Jump to content

Неханда Чарве Ньясасика

(Перенаправлено с Неханда Ньякасикана )

Неханда Чарве Ньясасика
Неханда Ньякасикана (слева) и Секуру Кагуви (справа) после захвата в 1897 году.
Рожденный в. 1840 г.
Умер 1898
Национальность Зимбабвийский
Другие имена Бабушка Неханда
Род занятий духовный медиум , революционный лидер
Известный Лидер Первой Чимуренги
Дети 2 дочери, 1 сын

Неханда Чарве Ньякаскина, также известная как Мбуя Неханда ( ок. 1840–1898), была свикиро , или духовным медиумом народа Зезуру Шона. Она была медиумом Неханды, женщины Шона мхондоро (могущественного и уважаемого духа предков). [ 1 ] Как один из духовных лидеров шона , она была одним из лидеров восстания Чимуренга против колонизации Британской южноафриканской компанией территории, которая сейчас является Зимбабве, под руководством Сесила Джона Роудса в 1889 году. [ 2 ] Она была Герой династии Хвата Шава Муфакосе. Она и ее союзник Секуру Кагуви в конечном итоге были схвачены и казнены компанией по обвинению в убийстве. [ 3 ] Зимбабвийцы почтили ее статуями, песнями, романами и стихами, а также названиями улиц и больниц. [ 4 ] Наследие медиума по-прежнему было связано с темой сопротивления, особенно с партизанской войной , начавшейся в 1972 году. Ее имя становилось все более важным для националистических движений в Зимбабве. [ 5 ]

История духа Неханда

[ редактировать ]

Говорят, что дух Неханда — это мхондоро , королевский мудзиму (дух предков) или «дух льва», который использует женщин в качестве своих медиумов. Медиумам дается титул Неханда или Мбуя Неханда. [ 6 ] одна из дочерей Ньяцимбы Мутоты, первого лидера государства Мунхумутапа . Считалось, что этим духом обладает [ 7 ] Духи Мхондоро были почитаемыми духами среди шона , так как считалось, что они могли интерпретировать приказы и пожелания Мвари , старшего божества. [ 8 ] Первоначальной Нехандой считалась Ньямхита, дочь первого Мономутапы Мутоты, жившего на откосе к северу от Гуруве примерно в 1430 году. Мутота был основателем государства Мутапа . У него был сын по имени Матопе, который позже стал вторым Мономатапой . Матопе был младшим сводным братом Ньямхиты, и чтобы увеличить могущество Матопе, Мутота приказал сыну переспать со своей старшей сводной сестрой Ньямхитой, которая стала широко известна как Неханда . Считалось, что этот ритуал инцеста привел к усилению правления и империи Матопе. Матопе передал часть своей империи Неханде, которая стала настолько могущественной и известной, что ее дух продолжал жить в человеческих телах различных духовных медиумов до тех пор, пока почти 500 лет спустя он, как полагали, не вселился в тело Мазоэ Неханда. Считалось, что в периоды одержимости духом духовные медиумы говорили голосом и личностью оригинального Неханды, а не своим собственным. [ 9 ]

Биография Неханды Чарве г-жи

[ редактировать ]

Чарве Ньякасикана родился в 1840 году в районе, который сегодня называется районом Чишаваша , расположенном в Центральном Машоналенде . Она была дочерью человека по имени Читаура, младшего сына Шаячимве. Шаячимве основал династию Хвата в верхней долине Мазове в конце восемнадцатого века. [ 10 ] Она вышла замуж, родила двух дочерей и сына, но имя мужа не помнит. [ 11 ] [ 12 ] В середине 19 века на холмах вокруг Мазоэ, Зимбабве, жили различные вожди, в том числе Чидамба. В деревне Чидамбы жила Чарве Ньякасикана, считавшаяся женским воплощением духа-оракула Неханды. Д.Н. Бич предполагает, что дух овладел ею в 1884 году. [ 13 ]

Будучи медиумом духа Неханды, Ньякасикана делал пророческие заявления и проводил традиционные церемонии, которые, как считалось, обеспечивали дождь и хороший урожай. Она пользовалась большим авторитетом еще до восстания 1896-1897 годов. Она была влиятельной женщиной и стойко поддерживала традиционную культуру Шона. На карте, составленной миссионерами (ок. 1888 г.), показывающей работу Церкви, изображена деревня под названием Неханда. Мбуя Неханда сыграл важную роль в организации общенационального участия в Первой Чимуренге 1896–1897 годов. Король Лобенгула признал ее могущественным духовным медиумом в стране. Во время прибытия первых европейских поселенцев Неханда Чарве Ньякасикана занимала важное и влиятельное положение в религиозной иерархии Машоналенда , где она является единственной зарегистрированной женщиной, которая, как известно, занимала столь значительную должность в 19 веке. [ 14 ]

Духовные медиумы поначалу способствовали хорошим отношениям между народом Зезуру и ранними европейскими поселенцами . Согласно источникам, по мере того, как количество белых поселений на этой земле увеличивалось, Неханда сначала приветствовала их среди пионеров и советовала своим последователям относиться к ним дружелюбно. «Не бойтесь их, — сказала она, — так как они всего лишь торговцы, а возьмите к ним черную корову и скажите, что это мясо, которым мы вас приветствуем». Однако отношения обострились, когда поселенцы начали облагать матабеле налогами и привлекать их для различных трудовых проектов. После введения « налога на хижины » и других налоговых сборов в 1894 году народы ндебеле и шона восстали в июне 1896 года, что стало известно как Первая война Чимуренга или Вторая война Матабеле . Восстание, по крайней мере в Машоналенде , было поддержано традиционными религиозными лидерами, включая Ньякасикану. Из-за культурных верований местного населения ведущую роль в восстании сыграли три духа-медиума. Восстание началось в Матебеланде в мае 1896 года под руководством Муквати. В октябре 1896 года к ним присоединились Кагуви и Неханда из Машоналенда; это были три решающих человека, стоявшие за восстанием. [ нужна ссылка ]

Кагуви (он же Кагуби) считался духовным мужем другого великого духа Шона, Неханды, и, возможно, именно эта связь позволила ему убедить Мбуя Неханду проповедовать евангелие войны в Машоналенде, что привело к созданию первой Чимуренги. . Роль и влияние духов-медиумов в лице Кагуви и Неханды невозможно недооценить. Для людей Неханда и Кагуви были голосами Бога, также известного как «Мвари». Кагуви, а затем и Неханда (после того, как Кагуви убедил их) проповедовали, что, по мнению Мвари, причиной всех бед, обрушившихся на землю, был белый человек. Они принесли саранчу и чуму крупного рогатого скота , и в довершение всего всем владельцам павшего скота не разрешалось есть мясо туш, которое приходилось сжигать или закапывать. Мвари постановил, что белые люди должны быть изгнаны из страны; что туземцам нечего бояться, потому что Мвари превратит пули белого человека в воду. В 1897 году Неханда и Кагуви была сделана фотография Неханды и Кагуви, чтобы продемонстрировать их успех. [ 15 ]

После окончания восстания в 1897 году Ньякасикана была схвачена и обвинена в убийстве местного комиссара Генри Хокинса Полларда в 1896 году. Она была признана виновной после того, как очевидцы заявили, что она приказала своему сообщнику отрубить Полларду голову. В результате ее повесили в марте 1898 года. [ 16 ] [ 17 ] Вокруг сложности ее убийства выросло много мифов. [ 18 ]

Наследие

[ редактировать ]

Героизм Неханды стал важным источником вдохновения в националистической борьбе за освобождение в 1960-х и 1970-х годах. Ее имя теперь обычно предваряется уважительным титулом Мбуя , или бабушка (титул, который также дается женщинам-духовным медиумам и предкам в африканской духовности). родильное отделение больницы Париренятва в Хараре Ее именем названо Колледж медицинских наук Университета Зимбабве . . Там же расположен [ 19 ]

В мае 2021 года статуя Мбуя Неханда была открыта в столице Зимбабве Хараре на улице Джулиас Ньерере, где дорога пересекает проспект Самора Машел. [ 20 ] [ 21 ] Зимбабвийский скульптор Дэвид Гай Мутаса разработал статую Мбуя Неханда. [ 22 ]

  1. ^ Мазама, Ама (23 апреля 2019 г.). «Чарве» . Британская энциклопедия .
  2. ^ Дубе, Зородзай (10 октября 2018 г.). «Предки, насилие и демократия в Зимбабве» (PDF) . Verbum et Ecclesia . 39 (1): 3. doi : 10.4102/ve.v39i1.1875 – через ISSN: (онлайн) 2074-7705.
  3. ^ «Скрытые истории» . Женщины-освободительницы . Проверено 1 мая 2006 г.
  4. ^ Бич, ДН (1998). «Невинная женщина, несправедливо обвиненная? Чарве, медиум духа Неханда Мхондоро и восстание Центральной Шоны 1896–1897 годов в Зимбабве». История в Африке . 25 : 27–54. дои : 10.2307/3172179 . ISSN   0361-5413 . JSTOR   3172179 . S2CID   162261666 .
  5. ^ Мазама, Ама (2009), «Неханда», Энциклопедия африканской религии , SAGE Publications, Inc., doi : 10.4135/9781412964623.n280 , ISBN  9781412936361
  6. ^ «Неханда | Религия Шона» . Британская энциклопедия . Проверено 26 апреля 2019 г.
  7. ^ «Исторический профиль Мбуя Неханда» . Бабушка Неханда . Проверено 16 мая 2006 г.
  8. ^ «Неханда | Религия Шона» . Британская энциклопедия . Проверено 26 апреля 2019 г.
  9. ^ Бич, ДН (1998). «Невинная женщина, несправедливо обвиненная? Чарве, медиум духа Неханда Мхондоро и восстание Центральной Шоны 1896–1897 годов в Зимбабве». История в Африке . 25 : 27–54. дои : 10.2307/3172179 . ISSN   0361-5413 . JSTOR   3172179 . S2CID   162261666 .
  10. ^ Бич, ДН (1998). «Невинная женщина, несправедливо обвиненная? Чарве, медиум духа Неханда Мхондоро и восстание Центральной Шоны 1896–1897 годов в Зимбабве». История в Африке . 25 : 27–54. дои : 10.2307/3172179 . ISSN   0361-5413 . JSTOR   3172179 . S2CID   162261666 .
  11. ^ Хасэгава, Цуёси (2017). Кровавое воскресенье: 26 февраля . Брилл. стр. 262–276. дои : 10.1163/9789004354937_016 . ISBN  9789004354937 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  12. ^ Бич, ДН (1998). «Невинная женщина, несправедливо обвиненная? Чарве, медиум духа Неханда Мхондоро и восстание Центральной Шоны 1896–1897 годов в Зимбабве». История в Африке . 25 : 27–54. дои : 10.2307/3172179 . ISSN   0361-5413 . JSTOR   3172179 . S2CID   162261666 .
  13. ^ Бич, ДН (1 января 1998 г.). «Невинная женщина, несправедливо обвиненная? Чарве, медиум духа Неханда Мхондоро и восстание Центральной шоны 1896-97 годов в Зимбабве». История в Африке . 25 :27–54 (29). дои : 10.2307/3172179 . JSTOR   3172179 . S2CID   162261666 .
  14. ^ Мутунху, Тендай (1976–1977). Неханда из Зимбабве (Родезия): история женщины-лидера и борца за освобождение . OCLC   772541723 .
  15. ^ Ивонн Вера: Бесстрашная королева табу, Айвор Хартманн, Литературный журнал Муньори, март/апрель 2009 г. http://archive.kubatana.net/html/archive/artcul/090415ih.asp?sector=ARTCUL&year=0&range_start=1
  16. ^ Борьба за Зимбабве: Война за независимость, Дэвид Мартин и Филлис Джонсон, Издательство Зимбабве, 1981
  17. ^ Современная Африка: социальная и политическая история (2-е изд.), Бэзил Дэвидсон, Longman Group, 1989.
  18. ^ Келлер, Мэри (2005). Молот и флейта: женщины, сила и одержимость духом . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 139 . ISBN  978-0-8018-8188-6 .
  19. ^ Вестник. «Комментарий редакции: Статуя Неханды: мы творим свою собственную историю» . Вестник . Проверено 15 мая 2022 г.
  20. ^ «Зимбабве открывает статую иконы «Бабушка Неханда»» . Немецкая волна . 25 мая 2021 г.
  21. ^ «Президент Мнангагва открывает статую Мбуя Неханда в Хараре» .
  22. ^ Вестник, The. «Скульптор объясняет статую Мбуя Неханда» . Вестник . Проверено 31 мая 2021 г.


Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da12f50412165fed72a3a2cdeeac5006__1725716220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/06/da12f50412165fed72a3a2cdeeac5006.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nehanda Charwe Nyakasikana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)