Олуф Рид-Олсен
Олуф Бернхард Рид-Олсен (8 июля 1918 — 14 октября 2002) был норвежским участником сопротивления и пилотом во время Второй мировой войны . Как член сопротивления он наиболее известен диверсией на мосту Лисакер , а также эксплуатацией незаконных радиопередатчиков. После войны он был бизнесменом и лидером скаутов . Он писал книги и участвовал в создании фильма, основанного на его военном опыте.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Акере . Он вырос в Бестуме и окончил среднюю школу в Уллерне в 1934 году. Затем он поступил в коммерческую школу и получил образование пилота в Flyveselskap авиакомпании Widerøe . [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Саботаж и побег
[ редактировать ]Когда Вторая мировая война достигла Норвегии с вторжением Германии 9 апреля 1940 года, он в тот же день начал работу по сопротивлению. В ночь с 13 на 14 апреля он взорвал мост Лисакер . вместе с Коре Мо и Лейфом Мо [ 1 ] он способствовал появлению Административного совета . Этот саботаж имел последствия на национальном уровне, поскольку на следующий день [ 2 ] Вскоре немцы взяли под свой контроль Норвегию , а Рид-Олсен и Коре Мо были отправлены фотографировать и шпионить за немецкими объектами, в первую очередь в аэропорту Осло Форнебу . Риду-Олсену было легче передвигаться по городу, потому что он присоединился к гражданской пожарной команде Фурулунда в качестве руководителя группы и владел мотоциклом. [ 3 ] Их поймали после взлома разбившегося самолета в Форнебу. Хотя немцы не знали о характере своих действий, они были задержаны и отправлены в Осло. Однако на мосту Лисакер грузовик замедлился из-за повреждения моста, и эти двое сбежали из грузовика, прыгнули в Лисакерелву , поплыли дальше и в конце концов направились к своим домам. [ 4 ] Эти двое бежали из Норвегии на лодке из Бестумкилена 2 сентября. [ 1 ] Рид-Олсен купил лодку после продажи своего мотоцикла. [ 5 ] Сначала они проплыли вдоль норвежского побережья и подобрали третьего человека, Рольфа Габриэльсена, которого встретили в Мандале . [ 6 ] они уехали в Соединенное Королевство из Фарсунда . Наконец 14 сентября [ 7 ] По словам Рида-Олсена, они почти достигли района Абердина , когда ветер переменился и отнес их на восток до Ютландии . После того, как ветер снова переменился, они почти достигли Темзы , когда 29 сентября их подобрал британский эсминец HMS Bedouin . [ 8 ] После диверсии, когда кораблю пришлось спасать разбившихся пилотов (один из пяти остался жив), норвежцы прибыли в Эдинбург . 4 октября [ 9 ]
Воздушная служба и разведка
[ редактировать ]Вскоре они отправились в Лондон . Они явились в норвежский военкомат, провели в городе месяц перед отъездом в Канаду через Шотландию, на океанском лайнере SS Duchess of Richmond . [ 10 ] Они достигли Торонто и были призваны в Воздушную службу Королевского военно-морского флота Норвегии . Они находились на норвежском пароходе «Ирис» перед открытием тренировочного лагеря «Маленькая Норвегия» . [ 11 ] а затем около трех месяцев в аэроклубе Торонто, прежде чем наконец отправиться в Маленькую Норвегию. [ 12 ] Рид-Олсен окончил там военно-воздушную академию в 1941 году. [ 1 ] Затем они отправились в четырнадцатидневное путешествие на лодке из Галифакса, Канада, через Англию и Шотландию в Исландию . [ 13 ]
Служил в 330-й эскадрилье RAF . С 1942 проходил подготовку по разведке , телеграфии и парашютному спорту . 20 апреля 1943 года он был сброшен с парашютом над Эйкером , откуда на велосипеде отправился в Южную Норвегию . Он вел разведывательные радиопередачи из района Биркенеса и других мест. [ 1 ] Он служил в Секретной разведывательной службе . [ 14 ] Осенью 1943 года он руководил радиостанцией под кодовым названием «Метон» в Ломмедалене вместе с Хьельмом Вааге Турн-Басбергом . [ 15 ] с которым он работал в Южной Норвегии. [ 16 ] Метон был одним из девяти нелегальных передатчиков в Бэруме ; четверо из них принадлежали Секретной разведывательной службе. его также передавали из Колсоса . Некоторое время [ 15 ]
Вскоре после этого Рид-Олсен и Турн-Басберг бежали в Англию через Швецию. [ 1 ] [ 16 ] Затем Рид-Олсен еще раз побывал в Норвегии, прежде чем снова поехать в Канаду. В 1944 году он женился на Джоан Уайтсайд в Торонто . Наконец, он отправился в тур по сбору средств в Соединенных Штатах для послевоенного восстановления Норвегии. За свои усилия он был награжден Боевым крестом с мечом и Крестом за выдающиеся заслуги . [ 1 ]
Послевоенная жизнь
[ редактировать ]После войны он работал в Королевских военно-воздушных силах Норвегии (в должности капитана ), затем в гражданских компаниях Det Norske Luftfartsselskap и Norsk Brændselolje , прежде чем стать независимым бизнесменом. Он также посвятил себя скаутингу , организовал летние лагеря в Хойе и был членом правления Норвежской ассоциации гидов и скаутов . [ 1 ] Он описал свой военный опыт в книгах «Контакт» (1946, переиздан в 1983 году) и «Vi kommer igjen» (1953) (опубликовано на английском языке как « Два яйца на моей тарелке »). [ 14 ] По первой книге был снят фильм «Контакт» в 1956 году, где Рид-Олсен выступил сценаристом и актером. [ 17 ] Он умер в октябре 2002 года в Осло. [ 1 ]
Почести и награды
[ редактировать ]- Боевой крест с мечом (1944 г.)
- Норвежская военная медаль
- Медаль обороны 1940–1945 с розеткой.
- Крест за выдающиеся заслуги (Великобритания)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Болин, Фредрик Т. «Олуф Рид-Олсен» . В Хелле, Кнут (ред.). Норвежская биографическая энциклопедия (на норвежском языке). Осло: Kunnskapsforlaget . Проверено 23 марта 2010 г.
- ^ Даль, Ганс Фредрик (1978). «Это Лондон». НРК в войне 1940–1945 гг. (на норвежском языке). Осло: Каппелен. стр. 70–71. ISBN 82-02-03929-0 .
- ^ Рид-Олсен, Олуф (1945). Мы приедем снова. Отчет норвежского пилота (на норвежском языке). Осло: Эрик Квист. п. 33.
- ^ Рид-Олсен, 1945: стр. 46–48.
- ^ Рид-Олсен, 1945: с. 54
- ^ Рид-Олсен, 1945: стр. 69–71.
- ^ Рид-Олсен, 1945: с. 73
- ^ Рид-Олсен, 1945: стр. 93–96.
- ^ Рид-Олсен, 1945: стр. 98–99.
- ^ Рид-Олсен, 1945: с. 112
- ^ Рид-Олсен, 1945: стр. 114–117.
- ^ Рид-Олсен, 1945: с. 142
- ^ Рид-Олсен, 1945: с. 158, 162–165
- ^ Jump up to: а б Райзегг, Эйвинд (2007). «Олуф Рид-Олсен» . В Хенриксене, Петтер (ред.). Большая норвежская энциклопедия (на норвежском языке). Осло: Kunnskapsforlaget . Проверено 23 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Кристенсен, Трюгве (1995). Бэрум и война 1940–1945 гг. (на норвежском языке). Беккестуа: Публичная библиотека Бэрума. п. 100. ИСБН 82-991713-5-0 .
- ^ Jump up to: а б «3 ноября Хьельму Вааге Турн-Басбергу исполняется 85 лет» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство 30 октября 2002 г.
- ^ Борген, Пер Отто (2006). «Олсен, Олуф Рид». Энциклопедия Аскера и Бэрума (на норвежском языке). Драммен: Forlaget для городской и сельской истории. п. 386. ИСБН 82-91649-10-3 .
- 1918 рождений
- 2002 смертей
- Писатели из Осло
- Норвежские авиаторы
- Норвежские члены сопротивления
- Норвежские беглецы
- Беглецы из немецкого плена
- Персонал воздушной службы Королевского военно-морского флота Норвегии времен Второй мировой войны
- Личный состав 330-й эскадрильи RNoAF
- Норвежские пилоты времен Второй мировой войны
- Норвежские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Норвежские эмигранты в Канаде
- Норвежские эмигранты в Исландии
- Норвежские бизнесмены 20-го века
- Скаутинг и гид в Норвегии
- Норвежские мемуаристы Второй мировой войны
- Персонал Королевских ВВС Норвегии
- Кавалеры Военного креста с мечом (Норвегия)
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги (Великобритания)
- Персонал небританских Королевских ВВС времен Второй мировой войны