейском стиле было не только у императора Менелика II . Однако именно при нем страна предприняла важные практические шаги в плане создания современных институтов и структуры управления. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Транспорт и связь получили огромный импульс. Первый телефон и телеграф появились после первой железной дороги. Были построены основные дороги, впервые появились велосипеды и автомобили. Налоговая система была реструктуризирована. Была создана современная денежная система. Был создан первый банк (Банк Абиссинии). Была введена национальная валюта. Система управления подверглась существенной реорганизации. Был сформирован первый кабинет министров. В каждом из шести округов было по два судьи, назначенных самим Менеликом. Была создана должность верховного судьи. Первые государственные школы; появились первая газета, первые гостиницы, первые больницы и почтовые отделения. Список можно продолжить. Хотя Мерша в основном участвовал в строительстве железной дороги и создании «современной» таможни, он также участвовал в других важных реформах, таких как создание почтовых и телеграфных служб.
После того, как Менелик умер в 1913 году после продолжительной болезни, его внук Иясу V. фактическим правителем стал Мерше в то время было около шестидесяти лет.
Во время своего недолгого правления (1913–1916) Иясу, похоже, продолжил некоторые реформы, которые он унаследовал. Однако он также допустил политические просчеты, в результате которых его отстранили от власти. Например, в 1915 году Иясу назначил Хасиба Идлиби (или Идлиби), сирийского купца с турецким гражданством, губернатором Дыре-Давы и Неггадраса Харара. [ 38 ] Назначение держалось в секрете от Дежазмача Тефери (Тафари) Меконнена, его двоюродного брата и губернатора провинции Харар. [ 39 ] Но затем, в июле 1916 года, за несколько месяцев до своего изгнания, Иясу предпринял беспрецедентный шаг, сместив Тефери с поста губернатора, что создало дополнительную напряженность между ними и привело к гневу в провинции, традиционно управляемой этой семьей.
Иясу, похоже, также выбрал внешнюю политику, направленную на отчуждение традиционных союзников, таких как Франция, и укрепление отношений с Германией и Турцией (тогда Османской империей). [ 40 ] Возможно, из-за этого он сместил Мершу с его поста на железной дороге и заменил его Абубакаром Махаммадом, еще одной важной исторической фигурой в истории Эфиопии. По иронии судьбы, всего за несколько месяцев до своего увольнения и Дежак Тефери, и Мерша сопровождали Иясу во время его поездки в регион вместе с рядом других знаменитостей, в том числе Микаэлем Берру (немецким переводчиком британского агентства и отцом выпускника Сорбонны Лия Сейфу Микаэля). ) и Тесемма Эшете. [ 41 ] Радикальные изменения были быстро подхвачены зарубежными СМИ.
Внезапное изменение было подхвачено международными СМИ и в значительной степени истолковано как план по предоставлению преимущества мусульманам над христианами, и это мнение разделяют многие в стране.
Внезапно, в конце июля прошлого года, Ясу уехал из Адис-Абебы в Харрар и 8 августа прибыл в Джибути, где возобновил свои заверения в дружбе с М. Симони, губернатором Французского Сомалиленда... Было обнаружено, что он свергнул Принц Таффари, сын Раса Маконнена, был губернатором Харрара и заменил мусульманина... В Харраре свирепствовали интриги при турке Идлиби; и, наконец, вождь исса Ато Марча был свергнут в пользу мусульманина. Эти события вызвали переполох в Адис-Абебе. Делегации держав Антанты также направили протест. А 27 сентября... Лидж Ясу был официально свергнут. [ 42 ]
Однако ситуация была гораздо сложнее, чем утверждалось в отчетах. Нет сомнений в том, что Иясу старался поддерживать тесные отношения с мусульманской общиной и женился на Фатиме, дочери Абубакара, что поднимает вопросы о его намерениях и видении. Абубакар происходил из семьи богатых мусульманских торговцев-афаров, которые внесли огромный вклад в Менелик в коммерческом, административном и дипломатическом отношениях. [ 43 ] Его отец, Махаммад (также Негаддрас), был губернатором исторического города Алию-Амба (провинция Шоа), а сам был губернатором Шенно, другого коммерческого центра. Его дед, Абубакар Ибрагим Чехем, был известным государственным деятелем и султаном или пашой сомалийского портового города Зейла (Зейла) до того, как он стал частью Британского Сомалиленда.
Напротив, некоторые ученые сегодня утверждают, что вся новая политика была частью усилий Иясу по консолидации имперской власти, например, путем интеграции маргинальных территорий, таких как земля Афар.
С конца XIX века члены этой семьи утратили роль обязательных посредников в пользу европейских торговцев, поддерживаемых своими государствами. Однако один из них, Наггадрас Махаммад Абубакар, продолжал пользоваться доверием Менелика, не желавшего полагаться исключительно на европейцев. [ 44 ]
Более того, хотя Мерша был христианином, он не придерживался исторически доминирующей православной веры. Скорее, он был одним из первых, кто обратился в католицизм и подвергался жестокому обращению, как и многие его единоверцы. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Отсутствие Мерши вызвало серьезное беспокойство у железнодорожной компании, отчасти из-за его долгой и преданной службы и репутации. Это было очевидно из одного из писем, которые написал ему император Менелик. Следующий комментарий г-на де Мазерье, администратора компании, отражает это мнение:
Благодаря Ато Марче, который знал об использовании и методах Компании и, прежде всего, был абсолютно предан ей, трудности были быстро решены. Абу-Бакер слишком известен в Абиссинии и в Си, чтобы мы могли надеяться, что и с ним будет то же самое.
Английский перевод:
Благодаря Ато Марче, который хорошо знал практику и методы CIE (т. е. Compagnie Imperiale d'Ethiopie) и был абсолютно предан делу, трудности были быстро решены. Абу-Бейкера очень хорошо знают в Абиссинии и Сиэ, поэтому мы надеемся, что с ним будет то же самое. [ 48 ]
Мерша был восстановлен на своем посту при императрице Зевдиту , дочери Менелика, которая правила Эфиопией с 1916 по 1930 год. Тефери Меконнен был регентом на престоле в этот период и продолжал править Эфиопией как император Хайле Селассие I (1930–1974), когда императрица умер.
Видный католик
[ редактировать ]Мерша был известным католиком. Он сыграл важную роль в распространении веры в Харарском регионе и за его пределами. Его жена Теденекьялеш была дочерью Ато Мекбеба (также Мекева, Макеба и Макбеба), который был обращен в католичество в конце 1860-х годов итальянским миссионером кардиналом Гульельмо Массаджа или Аббой Мессиасом, как его называли в Эфиопии. Марсьяль Де Сальвиак, французский миссионер, живший в Эфиопии в конце XIX века, писал следующее:
Тем, кого Менелик назвал «человеком, которому я доверяю», был Ато Макеб, офицер царского дома. Вскоре он заслужил доверие миссионеров, став настоятельным католиком. Позже он выдал свою дочь замуж за одного из лучших учеников миссии Ато Маршу, который был начальником полиции в Хараре и фактически руководил таможней в Джалдессе. [ 49 ]
Неудивительно, что дети Мерши были воспитаны католиками. Бенито Сильвен , гаитянский юрист, писатель и активист, выступающий против рабства, несколько раз посещавший Эфиопию в конце 19 – начале 20 века, писал: [ 50 ]
В отсутствие Раса Маконнена, оставленного императором в Аддис-Абебе для заключения мирного договора с Италией, деликатные функции губернатора выполнял Геразмач Банти. Он сердечно выразил радость по поводу встречи со мной и, опустошив тедж, или мед дружбы, оказал мне гостеприимство в доме Ато Марчи, главы таможни Гильдессы, все дети которого воспитываются в католической миссии, которую в настоящее время возглавляет дружелюбный господин Андре, недавно получивший звание епископа .
Английский перевод:
В отсутствие раса Меконнена, содержавшегося императором в Аддис-Абебе, для заключения мирного договора с Италией деликатные функции губернатора выполнял геразмач банти. Он сердечно выразил свою радость видеть меня и, опустошив тедж, или мед дружбы, предложил мне гостеприимство в резиденции Ато Марчи, начальника таможни Гильдессы, вместе со всеми детьми, воспитывающимися в настоящее время во Французской католической миссии. возглавляемый дружелюбным господином Андре, который недавно был назначен епископом.
Миссионерские школы, подобные тем, которые были основаны французским миссионером Андре Жароссо (Абба Эндриас), обучали поколение молодых эфиопов. Недавние биографии (например, Рас Эмру Хайле Селассие) проливают свет на важность этих школ. В своей автобиографии капитан Алемайеху Абебе, один из пионеров эфиопской авиации и первый чернокожий африканский пилот коммерческого реактивного авиалайнера, писал: [ 51 ]
Ато Мерша и его семья были известными и уважаемыми католиками в городе Харар, поэтому я отправился в католическую миссию, которой руководил епископ Андре Харузо, и меня отправили учиться в школу-интернат.
Английский перевод:
Поскольку Ато Мерша вместе со своей семьей был известным и уважаемым последователем католической веры в городе Хараре, мне разрешили посещать миссионерскую школу, возглавляемую монсеньором Андре Жаруссо.
Еще одна важная биография Микаэля Бете-Селассие. [ 52 ] подробно описывает исторический вклад эфиопов-католиков в первой половине 20 века. Многие, в том числе Мерша Нахусенай и дядя автора Берхане-Маркос Вельде-Цадик , сыграли роль в усилиях по модернизации императоров Менелика и Хайле Селассие. Биограф утверждает, что эти католики образуют отдельную подгруппу в более широком сообществе образованных людей, также известном как La Jeune Ethiopie . Однако исторические связи между католическими и православными интеллектуалами подчеркивались Микаэлем и другими учеными.
В состав эфиопской римско-католической общины, первые члены которой были обращены в христианство в конце XIX века итальянскими или французскими миссионерами, такими как Гульельмо Массайя и Андре Жароссо, входили Завга Хайлу, посетивший Парижскую Вселенскую выставку 1900 года, и Марша Наху Санай, который представлял Менелика на церемонии завершения строительства железной дороги Джибути до границы с Эфиопией в 1902 году. Таким образом, община возникла одновременно с появлением молодых эфиопов в целом. Более того, католическая община находилась под влиянием тех же факторов — миссионерского образования, поездок во Францию или Италию, трудоустройства иностранцев, службы на железной дороге и т. д. — которые, как мы видели, породили в более общем плане молодое эфиопство. [ 53 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Мерша вышел на пенсию в середине 1920-х годов, но, по словам историка Бахру Зевде, он поддерживал контакты с друзьями, такими как миссионер А. Жаруссо. [ 54 ] Его выход на пенсию произошел после продолжительной государственной службы, внесшей важный вклад в четыре ключевые области: безопасность границ и железных дорог, государственное управление, экономическое развитие и дипломатия. Вскоре он заболел и почти десять лет был прикован к постели. Мерша умер в первые годы итальянской оккупации и был похоронен в городе Хараре. Ему было около восьмидесяти пяти лет.

Мерша воспитал большую семью. У него и его жены Теденекьялеша было одиннадцать детей: Бейене, Негест, Зевдиту, Алему, Ворке, Деста, Йосеф, Маркос, Негату, Зегейе и Медемдемья. Он поощрял своих детей ходить в школу и ценить иностранные языки. Бейене Мерша, его старший ребенок, свободно говорила по-французски. Даже его дочь (вероятно, Зевдиту) знала французский язык. она прочитала приветственную речь полковнику Жану-Батисту Маршану (1863–1934), французскому офицеру и исследователю, путешествовавшему через Харар в 1899 году. По словам миссионера Марсьяля де Сальвиака, [ 55 ] Мерша любил брать свою семью на важные общественные мероприятия. Марсьяль описывает, как Мерша, гордый отец, присутствовал на церемонии открытия железнодорожной станции Давале в 1900 году в окружении «прекрасной толпы из восьми детей». [ 56 ]
В конце 1890-х годов молодой Бейен, свободно говоривший по-французски, путешествовал по Франции и Италии вместе с Андре Жароссо. [ 57 ] В 1903 году по поручению отца он встретился в Дыре-Даве с Р.П. Скиннером , американским дипломатом, посланным Теодором Рузвельтом для подписания торгового договора с Менеликом. [ 58 ] Однако сам Мерша присутствовал, когда первая в истории дипломатическая миссия США завершила свой визит и готовилась покинуть Дыре-Дава и отправиться в Джибути. Фактически он передал прощальное послание императора, доставленное по телефону из Аддиса.
Позднее император назначил Бейене Мершу главой почтово-телефонной службы, открытой в приграничном городе Давале. [ 59 ] В период неопределенности, последовавший за смертью императора, он встал на сторону тех, кто выступал за отказ от престола Леджа Иясу, под руководством Фитаврари Текле Хаварята . [ 60 ] В 1931 году «баламбарас» Бейене была назначена директором первой эфиопской школы для девочек, основанной в Аддис-Абебе императрицей Менен. До этого он был членом совета по строительству дороги Десси-Ассеб — проекту, реализованному командой голландских инженеров. [ 61 ]
Ато Денку, муж Негеста Мерши, был назначен в 1907 году начальником почтового отделения Дыре Дава. [ 62 ] Он также путешествовал по Европе (например, в Швейцарию и Италию), чтобы присутствовать на собраниях Международного почтового союза после того, как Эфиопия стала его членом в 1908 году. [ 63 ] Многие внуки и правнуки живут и работают в Эфиопии и по всему миру. Самый заметный потомок сегодня, Ато Абинет Гебремескель, бизнесмен и филантроп из Эфиопии. Тадевос Ассебеворк — внук Зегейе Мерша и правнук Ато Мерша.

В наследие Мерши входит улица, названная в его честь в Кезире (Гезира), подразделении Дыре-Дава во времена правления императора Хайле Селассие . Его помнили и чтили, когда в декабре 2007 года железнодорожный город отмечал свое 105-летие. [ 64 ]
Однако Мерша до сих пор остается забытым героем. Его биография остается ненаписанной, а его выдающиеся заслуги плохо известны многим ученым и исследователям истории Эфиопии. В своей книге « Пионеры перемен в Эфиопии: реформистские интеллектуалы начала двадцатого века » [ 65 ] Профессор Бахру Зевде описывает вклад многих исторических личностей той динамичной эпохи. В книге Мерша не упоминается как пионер. Однако некоторые из обсуждавшихся реформистских интеллектуалов либо управляли должностями, которые он помог создать, либо занимали должности, которые он занимал раньше. Неггадрас Гебрехивот Байкедан (ок. 1885–1918), возможно, выдающийся интеллектуал того времени, был директором таможенной администрации Дире Дава. Например, [ 66 ] Фитаврари Текле Хавариат Текле-Мариам (1884–1977), который позже стал губернатором Джигджиги; приписывают основание Асебе Тефери; и наиболее известен тем, что сыграл заметную роль в разработке конституции 1931 года, некоторое время был начальником железнодорожной станции во время Лиджа Иясу. Он также был одним из первых эфиопов, выехавших за границу для получения образования. Действительно, незадолго до отъезда молодого Текле Хаварята в Россию, в 1896 году, Мерша дал ему свое благословение. В его автобиографии мы находим следующее интересное сообщение: [ 67 ]
Когда мы достигли Джелдесы, Ато Мерша Наху Сенай взял меня из своего дома и пригласил. Я боялась, что они меня оставят, поэтому быстро ушла и побежала в свой район. Господин Мерша купил тень и подарил ее мне, потому что думал, что солнце мне не повредит. (Они были очень далеки от моего брата, покойного Гебре Цадека ) (с. 78)
Английский перевод:
Когда мы прибыли в Джалдессу, Ато Мерша пригласил меня на обед в свою резиденцию. Поскольку я боялся, что он может не позволить мне поехать за границу, я сбежал, как только закончил. Однако Ато Мерша купил мне зонтик, чтобы я мог защититься от палящего солнца. (Он и мой покойный брат Гебре Цадик были близкими друзьями).
Последние несколько десятилетий XIX века ознаменовали начало длительного периода модернизации в истории Эфиопии в том смысле, что они открыли двери новым образам жизни и лучшим условиям жизни и работы. Значительные достижения были зафиксированы во время правления императора Хайле Селассие в таких областях, как производство, транспорт (например, авиация) и образование. Торговля и прямые иностранные инвестиции продолжали играть ключевую роль в молодой экономике. Несмотря на некоторые серьезные неудачи за два десятилетия после народной революции 1974 года, в первую очередь из-за сильной засухи и гражданской войны, а также из-за неправильного политического выбора, страна претерпела радикальные преобразования. Революция положила конец феодальной (ባላባት) системе, открыв путь к более широкому участию людей в политической и экономической деятельности. За последние несколько десятилетий Эфиопия стала свидетелем беспрецедентного роста, характеризующегося сильным государственным сектором, расширением частного сектора и масштабным развитием критически важной инфраструктуры (например, дорог, новой железной дороги Джибути-Аддис и т. д.). Сохранится ли эта динамика в долгосрочной перспективе, покажет время. Этническая и религиозная напряженность все больше подрывает национальное единство и достижение консенсуса, что часто приводит к трагическим последствиям. Однако в конечном итоге большая часть прогресса, достигнутого за последнее столетие, глубоко укоренена в исторических событиях и реформах конца 19 – начала 20 века.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Делин, Мишель (январь 1901 г.). «Казаки у негуса (Казаки в Абиссинии)». Универсальная библиотека и Swiss Review . XXI : 25–60.
- ^ Крамми, Доланд (2000). Земля и общество в христианском королевстве Эфиопия: с тринадцатого по двадцатый век . Издательство Университета Иллинойса.
- ^ Дэвид Андерсон; Ричард Рэтбоун (2000). Городское прошлое Африки . Издательство Джеймса Карри.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Журналы преподобных господ Изенберга и Крапфа (1843 г.). Журналы преподобных господ Изенберга и Крапфа, миссионеров Церковного миссионерского общества . Лондон.
- ^ Текле-цадик Мекурия (1991). Менилек и единство Эфиопии Да , Аддис-Абеба: Полиграфическое агентство Кураз.
- ^ Микаэль Бете-Селассие (2009). Молодая Эфиопия: Высокопоставленный эфиопский государственный служащий — Берхана-Маркос Вальда-Цадек (1892–1943) . Париж: L'Harmattan. п. 23.
- ^ «Сборник печатных документов». Парламент. Палата депутатов . Законодательство (2). 1897.
- ^ Виконт Де Ноай (1897). «Посольство господина Макэра: ПОД МЕНЕЛИКОМ В 1896 ГОДУ». Корреспондент . Французские периодические издания. 188 : 65–72.
- ^ Фредерик В. Эметт (1905). «Англо-американская экспедиция в Абиссинию». Журнал Wide World: иллюстрированный ежемесячный журнал правдивых повествований, приключений, путешествий, обычаев и спорта . 14 : 472–473.
- ^ «Английская миссия в Хараре». Научный американец . 44 (Приложение): 17982–17984. 1897. doi : 10.1038/scientificamerican07241897-17982supp .
- ^ Панкхерст, Ричард. «История эфиопско-армянских отношений: конец девятнадцатого и начало двадцатого веков». Revue Des Études Arméniennes. XIV : 355–400.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Лорд Хиндлип (1906). Спорт и путешествия в Абиссинии. https://archive.org/details/sporttravelabyss00hind
- ^ Огастес Бланди Уайлд (1900). Современная Абиссиния . Метуэн и компания. п. 476.
- ^ Кирилл, епископ Кесарийский. Священник: журнал церковных исследований. Полет. 19. Сюёр-Шаррюэ, Париж, 1896: 67.
- ^ Таблица Байру (2000). Эфиопские записи эпохи Менилека: избранные амхарские документы из Нахласа Альфреда Ильга, 1884–1881 гг. Харрасовиц.
- ^ Эдвард Глейхен (1898). С Миссией на Менелике . Э. Арнольд.
- ^ Хьюз Ле Ру. Эфиопские рынки. Ле Фигаро. № 95. 5 апреля 1901 г.
- ^ Эдмон де Понсен (1899). «Миф о Менелике». Живой век . 221 : 502–503.
- ^ «Менелек и его империя. Интервью с Казимиром Мондон-Видайлетом». Нью-Йорк Таймс . 1898.
- ^ «Открытие первого участка железной дороги». Колониальный год : 231. 1900.
- ^ Т. Леннокс Гилмор (1906). Абиссиния: Эфиопская железная дорога и державы. Лондон. А. Риверс, Лимитед.
- ^ Ричард Панкхерст (15 апреля 2003 г.). «Начало модернизации Эфиопии» . 2003 .
- ^ Ежемесячные консульские отчеты.: Абиссиния. В серийном наборе Конгресса. Том LXXV; июнь 1904 г.; № 285: 529–570; Типография правительства США, 1904 г. – США.
- ^ «Официальный сайт туризма Дире Дава» . Архивировано из оригинала 3 мая 2014 г.
- ^ Гетахун Месфин Хайле (2003). «Ужасный Дава: Случайные мысли о столетнем юбилее» Аддис Трибьюн
- ^ «Абиссиния». Revue de Geographie: Ежегодник . 54 : 143–144. 1904.
- ^ Бекеле, Шиферау (1989). «Аспекты истории Дыре Дава (1902–1936)». Материалы четвертого семинара исторического факультета Университета Аддис-Абебы.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Бекеле, Шиферау (1989). «Аспекты истории Дыре Дава (1902–1936)». Материалы четвертого семинара исторического факультета Университета Аддис-Абебы.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Официальный сайт туризма Дире Дава» . Архивировано из оригинала 3 мая 2014 г.
- ^ Ричард Панкхерст. «Франко-эфиопская железная дорога и ее история» (PDF) .
- ^ Бекеле, Шиферау (1989). «Аспекты истории Дыре Дава (1902–1936)». Материалы четвертого семинара исторического факультета Университета Аддис-Абебы.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Сессионные (парламентские) документы, том 48. Великобритания. Парламент. Палата общин. Канцелярский офис Ее Величества, 1901: 62.
- ^ Годорп, В. С камерой в Сомалиленде. Журнал World Wide, Vol. 5; 1900: 505
- ^ Имбер-Вье, Симон. (2011). Проведение границ в Джибути: территории и люди в XIX и XX веках. Картала Издания. Джибути.
- ^ «Ричард Панкхерст. «Начало модернизации Эфиопии». 2003» . 15 апреля 2003 г.
- ^ Текле-цадик Мекурия (1991). Менилек и единство Эфиопии Да , Полиграфическое агентство Кураз.
- ^ Бахру Зевде (2007). История современной Эфиопии (1855–1991 гг .) Издательство Университета Аддис-Абебы.
- ^ Йидлиби, май (2006 г.). С эфиопскими правителями (Жизнеописание Хасиба Йидлиби). Издательство Университета Аддис-Абебы.
- ^ Фитаврари Текле Хаварят Текле Мариам (2005). Автобиография Издательство Университета Аддис-Абебы.
- ^ Фитаврари Текле Хаварят Текле Мариам (2005). Автобиография Издательство Университета Аддис-Абебы.
- ^ Берхану Абебе (2001). «Государственный переворот 26 сентября 1916 года или итог десятилетия кризиса». Анналы Эфиопии . 17 .
- ^ Журнал Королевского африканского общества, том 16. Макмиллан, 1916; стр. 257–58.
- ^ Арамис Хоумед Душа (2014). Лидж Джошуа и афары. Жизнь и времена Лиджа Иясу из Эфиопии: новые идеи. (Элои Фике, Вольберт Г.С. Смит, ред.). Издательство ЛИТ; п. 168.
- ^ Арамис Хоумед Душа (2014). Лидж Джошуа и афары. Жизнь и времена Лиджа Иясу из Эфиопии: новые идеи (Элои Фике, Вольберт Г.К. Смит, ред.). Издательство ЛИТ; п. 168.
- ^ Микаэль Бете-Селассие (2009). Молодая Эфиопия: Старший государственный служащий Эфиопии - Берхана-Маркос Вальда-Цадек (1892–1943). Харматтан.
- ^ Фитаврари Текле Хаварят Текле Мариам (2005). Автобиография. Издательство Аддис-Абебского университета, с. 28.
- ^ Бахру Зевде (2005). Пионеры перемен в Эфиопии: интеллектуалы-реформисты начала двадцатого века. Издательство Аддис-Абебского университета; п. 96
- ^ Розанна Ван Гелдер де Пинеда (1995). Железная дорога из Джибути в Аддис-Абебу . Харматтан. п. 590.
- ^ Оромо: древний народ в штате Менелик. Великая африканская нация. 1901. По рассказам Марсьяля Де Сальвиака. Перевод оригинального французского издания Аялью Канно (2005): 74–77.
- ^ Антуан Бервен (1969). Бенито Сильвен: Апостол социального возрождения чернокожих . Порт-о-Пренс, Гаити: Ла Фаланж. стр. 41–42.
- ^ Капитан Алемайеху Абебе (2005 г.). Моя жизнь на земле и в воздухе (Hiwote bemeder ena bayer). Автобиография .
- ^ Микаэль Бете-Селассие (2009). Молодая Эфиопия: Высокопоставленный эфиопский государственный служащий — Берхана-Маркос Вальда-Цадек (1892–1943) . Харматтан.
- ^ Ричард Панкхерст. «Кем были «младоэфиопы» или («младоабиссинцы»)?. Историческое расследование» . Эфиопский электронный журнал исследований и инновационного прогнозирования . 2 (2).
- ^ Бахру Зевде (2005). Пионеры перемен в Эфиопии: интеллектуалы-реформисты начала двадцатого века . Издательство Университета Аддис-Абебы.
- ^ Марсьяль де Сальвиак (1900). Древний народ, или галльская колония в земле Менелика . Ф. Плантад.
- ^ Марсьяль де Сальвиак (1900). Древний народ, или галльская колония в земле Менелика . Ф. Плантад.
- ^ Марсьяль де Сальвиак (1900). Древний народ, или галльская колония в земле Менелика . Ф. Плантад.
- ^ Роберт П. Скиннер (1906). Современная Абиссния: отчет о первой миссии, отправленной американским правительством ко двору короля королей, 1903–1904 гг . Нью-Йорк: Longmans, Green & Co.
- ^ Съели письма Ате Менилка, написанные в стране (2003). Пол Ниньо. Издательство «Эстер Нега» (стр. 506; письмо № 1861). Домашние письма императора Менелика. 2010 (Пауло Ньоньо). Издательство «Астер Нега» (л. 506; письмо № 1861).
- ^ Сын Фитаврари, дочь Хавариата Мариам (2005 г.). Автобиография . Университет Аддис-Абебы.
- ^ Хайле Селассие I (1922-1927). Вольде Киркос грустит из-за еды. Издательство Университета Аддис-Абебы. 2009: https://www.mersie-hazen.com/wp-content/uploads/2017/07/Book-Excerpt-compressed.pdf .
- ^ Таблица Байру (2000). Эфиопские записи эпохи Менилека: избранные амхарские документы из Нахласа Альфреда Ильга, 1884–1881 гг. Харрасовиц.
- ^ Два ранних периодических издания «Джибути» и «Le Semeur d'Éthiopie» как источники по истории Эфиопии конца 19-го и начала 20-го веков. Ричард Панкхерст. Анналы Эфиопии. Том. 19; Выпуск 19. 2003 г. [1]
- ^ Ты купил мне Йилму (Гезахегн Йилма). «Дире Дава: Путешествие столетия». Специальный выпуск журнала Dre: декабрь 2000 г. (Журнал Dire; специальный выпуск, январь 2007 г.) .
- ^ Бахру Зевде (2005). Пионеры перемен в Эфиопии: интеллектуалы-реформисты начала двадцатого века . Издательство Университета Аддис-Абебы.
- ^ Бекеле, Шиферау (1989). «Аспекты истории Дыре Дава 1902–1936)». Материалы четвертого семинара исторического факультета Университета Аддис-Абебы.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Сын Фитаврари, дочь Хавариата Мариам (2005 г.). Автобиография . Университет Аддис-Абебы.