Битва на Байкале
Битва на Байкале | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть гражданской войны в России | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
| ||||||
Сила | |||||||
2 парохода, вооруженных 4 гаубицами. | Корабли Байкал и Ангара , оборона Мысовска и бронепоезд | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
19 мужчин | Байкал затонул, порт и железнодорожный вокзал разрушены |
Битва на озере Байкал — морское сражение, предпринятое чехословацкими войсками во время Гражданской войны в России .
Фон
[ редактировать ]В августе 1918 года Чехословацкий легион под руководством Радолы Гайды сражался с Красной Армией за контроль над горными перевалами вокруг озера Байкал, которые были хорошо защищены. Гайду беспокоило то, что Байкал полностью находился под контролем кораблей Красной Армии, что угрожало чехословацким частям высадкой десанта в тыл легиона.
Занимая различные порты на берегу Байкала, чехословацкие легионеры сумели захватить два вражеских парохода — « Сибиряк» и «Федосия» . Позже они были переоборудованы парой гаубиц каждый.
Боевой
[ редактировать ]
15 августа 1918 года чехословацкий флот вышел из Листвянки . [ 1 ] К полудню 16 августа корабли находились примерно в 8 км (5 милях) от порта Мысовск (ныне Бабушкин) в сильном тумане. Через несколько минут туман начал рассеиваться и корабли заметили Мысовск. [ 2 ]
У оборонявших город красноармейцев сложилось впечатление, что приближающиеся корабли были дружественными судами с припасами. Это позволило кораблям приблизиться к гавани на расстояние примерно 4 километров (2 мили). [ 3 ] Когда защитники Мысовска осознали свою ошибку, было уже поздно. Паром-ледокол » « Байкал попытался открыть огонь по чехословацким кораблям, но они оказались быстрее. Начали обстреливать и Байкал , и гавань. Байкал . затонул, и в Мысовске началась всеобщая неразбериха [ 2 ] [ 4 ] Вокзал горел. Бронепоезд прибыл после получасовой чехословацкой бомбардировки. Из него выгрузились орудия и начали вести ответный огонь по чехословацким кораблям. Поскольку основная задача по уничтожению гавани и вокзала была выполнена, легионеры вышли из боя. На обратном пути они встретили вражеский корабль «Ангара» , решивший уклониться от боя. Остальная часть пути прошла без происшествий, и они вернулись в Листвянку без дальнейших происшествий. [ 3 ]
Последствия
[ редактировать ]Новости о кампании Чехословацкого легиона в Сибири летом 1918 года приветствовались государственными деятелями союзников в Великобритании и Франции , которые видели в операции средство воссоздания Восточного фронта против Германии . США Президент Вудро Вильсон , который ранее сопротивлялся предложениям союзников о вторжении в Россию, поддался внутреннему и внешнему давлению и поддержал эвакуацию легионеров из Сибири. В начале июля 1918 года он опубликовал памятную записку, призывающую к ограниченному вмешательству США и Японии в Сибири для спасения чехословацких войск, заблокированных большевистскими войсками в Забайкалье .
Однако чехословаки уже пробились. К тому времени, когда большая часть американских и японских частей высадилась во Владивостоке , чехословаки уже были там, чтобы приветствовать их. находилось 70 000 японских, 829 британских, 1400 итальянских, 5002 американских и 107 французских колониальных ( вьетнамских Интервенция союзников в Сибирь продолжалась, и к осени 1918 года в этом регионе ) солдат. Многие из этих контингентов поддерживали антибольшевистских русских и казачьих полевых командиров, которые создали региональные правительства после захвата Чехословакией Транссибирской магистрали .
Кампания Чехословацкого легиона в Сибири произвела впечатление на государственных деятелей союзников и привлекла их к идее независимого чехословацкого государства . [ 1 ] Тем летом, когда легионеры шли от одной победы к другой, Чехословацкий национальный совет начал получать официальные заявления о признании от различных правительств союзников.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рупец, Иржи. «Пять байкальских остановок» . jiri.cmunda.roupec.sweb.cz . Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Макнамара, Кевин Дж. (22 августа 2017 г.). «Битва за Байкал» . Ежеквартальный журнал военной истории . 29 (4). HistoryNet.com . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Младек, Радек (23 января 2024 г.). «Морская победа легионеров Чехии на Байкале» . Ригад.com . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Великий ледокол печальной судьбы» . Englishrussia.com . 19 июня 2012 года . Проверено 13 мая 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бишер, Джейми (2005), Белый террор: казачьи военачальники Транссибирской магистрали. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 0-714-65690-9
- Морской бой. Архивировано 31 мая 2020 г. в Wayback Machine.
- Чехословацкие военные - Хотите верьте, хотите нет - Архив 2003 г.
- Гайда, Радола :: G :: Чехословакия (CZK)