Вавилон (Уато-Лари)

Бабуло (Babolu) — поселение в Восточном Тиморе и суко в Уато-Лари административном посту ( муниципалитет Викеке ). Суко является одним из этнических центров науэти , а также населен Макасаэ , этническим меньшинством в регионе. Различные группы и кланы тесно связаны древней социальной структурой , которая до сих пор оказывает большое влияние на их общество.
География
[ редактировать ]

Суко расположен к востоку от административного поста Уато-Лари. На юге Бабуло простирается до Тиморского моря ; на западе и северо-западе реки Бебуи и Ролиу отделяют Суко от соседних Уайтаме, Афалоикай и Матахой. На севере Бабуло граничит с территорией Афалоикай, а на востоке - с Вессором. Река Метауаи образует границу между Сукосом на северо-востоке и впадает в Тиморское море через Вессору под названием Оики . Боруаи . , берущий начало в Бабуло, течет дальше на юг и образует устье на границе реки с Вессору [ 1 ] [ 2 ]
До реформ 2015 года общая площадь Бабуло составляла 79,71 км . 2 . [ 3 ] В настоящее время его длина составляет 70,52 км. 2 . [ 4 ] Районы, расположенные к северу от Уай Кай, были переданы Афальпикай Суко, а граница на севере была перенесена от восточного Суко Вессору дальше на восток до реки Метауаи . Речной остров в Бебуи был передан Афалоикаю, а вся дельта Уайтаме была передана Бабуло. [ 1 ] [ 2 ]
Поселок Бабуло расположен на юго-западе Суко, на высоте 578 м над уровнем моря. Бабуло и город Афалоикай (Aflocai) образуют единое поселение. У них есть начальная школа Escola Primaria №7 Афалокай. [ 5 ] и медицинский пункт. [ 6 ]
Южная прибрежная дорога — одна из важнейших дорог Восточного Тимора, пересекающая Бебуи в деревне Боролало (Бурлалу) . Отсюда дорога огибает побережье, пока не выходит из Суко, пересекая теперь Боруаи и направляясь на восток. Деревни Даралари (Дараларе) , Алиамбата и Кампунг Бару лежат на юго-западном участке дороги, Кукодере на юго-востоке, Уато-Лари ( Уато-Лари Летен , «Обер»-Уато-Лари ) в центре. и Уай Кай . [ 2 ] [ 6 ] на севере. Гору Дидимера можно найти к северу от Алиамбаты, которая находится в восточной части Суко. Здесь находится пещера с видом на море, где находится алтарь со статуей Иисуса и других христианских святых. Южная прибрежная дорога проходит через Суко в 2 км от Дидимеры. Вдоль дороги, недалеко от села Алиамбата , вы увидите «вечный огонь», который питается природным газом, вырывающимся из глубоких подземных скальных образований.
Гора Бабуло (670 м) лежит южнее одноименного села. [ 7 ] Баха Лиурай , священная гора Суко, находится к северо-востоку от деревни Бабуло. поселение Уатособа На его западных склонах расположено , где расположен главный святой дом Суко. Эта территория является частью Алдейи Даралари . Поселение Аха Б Уу расположено к северо-востоку от Баха Лиурай, Борулайсоба на востоке и анимистическое кладбище Нахасака на юго-востоке.
Восемь альдей Абадере , Аха Бу Уу ( Ахабу'у , Аха Бу'у ), Аса Мута (Асамута) , Бели , Кота Ниси ( Котаниси , манчмал Кайду ), [ 8 ] Даралари (Дарлари) , Лиа Сиди (Лиасиди) и Рома . [ 9 ]
Жители и культура
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Антрополог Сюзанна Барнс в течение нескольких лет изучала культуру и традиции жителей Бабуло, ведя учет взаимодействия между различными кланами и их церемониальных обязанностей. Следующий отчет основан в первую очередь на ее статье « Происхождение, приоритет и социальный порядок в владениях Ины Ама Бели Дарлари» .
Население Суко в Бабуло составляет 2187 человек (2015 г.), из них 1113 мужчин и 1074 женщины. Плотность населения – 31 человек на км. 2 . Во всем Суко 455 частных домов. Почти 97% всех жителей считают науэти своим родным языком. Чуть менее 2% говорят на макасаэ, несколько на тетум-праса, тетум-терик, макалеро, фаталуку и ваймаха. [ 10 ] До реформы местного самоуправления доля населения, говорящая на языке макасаэ, составляла 24%. Уровень грамотности среди людей в возрасте от 15 до 24 лет составляет 88,32 процента, что превышает средний показатель по стране, а также средний показатель по сообществу Викеке. Расширение возрастной группы, включив в нее всех людей в возрасте 15 лет и старше, приводит к значительному снижению показателя: только 57,2 процента умеют читать и писать, что по-прежнему выше, чем в общине Викеке (55,9 процента). 40,83 процента населения моложе 15 лет (в среднем по стране: 39,09 процента), тогда как 15,09 процента составляют люди в возрасте 60 лет и старше (8,19 процента).
Происхождение объединения Алдейас в Бабуло Суко неизвестно. Альдеи по-прежнему состоят из кланов, члены которых тесно связаны друг с другом. Ни иммиграция в более поздний период колонизации, ни переселение индонезийцев не разрушили эту социальную структуру. Центром каждой Алдеи является молитвенный дом (Ума Лули) , который раньше располагался в центре баха . Жители Бабуло жили в этих высокогорных поселениях до индонезийского вторжения. Жителями традиционно были мужчины, связанные друг с другом по отцовской линии, а также их жены и дети. Каждый культовый дом служил определенной цели в рамках ритуалов и социального положения клана.
Кланы, в свою очередь, делятся на линии передачи и подлинии (Ума каин) , каждая из которых имеет свой культовый дом. Отношения между отдельными членами линий передачи описываются как «старшие» (кака) или «младшие» (вари) . «Старые» дома расположены ближе к предкам и, следовательно, имеют более высокий рейтинг, чем «младшие» дома.
Старейшего мужчину «самого старого» дома каждой линии происхождения зовут Наи (Тетум означает «Мастер») или Бу Дато (Дедушка-Лорд). Их считают прямыми потомками своих предков. «Самые старые» дома кланов традиционно происходят от вождей Алдейи, которые обычно являются сыновьями или племянниками одного из старейшин. Браки, союзы и отношения соединяют линию предков Алдея с передним домом. Предполагается, что браки заключаются за пределами их собственной линии предков, чтобы сформировать близкие отношения между «дарителем невесты» (ума ана) и «получателем невесты» (оа саэ) . Однако люди вступают в брак по одной и той же линии происхождения или с другими близкими родственниками, хотя это не одобряется. Кроме того, общество науэти разделено на лиураев (аристократов, где самого могущественного правителя также называют лиураями ), рейну или ата (рабов). Ата — потомки бывших рабов и военнопленных. Традиционно браки между этими тремя классами запрещены. [ 11 ]
Переселения во время индонезийской оккупации привели к тому, что половина населения имеет свои предковые корни в соседнем Суко в Афалоикаи. Они формируют свои собственные Альдеи и не считают себя подчиненными старым и традиционным Лиураям. Они по-прежнему связаны своей культурой со своей родиной, но проводят различие между своим нынешним и прежним домом. Афалоикаи и Бабуло имеют долгую и общую историю социальных отношений, таких как браки ради политических союзов. Тем не менее, жителей Афалоикаи по-прежнему часто считают иммигрантами, имеющими меньшие права на землю и другие природные ресурсы.
Многие традиционные лидеры жалуются, что многие жители Суко, даже некоторые члены ведущих кланов, пренебрегают старыми ритуалами, которые ранее соблюдались для обеспечения плодородия почвы. Кроме того, осталось лишь небольшое количество людей, которые знают историю Суко и заклинания их предков. Иммигранты же привозят с собой свои почитаемые традиции и предков. Старейшины Бабуло описывают эту ситуацию как «хаотическую», которая привела к множеству проблем и тревог после ухода португальцев.
Традиционная вера
[ редактировать ]
Большинство жителей Бабуло официально исповедуют католическую религию , как и во всем Восточном Тиморе. Во всей коммуне Викеке только 52 жителя исповедовали традиционную веру Тимора и поклонялись природным духам и предкам. [ 4 ]
Тем не менее, традиционная религия по-прежнему имеет глубокое влияние, хотя и подчеркивается, что даже до прихода католических миссионеров никогда не существовало поклонения «камню и дереву» (уато-но кай), а только Богу-творцу Вула'. Лара (известная также как Улу Лара ). По вере Тимора, этот бог создал мир и поместил на Землю избранных людей, чтобы управлять (эй) и укрощать (маси) землей. Задолго до прибытия этих Избранных люди жили без правил и предписаний ( икутаме, гартемэ ). С того момента, как Избранные взяли под свой контроль землю, были установлены поведенческие нормы и практики социального и морального порядка. Потомки Избранных, клан Даралари , обязаны поддерживать этот порядок, продолжая священные (лули) нормы и практики. Они влияют на взаимодействие кланов и домов и определяют ритуалы и социальную жизнь. [ 12 ]
Правила, связанные с отцами-основателями, являются самыми святыми. В рамках оккупации земли они дали названия холмам, скалам, рекам, источникам, лесам и полям и начали использовать природу и ее ресурсы. Это создало основу отношений с буъу , первоначальными владельцами земли или так называемыми стражами, оккупировавшими Землю. Вера в невидимую землю, которую занимают бу'у в различных формах, широко распространена и сегодня. Самыми влиятельными среди верующих являются независимые и дикие «владельцы» (земли и природных ресурсов), которые могут принимать форму человека или животного. Они управляют природными процессами и способны влиять на отношения между людьми и землей. Если люди не будут соблюдать порядок и запреты люли , в воображении многих жителей могут возникнуть негативные последствия, например, болезни и даже смерть. Чтобы этого избежать, нужна помощь старшего, чтобы задобрить ребенка. бую . Чтобы доставить удовольствие бу'у и получить доступ к природным ресурсам, жители Бабуло «идут по следам» предков с помощью специальных ритуалов, заклинаний и жертвоприношений. Духи предков также стали частью природы. Места, где они собираются, считаются священными. Деяния некоторых предков описаны в местных легендах. Частично они были связаны с великими жертвоприношениями и даже смертью. Некоторые из этих дел включают первый урожай, защиту границ и сохранение земель от стихийных бедствий. [ 13 ] Отношения между живыми и предками взаимны. В течение года проводятся ритуалы с участием всего сообщества и отдельных кланов, которые включают заклинания и жертвоприношения предкам. [ 14 ]
Церемония маси эка раэ рея ена («омывание кукурузных листьев») проводится небольшими группами на полях непосредственно перед началом сбора урожая. Считается, что Хозяина поля (rea bu'u) просят присмотреть за урожаем. Ритуал превращает кукурузу из баина (запрещенной и кислой) в маси (прирученную, съедобную и сладкую). Считается, что реа буу может принимать форму мышей, насекомых, паразитов и болезней растений, а также уничтожать посевы. В церемонии участвуют другие буу , которые, как предки, были первыми, кто возделывал землю. Яйца, рис и мясо составляют часть жертвы, которую кладут по краям и в центре поля. Остальное делится между присутствующими на церемонии. Иногда в жертву приносят одежду и Таис , поскольку духи и предки разделяют те же человеческие потребности, что и смертные.
Покупайте и делайте покупки
[ редактировать ]Высшую духовную и ритуальную власть образуют старейшины Даралари . По их словам, даралари раньше обладали светской властью, но охотно отдали ее другим кланам, чтобы «уйти во тьму». Говорят, что они сделали это для того, чтобы защитить тайны своей земли от «посторонних», а именно колонизаторов и католической церкви. Расширенные члены семьи и группы иммигрантов также были интегрированы в свои социальные структуры, что предотвращало любое восстание против властей. Переходя в Духовную Силу, человек становится «выше всего». [ 15 ] и имеет власть над светской властью. [ 16 ]
Старейшины Даралари знают все духовные тайны. Они знают историю прибытия своих предков и первого поселения, основания местных домов и прибытия более поздних групп. Они знают старые конфликты, союзы, договоры и клятвы (juramento) между Суко и его соседями. Они также знают древние права землепользования и территориальные границы. Однако самое важное знание – это имена духов и хранителей, контролирующих доступ к лесам, полям и воде. Доступ к этим знаниям ограничен лишь немногими избранными. [ 17 ]
«Самые старые» дома Бели и Даралари восходят к двум братьям, чья прямая линия происходит от мифического Основателя древнего Царства Бубулу . По рассказам народа даралари , мифические предки пришли с моря и захватили «всю землю, тронутую Солнцем». Имена предков обеих линий Алдеяса считаются священными, и поэтому их нельзя произносить вслух. Они произошли от происхождения домов и держатся в секрете от посторонних. Имена современных Алдейасов используются в повседневной жизни и во время местных церемоний. Правящие дома Даралари также называются Ума Бути (белый дом) и Ума Ита (черный дом). [ 18 ] Соответствующие святыни были восстановлены в 2000 году, после окончания индонезийской оккупации. Хотя святилище Ума Бути принадлежит Даралари , оно принадлежит всей общине Суко. Ума Ита , храм более низкого ранга, упоминается как правящий дом, где хранились традиционные символы Даралари политической власти (ротан) , которые позже были переданы подчиненным домам. В обеих святынях хранятся священные ткацкие станки, принадлежавшие когда-то легендарным предкам. Считается, что ткацкие станки несут в себе сущность предков, а сами предки живут в определенных частях святынь. Во время церемоний еда, вода, орехи бетеля (буа) , листья бетеля (малу) и другие подношения складываются в эти священные места, а затем раздаются обратно общине. Говорят, что орехи и листья обладают особыми защитными свойствами. Во время общественных церемоний и ритуалов исцеления они служат символом для членов сообщества и защитой для посторонних. [ 19 ] В Бели есть только один главный дом, называемый просто Ум Лули (священный дом). Согласно местной легенде (науэти: tete bo'ona , буквально самая старая история ), братья жили недалеко от Баха Лиураи (Холма Правителя). Однако братья начали драться, поскольку, как говорят, старший Бели отказался от своих обязанностей, к большому разочарованию младшего Даралари . Таким образом, старший брат потерял свои привилегии и был вынужден покинуть Священную Землю, в то время как Даралари стал ведущей линией Предков. [ 20 ]
Ведущие дома Алдея до сих пор называют друг друга «старшими» (кака) и «младшими» (вари) и считают себя братьями, тогда как другие жители «земли предков», присоединившиеся к Алдейе через брак, и другие союзы называются Ина Ама Бели Даралари (мать-отец Бели Даралари). Ведущей линии дается титул реа бу'у (Владыка земли/Владелец земли), чтобы почтить свое положение старших. Другие имена, используемые в формальном и ритуальном языке, - «Правитель земли» и «Скала земли». В наши дни «Владыку земли» олицетворяет Бу Дато , лидер клана Даралари . Его поддерживают двое других старейшин из Даралари . Он «сидит и наблюдает» за святилищами предков в главных культовых домах Даралари , белом доме и черном доме. [ 18 ]
«Владыка Земли» — верховный слуга земли предков. Старейшины Даралари подчеркивают , что прежние границы их территории простирались дальше границ Суко. И только во время колониализма регион сузился в пользу союзников Португалии . Даралари . принадлежат к первоначальной территории на севере и северо-востоке Его жителей называют ки бутана (люди белых детей) и ки итана (люди черных детей). Эти группы можно примерно поставить на один уровень с ведущими линиями Лиа Сиди (ки итана) и Балабасиба , Алдейас в Суко Вессуро (ки бутана) . Они связаны с Даралари браком. Согласно местным легендам, царство Буило (ныне Алдея в Оссоруа) на северо-западе считается соперником Бабуло. Одно время даралари вели с ними ожесточенную и жестокую борьбу за проведение границ между двумя державами. [ 21 ] Говорят, что португальские колониальные хозяева назначили потомка королевства Лука высшим правителем Уайтаме и Вессору, чтобы он был посредником между противниками. [ 16 ] В регионах вдоль прибрежных равнин, расположенных к западу и востоку от региона Даралари и Бели, в настоящее время преобладают потомки иммигрантов из Луки. На юго-западе территориальные претензии Даралари включают район реки Лугасса, хотя люди очень осторожны в высказываниях публичных претензий, чтобы поддержать мир в регионе. По словам Бабуло, носители языка науэти в Беако (Суко Малуру) являются потомками этого места. Их предков привезли на побережье в качестве военнопленных, обменяв на огнестрельное оружие. [ 21 ]
В настоящее время земля Даралари разделена между пятью наиболее могущественными домами. Реки, холмы и скалы обозначают границы. Эти территории не связаны между собой, а отражают традиционную вахтовую обработку земель. Доступ к этим территориям передается от предков-основателей к их прямым потомкам. Чтобы продолжать использовать землю, члены домов должны выполнять свои ритуальные и общественные обязанности. В противном случае они рискуют спровоцировать гнев предков, который может принести несчастье, болезнь или даже смерть. [ 15 ] «Уйдя во тьму», даралари передали задачу обработки земли, а также надзор за природными ресурсами ( лай боса, лай вай ) подчиненному дому ( ум каин ) Даралари , Ума кабо . Позже Кабо Рай , главный представитель Ума Кабо , попросил у Бу Дато символ его власти. В ответ рядом с ним оказался Макаэр Лули , знаток ритуалов. Помимо контроля за использованием земли и воды, Кабо Рай также вводит сезонные ограничения на сбор определенных продуктов, взимает дань за общественные церемонии и налагает штрафы за игнорирование правил. При реализации этих задач ему помогают представители двух других подчиненных домов Даралари : Асу Рати Рейно и Асу Рати Лиурай . Макаэр Лули духовно сопровождает задачи. Он не только руководитель общинных ритуалов, но и посредник, способный общаться с духовной сферой, а также хранитель священных реликвий, хранящихся в священном доме, Uma luli of Borolalo . [ 8 ] Говорят, что это место, где предки поселились первыми после прибытия с моря. [ 16 ]
Аха Б Уу и Кота Ниси
[ редактировать ]Светский лидер Бабуло (Люрай) традиционно происходит либо из Аха Б Уу, либо из Кота Ниси Алдеяс. Они представляют две линии одной и той же линии, называемой Бурмета , чьим патриархальным предком, как говорят, был человек по имени Бору Бути . Название Бурмета происходит от имени Матебиан в Макасаэ, где гора Бере Мета также называется «Великим черным человеком». Согласно преданиям Даралари , бурметы являются потомками воинов (асувайн) , прибывших в Бабуло восемью поколениями ранее из региона к востоку от Матебиана, хотя это утверждение является спорным. Некоторые источники утверждают, что они были изгнаны с земли своих предков. завоевали Говорят , что бурметы свое нынешнее лидерство в регионе благодаря своей военной мощи и стратегическим бракам. [ 22 ] По словам даралари , бирметы когда-то разбили лагерь на Баха Лиураи по пути на запад, чтобы стать вассалами Империи Лука. Говорят , что чтобы предотвратить союз с могущественным соседом, даралари предложили поселиться на земле Бирметы , для чего они возьмут на себя защиту границ. [ 8 ] ( лай Рейну, Лай Реа , «защити людей, защити землю»). [ 16 ] Даралари дали им титул ана боона, ана тадана (старший и мудрейший сын). Известно, что использовалось еще одно имя: ита мата, кай хене («двери и ворота»), Страж врат. [ 16 ] Бурметы ( прослеживают свои претензии на лидерство ( укун , «вести/править») по посоху рота) , который они получили от правителя Викеке. Аха Бу Уу , самый важный священный дом, расположен в Борулайсоба . Макаэр Лули («Хранитель святых») охраняет дом. Здесь хранятся регалии и другие священные предметы. Когда Бабуло попал под власть Португалии, вождь бирметов , как правитель области, был удостоен военного звания подполковника (португальский: Tenente Colombia ). С тех пор деревенские старосты (Chefe de Suco) вышли из рядов бирмета . При португальской колониальной администрации он был связующим звеном с местным населением. Он отвечал за местные споры, сбор налогов и набор рабочей силы. В настоящее время шеф-повар де Суко является выборной должностью. [ 16 ]
Рим
[ редактировать ]Алдея Рома часто называют «Альдией без земли». Он был основан после обретения Восточным Тимором независимости и состоит в основном из народа макасаэ. Говорят, что большинство их родственников (лака рома) являются потомками рабов (ата), пришедших из Квеликая и говорящих на языке макасаэ. Между тем, сами лака-цыгане говорят на науэти, интегрировавшись с коренным населением. Согласно легенде, лака-цыгане изначально были слугами лиурая из Бурметы , находившегося в изгнании в Квеликае. Когда его семья позвала его домой и сделала правителем, он привел с собой своих последователей, которые цеплялись за него, как «семена высокой травы». Вот что значит лака рома на языке Макасаэ. В прошлом они служили правящим семьям Аха Б Уу , Кота Ниси и Даралари . Сначала они пасли водяных буйволов своих хозяев, а затем начали обрабатывать землю, расположенную рядом с пастбищами буйволов. [ 23 ]
Иммигранты из Афалоикаи
[ редактировать ]Последняя группа иммигрантов прибыла из соседнего Афалоикаи и прибыла в Бабуло тремя последовательными волнами. Самая старая группа из Алдейас Буйбелы и Лены прибыла в Суко в 1930-х годах в надежде найти землю. [ 23 ] Весьма вероятно, что это были беженцы от конфликта из-за падения империи Афалоикай. Согласно местным данным, Люрай Грегорио с Лены достиг Бабуло незадолго до прихода японцев (1942 г., ср. Битва за Тимор). Он прибыл в Бабуло под звуки фанфар, барабанов и флейт и разбил лагерь на священной земле (реа люли) недалеко от Баха Лиурай. Вскоре после этого среди вновь прибывших распространилась болезнь, что можно объяснить нарушением табу. Поэтому Грегорио попросил у даралари разрешения поселиться в их Суко. Брак укрепил этот недавно образовавшийся союз, и Грегорио, новому зятю, было разрешено войти в место, известное как Туа Раэ Лалео («убежище из пальмовых винных листьев»). Он и его люди получили сельскохозяйственные земли в окрестностях Уато-Лари Летен и Кампунг Бару . . [ 24 ] Как оа саэ (податель невесты) семья Грегорио обязалась обеспечивать даралари товарами и услугами. Но даралари отмечают, что, хотя Грегорио и его семья просто имеют права на использование земли, на самом деле она все еще контролируется «Владыкой земли». [ 25 ] После Второй мировой войны португальцы проводили политику развития сельского хозяйства в своей колонии. Они приказали деревенским старостам организовать команды для обработки земли для колониального правительства. В результате вторая волна иммигрантов из Афалоикай и окрестностей горы Матебиан прибыла в Суко в 1950-х и 1960-х годах, первоначально работая сезонными рабочими на рисовых полях, построенных на прибрежных равнинах Уато-Лари. В конце концов они тоже поселились в этом районе на постоянное место жительства. Многие из них извлекли выгоду из семейных уз, которые они разделяли с теми иммигрантами, которые прибыли и поселились там раньше. [ 23 ] [ 25 ] Третья волна иммигрантов была насильственно переселена в Бабуло индонезийцами после того, как база сопротивления на склонах Матебиана была разрушена в 1979 году, что вынудило многих мирных жителей подчиниться захватчикам. В отличие от бурметанцев и цыган-лака эти новые иммигранты не знакомы с традиционными общественными структурами и не включены в них. Вместо этого они продолжают создавать свои собственные иерархии и кланы. [ 23 ] Коренное население по-прежнему часто воспринимает их как временных сожителей, а также на церемониях и ритуалах называет их «людьми, использующими землю для сельскохозяйственных и садовых целей». [ 24 ]
Фестиваль Короля Баха
[ редактировать ]Каждые семь-пятнадцать лет фестиваль Баха Лиурай науэти проходит в Бабуло на одноименном «Священном холме» региона. Фестиваль не проводился с 1974 года, поскольку подобные анимистические церемонии были запрещены индонезийской оккупацией (1975-1999 годы). Первый фестиваль Баха Лиурай после оккупации состоялся в ноябре 2003 года. [ 26 ] В 2015 году последовал еще один фестиваль. Следующий фестиваль запланирован на 2025 год. [ 27 ] [ 28 ]
История
[ редактировать ]При разрешении межрегиональных конфликтов сложная система клановых союзов неоднократно приводила к возникновению партизанских фронтов между кланами Суко и всей административной должностью Уато-Лари. Таким образом, потомки бирметов считают правящую семью Афолойкаи, так называемую Буйбелу/Лену , своими «младшими братьями и сестрами». Некоторые члены правящей палаты, например, получили большую выгоду от индонезийской оккупации (1975-1999 гг.), что дало толчок их политической и экономической карьере на местном и национальном уровне. Некоторые из них даже приняли участие в восстании Викеке . [ 29 ] [ 30 ] Из-за неоднократных вспышек внутренних конфликтов Уато-Лари считается «горячим местом». [ 31 ]
Последнее крупное восстание против португальской колониальной власти произошло в 1959 году. В это восстание включились даже правители Бирметы . [ 23 ] После подавления восстания многие науэти потеряли свои поместья и скот, которые португальцы передали лояльным тиморцам, в основном макасаэ. [ 32 ] Сторонники Тиморского демократического союза, потерпевшего поражение от Фретилина во время гражданской войны в августе 1975 года, позже стали коллаборационистами, работающими с индонезийцами, и увидели в этом шанс отомстить. [ 30 ]


После начала вторжения в 1975 году индонезийцы вошли в Уато-Лари через Бико в конце 1976 года. Большая часть населения покинула свои дома и попыталась укрыться от воздушных налетов. Некоторым удалось продержаться всего несколько дней, другие бежали на несколько месяцев, строя временные убежища и даже засаживая поля. Другие находили убежище на базе сопротивления на Матебиане до ее падения в 1978 году. К концу ноября 1979 года население медленно возвращалось в Суко. Индонезийские поселенцы насильно переселили большинство местных жителей, чтобы получить больший контроль. [ 11 ] [ 25 ] [ 29 ] Уато-Лари (Летен) был административным центром административного управления в первой половине 20 века. [ 24 ] не перебросили его в Уато-Лари пока индонезийцы в Матахой-Суко. Лагерь для переселенцев был создан в Афалоикаи, недалеко от Уато-Лари-Летен . [ 33 ] люди из всех шести Суко Уато-Лари, а также из районов Багия Туда были интернированы и Квеликай. В течение первых нескольких месяцев их охраняли индонезийские военные и их сторонники из Восточного Тимора, и им не разрешалось покидать определенные районы без сопровождения. Проживание и питание, а также доступ к полям и садам были ограничены. /Афалоикай началась новая волна заселения В начале 1980-х годов вдоль главных улиц Уато-Лари Летен , которая стала известна как Кампунг Бару . [ 29 ] Поскольку ограничения на выбор места жительства еще действовали в 1980-х и начале 1990-х годов, поля и сады, расположенные дальше, не могли быть выбраны. Некоторые люди даже решили отказаться от своих притязаний на землю, так как боялись или не хотели, чтобы их заподозрили в сотрудничестве с повстанцами Фалинтил . Недостаток земли означал, что все площади использовались для возделывания, независимо от традиционных правил. Разрушение родовых структур и ограничение передвижения затрудняли ритуальную беседу с предками. Церемонии были запрещены, что способствовало краху социальной системы Суко. Часть структуры сохранилась только из-за того, что переселения Алдейаса в основном находились в совместных поселениях. Бели . и Даралари , например, пришли в район Алиамбата , который расположен недалеко от нескольких священных сооружений, таких как «Вечный огонь» Шеф -повар де Суко из Aha B Uu Aldeia также переехал туда со своей семьей. Старейшины Даралари продолжали проводить упрощенные версии обычных церемоний. [ 30 ] После обретения независимости пожилое население вернулось в старые деревни, в то время как молодое поколение осталось в индонезийских поселениях, поскольку там обычно лучший доступ к образованию и здравоохранению. Многие также живут во временных жилищах рядом с полями во время посадки и сбора урожая. [ 11 ]
После того, как в 2007 году в Восточном Тиморе прошли парламентские выборы и к власти пришел Шанана Гужман , вспыхнули гражданские беспорядки, спровоцированные сторонниками потерпевшей поражение партии Фретилин. Неустановленное количество людей бежало из своих домов и направилось к горе Бабуло. Свыше 900 жителей Уато-Лариса укрылись в Уатукарбау , остальные — в городе Викеке . [ 34 ]
В начале июля 2010 года наводнение разрушило 95 зданий в городе Алиамбата . Костодио Сильвейру Фернандес, шеф-повар Суко, обратился к правительству с просьбой переселить пострадавших людей. [ 35 ]
Политика
[ редактировать ]Марио Лисбоа был избран главой Суко на местных выборах 2004–2005 годов в Восточном Тиморе. [ 36 ] Он из Алдея Кота Ниси . Как и в других частях страны, только представители «ведущей линии» имели право быть избранными шеф-поваром де Суко. [ 11 ] Костодио Сильвейру Фернандес победил на местных выборах 2009 года в Восточном Тиморе, хотя он и не является членом традиционной руководящей семьи. [ 37 ] Марио Триндаде из Aha B Uu Aldeia был избран главой Suco в 2016 году.
Экономика, инфраструктура и условия жизни
[ редактировать ]По данным переписи 2015 года, 2,70% жителей считались безработными, еще 45,02% были зарегистрированы как неактивные, поскольку они были пенсионерами или их личные потребности зависели, например, от сельского хозяйства. [ 10 ]
43,1% домохозяйств занимались земледелием только для личных нужд, 56,2% также продавали незначительную часть, только 0,7% производили первичную сельскохозяйственную продукцию для торговли. Они выращивают маниок, кукурузу, сладкий картофель, фасоль и другие овощи и корнеплоды. Влажный рис выращивают в Бебуи, сухой рис — на более высоких уровнях. Кроме того, здесь есть районы выращивания кокосов и орехов, которые позволяют многим семьям получать доход. Семьи также ловят рыбу и охотятся (нелегально). Перепись 2015 года также показала, что в Суко содержалось 3800 кур, 1300 свиней, 950 овец, 770 коз, 275 лошадей, 940 говядины и 480 водяных буйволов. [ 10 ] [ 11 ] В 14,07% домохозяйств имеются инструменты для изготовления Тайс , Восточный Тимор. тканой одежды [ 10 ]
Как в Уай-Кае, так и в Алиамбате есть начальная школа, а также медицинский пункт в Уай-Кае. [ 6 ]
Большинство жилых домов в Суко по-прежнему представляют собой простые коттеджи. На момент переписи только 19,6% имели сплошные наружные стены, не менее 58,5% имели крышу из современных материалов. 26,6% домохозяйств имели доступ к санитарно-техническим средствам, 35,4% - к источнику чистой воды и 51,9% - к электроснабжению. 90,11% использовали древесину в качестве источника энергии для приготовления пищи, 7,91% - электричество. [ 10 ] Условия жизни жителей этих секторов улучшились с 2010 года. [ 38 ] 79,56% домохозяйств Бабуло имели телефон, 19,56% телевизор, 9,01% радио, 13,19% мотоцикл, 0,44% автомобиль и 1,98% компьютер с доступом в Интернет. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Министерство государственного управления и территориального управления: карта Уато-Ларис. Архивировано 4 февраля 2016 года в Португальском веб-архиве, получено 25 января 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с «WebCoMFORT — Платформа управления веб-контентом — Управление онлайн-ролями и вкладками» . Архивировано из оригинала 30 июня 2007 года . Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ Национальное статистическое управление: Распределение населения по административным территориям, том 2. Архивировано на английском языке 5 января 2017 года на Wayback Machine (перепись 2010 года; PDF; 22,6 МБ).
- ^ Jump up to: а б Главное управление статистики : перепись 2015 г. , данные получены 23 ноября 2016 г.
- ^ Список избирательных участков на парламентских выборах в Восточном Тиморе в 2007 г. (PDF; 118 КБ)
- ^ Jump up to: а б с ИМООНТ: Атлас округа Тимор-Лешти, версия 02, август 2008 г. Архивировано 3 декабря 2011 г. в Wayback Machine (PDF; 509 КБ).
- ^ «Yr.no:Gunung Babulo (Тимор-Лешти)» . Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Барнс, С. 31.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 февраля 2010 года . Проверено 22 ноября 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) (португальский; PDF; 323 КБ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Результаты переписи населения Суко Бабуло 2015 года. Архивировано 31 июля 2017 года в Wayback Machine (тетум; PDF).
- ^ Jump up to: а б с д и Барнс, С. 23–27.
- ^ Барнс, С. 38.
- ^ Барнс, С. 39.
- ^ Барнс, С. 39 и 40.
- ^ Jump up to: а б Барнс, с. 30.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Барнс, с. 32.
- ^ Барнс, с. 37 и 38.
- ^ Jump up to: а б Барнс, с. 27–28.
- ^ Барнс, с. 41.
- ^ Барнс, с. 27–28. Примечание. Подробное воспроизведение легенды можно найти здесь.
- ^ Jump up to: а б Барнс, с. 29.
- ^ Барнс, с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д и Барнс; С. 33.
- ^ Jump up to: а б с Барнс; С. 34.
- ^ Jump up to: а б с Барнс; С. 35.
- ^ Сусана Барнс: Обновление обычаев и стремление к власти и процветанию в Восточном Тиморе после оккупации: тематическое исследование Бабуло, Уато Лари, Университет Монаша, 2017 г. (Несколько раз неверно указана дата - 2004 г.).
- ↑ Присутствие Джоша Триндади в Facebook: Церемония Баха Лиурай (Священный холм) , 4 ноября 2015 г. , по состоянию на 5 ноября 2015 г.
- ↑ Присутствие Джоша Триндаде в Facebook: Баха Лиурай (Священный холм) , 14 марта 2009 г. , по состоянию на 22 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Барнс, С. 36.
- ^ Jump up to: а б с Барнс, С. 37.
- ↑ Fundaisaun Mahein: Вечная проблема в Уатулари , 24 апреля 2012 г.
- ↑ Эрнест Чемберлен: Восстание 1959 года в Восточном Тиморе: неразрешенная напряженность и неписаная история. Архивировано 12 июля 2017 года в Wayback Machine , последняя проверка 7 сентября 2013 года.
- ^ «Глава 7.3 Принудительное перемещение и голод» (PDF; 1,3 МБ) из «Чега!» - Отчет о CAVR
- ^ Центр мониторинга внутреннего перемещения. Архивировано 24 сентября 2011 г. в Wayback Machine (PDF; 464 КБ).
- ↑ Televizaun Timor-Leste: Девяносто пять домов разрушены наводнением , 6 июля 2010 г.
- ^ «Техник по проведению выборов STAE: Выборы лидеров сообщества 2004–2005 гг. - Результаты, памятный знак от 4 августа 2009 г.» . Архивировано из оригинала 4 августа 2010 года . Проверено 4 августа 2010 г.
- ^ «STAE – Технический секретарь по избирательной администрации» . www.stae.tl. Архивировано из оригинала 4 августа 2010 года . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ Результаты переписи населения Суко Бабуло 2010 года ( тетум ; PDF; 8,4 МБ)