1963 г. Кража храма Хазратбал.
27 декабря 1963 года Мой-э-Муккадас , реликвия, которую многие считали прядью бороды Мухаммеда , пропала из храма Хазратбал в Джамму и Кашмире , что привело к массовым протестам на Индийском субконтиненте.
Реликвия была обнаружена 4 января 1964 года.
История реликвии
[ редактировать ]Реликвия была привезена в Индию в 1635 году Саедом Абдуллой. Затем через его сына Саеда Хамида оно было передано кашмирскому бизнесмену по имени Нуруддин. В конце 17 века император Великих Моголов Аурангзеб заключил Норуддина в тюрьму и захватил реликвию, перенеся ее в суфийскую гробницу в Аджмере . Аурангзеб вернул реликвию в 1700 году после смерти Норуддина. Реликвия была сохранена его потомками и хранилась в месте, которое впоследствии стало храмом Хазратбал . [ 1 ]
Кража
[ редактировать ]27 декабря 1963 года стало известно, что святая реликвия была украдена из святыни. Около 50 000 человек с черными флагами провели демонстрацию перед святыней. [ 2 ] Как сообщает The Times of India , суперинтендант полиции Сринагара заявил, что, по его мнению, кража произошла около 2 часов ночи, когда хранители святыни спали. [ 2 ]
На следующий день главный министр штата Ходжа Шамс-уд-Дин подошел к святыне и объявил о награде в размере 100 000 фунтов стерлингов за предоставление информации о краже. 29 декабря был введен комендантский час, и полиция арестовала Конгресса лидера Мохаммада Шафи Куреши . Для расследования кражи 31 декабря премьер-министр Индии Джавахарлал Неру направил в Кашмир главу Центрального расследований бюро Бхолу Натха Маллика . [ 2 ] Мирваиз Маулви Фарук создал Комитет действий по священным реликвиям, президентом которого он был. [ 3 ]
4 января 1964 года реликвия была обнаружена, и Садр-и-Риясат Каран Сингх организовал молитвы в индуистском храме, чтобы помочь рассеять межобщинную напряженность. [ 4 ] Реликвия была осмотрена и опознана Сайидом Мираком Шахом Кашани как подлинная. Шах Кашани сказал, что видел реликвию много раз и мог легко ее опознать. [ 5 ]
Сайид Мирак прочитал стихотворение: [ 5 ]
Сад сияет светом Мухаммеда
Свет Мухаммеда отражается в каждом цветке и каждом растении.
— Сайид Мирак, [ 5 ]
Когда Маллик сообщил Неру о выздоровлении, Неру сказал Маллику, что «вы спасли Кашмир для Индии». В своих мемуарах Маллик утверждает, что информация о расследовании не разглашалась. Министр внутренних дел Индии Гульзарилал Нанда также заявил в парламенте, что воры «должны быть идентифицированы». [ 6 ]
17 января 1964 года он назвал имена трех человек, арестованных за кражу. В их число входили трое кашмирских мусульман, а именно: Абдул Рахим Бандей, Абдул Рашид и Кадир Батт. По словам Нанды, последний, как полагают, имел связи с Пакистаном.
Последствия
[ редактировать ]Опознание его смотрителями и другие расследования, проведенные правительством Джамму и Кашмира (закон и порядок), специальная группа по идентификации утверждает, что его подлинность действительно оригинальна. Публичный дидар («просмотр») Святой реликвии после опознания был организован 6 февраля, приуроченный к годовщине мученической кончины четвертого халифа ислама Али бин Абу Талиба . [ 7 ] [ 8 ]
Инцидент спровоцировал беспорядки и этнические чистки индусов в Восточном Пакистане . [ 9 ] Сотни тысяч индуистских беженцев хлынули в Индию в период с декабря 1963 по февраль 1964 года в результате насилия. [ 10 ] Истории о зверствах, рассказанные этими беженцами, вызвали насилие и беспорядки против мусульман в Калькутте в индийском штате Западная Бенгалия . [ 6 ] [ 9 ] Тысячи христианских племен также были позже изгнаны из Восточного Пакистана и прибыли в Индию в качестве беженцев. [ 9 ]
Художественная версия инцидента стала предметом рассказа Салмана Рушди «Волосы пророка» (1981).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мир Касим, Сайид (1992). Моя жизнь и время . Нью-Дели: союзные издатели. стр. 95–96. ISBN 81-7023-355-0 . ОСЛК 27815766 .
- ^ Jump up to: а б с «Висящий у реликвии» . Кашмирская жизнь. 7 июля 2014 года . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ «Тайна кражи Мои-э-Муккадас» . Восходящий Кашмир . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ Шофилд, Виктория (2003). Кашмир в конфликте: Индия, Пакистан и бесконечная война . Лондон: ИБ Таурис. п. 103. ИСБН 1-4175-6080-0 . OCLC 57182067 . Архивировано из оригинала 9 сентября 2013 года.
- ^ Jump up to: а б с Ахмад, Халид Башир (27 декабря 2018 г.). «Кашмир: святотатство и беспорядки» . Countercurrents.org . Противотоки . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Трое кашмирских мусульман задержаны за кражу волос Пророка» . Нью-Йорк Таймс . 18 февраля 1964 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ «Кашмир: святотатство и беспорядки | Противотечения» . Countercurrents.org . 27 декабря 2018 г.
- ^ «Храм Хазратбал со святой реликвией имеет бурную историю» . Аваз Голос .
- ^ Jump up to: а б с «Широкомасштабные межобщинные беспорядки в Индии и Пакистане» (PDF) , Современные архивы Кизинга , стр. 1, 25 июля 1964 г.
- ^ Дас, Маюракши (январь 2018 г.). «Название: Калькуттский котел: Городская жизнь во время беспорядков в январе 1964 года» . Материалы Конгресса истории Индии .