Лидия Вельти-Эшер
Лидия Вельти-Эшер | |
---|---|
![]() Портрет Лидии Эшер-Вельти работы Карла Штауффер-Берна, Кунстхаус Цюрих | |
Рожденный | Лидия Эшер 10 июля 1858 г. |
Умер | 12 декабря 1891 г. | (33 года)
Памятники | Фонд Готфрида Келлера Мемориальная доска Gesellschaft zu Fraumünster в Кунстхаус Цюрих музее Площадь Лидии Вельти-Эшер Хоф в Цюрихе |
Национальность | швейцарский |
Другие имена | Лидия Эшер |
Годы активности | 1874–1891 |
Известный | Швейцарский меценат |
Заметная работа | Фонд Готфрида Келлера |
Супруг | Фридрих Эмиль Вельти |
Партнер | Карл Штауффер-Берн |
Лидия Вельти Эшер (урожденная Лидия Эшер , 10 июля 1858 года в Цюрих-Энге — 12 декабря 1891 года в Женеве-Шампеле ) была швейцарской меценаткой . Лидия Эшер была одной из самых богатых женщин Швейцарии в 19 веке, покровительницей искусств, которая, в первую очередь, основала Фонд Готфрида Келлера .
Жизнь
[ редактировать ]Происхождение и семья
[ редактировать ]Лидия Эшер родилась в семье Эшер фон Глас , старой и влиятельной семейной династии Цюриха. Она была дочерью Августы Эшер-Юбель (1838–1864) и Альфреда Эшера (1819–1882), которые, среди многих других деловых кругов, были одним из основателей Готардбана . Однако скандал вокруг непосредственных предков Альфреда Эшера нанес ущерб репутации ее семейной линии. Ганс Каспар Эшер-Вердмюллер (1731–1781) родил внебрачного ребенка от служанки в 1765 году и эмигрировал. Его сын Ганс Каспар Эшер-Келлер (1755–1831) чуть не довел Цюрих до финансового краха, когда обанкротился. Наконец, отец Альфреда Эшера Генрих Эшер (1776–1853) заработал новое состояние на спекулятивных сделках с землей и торговле в Северной Америке . В 1814 году Генрих вернулся в Цюрих и в мае 1815 года женился на Лидии Золликофер (1797–1868), у них было двое детей, Клементина (1816–1886) и Альфред. В 1857 году Альфред Эшер женился на Августе Эшер-Юбель (1838–1864): Лидия родилась в 1858 году, но ее сестра Хедвиг (1861–1862) умерла еще младенцем. Самоубийство Лидии 12 декабря 1891 года положило конец роду Альфреда Эшера. [ 1 ]
Детство и юность
[ редактировать ]


Дедушка Лидии Эшер Генрих Эшер построил загородный дом Бельвуар на левом берегу Цюрихзее в тогдашней деревне Энге , ныне районе города Цюрих, где Лидия выросла и жила. Генрих Эшер смог полностью посвятить себя своей страсти к ботанике и своей энтомологической коллекции, о которой также заботились ее отец и Лидия. В возрасте четырех лет Лидия потеряла младшую сестру, а мать Лидии умерла в 1864 году. Чтобы Альфред Эшер мог видеть дочь несколько раз в день, он снял для Лидии и ее гувернантки квартиру недалеко от своего места работы в городе. из Цюриха. Поскольку он больше не был женат, Лидия все чаще становилась его близким другом и начала активно поддерживать его работу. Альфред Эшер старался как можно чаще проводить время с дочерью, и они сохранили теплые отношения. [ 2 ]
Юность Лидии Эшер существенно отличалась от молодости других молодых цюрихских женщин буржуазного происхождения: Лидия вела переписку отца, вела хозяйство в поместье Бельвуар , доросла до роли хозяйки и угощающей многочисленных гостей Альфреда Эшера, среди них был швейцарский поэт Готфрид Келлер , который также был другом отца. Лидия Эшер была уверенной в себе молодой женщиной, много читала, владела несколькими языками и с удовольствием посещала музыкальные и театральные представления. В письмах к подруге детства, художнице Луизе Бреслау , она советовала ей брать уроки пения и игры на фортепиано, и Лидия вдохновлялась ее творческим гением. [ 3 ]
Помимо личных нападок со стороны политических оппонентов, отец Лидии столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем. На протяжении всей своей жизни он страдал от приступов плохого здоровья, и во многих случаях ему приходилось проводить длительные периоды выздоровления. Во время критического этапа строительства Готардского железнодорожного туннеля в середине 1870-х годов Эшер чуть не умер от работы. В 1878 году он так сильно заболел, что не мог покинуть Бельвуар несколько недель . Его жизнь следовала постоянной схеме болезней и выздоровлений. Однако, выполняя свои политические и деловые обязательства, в конце ноября 1882 года Альфред Эшер снова тяжело заболел, а утром 6 декабря 1882 года Альфред Эшер скончался в своем Бельвуар поместье . На протяжении всего времени его дочь с любовью заботилась об Эшере, и она считалась его единственной наперсницей, которая курировала большую часть его переписки и сопровождала своего отца во многих его путешествиях.
Брак с Фридрихом Эмилем Вельти
[ редактировать ]Поскольку отношения между Альфредом Эшером и его бывшим протеже Эмилем Вельти и раньше испортились, Эшер был против помолвки Лидии с сыном Вельти Фридрихом Эмилем. Поскольку о помолвке уже было опубликовано, Лидия вышла замуж после смерти отца 4 января 1883 года. Фридрих Эмиль Вельти был сыном швейцарского федерального советника ( бундесрата ) Эмиля Вельти , одного из самых влиятельных людей в Швейцарии, бывшего компаньона и бывшего позже противник отца Лидии. Вельти поднялся в швейцарских экономических кругах благодаря браку с Лидией и входил в многочисленные советы директоров. Тем временем Лидии Вельти-Эшер быстро стало скучно, ее не удовлетворяло управление сравнительно скромным домом Велти, и ей не хватало интересных гостей и стимулирующих разговоров, как она знала в доме своего отца. Через своего мужа она наконец вошла в контакт с его другом детства Карлом Штауффер-Берном, известным швейцарским художником, в августе 1885 года, и с тех пор Штауффер во время своих поездок в Цюрих был гостем в особняке Бельвуар. В своей мастерской в просторном парке Штауффер изобразил Лидию Эшер, а также друга Лидии по отцу Готфрида Келлера. Лидия и Эмиль Вельти-Эшер позволили Штауферу работать в Риме. В октябре 1889 года Лидия с мужем переехали в Флоренции , но вскоре после этого Фридрих Эмиль Вельти вернулся в Швейцарию по финансовым причинам и оставил жену на попечение Карла Штауффера. [ 2 ] [ 4 ]
Связь с Карлом Штауффер-Берном
[ редактировать ]Лидия и Стауффер полюбили друг друга, и Лидия сказала матери Стауффера выйти за него замуж. В 1888 году, все еще при поддержке своих покровителей, семьи Вельти-Эшеров, Карл Штауффер-Берн отправился в Рим, чтобы изучать скульптуру. Там связь Лидии Вельти-Эшер с ним стала достоянием общественности. [ 5 ] Семья Вельти была возмущена, и Лидия и Карл сбежали в Рим. [ 2 ] Предлагалось даже развестись с мужем, но Вельти связалась с посольством Швейцарии в Риме и использовала свое значительное влияние, чтобы их разлучить. Лидию поместили в государственную психиатрическую лечебницу в Риме, а Штауффер-Берн заключили в тюрьму по обвинению в похищении человека и изнасиловании. [ 6 ] Во время пребывания там Лидия разместила феминистское (эмансипаторское) издание Gedanken einer Frau (буквально: Мысли женщины) и планировала его издать. Документ до сих пор не отслеживается, [ 2 ] вероятно, за это время он был уничтожен вместе с большей частью обширной корреспонденции Лидии Эшер. Показательно, что до сих пор важная часть семейных архивов Вельти недоступна исследователям и историкам. [ 2 ]
В мае 1890 года полное психиатрическое заключение не выявило никаких признаков психического заболевания, и Лидия Вельти-Эшер была освобождена. Она вернулась к мужу, хотя вскоре подала на развод, который в итоге был удовлетворен. В состоянии уныния из-за потери любви Карл Штауффер-Берн перенес нервный срыв, провел некоторое время в психиатрической больнице Сан-Бонифацио, а после освобождения предпринял попытку самоубийства с помощью огнестрельного оружия. [ 5 ] В январе 1891 года, не имея возможности работать и, очевидно, страдая манией преследования , он покончил жизнь самоубийством. [ 6 ]
Стигматизация и самоубийство
[ редактировать ]
После четырех месяцев интернирования в государственной психиатрической больнице Рима. [ 3 ] Лидию Эшер наконец привез муж обратно в Швейцарию. Она одобрила его желание развода и финансовое соглашение, которое обязывало Лидию выплатить Велти «компенсацию» в размере 1,2 миллиона швейцарских франков. В «высшем обществе» Цюриха Лидию больше не принимали и подвергали остракизму как прелюбодейку. Поэтому в конце лета 1890 года она переехала в дом в Женев-Шампеле. Там Лидия Эшер завершила свою последнюю цель в жизни — создание фонда искусств, позже названного Gottfried Keller Stiftung , который она посвятила своему отцовскому другу из ее молодость. Лидия Вельти-Эшер решила покончить с собой 12 декабря 1891 года; она открыла газовый кран на своей вилле недалеко от Женевы. [ 2 ]
Спорили, проживала ли Лидия после обследования и содержания в психиатрической клинике в Риме и по возвращении в Швейцарию (снова) в клинике Кенигсфельдена , как написано в биографии Йозефа Юнга. Напротив, биограф Вилли Воттренг утверждал, что источников дальнейшего пребывания в Кенигсфельдене нет. Это важно, потому что это показало бы, что Лидия Вельти-Эшер сопротивлялась воле своего мужа и тестя, продемонстрировав тем самым себя эмансипированной женщиной после событий в Италии. Недавно опубликованное психиатрическое заключение о Лидии Эшер от 27 мая 1890 года показало, что ее интернирование в клинику в Риме и диагноз « систематическое безумие» были фиктивными. [ 7 ] Также с сегодняшней точки зрения аргументы и выводы рецензентов показывают, что они были убеждены в том, что Лидия Эшер обладала полным психическим здоровьем. [ 8 ] [ 9 ]
Избранные портреты
[ редактировать ]-
Мать Лидии Августа Эшер (около 1850 г.)
-
Лидия Вельти-Эшер, портрет Карла Штауффер-Берна (дата неизвестна)
-
Фридрих Эмиль Вельти, фотография (автор и дата неизвестны)
-
Карл Штауффер-Берн , автопортрет (дата неизвестна)
-
Готфрид Келлер , портрет Карла Штауффера (1886)
Фонд Готфрида Келлера
[ редактировать ]В 1890 году, незадолго до конца своей трагической жизни, Лидия Эшер вложила состояние семьи Эшер в фонд, который она назвала Фондом Готфрида Келлера (GKS), названным в честь Готфрида Келлера , которому ее отец последовательно поддерживал. Имея оставшийся у нее значительный актив – виллу Бельвуар и рыночные ценные бумаги на общую номинальную сумму 4 миллиона швейцарских франков – Лидия Эшер создала основу фонда. Согласно завещанию Лидии Эшер, фонд был основан 6 июня 1890 года и находился под управлением Федерального совета Швейцарии , таким образом, Лидия Эшер желала осуществить патриотическую работу . Фонд также должен способствовать независимому труду женщин, по крайней мере, в области прикладного искусства , согласно первоначальному замыслу учредителя. Эта цель была принята, но по настоянию Велти, а не в документе фонда. Хотя Фонд Готфрида Келлера стал важным учреждением по сбору произведений искусства, но феминистские опасения Лидии Эшер не были удовлетворены. [ 2 ]
Последствия и памятники
[ редактировать ]
Фонд Готфрида Келлера на сегодняшний день базируется в Винтертуре и внесен в список швейцарских культурных ценностей национального и регионального значения . [ 10 ]
Лидию Эшер считают выдающейся женщиной Belle Époque в Швейцарии, она взорвала близкие социальные и моральные стандарты существования своей связью с художником, к которому она открыто стояла; и, с другой стороны, историческое достижение Лидии Эшер заключается в создании швейцарского художественного фонда национального значения. Лидия Эшер, как выдающийся покровитель искусств, была удостоена чести общества Gesellschaft zu Fraumünster по случаю своего 150-летия памятной доской, установленной на месте перед Кунстхаусом Цюриха . [ 2 ]
20 августа 2008 года город Цюрих окрестил это место Лидией Вельти-Эшер Хоф . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
На телевидении и в театре
[ редактировать ]- 2014: Последние часы Лидии Вельти-Эшер . Играйте за Кристину Альборн. [ 15 ]
- 2013: Швейцарцы: Битва за Готард — Альфред Эшер и Стефано Франсини . Телевизионный документальный спектакль производства Швейцарского радио и телевидения (SRF) [ 16 ]
Литература
[ редактировать ]- Вилли Воттренг: Лидия Вельти-Эшер. Женщина в стиле «Прекрасной эпохи». Эльстер-Верлаг, Цюрих, 2014 г., ISBN 978-3-906065-22-9 .
- Йозеф Юнг: Лидия Вельти-Эшер (1858–1891). Со вступительным словом Хильдегард Элизабет Келлер . NZZ Libro , Цюрих 2013, ISBN 978-3-03823-852-2 .
- Йозеф Юнг: Лидия Вельти-Эшер (1858–1891). Биография. Источники, материалы и вклады . NZZ Libro, Цюрих, 2009 г., ISBN 978-3-03823-557-6 .
- Вилли Воттренг: Миллионер и художник: Трагедия Лидия Вельти-Эшер и Карл Штауффер-Берн . Орелл Фюссли, Цюрих, 2008 г., ISBN 978-3-280-06049-0 .
- Ханспетер Ландольт: Фонд Готфрида Келлера. Коллекционирование для швейцарских музеев. 1890–1990. 100 лет Фонду Готфрида Келлера. Бентели, Берн, 1990 г., ISBN 978-3716506967 .
- Бернхард фон Аркс: Дело Штауффера. Хроника скандала . Хальваг, Берн, 1969 г., ISBN 3-7296-0408-2 .
- Лукас Хартманн : Фотография Лидии . Диоген, Цюрих 2018, ISBN 978-3-257-07012-5 . [ 17 ]
- Хильдегард Элизабет Келлер: Вечеринка Лидии. Издание Maulhelden, Цюрих 2019, ISBN 978-3-907248-00-3 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юнг: Альфред Эшер . 2009, стр. 464–492; Юнг: Лидия Вельти-Эшер , 2009.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «В честь мецената Лидии Вельти-Эшер (пресс-релиз)» (PDF) (на немецком языке). Общество Фраумюнстер . 27 марта 2008 года . Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Анна Катарина Бэлер (11 октября 2013 г.). «Вельти [-Эшер], Лидия» . ХДС . Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ Люциус Винклер (октябрь 2004 г.). «Парк Бельвуар» (на немецком языке). ГЕВ 10/2004 . Получено 30 ноября.
- ^ Jump up to: а б «Карл Штауффер-Берн» . spartacus-educational.com . Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Пол Шлентер (1893). Стауффер, Карл . Общая немецкая биография (на немецком языке). АБР. п. 527 . Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ Молодые: Лидия Вельти-Эшер . 2009, с. 146 (психиатрическое заключение); Воттренг: Миллионер и художник , с. 146; Фон Аркс: Дело Штауффера , с. 269.
- ^ Дэниел Хелл: Отчет с сегодняшней точки зрения, в: Юнг: Лидия Вельти-Эшер . 2009, с. 359.
- ^ Молодые: Лидия Вельти-Эшер . 2009, с. 163; фон Аркс: Дело Штауффера , с. 275.
- ^ «Опись А-Объектов СОМ» . Швейцарская Конфедерация, Управление гражданской защиты. 2009. Архивировано из оригинала 28 июня 2010 года . Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ Городской совет Цюриха (20 августа 2008 г.). «Комиссия по присвоению улиц; присвоение названия «Лидия-Велти-Эшер-Хоф» (пресс-релиз)» (на немецком языке). Город Цюрих . Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ «Лидия-Вельти-Эшер-Хоф» (на немецком языке). Банда дур Альт-Зюри . Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ «Женские награды» (на немецком языке). Общество Фраумюнстер . Проверено 30 ноября 2014 г.
- ^ «Женские награды Общества Фраумюнстер» (PDF) (на немецком языке). Общество Фраумюнстера. 2014. Архивировано из оригинала (PDF) 7 февраля 2015 года . Проверено 30 ноября 2014 г.
- ^ «Женщина задыхается под ограничениями своего окружения» (на немецком языке). Баденская газета . 2 декабря 2014 года . Проверено 2 декабря 2014 г.
- ^ «Швейцарцы: Битва за Готард - Альфред Эшер и Стефано Франсини» (на немецком языке). Швейцарское телевидение SRF. 28 ноября 2013 года . Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ «Лукас Хартманн Бюхер» (на немецком языке). Экслибрис (книжный магазин) . Проверено 6 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Анна Катарина Бэлер: Welti [-Эшер], Лидия на немецком , французском и итальянском языках в онлайн -историческом словаре Швейцарии , 11 октября 2013 г.
- Литература Лидии Вельти-Эшер и о ней в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Фонд Готфрида Келлера , Федеральное ведомство культуры (на немецком языке)
- Лидия Вельти-Эшер на сайте Швейцарских архивов (Bundesarchiv) (на немецком языке)
- Лидия Вельти-Эшер в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Цифровое издание переписки Альфреда Эшера (на немецком языке)
- Лидия Эшер на сайте швейцарского телевидения SRF (на немецком языке)