Мутисала
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2012 г. ) |
Термин мутисала относится к семейным бусам на Малых Зондских островах Тимора , Флореса , Сумбы и Саву. [ 1 ] Мутисала также встречаются на Филиппинах и Борнео . Мутисала изначально представляли собой индо-тихоокеанские бусы оранжевого и оранжево-красного цвета. Самые ранние из этих бус пришли из Южной Индии и датируются 200 годом до нашей эры. Их производство распространилось на другие центры. [ 2 ]
в 9-м веке Во времена буддийской династии Саилендра производила бусины из Индо-Тихоокеанского региона, теперь называемые мутисала. суматранская империя Шривиджая Эти бусины продавались на Борнео, Яву и на восточные индонезийские острова до 13 века. Ньювенхейс, чьи наблюдения относятся к началу века, сообщает, что красновато-коричневые бусины, известные на Тиморском архипелаге как мутисала и которые также встречаются на Южной Суматре , были привезены из округов Лампонг на Тимор, где они дали высокую оценку. цена. [ 3 ] Точно так же жители Кроэ в Бенкулене путешествовали с Суматры на западное побережье Борнео и пересекали остров, чтобы выгодно продать свои древние четки Бахау и другим племенам. [ 4 ] Археологические данные 1000–1200 годов нашей эры показывают, что этот тип бус преобладал. С 13 века они встречаются гораздо реже. [ 5 ] Бусы китайского производства вошли в употребление после поражения Королевства Шриваджая, и предполагается, что китайские торговцы воспользовались дефицитом, который стал следствием изменения моделей торговли. мало Китайские спиральные бусины стали обычным явлением на Суматре, Яве и Борнео после 12 века, но свидетельств китайской торговли с Нуса Тенгара Тимуром до династии Мин . [ 6 ]
Распределение
[ редактировать ]Мутисала находят и до сих пор ценят как семейные бусины или бусы, свидетельствующие о статусе и богатстве в Сумбе, Флоресе и Тиморе. Они также используются на Борнео. Мутисала встречаются на Суматре, но там они, похоже, не имеют такого же статуса семейной реликвии. На Филиппинах мутисала были найдены в могилах между 100 г. до н.э. и 500 г. н.э., которые, как известно, были изготовлены в Арикамеду , Южная Индия. Существует мало свидетельств того, что они пришли через прямую торговлю, скорее, они, вероятно, несколько раз переходили из рук в руки, прежде чем попасть на Филиппины. [ 7 ]
Классификация
[ редактировать ]Есть два класса мутисала. Один из них, Мутираджа, принадлежит (и к нему прикасаются) только члены королевской семьи. Они красновато-коричневые или оранжевые, блестящие и тяжелые. То есть это свинцово-стеклянные китайские бусины-"спирали". Мутираджи, используемые по всему Нуса Тенгара Тимуру, обычно довольно маленькие. Существуют более крупные мутираджи диаметром 1,5–3 мм (0,059–0,118 дюйма), которые встречаются только на Сумбе и очень редки. Другой класс известен как мутибатта (оранжевый) или Мутитана (красно-коричневый). Они крупнее Мутираджи, тусклые и не такие тяжелые. Это нарисованные индо-тихоокеанские бусы и являются бусами простолюдинов. [ 1 ]
Ценить
[ редактировать ]Сегодня на восточных островах мутисала сохраняются как семейные реликвии. [ 8 ] Бусы по-разному ценятся в культурах разных островов. В Сумбе Мутираджа принадлежит (и к ней прикасаются) только члены королевской семьи. Мутираджи носят юные принцессы в виде ожерелья, а после замужества — в виде браслетов, браслетов и колец (в старину их также пришивали на одежду). Семья невесты передает их жениху в обмен на 50–100 карабао ( водяных буйволов ) или лошадей и немного золота. Однако невеста носит бусы и передает их дочери. [ 1 ]
В 1965 году на Тиморе 12-дюймовая нить мутисалы стоила водяного буйвола. [ 9 ] В 1970-х годах Хаджи Бахарудин обменивал некоторые мутисала, происходящие из мест на Суматре, на драгоценные ткани. [ нужны разъяснения ] который затем продал текстиль коллекционерам в Японии и США. [ нужна ссылка ]
Использование
[ редактировать ]В Сумбе члены королевской семьи носят четки мутираджа в особых случаях, но если королевская семья не желает присутствовать на какой-либо церемонии, они посылают слугу, украшенного бусами. Слуга носит либо Каханга Хупу , одну прядь вокруг шеи и четыре длинные пряди, доходящие до земли, заканчивающиеся золотыми монетами, либо Папиаранг , который похож на него, но имеет двойную нить. [ 1 ]
На Флоресе мутисала может принадлежать только вождю и выставляться напоказ во время церемоний. Обычным людям их носить запрещено. [ 10 ]
На Борнео у народа малох четки привязывают к запястьям пары при заключении брака, а при строительстве нового общинного дома бусы помещают в ямы, вырытые для основных столбов сооружения. [ 11 ] Жители Келабита . называют мутисала «головой призрака», прикрепляя две из них к концу заостренной палки, которую втыкали в землю возле рисового поля, чтобы обеспечить обильный урожай [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Маргаретолог, Журнал Центра бисерных исследований . Том 5, стр.5, 1992 г.
- ^ Маник Маник в Индонезии, Сумара Адхьятман. стр.5 ISBN 979-428-278-2
- ^ Хаззард, доктор Кристофер. Личное наблюдение
- ^ Ньювенхейс, AW, 1904. «Искусственный жемчуг и его культурное значение». Международный архив этнографии, XVI: 136–154.
- ^ Фрэнсис 1989: 8-9
- ^ Хирт, Фридрих и В.В. Рокхилл [1911 Чау Цзюй-Куа: Его работа о китайской и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом веках, озаглавленная Чу-фан-~и. Императорская Академия Наук, Санкт-Петербург (переиздание 1966 г.; Парагон, Нью-Йорк)
- ^ Касаль, Габриэль и Регаладо Трота Хосе-младший. Люди и искусство Филиппин. Лос-Анджелес: Музей истории культуры, Калифорнийский университет, 1981. стр.52.
- ^ Фрэнсис, Питер-младший, Бусы мира. с.95 Шиффер Паблишинг Лтд, ISBN 0-7643-0884-X
- ^ История бус., с 30 000 г. до н. э. до наших дней . Лоис Шер Дубин, ISBN 0-8109-0736-4 стр.226
- ^ Фрэнсис, Питер-младший. Бисер в Индонезии. Азиатские перспективы, Том 30, №2. Издательство Гавайского университета. 1991 год
- ^ Максвелл, Джон. «Текстиль из бисера Малоха» в журнале «Индонезийский текстиль». Вашингтон, округ Колумбия: Музей текстиля, 1979. стр. 136.
- ^ Дансмор, Сьюзи. «Бисер», Разовая бумага, №2. Кучинг: Музей Саравака, 1978. Введение.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- История бисера., с 30 000 г. до н.э. по настоящее время. Лоис Шер Дубин, ISBN 0-8109-0736-4
- Бусы Борнео. Хайди Мунан. Издания Дидье Милле. ISBN 978-981-4260-36-7
- Маник Маник в Индонезии, Сумара Адхьятман. ISBN 979-428-278-2