Донабедианская модель
Модель Донабедана представляет собой концептуальную модель , которая обеспечивает основу для изучения услуг здравоохранения и оценки качества медицинской помощи . [ 1 ] Согласно модели, информацию о качестве медицинской помощи можно получить из трех категорий: «структура», «процесс» и «результаты». [ 2 ] Структура описывает контекст, в котором оказывается помощь, включая больничные здания, персонал, финансирование и оборудование. Процесс обозначает транзакции между пациентами и поставщиками услуг на протяжении всего оказания медицинской помощи. Наконец, результаты относятся к влиянию здравоохранения на состояние здоровья пациентов и населения. [ 2 ] Аведис Донабедян , врач и исследователь здравоохранения из Мичиганского университета , разработал оригинальную модель в 1966 году. [ 3 ] Несмотря на то, что существуют и другие системы обеспечения качества медицинской помощи, в том числе Рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) система качества медицинской помощи и Бамакская инициатива , модель Донабедана продолжает оставаться доминирующей парадигмой оценки качества медицинской помощи. [ 4 ]
Размеры ухода
[ редактировать ]Модель чаще всего представляет собой цепочку из трех блоков, содержащих структуру, процесс и результат, соединенных однонаправленными стрелками в указанном порядке. В этих блоках представлены три типа информации, которую можно собрать, чтобы сделать выводы о качестве медицинской помощи в данной системе. [ 5 ]
Структура
[ редактировать ]Структура включает в себя все факторы, влияющие на контекст оказания помощи. Сюда входят физические помещения, оборудование и человеческие ресурсы, а также организационные характеристики, такие как обучение персонала и способы оплаты. Эти факторы контролируют действия поставщиков услуг и пациентов в системе здравоохранения и являются мерой среднего качества медицинской помощи в учреждении или системе. Структуру часто легко наблюдать и измерить, и она может быть первопричиной проблем, выявленных в процессе. [ 5 ]
Процесс
[ редактировать ]Процесс – это сумма всех действий, составляющих здравоохранение. Они обычно включают диагностику, лечение, профилактический уход и обучение пациентов, но могут быть расширены и включать действия, предпринимаемые пациентами или их семьями. Процессы можно далее классифицировать как технические процессы (способы оказания помощи) или межличностные процессы, которые охватывают способ оказания помощи. [ 6 ] По словам Донабедяна, измерение процесса почти эквивалентно измерению качества медицинской помощи, поскольку процесс включает в себя все действия по оказанию медицинской помощи. [ 5 ] Информацию о процессе можно получить из медицинских записей, интервью с пациентами и практикующими врачами или прямых наблюдений за посещениями врача.
Исход
[ редактировать ]Результат включает в себя все последствия медицинского обслуживания для пациентов или групп населения, включая изменения в состоянии здоровья, поведении или знаниях, а также удовлетворенность пациентов и качество жизни, связанное со здоровьем. Результаты иногда рассматриваются как наиболее важные показатели качества, поскольку улучшение состояния здоровья пациентов является основной целью здравоохранения. Однако точно измерить результаты, которые можно отнести исключительно на счет здравоохранения, очень сложно. [ 6 ] Установление связи между процессом и результатами часто требует больших выборочных групп, корректировок в зависимости от состава случаев и долгосрочного наблюдения, поскольку для того, чтобы результаты стали наблюдаемыми, может потребоваться значительное время. [ 5 ]
Несмотря на то, что модель Донабедана широко признана и применяется во многих областях, связанных со здравоохранением, она была разработана для оценки качества медицинской помощи в клинической практике. [ 7 ] В модели нет неявного определения качественной медицинской помощи, поэтому ее можно применять к проблемам широкого или узкого масштаба. [ 6 ] Донабедиан отмечает, что каждая из трех областей имеет свои преимущества и недостатки, которые заставляют исследователей устанавливать связи между ними, чтобы создать причинно-следственную цепочку, которая концептуально полезна для понимания систем, а также для разработки экспериментов и вмешательств. [ 5 ]
Приложения
[ редактировать ]Донабедиан разработал свою систему качества медицинской помощи, чтобы она была достаточно гибкой для применения в различных медицинских учреждениях и на разных уровнях системы оказания медицинской помощи.
На самом базовом уровне эту структуру можно использовать для изменения структур и процессов в рамках медицинского учреждения, например, в небольшой групповой практике или амбулаторном центре, для улучшения потока пациентов или обмена информацией. Например, администраторы здравоохранения в небольшой врачебной практике могут быть заинтересованы в совершенствовании процесса координации лечения за счет улучшения передачи результатов лабораторных исследований от лаборанта поставщику услуг в целях оптимизации ухода за пациентами. Процесс обмена информацией, в данном случае передачи результатов лабораторных исследований лечащему врачу, зависит от структуры получения и интерпретации результатов. Структура может включать в себя электронную медицинскую карту (ЭМК), которую лаборант заполняет результатами лабораторных исследований, чтобы врач мог поставить диагноз. Чтобы улучшить этот процесс, администратор здравоохранения может взглянуть на структуру и решить приобрести решение в области информационных технологий (ИТ) со всплывающими оповещениями о практических результатах лабораторных исследований для включения в ЭМК. Этот процесс можно изменить путем изменения стандартного протокола, определяющего, как и когда выдается предупреждение, а также кто несет ответственность за каждый этап процесса. Результаты оценки эффективности этого решения по улучшению качества (QI) могут включать удовлетворенность пациентов, своевременность диагностики или клинические результаты. [ 8 ]
Помимо изучения качества в отделении здравоохранения, модель Донабедана применима к структуре и процессу лечения определенных заболеваний и состояний с целью повышения качества ведения хронических заболеваний. Например, системная красная волчанка (СКВ) представляет собой заболевание со значительной заболеваемостью и смертностью, а также существенными различиями в исходах среди ревматических заболеваний. Склонность к фрагментации и плохой координации лечения СКВ, а также доказательства того, что факторы системы здравоохранения, связанные с улучшением исходов СКВ, поддаются изменению, указывают на возможность улучшения процесса за счет изменений в профилактической помощи, мониторинге и эффективном самопомощи. Исследователь может собрать доказательства в этих областях для анализа взаимосвязи между структурой и процессом и результатами лечения СКВ с целью поиска решений для улучшения результатов. Анализ структуры ухода за СКВ может выявить связь между доступом к помощи и финансированием и качественными результатами. Анализ процесса может учитывать специализацию больницы и врача в лечении СКВ и то, как это связано со смертностью от СКВ в больницах, или влияние на результаты путем включения дополнительных показателей качества в диагностику и лечение СКВ. Чтобы оценить эти изменения в структуре и процессах, данные, полученные на основе изменений смертности, ущерба от болезней и качества жизни, связанного со здоровьем, будут использоваться для подтверждения изменений структуры и процесса. [ 9 ]
Модель Донабедяна также может быть применена к крупной системе здравоохранения для измерения общего качества и согласования работы по улучшению в больнице, групповой практике или крупной интегрированной системе здравоохранения с целью улучшения качества и результатов для населения. В 2007 году Институт улучшения здравоохранения США предложил «целосистемные меры», которые касаются структуры, процесса и результатов медицинской помощи. [ 10 ] Эти показатели предоставляют руководителям здравоохранения данные для оценки эффективности работы организации и разработки стратегического планирования качества. Индикаторы ограничены 13 показателями, не связанными с конкретными заболеваниями, которые обеспечивают показатели качества на системном уровне, применимые как к стационарным, так и к амбулаторным учреждениям, а также ко всему континууму медицинской помощи. Помимо информирования о плане обеспечения качества, эти показатели можно использовать для оценки качества обслуживания системы с течением времени, того, как она работает относительно заявленных целей стратегического планирования и как она работает по сравнению с аналогичными организациями. [ 11 ]
Критика и адаптации
[ редактировать ]Хотя модель Донабеда продолжает служить пробным камнем в исследованиях в области здравоохранения , другие исследователи высказывали предположения о потенциальных ограничениях, а в некоторых случаях предлагались адаптации модели. Последовательный переход от структуры к процессу и результату некоторые описывают как слишком линейную структуру. [ 12 ] и, следовательно, имеет ограниченную полезность для понимания того, как эти три области влияют и взаимодействуют друг с другом. [ 13 ] Модель также подвергалась критике за то, что она не учитывала предшествующие характеристики (например, характеристики пациента, факторы окружающей среды), которые являются важными предпосылками для оценки качества медицинской помощи. [ 14 ] Койл и Баттлс предполагают, что эти факторы жизненно важны для полного понимания истинной эффективности новых стратегий или модификаций в процессе ухода. [ 15 ] По мнению Койла и Баттлса, факторы пациента включают генетику, социально-демографические данные, привычки в отношении здоровья, убеждения и отношения, а также предпочтения. [ 15 ] Факторы окружающей среды включают культурные, социальные, политические, личные и физические характеристики пациентов, а также факторы, связанные с самой профессией здравоохранения. [ 15 ]
История
[ редактировать ]Аведис Донабедян впервые описал три элемента модели Донабедяна в своей статье 1966 года «Оценка качества медицинской помощи». В качестве предисловия к своему анализу методологий, используемых в исследованиях услуг здравоохранения, Донабедиан определил три измерения, которые можно использовать для оценки качества медицинской помощи (структура, процесс и результат), которые позже станут основными разделами модели Донабедяна. [ 16 ] «Оценка качества медицинской помощи» стала одной из наиболее часто цитируемых статей 20-го века, посвященных общественному здравоохранению, а модель Донабеда получила широкое признание. [ 17 ]
В 1980 году Донабедян опубликовал «Определение качества и подходы к его оценке», том. 1: Исследования в области оценки и мониторинга качества, которые предоставили более глубокое описание парадигмы структура-процесс-результат. В своей книге Донабедиан еще раз определяет структуру, процесс и результат и поясняет, что эти категории не следует путать с атрибутами качества, а, скорее, представляют собой классификации типов информации, которые можно получить, чтобы сделать вывод о том, является ли качество медицинской помощи является плохим, удовлетворительным или хорошим. [ 5 ] Более того, он утверждает, что для того, чтобы делать выводы о качестве, необходимо установить установленную связь между тремя категориями и что эта связь между категориями является скорее вероятностью, чем уверенностью.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макдональд К.М., Сундарам В., Бравата Д.М. и др. (2007). Устранение разрыва в качестве: критический анализ стратегий улучшения качества (Том 7: Координация медицинской помощи). Роквилл (Мэриленд): Агентство медицинских исследований и качества (США); 2007 июнь.
- ^ Jump up to: а б Донабедян, А. (1988). «Качество медицинской помощи: как его оценить?». ДЖАМА . 260 (12): 1743–8. дои : 10.1001/jama.1988.03410120089033 . ПМИД 3045356 .
- ^ Френк, Дж. (2000). Бюллетень Всемирной организации здравоохранения: Некролог Аведиса Донабедяна , 70 (12).
- ^ McQuestion, MJ (2006) Презентация: Качество медицинской помощи. Архивировано 16 сентября 2021 г. в Wayback Machine . Школа общественного здравоохранения Блумберга Джонса Хопкинса.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Донабедян (2003). Введение в обеспечение качества в здравоохранении. (1-е изд., Т. 1). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с Донабедян, А. Исследования в области оценки и мониторинга качества, том. 1. Определение качества и подходы к его оценке. Анн-Арбор, Мичиган: Пресса Управления здравоохранения, 1980.
- ^ Андерсен Р.М., Райс Т.Р. и Комински Г.Ф., (2007) Изменение системы здравоохранения США, третье издание. Джосси-Басс, стр. 187–190.
- ^ Макдональд К.М., Сундарам В., Бравата Д.М. и др. (2007) Ликвидация разрыва в качестве: критический анализ стратегий улучшения качества (Том 7: Координация ухода). Роквилл (Мэриленд): Агентство медицинских исследований и качества (США); Июнь 2007 г. (Технические обзоры, № 9.7.) 5, Концептуальные основы и их применение для оценки мер по координации медицинской помощи.
- ^ Лоусон Э.Ф. и Яздани Дж. Качество здравоохранения при системной красной волчанке: использование концептуальной основы Донабедиана, чтобы понять, что мы знаем. Международный журнал клинической ревматологии 7(1): 95-107, опубликовано в феврале 2012 г.
- ^ Брайен С.Е. и Гали, Вашингтон. Публичная отчетность о стандартизированном коэффициенте смертности в больницах (HSMR): последствия для канадского подхода к безопасности и качеству медицинской помощи. Архивировано 19 июня 2013 г. в Wayback Machine . Открытая медицина 2 (3), опубликовано в 2008 г.
- ^ Мартин Л.А., Нельсон ЕС, Ллойд Р.К., Нолан Т.В. Целая система мер. Технический документ серии инноваций IHI. Кембридж (Массачусетс): Институт улучшения здравоохранения; 2007.
- ^ Митчелл П.Х., Феркетич С., Дженнингс Б.М. (1998). «Модель качественных результатов в отношении здоровья. Экспертная группа Американской академии медсестер по качественному здравоохранению». Изображение: Журнал стипендий медсестер . 30 (1): 43–6. дои : 10.1111/j.1547-5069.1998.tb01234.x . ПМИД 9549940 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Карайон П., Шуфс Хундт А., Карш Б.-Т., Гурсес А.П., Альварадо С.Дж., Смит М., Флэтли Бреннан П. (2006). «Проектирование рабочей системы для обеспечения безопасности пациентов: модель SEIPS» . Качество и безопасность в здравоохранении . 15 (Приложение 1): i50-8. дои : 10.1136/qshc.2005.015842 . ПМЦ 2464868 . ПМИД 17142610 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Койл Ю.М., Баттлс Дж.Б. (1999). «Использование опыта оказания медицинской помощи для разработки действенных мер по обеспечению качества медицинской помощи» . Int J Qual Health Care . 11 (1): 5–12. дои : 10.1093/intqhc/11.1.5 . ПМИД 10411284 .
- ^ Jump up to: а б с Агентство медицинских исследований и качества . Работа в медицинском коллективе и безопасность пациентов: Глава 4. Дата обращения 28 января 2013 г.
- ^ Донабедян, А (2005). «Оценка качества медицинской помощи. 1966» . Ежеквартальный журнал Милбанка . 83 (4): 691–729. дои : 10.1111/j.1468-0009.2005.00397.x . ПМК 2690293 . ПМИД 16279964 .
- ^ Сунол, Р. (2000). «Аведис Донабедян» . Международный журнал качества здравоохранения . 12 (6): 451–454. дои : 10.1093/intqhc/12.6.451 . ПМИД 11245100 .