Неханда Чарве Ньясасика
Неханда Чарве Ньясасика | |
---|---|
![]() Неханда Ньякасикана (слева) и Секуру Кагуви (справа) после захвата в 1897 году. | |
Рожденный | в. 1840 г. |
Умер | 1898 |
Национальность | Зимбабвийский |
Другие имена | Бабушка Неханда |
Род занятий | духовный медиум , революционный лидер |
Известный | Лидер Первой Чимуренги |
Дети | 2 дочери, 1 сын |
Неханда Чарве Ньякаскина, также известная как Мбуя Неханда ( ок. 1840–1898), была свикиро , или духовным медиумом народа Зезуру Шона. Она была медиумом Неханды, женщины Шона мхондоро (могущественного и уважаемого духа предков). [ 1 ] Как один из духовных лидеров шона , она была одним из лидеров восстания Чимуренга против колонизации Британской южноафриканской компанией территории, которая сейчас является Зимбабве, под руководством Сесила Джона Роудса в 1889 году. [ 2 ] Она была Герой династии Хвата Шава Муфакосе. Она и ее союзник Секуру Кагуви в конечном итоге были схвачены и казнены компанией по обвинению в убийстве. [ 3 ] Зимбабвийцы почтили ее статуями, песнями, романами и стихами, а также названиями улиц и больниц. [ 4 ] Наследие медиума по-прежнему было связано с темой сопротивления, особенно с партизанской войной , начавшейся в 1972 году. Ее имя становилось все более важным для националистических движений в Зимбабве. [ 5 ]
История духа Неханда
[ редактировать ]Говорят, что дух Неханда — это мхондоро , королевский мудзиму (дух предков) или «дух льва», который использует женщин в качестве своих медиумов. Медиумам дается титул Неханда или Мбуя Неханда. [ 6 ] одна из дочерей Ньяцимбы Мутоты, первого лидера государства Мунхумутапа . Считалось, что этим духом обладает [ 7 ] Духи Мхондоро были почитаемыми духами среди шона , так как считалось, что они могли интерпретировать приказы и пожелания Мвари , старшего божества. [ 8 ] Первоначальной Нехандой считалась Ньямхита, дочь первого Мономутапы Мутоты, жившего на откосе к северу от Гуруве примерно в 1430 году. Мутота был основателем государства Мутапа . У него был сын по имени Матопе, который позже стал вторым Мономатапой . Матопе был младшим сводным братом Ньямхиты, и чтобы увеличить могущество Матопе, Мутота приказал сыну переспать со своей старшей сводной сестрой Ньямхитой, которая стала широко известна как Неханда . Считалось, что этот ритуал инцеста привел к усилению правления и империи Матопе. Матопе передал часть своей империи Неханде, которая стала настолько могущественной и известной, что ее дух продолжал жить в человеческих телах различных духовных медиумов до тех пор, пока почти 500 лет спустя он, как полагали, не вселился в тело Мазоэ Неханда. Считалось, что в периоды одержимости духом духовные медиумы говорили голосом и личностью оригинального Неханды, а не своим собственным. [ 9 ]
Биография Неханды Чарве г-жи
[ редактировать ]Чарве Ньякасикана родился в 1840 году в районе, который сегодня называется районом Чишаваша , расположенном в Центральном Машоналенде . Она была дочерью человека по имени Читаура, младшего сына Шаячимве. Шаячимве основал династию Хвата в верхней долине Мазове в конце восемнадцатого века. [ 10 ] Она вышла замуж, родила двух дочерей и сына, но имя мужа не помнит. [ 11 ] [ 12 ] В середине 19 века на холмах вокруг Мазоэ, Зимбабве, жили различные вожди, в том числе Чидамба. В деревне Чидамбы жила Чарве Ньякасикана, считавшаяся женским воплощением духа-оракула Неханды. Д.Н. Бич предполагает, что дух овладел ею в 1884 году. [ 13 ]
Будучи медиумом духа Неханды, Ньякасикана делал пророческие заявления и проводил традиционные церемонии, которые, как считалось, обеспечивали дождь и хороший урожай. Она пользовалась большим авторитетом еще до восстания 1896-1897 годов. Она была влиятельной женщиной и стойко поддерживала традиционную культуру Шона. На карте, составленной миссионерами (ок. 1888 г.), показывающей работу Церкви, изображена деревня под названием Неханда. Мбуя Неханда сыграл важную роль в организации общенационального участия в Первой Чимуренге 1896–1897 годов. Король Лобенгула признал ее могущественным духовным медиумом в стране. Во время прибытия первых европейских поселенцев Неханда Чарве Ньякасикана занимала важное и влиятельное положение в религиозной иерархии Машоналенда , где она является единственной зарегистрированной женщиной, которая, как известно, занимала столь значительную должность в 19 веке. [ 14 ]
Духовные медиумы поначалу способствовали хорошим отношениям между народом Зезуру и ранними европейскими поселенцами . Согласно источникам, по мере того, как количество белых поселений на этой земле увеличивалось, Неханда сначала приветствовала их среди пионеров и советовала своим последователям относиться к ним дружелюбно. «Не бойтесь их, — сказала она, — так как они всего лишь торговцы, а возьмите к ним черную корову и скажите, что это мясо, которым мы вас приветствуем». Однако отношения обострились, когда поселенцы начали облагать матабеле налогами и привлекать их для различных трудовых проектов. После введения « налога на хижины » и других налоговых сборов в 1894 году народы ндебеле и шона восстали в июне 1896 года, что стало известно как Первая война Чимуренга или Вторая война Матабеле . Восстание, по крайней мере в Машоналенде , было поддержано традиционными религиозными лидерами, включая Ньякасикану. Из-за культурных верований местного населения ведущую роль в восстании сыграли три духа-медиума. Восстание началось в Матебеланде в мае 1896 года под руководством Муквати. В октябре 1896 года к ним присоединились Кагуви и Неханда из Машоналенда; это были три решающих человека, стоявшие за восстанием. [ нужна ссылка ]
Кагуви (он же Кагуби) считался духовным мужем другого великого духа Шона, Неханды, и, возможно, именно эта связь позволила ему убедить Мбуя Неханду проповедовать евангелие войны в Машоналенде, что привело к созданию первой Чимуренги. . Роль и влияние духов-медиумов в лице Кагуви и Неханды невозможно недооценить. Для людей Неханда и Кагуви были голосами Бога, также известного как «Мвари». Кагуви, а затем и Неханда (после того, как Кагуви убедил их) проповедовали, что, по мнению Мвари, причиной всех бед, обрушившихся на землю, был белый человек. Они принесли саранчу и чуму крупного рогатого скота , и в довершение всего всем владельцам павшего скота не разрешалось есть мясо туш, которое приходилось сжигать или закапывать. Мвари постановил, что белые люди должны быть изгнаны из страны; что туземцам нечего бояться, потому что Мвари превратит пули белого человека в воду. В 1897 году Неханда и Кагуви была сделана фотография Неханды и Кагуви, чтобы продемонстрировать их успех. [ 15 ]
После окончания восстания в 1897 году Ньякасикана была схвачена и обвинена в убийстве местного комиссара Генри Хокинса Полларда в 1896 году. Она была признана виновной после того, как очевидцы заявили, что она приказала своему сообщнику отрубить Полларду голову. В результате ее повесили в марте 1898 года. [ 16 ] [ 17 ] Вокруг сложности ее убийства выросло много мифов. [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]Героизм Неханды стал важным источником вдохновения в националистической борьбе за освобождение в 1960-х и 1970-х годах. Ее имя теперь обычно предваряется уважительным титулом Мбуя , или бабушка (титул, который также дается женщинам-духовным медиумам и предкам в африканской духовности). родильное отделение больницы Париренятва в Хараре Ее именем названо Колледж медицинских наук Университета Зимбабве . . Там же расположен [ 19 ]
Статуя
[ редактировать ]В мае 2021 года статуя Мбуя Неханда была открыта в столице Зимбабве Хараре на улице Джулиас Ньерере, где дорога пересекает проспект Самора Машел. [ 20 ] [ 21 ] Зимбабвийский скульптор Дэвид Гай Мутаса разработал статую Мбуя Неханда. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мазама, Ама (23 апреля 2019 г.). «Чарве» . Британская энциклопедия .
- ^ Дубе, Зородзай (10 октября 2018 г.). «Предки, насилие и демократия в Зимбабве» (PDF) . Verbum et Ecclesia . 39 (1): 3. doi : 10.4102/ve.v39i1.1875 – через ISSN: (онлайн) 2074-7705.
- ^ «Скрытые истории» . Женщины-освободительницы . Проверено 1 мая 2006 г.
- ^ Бич, ДН (1998). «Невинная женщина, несправедливо обвиненная? Чарве, медиум духа Неханда Мхондоро и восстание Центральной Шоны 1896–1897 годов в Зимбабве». История в Африке . 25 : 27–54. дои : 10.2307/3172179 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3172179 . S2CID 162261666 .
- ^ Мазама, Ама (2009), «Неханда», Энциклопедия африканской религии , SAGE Publications, Inc., doi : 10.4135/9781412964623.n280 , ISBN 9781412936361
- ^ «Неханда | Религия Шона» . Британская энциклопедия . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ «Исторический профиль Мбуя Неханда» . Бабушка Неханда . Проверено 16 мая 2006 г.
- ^ «Неханда | Религия Шона» . Британская энциклопедия . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ Бич, ДН (1998). «Невинная женщина, несправедливо обвиненная? Чарве, медиум духа Неханда Мхондоро и восстание Центральной Шоны 1896–1897 годов в Зимбабве». История в Африке . 25 : 27–54. дои : 10.2307/3172179 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3172179 . S2CID 162261666 .
- ^ Бич, ДН (1998). «Невинная женщина, несправедливо обвиненная? Чарве, медиум духа Неханда Мхондоро и восстание Центральной Шоны 1896–1897 годов в Зимбабве». История в Африке . 25 : 27–54. дои : 10.2307/3172179 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3172179 . S2CID 162261666 .
- ^ Хасэгава, Цуёси (2017). Кровавое воскресенье: 26 февраля . Брилл. стр. 262–276. дои : 10.1163/9789004354937_016 . ISBN 9789004354937 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Бич, ДН (1998). «Невинная женщина, несправедливо обвиненная? Чарве, медиум духа Неханда Мхондоро и восстание Центральной Шоны 1896–1897 годов в Зимбабве». История в Африке . 25 : 27–54. дои : 10.2307/3172179 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3172179 . S2CID 162261666 .
- ^ Бич, ДН (1 января 1998 г.). «Невинная женщина, несправедливо обвиненная? Чарве, медиум духа Неханда Мхондоро и восстание Центральной шоны 1896-97 годов в Зимбабве». История в Африке . 25 :27–54 (29). дои : 10.2307/3172179 . JSTOR 3172179 . S2CID 162261666 .
- ^ Мутунху, Тендай (1976–1977). Неханда из Зимбабве (Родезия): история женщины-лидера и борца за освобождение . OCLC 772541723 .
- ^ Ивонн Вера: Бесстрашная королева табу, Айвор Хартманн, Литературный журнал Муньори, март/апрель 2009 г. http://archive.kubatana.net/html/archive/artcul/090415ih.asp?sector=ARTCUL&year=0&range_start=1
- ^ Борьба за Зимбабве: Война за независимость, Дэвид Мартин и Филлис Джонсон, Издательство Зимбабве, 1981
- ^ Современная Африка: социальная и политическая история (2-е изд.), Бэзил Дэвидсон, Longman Group, 1989.
- ^ Келлер, Мэри (2005). Молот и флейта: женщины, сила и одержимость духом . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 139 . ISBN 978-0-8018-8188-6 .
- ^ Вестник. «Комментарий редакции: Статуя Неханды: мы творим свою собственную историю» . Вестник . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ «Зимбабве открывает статую иконы «Бабушка Неханда»» . Немецкая волна . 25 мая 2021 г.
- ^ «Президент Мнангагва открывает статую Мбуя Неханда в Хараре» .
- ^ Вестник, The. «Скульптор объясняет статую Мбуя Неханда» . Вестник . Проверено 31 мая 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вера, Ивонн (1993). Неханда . Роман