Эмиль Вельт
Эмиль Вельт | |
---|---|
![]() Вельти, гр. 1870 г. | |
Член Федерального совета (Швейцария) | |
В офисе 8 декабря 1866 г. - 31 декабря 1891 г. | |
избирательный округ | Кантон Аргау |
Член Совета Штатов (Швейцария) | |
В офисе 9 июня 1857 г. - 2 декабря 1866 г. | |
Личные данные | |
Рожденный | Фридрих Эмиль Вельти 23 апреля 1825 г. Цурцах, Швейцария |
Умер | 24 февраля 1899 г. Керзац, Швейцария | ( 73 года
Политическая партия | Свободные радикальные либералы |
Супруг |
Каролина Гросс |
Отношения | Лидия Вельти-Эшер (невестка) |
Дети | 2, включая Фридриха Эмиля |
Занятие | Адвокат, политик |
Фридрих Эмиль Вельти, известный как Эмиль Вельти (23 апреля 1825 — 24 февраля 1899), был швейцарским политиком, юристом и судьей. С 1856 по 1866 год он был членом правительства кантона Аргау , а с 1857 года — Совета кантонов . В 1867 году Вельти был избран в Бундесрат как представитель либерально-радикальной фракции (сегодняшняя СвДП).
Велти избирался федеральным президентом шесть раз, и это число превосходило только Карла Шенка . Его помнят за объединение армии, пересмотр Федеральной конституции 1874 года и открытие политических дверей для Готардской железной дороги .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Велти был старшим из девяти детей. Он родился в выдающейся политической семье. Его отец, Якоб Вельти, был приходским советником и главным судьей Цурцаха . Его дед Авраам Велти принадлежал как к Национальному собранию Гельветической Республики, так и к Консультативной партии. После посещения общественной и средней школы в Цурцахе Велти с 1840 по 1844 год посещал Кантонскую школу Аарау, где добился лучших результатов в своем классе и принадлежал к братству КТВ. С 1844 по 1847 год он изучал право вместе со своим школьным другом Самуэлем Вильди в Университете Фридриха Шиллера в Йене, а также в Университете Фридриха Вильгельма в Берлине. Его преподавали Адольф Рудорф, Георг Фридрих Пухта и Фридрих Шеллинг.
По просьбе отца Велти отказался от академической карьеры и вместо этого занялся правом. В 1847 году он принял участие в Зондербундскриге в качестве актуария комиссии по расследованию действий военного совета Зондербундов . С 1852 по 1856 год он был председателем Цурзахского окружного суда.
Карьера
[ редактировать ]Кантональная и федеральная политика
[ редактировать ]В 1856 году Вельти был избран в Большой совет кантона Аргау и в правительственный совет. Во время своего первого срока он возглавлял Министерство юстиции. Он ввел новый Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и построил Ленцбургскую тюрьму. С 1862 по 1866 год он руководил отделом просвещения и создал новое школьное право. Его требования о гражданском браке и полном юридическом равенстве евреев изначально не были приняты. В 1858, 1862 и 1866 годах он был Ландамманном .
В 1857 году Великий совет избрал Вельти в состав Совета кантонов и подтверждал его ежегодно до 1866 года. Он сразу взял на себя ведущую роль и комментировал такие вопросы, как торговое соглашение с Францией и железнодорожная линия через Альпы . В 1860 и 1866 годах он был президентом совета. В 1860 году Федеральный совет направил его в Женеву в качестве федерального комиссара для посредника во время Савойских торговых переговоров. Женева предоставила ему почетное гражданство. В 1864 году он снова вмешался в дела Женевы, когда после беспорядков на выборах в Государственный совет последовали беспорядки. В 1866 году он получил степень почётного доктора Цюрихского университета , а в 1867 году — почётное гражданство города Арау .

Федеральный совет
[ редактировать ]На выборах в Федеральный совет в 1863 году Вельти проиграл действующему президенту Фридриху Фрею-Эрозе. После того, как последний вышел в отставку в конце 1866 года, Велти стал многообещающим кандидатом. Он получил поддержку левого крыла как сторонник централизованного государства. Представители отрасли вокруг «железнодорожного короля» Альфреда Эшера поддержали его как убежденного сторонника Готардской железной дороги . На выборах пятого члена правительства 8 декабря 1866 года Вельти получил в первом туре голосования 103 из 159 действительных голосов и вступил в должность 1 января 1867 года.
С самого начала Велти был одной из самых влиятельных фигур в государственной исполнительной власти. За время своего 24-летнего пребывания в должности он представлял четыре различных ведомства: Военное ведомство (1867–68, 1870–71, 1873–75), Политическое ведомство (1869, 1872, 1876, 1880, 1884), Почтовое и железнодорожное ведомство (1877–79). , 1882–83, 1885–91) и Департамент юстиции и полиции (1881). В 1869, 1872, 1876, 1880, 1884 и 1891 годах он был федеральным президентом. Из-за его внешности и дружелюбного отношения к немцам его иногда называли «швейцарским Бисмарком ».
В качестве министра обороны Велти настаивал на слиянии отдельных кантональных армий в национальную армию . Необходимость стала особенно очевидной после франко-прусской войны 1871 года, когда выявилась слабость армии и конфликты компетентности с генералом Гансом Герцогом . В дебатах о пересмотре Федеральной конституции Вельти представлял централистскую позицию. Однако проект конституции 1872 года, на который он оказал решающее влияние, едва не провалил референдум, набрав 50,5% голосов без голосов. Ему пришлось пойти на федералистские компромиссы, но он смог воплотить в жизнь свою самую важную задачу - унификацию права - в окончательной конституции 1874 года. Он в основном держался подальше от Культуркампфа и взял на себя посредническую роль.
Политика железных дорог была еще одним приоритетом. Когда его спросили, должна ли планируемая альпийская железная дорога проходить через Готард или Шплюген , он не мог вмешаться напрямую как представитель федерального правительства, поскольку строительство железной дороги было делом кантонов и частных компаний. Однако в ходе переговоров ему удалось убедить Италию и Германский рейх поддержать Готардский проект и субсидировать его. Он гарантировал федеральному правительству право надзора и совместного принятия решений, поскольку не хотел оставлять этот проект общенационального значения на усмотрение частного сектора. В 1878 году, когда компания оказалась под угрозой банкротства из-за роста затрат, она смогла предоставить дополнительные субсидии в парламенте, несмотря на яростное сопротивление.
Впервые в 1862 году предметом споров стал выкуп федеральным правительством частных железных дорог, но поддался сопротивлению кругов вокруг Альфреда Эшера. Ситуация изменилась с железнодорожным кризисом в конце 1870-х годов. В 1883 году Конфедерация могла бы, наконец, отстоять свое право на выкуп, но из-за переоценки ее активов цена была бы слишком высокой. Welti поставила финансовое управление железнодорожными компаниями под федеральный надзор. После того, как переговоры с Nordostbahn провалились, федеральное правительство смогло взять на себя в 1890 году большую долю Jura-Simplon-Bahn .
Отставка
[ редактировать ]В 1891 году Welti удалось заключить соглашение о выкупе с Centralbahn, которое было одобрено парламентом. Состоялся референдум, и 6 декабря 1891 года соглашение о выкупе было отклонено большинством в две трети. В тот же день Велти объявил о завершении карьеры до конца года. Парламент пытался его отговорить, но 17 декабря принял его отставку. В 1898 году его преемник Йозеф Земп национализировал важнейшие частные железные дороги. Другой причиной отставки Велти могла стать семейная трагедия с участием невестки Лидии Вельти-Эшер, которая покончила с собой 12 декабря после того, как ее заперли в римском сумасшедшем доме годом ранее .
В политике Велти больше не ставил перед собой никаких задач. Однако от имени Федерального совета он работал в сфере торговли и железных дорог. Он посвятил себя научным исследованиям и иногда преподавал в муниципальной гимназии Берна. В возрасте 73 лет он умер от сотрясения мозга и пневмонии.
За время своего пребывания в должности он занимал следующие кафедры:
- Военное ведомство (1867–1868)
- Политический департамент как президент Конфедерации (1869 г.)
- Военное ведомство (1870–1871)
- Политический департамент как президент Конфедерации (1872 г.)
- Военное ведомство (1873–1875)
- Политический департамент в качестве президента Конфедерации (1876 г.)
- Департамент почты и телеграфа (1877–1878)
- Департамент почт и железных дорог (1879 г.)
- Политический департамент как президент Конфедерации (1880 г.)
- Министерство юстиции и полиции (1881 г.)
- Департамент почт и железных дорог (1882–1883)
- Политический департамент в качестве президента Конфедерации (1884 г.)
- Департамент почт и железных дорог (1885–1891)
Он был президентом Конфедерации шесть раз: в 1869, 1872, 1876, 1880, 1884 и 1891 годах.
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1853 году он женился на Каролине Гросс. У пары было двое детей, Луиза Матильда и Фридрих Эмиль Вельти , последний из которых женился на Альфреда Эшера дочери Лидии Эшер .
швейцарца Альфреда Эшера и Стефано Франсини - Битва за Готард О нем упоминается в четырехсерийном документальном фильме 2013 года.
Литература
[ редактировать ]- Хельге Дворжак: Биографический словарь немецкого братства. Том I: Политики. Подраздел 6: ТЗ. Зима, Гейдельберг 2005, ISBN 3-8253-5063-0 , стр. 256-258.
- Адольф Фрей: федеральный советник Эмиль Вельти 1825–1899 гг. В: Биографический словарь Аргау 1803–1957. Под редакцией Исторического общества кантона Аргау. Зауэрланд, Аарау 1958 (одновременно Арговия 68/69), С. 269-284.
- Якоб Хунцикер: Эмиль Велти в Ааргау. В: Арговия 28 (1900), стр. 1–79.
- Питер Каупп: Велти, Эмиль. В: От Олденховена до Циттлера. Члены братства Арминия на Бургкеллер-Йене, появившиеся за последние 100 лет в общественной жизни. Дибург 2000.
- Вильгельм Охсли: Велти, Эмиль. В: Общая немецкая биография (ADB). Том 55, Duncker & Humblot, Лейпциг, 1910, стр. 376–384.
- Генрих Штелин:. В: Урс Альтерматт (ред.): 2-е издание. Артемис Верлаг, Цюрих/Мюнхен, 1991 г., ISBN 3-7608-0702-X , С. 178-183.
- Генрих Штелин: Велти, Эмиль. В: Исторический словарь Швейцарии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Профиль Эмиля Вельти с результатами выборов на сайте Федерального совета Швейцарии .
- Генрих Штелин: Эмиль Вельти на немецком , французском и итальянском языках в онлайн -историческом словаре Швейцарии .

- 1825 рождений
- 1899 смертей
- Жители Зурзачского района
- Швейцарские кальвинисты и христиане-реформаторы
- Политики Свободной демократической партии Швейцарии
- Министры иностранных дел Швейцарии
- Члены Федерального совета (Швейцария)
- Члены Совета Штатов (Швейцария)
- Президенты Совета кантонов (Швейцария)
- Политики Ааргау