Конституция Пруссии (1848 г.)

Конституция Пруссии 1848 года была навязана Королевству Пруссии королем Фридрихом Вильгельмом IV 5 декабря 1848 года в ответ на требования, возникшие во время немецких революций 1848–1849 годов . Хотя Конституция не была результатом соглашения между королем и Прусским Национальным собранием , как первоначально предполагалось, она включала список основных прав, введение судов присяжных, ограничения полномочий монарха и мандат на обеспечение правовой определенности .
Несмотря на либеральные положения конституции, Пруссия все еще была далека от демократического государства. Король имел абсолютное вето на законы, ограничивавшие разделение властей. Монарх мог обойти судебную систему, а армию можно было охарактеризовать как государство в государстве. Все взрослые граждане мужского пола, независимо от класса, имели право голоса, но трехклассовое избирательное право , которое взвешивало голоса в зависимости от суммы уплаченных налогов, значительно ограничивало политический голос среднего и низшего классов.
Несмотря на многочисленные поправки, основные рамки прусской конституции 1848 года оставались в силе до 1918 года, охватывая периоды, когда Пруссия была частью Северо-Германской Конфедерации (1866–1871) и Германской империи (1871–1918).
Историческая основа
[ редактировать ]
Статья 13 Конституции 1815 года Германской Конфедерации предусматривала, что каждое государство-член Конфедерации должно иметь свою собственную конституцию, «основанную на Landstände («поместьях» или «диетах» земли). Разработка конституции Пруссии была отложена. из-за противодействия прусских королей Фридриха Вильгельма III , чьи конституционные обещания 1810 и 1815 годов остались невыполненными, [1] и Фридрих Вильгельм IV , который ссылался на свое божественное право .
Конституция 1848 г. явилась реакцией на события революций 1848–1849 гг. в Германии вообще и Берлине в частности. До середины марта 1848 года Пруссия - в отличие от других немецких государств и особенно Франции - была «охвачена революционным движением только в субрегионах». [2] Чтобы предотвратить революцию, король первоначально проводил политику небольших уступок либеральному духу того времени, включая данное 6 марта 1848 года обещание периодически созывать государственный парламент.
18 марта берлинские демократы призвали к большой демонстрации. Под давлением событий Фридрих-Вильгельм IV предоставил свободу печати, издал указ об «ускоренном созыве Парламента Соединённого штата», [3] и призвал к далеко идущим либеральным реформам. Несмотря на уступки, демонстрация переросла в насилие, и когда вмешались прусские солдаты, последовал баррикадный бой. Король был вынужден объявить 19 марта, что после снятия баррикад «все улицы и площади должны быть немедленно очищены от войск». [4]

В прокламации от 22 марта король пообещал далеко идущие уступки. Он поручил Национальному собранию Пруссии вынести на обсуждение проект конституции. Собрание избиралось косвенно в соответствии с тем же законом о выборах, который использовался для прусских представителей во франкфуртском парламенте : все мужчины старше 24 лет, полностью обладающие своими гражданскими правами и не получавшие пособие по бедности, могли голосовать за выборщиков, которые, в свою очередь, выбрал представителей на собрание. [5] Однако между Национальным собранием и королевским министерством Пруссии было мало сотрудничества из-за разных идей, которых придерживались обе стороны. Тем не менее 26 июля Национальное собрание представило проект конституции, так называемую «Хартию Вальдека». [6] который, среди прочего, призывал к ограничению королевского вето. Это означало бы переход Пруссии к конституционной монархии, и, как «король заявил [d] министру-президенту… «он никогда не принял бы [это] ни при каких условиях»». [3]
В последующие месяцы, когда сила революции пошла на убыль, влияние реакционных сил вокруг короля возросло, о чем свидетельствует назначение против воли Национального собрания консервативного графа Фридриха Вильгельма Бранденбургского преемником министра-президента Эрнста фон Пфуэль . [7] 9 ноября Национальное собрание было отложено «в целях собственной безопасности» и переехало в Бранденбург-на-Гавеле . [8]
5 декабря, после того как его правительство, особенно министр внутренних дел Отто Теодор фон Мантейфель , существенно пересмотрело предыдущие проекты, король Фридрих Вильгельм IV в одностороннем порядке ввел конституцию, которая, к удивлению населения, приняла многие либеральные позиции и внимательно следовала Вальдекской хартии. . [9] Затем Национальное собрание было распущено. После выборов нового парламента он и король по взаимному согласию внесли поправки в некоторые части документа 1848 года и переиздали его как прусскую конституцию 1850 года . [10] [11]
Положения конституционного текста
[ редактировать ]Примечание: в ссылках на конституционные статьи ниже первая цифра относится к Конституции 1848 года. [9] второй по версии 1850 года. [11] В некоторых случаях между статьями существуют различия в деталях, и не всегда в Конституции 1850 года есть статья, соответствующая какой-либо статье в первом документе.
Основные права (Раздел II)
[ редактировать ]Основные права Прусской конституции 1848 года были исключительно гражданскими правами. Условия приобретения и утраты гражданства определялись законом, а не частью самой Конституции (ст. 3/3). Статья 9/10 запрещала утрату гражданских прав по решению судьи после совершения преступления («гражданская смерть»).
Гарантировались следующие права, многие из которых имели определенные ограниченные ограничения:
- равенство перед законом с запрещением статусных привилегий (ст. 4/4);
- неприкосновенность жилища и тайна переписки (ст. 6/6);
- свобода слова и печати с запретом цензуры (ст. 24–26/27–28);
- свобода собраний в помещении без уведомления; ограничения на собрания на открытом воздухе, предусмотренные законом (ст. 27/29);
- неприкосновенность собственности, ограниченная только лишением или ограничением по соображениям общественного благосостояния, с обязательной компенсацией, выплачиваемой потерпевшей стороне (ст. 8/9);
- безусловное право на «судью по закону»; только обычные суды могли назначать наказания в соответствии с действующим законом (ст. 7/7);
- общее, бесплатное и обязательное образование в государственных школах (ст. 18–19/21–22);
- свободный выбор и исповедание религии, а также право объединяться в религиозные или другие общества. Государство гарантировало все гражданские права независимо от религии человека, но религиозная практика не могла мешать исполнению гражданских обязанностей. Все религиозные общества (с особым акцентом на протестантскую и римско-католическую церкви в тексте конституции) осуществляли свои права, например, на занятие церковных должностей, автономно (ст. 11–15/12–18).
В случае «войны или восстания... на временной и районной основе» личная свобода, неприкосновенность жилища, тайна переписки, право на законного судью, свобода выражения мнений, свобода печати, свобода собраний, а право на объединение в обществах может быть приостановлено на основании статей 110/111.
Законодательная власть и палаты (Раздел V)
[ редактировать ]
180 членов первой (верхней) палаты прусского парламента, позже названной Палатой лордов ( Preußisches Herrenhaus ), были мужчинами, которые были гражданами не менее пяти лет и были старше 40 лет. 6-летний срок для граждан Пруссии мужского пола, которым было не менее тридцати лет и которые платили «ежегодный классовый налог в размере не менее восьми талеров , или доказали право собственности на недвижимость стоимостью не менее 5000 талеров, или имели годовой доход в размере пятисот талеров» . [12] Выборщиками были представители провинций, округов и уездов (ст. 63/_).
Вторая (нижняя) палата, Палата представителей ( Abgeordnetenhaus ), состояла из 350 членов, которые должны были быть не моложе 30 лет и быть гражданами Пруссии не менее одного года. Каждый «независимый» (ст. 67/70) гражданин Пруссии мужского пола, не получавший пособия по бедности, имел право голосовать за них. «Акт о проведении выборов» (ст. 73/_) должен был определить дополнительные детали выборов. Законодательный период длился три года (ст. 70/73). Депутаты действовали как «представители всего народа» (ст. 82/83).
Члены обеих палат имели свободный мандат, то есть голосовали «по своему свободному убеждению» (ст. 82/83). При этом они были обязаны «присягать на верность и повиновение королю и конституции» (ст. 107/108).
Законодательство было обязанностью короля и обеих палат (ст. 60/62). Поскольку король принимал участие в законодательстве, принцип разделения властей реализовывался лишь в ограниченной степени, поскольку он одновременно обладал исполнительной властью (ст. 43/45) и имел право назначать судебную власть (ст. 86/87). .

Взаимозависимость властей (право одной ветви власти вмешиваться в деятельность другой с целью осуществления эффективных сдержек и противовесов) существовала между законодательной и исполнительной ветвями власти лишь в ограниченной степени, поскольку министры, хотя и были подотчетны Парламенту (ст. 58/60), были не зависит от него посредством назначения или увольнения. Согласно статье 105/63, когда палаты не заседали, король мог «в неотложных случаях под ответственность всего государственного министерства [которое зависело от короля посредством увольнения (ст. 43/45)] издавать декреты, имеющие силу закона», но декрет «должен быть представлен палатам на утверждение на их следующем заседании [которое король мог отложить на 60 дней, распустив одну или обе палаты]» (ст. 49/51).
Королю пришлось созвать обе палаты одновременно. Они «открывались, откладывались (на 30 дней и только один раз за сессию) и закрывались» только королем; кроме того, он мог распустить обе палаты или одну палату в любое время, переизбрать их максимум через 40 дней и созвать повторно максимум через 60 дней (ст. 49/51). Палаты должны были собираться в ноябре каждого года (ст. 75/76).
Законодательная инициатива принадлежала королю и двум палатам (ст. 60/62). Один и тот же законопроект мог быть предложен только один раз за сессию (ст. 61/64). После созыва палаты принимали решения по своим собственным законопроектам по инициативе председателя палаты или не менее 10 членов на тайном заседании либо голосовали по принципу абсолютного большинства по законопроектам, предложенным королем или парламентом. другая палата. Для проведения голосования должно было присутствовать большинство членов палаты (ст. 79/80). Для принятия закона все три стороны (король и обе палаты) должны были согласиться (ст. 60/62). Таким образом, обе палаты и король имели право наложить вето на новые законы, не давая согласия. В саму Конституцию можно было вносить поправки «посредством обычного законодательства» (ст. 106/107).
Палаты отдельно принимают решения о ходе работы и правилах процедуры, а также о выборах президента, вице-президента и секретаря палаты, а также о решениях, касающихся членов (ст. 77/78). Они также могли направлять письма королю (ст. 80/81) и образовывать комиссии по расследованию (ст. 81/82).
Чтобы быть действительным, принятый закон должен был быть «обнародован в установленной законом форме» (ст. 105/63 и 106). Обнародование законов входило в обязанность короля (ст. 43/45). Теоретически, отложив обнародование закона, король мог на неопределенный срок отложить его обязательную силу.
Исполнительная и административная власть (разделы III, IV)
[ редактировать ]Высшим исполнительным органом был король, присягнувший Конституции в начале своего правления (ст. 52/54). Присяга характеризовала Пруссию после 1848 года как конституционную монархию, хотя преамбула следовала за абсолютистскими притязаниями на власть: «Мы, Фредерик Вильгельм, по милости Божией». Король имел неприкосновенность: «Личность короля неприкосновенна» (ст. 41/43). Король имел право без участия какой-либо законодательной палаты «объявлять войну, заключать мир и заключать договоры с иностранными правительствами» (ст. 46/48). Согласие палат требовалось для управления иностранным государством и для заключения коммерческих договоров или других контрактов, которые имели влияние или обязывали государство или его граждан (ст. 46/48). Таким образом, внешняя политика была в значительной степени выведена из-под парламентского контроля. Только король имел право чеканить монеты (ст. 48/50). Трон перешел к старшему сыну короля (ст. 51/53). Если заранее «не было предусмотрено и то, и другое специальным законом», обе палаты определяли регентство и опеку короля в случае его несовершеннолетия (до 18 лет) или его неспособности управлять (ст. 54–56/). 56–58).

В подчинении королю находились его министры, назначение, увольнение и численность которых он мог свободно определять (ст. 43/45). Министры были подотчетны палатам парламента и были обязаны предоставлять информацию о полученных ими обращениях (ст. 80/81). Их присутствие могло быть запрошено палатой в любое время (ст. 58/60), и они должны были быть заслушаны палатами, если они сами просили об этом (ст. 58/60). Им может быть «предъявлено обвинение по решению палаты в преступлениях, связанных с нарушением Конституции, взяточничеством или государственной изменой» (ст. 59/61). Верховный суд вынес решение по обвинениям.
Финансовое управление и бюджет государства находились под обширным парламентским контролем. Бюджет определялся законом на год вперед (ст. 98/99). Поскольку налоги и пошлины могли взиматься только путем включения в государственный бюджет или законом (ст. 99/100), их взимание было конституционным только с согласия короля и обеих палат. Для привлечения государственных облигаций и государственных гарантий также требовалось согласие трех законодательных органов (ст. 102/103). «Преференциальный режим» в налогообложении не допускался (ст. 100/101). Главная счетная палата ( Ober-Rechnungskammer ) рассмотрела бюджет за предыдущий год и представила его палатам, которые должны были принять действия правительства и дать последующее одобрение в случае превышения бюджета (ст. 103/104). Таким образом, для принятия всех важных решений по государственному бюджету требовалось согласие обеих палат.
Территориальными властями Пруссии были провинции, округа, графства и муниципалитеты. Они заложили основу субсидиарности (решения вопросов на самом непосредственном местном уровне) в Прусском государстве. «Собрания, состоящие из выборных представителей», «решают внутренние и особые дела провинций, округов, графств и муниципалитетов», т. е. они могли решать свои собственные дела самостоятельно. При каких условиях «решения муниципальных, окружных, окружных и провинциальных ассамблей [подлежали] одобрению вышестоящего представительного органа или правительства штата» определялось законом. Местные власти должны были отчитываться о своих бюджетах перед правительством штата. Управление местной полицией в городах с населением менее 30 000 человек также подчинялось муниципалитету (ст. 104/105).
Как и главы территориальных органов власти, за исключением муниципалитетов, главы которых «избирались членами муниципалитета» (ст. 104/_), все должности на государственной службе, как правило, заполнялись королем (ст. 45). / 47). Государственные служащие «приносят присягу на верность и повиновение Королю и Конституции» (ст. 107/108). Необходимо было уделить внимание статусу государственной службы государственных служащих, и им должна была быть «предоставлена адекватная защита от произвольного лишения должности и дохода» (статья 96/98). Государственные служащие, работавшие до принятия Конституции, должны были быть защищены таким же образом. Все госслужащие должны были быть привлечены к ответственности в суде за «нарушения закона, совершенные путем превышения своих служебных полномочий». Никакого предварительного разрешения не требовалось (ст. 95/97), что приравнивало государственных служащих к любому гражданину в случаях судебного преследования.
Судебная власть (Раздел VI)
[ редактировать ]Судебная власть осуществлялась от имени короля (ст. 85/86). Он имел право назначать всех судей, срок полномочий которых был пожизненным, но не имел права увольнять их. Таким образом, придя к власти, судьи стали независимыми в своих решениях. Они могли быть отстранены от должности, переведены или отправлены в отставку по решению судьи по основаниям, установленным законом (ст. 86/87). Также законом были определены требования к работе судьей, такие как необходимое образование (ст. 89/90), а также исключения из статей 87/88, в которых говорилось, что судья не может занимать другую оплачиваемую государственную должность.
Король был наделен правом помилования и смягчения приговоров без привлечения суда (ст. 47/49). Для помилования или смягчения приговоров министрам, подвергнутым импичменту, требовалось согласие палаты по импичменту (ст. 47/49).
Организация и регулирование юрисдикций, а также компетенция отдельных судов регулируются не Конституцией, а со ссылкой на соответствующие законы (ст. 88/89). Два существовавших верховных суда были объединены в один (ст. 91/92).
В принципе, если иное не установлено публичным решением из-за угрозы государственной безопасности и порядка, уголовные и гражданские процессы проводятся публично (статья 92/93). Присяжные должны были использоваться в делах о тяжких преступлениях, политических преступлениях и преступлениях против прессы (ст. 93/94).
Военная и гражданская армия
[ редактировать ]
Прусская армия состояла из «постоянной армии, Ландвера [гражданского ополчения] и Бюргервера » (ополчения) (ст. 33/35). Все прусские мужчины подлежали военной службе (ст. 32/34).
Вооруженные силы оставались под командованием короля, который имел «верховное командование армией» (ст. 44/46); парламентского контроля над этим не было. Во время «войны и на службе» оно подпадало под «военно-уголовную юрисдикцию», а когда нет, сохраняя при этом военно-уголовную юрисдикцию, оно подпадало под действие «общих уголовных законов» (ст. 36/37). Таким образом, общие законы имел лишь ограниченную силу в армии, и основные права были ограничены. Основные права на личную свободу, неприкосновенность жилища, тайну переписки, свободу собраний и свободу объединений в обществе распространялись на военнослужащих, но только в той степени, в которой эти права не противоречили «военным дисциплинарным уставам» (статья 32). / 39). Использование армии внутри страны для «подавления внутренних беспорядков и исполнения законов» регулировалось законом; развертывание должно было осуществляться по приказу гражданских властей (ст. 34/36). Постоянной армии не разрешалось «совещаться». Ландвер не мог обсуждать военные приказы и инструкции даже тогда, когда не был призван на службу (ст. 37/38).
Положения о собственности на землю (феодальные и повинные)
[ редактировать ]Феодальные владения и повинности , две правовые формы организации землевладения, были запрещены прусской конституцией после того, как критика повинностей, в частности, «пробудилась с ростом либерализма». [13] Существующие феодальные владения и повинности были распущены (ст. 38/40). «Право свободно распоряжаться земельной собственностью» не подвергалось «никаким ограничениям, кроме ограничений общего законодательства» (ст. 40/42). «Феодальные владения престола» и «королевский дом и княжеские наследства» были исключением из запрета таких правоотношений. Они должны были «упорядочиваться особыми законами» (ст. 39/41). Многие права бывших помещиков были отменены без компенсации, в том числе судебное светлость ( Gerichtsherrlichkeit ), поместная полиция, наследственное сервитут и «налоговые и торговые грамоты» (ст. 40/42).
Переходные положения
[ редактировать ]Все законы, постановления, налоги, пошлины и полномочия, совместимые с Конституцией, остались в силе (ст. 108–109/109–110). «Немедленно после первого заседания палат» должен был произойти пересмотр Конституции в обычных законодательных рамках (ст. 112/_). Статьи 111/118 касались возможной конституции всей Германии. В случае, если потребуется внести изменения в прусскую конституцию, «король прикажет их внести и... сообщит палатам». Палаты должны были «принять решение о том, соответствуют ли временные поправки [по распоряжению короля] Конституции Германии» (ст. 111/118). Таким образом, инициатива внесения поправки в конституцию в поддержку конституции Германии принадлежала исключительно королю, а не, как и любая другая конституционная поправка, всем трем законодательным органам.
Трехклассная франшиза
[ редактировать ]В Конституции 1848 г. говорилось о «Законе о проведении выборов», который «определял детали проведения выборов в обе палаты» (ст. 73/_). «Не является ли другой способ выборов, а именно разделение по определенным классам... не предпочтительным», также предлагался для рассмотрения во время пересмотра Конституции (статья 67 / _). Для второй палаты (нижней палаты) вместо закона, принятого тремя законодательными органами, король издал «Постановление о проведении выборов депутатов во вторую палату от 30 мая 1849 года». [14] Чтобы оправдать свои действия, он сослался на статью 105/63 Конституции, которая разрешала издавать чрезвычайные декреты, имеющие силу закона: «Если палаты не заседают, декреты, имеющие силу закона, могут издаваться в срочных случаях под ответственностью всего Государственного министерства, но они должны быть немедленно представлены Палатам на утверждение на их следующей сессии». Его оправданием введения избирательного права, ранжированного по налоговым классам (трехклассовое избирательное право), было различие между «гражданскими полномочиями», которые, по его словам, «частично физические или материальные, частично умственные». Чем больше гражданская власть, тем выше должен быть вес голосов выборщиков. Другая причина, которую он выдвинул, заключалась в том, что «более бедные члены общества, как правило, обладают большей суммой физических сил, более богатые члены — более высокой степенью интеллектуальных сил, и, таким образом, вес, который человек, по-видимому, придает материальному богатству, на самом деле увеличивается с высший разум». [15]
Сравнение с требованиями Мартовской революции.
[ редактировать ]«Мангеймская петиция» суммировала основные требования, которые почти все либеральные и демократически настроенные революционеры включали в свои программы. Ключевыми моментами были вооруженный народ, суды присяжных, немецкий парламент и свобода прессы. [16] все это должно было быть гарантировано конституцией. Эти требования, возможно, дополненные свободой собраний, были основными требованиями Мартовской революции. [17]
Простое существование конституции, даже той, которая претендует на абсолютистское правление, показало, что Пруссия сделала важный шаг к принципу, согласно которому государственная власть вытекает из свода законов. Власть короля была ограничена Конституцией, которая содержала прогрессивные положения, касающиеся таких фундаментальных прав, как свобода печати и свобода собраний. Однако эти и другие основные права могут быть приостановлены в случае чрезвычайной ситуации. Новая Конституция действительно удовлетворила революционный спрос на суды присяжных: присяжные выносили решения по делам о тяжких преступлениях, а также политических преступлениях или правонарушениях в прессе. В Конституции не было принято вооруженное население, хотя были введены гражданское ополчение и всеобщая воинская повинность, правда, не самостоятельно, а по военным приказам. [18] Их существование в определенной степени уравновешивало мощь постоянной армии. Что касается требования создания национального парламента для всей Германии, то, когда 3 апреля 1849 года Франкфуртский парламент предложил королю Фридриху Вильгельму IV немецкую корону, он отказался от него. [19] По его инициативе также были внесены поправки в прусскую конституцию в поддержку конституции Германии.
Конституция сделала уступки либеральным требованиям по многим пунктам. Демократические недостатки Конституции заключаются, прежде всего, в неадекватном разделении и контроле властей, праве короля издавать чрезвычайные указы, подрыве судебной системы королем, его способности распускать палаты парламента и в способе их выборов.
редакция 1850 г.
[ редактировать ]Первый парламент в соответствии с Конституцией 1848 года пересмотрел ее, как того требует статья 112. Конституция 1850 года вступила в силу 31 января 1850 года и действовала (со значительным количеством изменений) до 1918 года. Срок ее действия истек с Ноябрьской революцией 1918 года, и ее заменила Конституция 1850 года. новая демократическая Конституция Свободного государства Пруссия 1920 года .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фротчер, Вернер; Пьерот, Бодо (2005). история Конституционная . (на немецком языке) (5-е изд.) Мюнхен: CH Бек. стр. 223 и далее ISBN . 9783406534119 .
- ^ Хейн, Дитер (1998). Die Revolution von 1848/1849 [ Революция 1848/1849 ] (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. п. 15. ISBN 3-406-43219-0 .
- ^ Jump up to: а б Мик, Илья (1992). «Пруссия 1807–1850 гг. Реформы, реставрация и революция» [Пруссия 1807–1850 гг. Реформы, реставрация и революция. В Бюше, Отто (ред.). ( Справочник по истории Пруссии на немецком языке). Том 2. Берлин: де Грюйтер. п. 233. ИСБН 3-11-008322-1 .
- ^ Мик 1992 , с. 236.
- ^ «Май 1848 года: созывается Первое Прусское национальное собрание» [Май 1848 года: созывается Первое Прусское национальное собрание]. Пруссия: Хроника немецкого государства (на немецком языке). 21 мая 2008 года . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ «Проект Конституционной хартии Прусского государства, разработанный Конституционной комиссией Прусского Учредительного национального собрания («Charte Waldeck») от 26 июля 1848 г., статья 55 documentArchiv.de» [Проект Конституционной хартии Прусского государства, составленный Конституционная комиссия Прусского Учредительного национального собрания от 26 июля 1848 г., статья 55]. documentArchiv.de (на немецком языке) . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Котулла, Майкл (2003). Конституционная работа Пруссии (1848–1918) [ Конституция Пруссии (1848–1918) ] (на немецком языке). Гейдельберг: Спрингер. п. 13. ISBN 3-540-14021-2 .
- ^ Мик 1992 , с. 270.
- ^ Jump up to: а б «[наложенная] Конституционная хартия Прусского государства от 5 декабря 1848 года» [[наложенная] Конституционная хартия Прусского государства от 5 декабря 1848 года]. documentArchiv.de (на немецком языке) . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ «[пересмотренная] Конституционная хартия Прусского государства от 31 января 1850 г.» [[пересмотренная] Конституционная хартия Прусского государства от 31 января 1850 г.]. documentArchiv.de (на немецком языке) . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Wikisource . – через
- ^ Котулла 2003 , стр. 200.
- ^ Зилманн, В.; Кассель, О. (1988). «Фидейкоммисс» [Последствия]. Энциклопедия Брокгауза (на немецком языке). Том 7. Висбаден: Ф.А. Брокгауз. п. 268. ИСБН 3-7653-1107-3 .
- ^ «Постановление об исполнении выборов депутатов во вторую палату от 30 мая 1849 года» [Постановление о проведении выборов депутатов во вторую палату от 30 мая 1849 года]. Конституции мира (на немецком языке) . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Берг, Рудольф; Зельбманн, Рольф (1986). Базовый курс истории Германии [ Базовый курс истории Германии ] (PDF) (на немецком языке). Том 1. Франкфурт-на-Майне: Корнельсен. п. 89.
- ^ Хейн 1998 , с. 13.
- ^ Берг, Рудольф; Зельбманн, Рольф (1986). Базовый курс истории Германии [ Базовый курс истории Германии ] (PDF) (на немецком языке). Том 1. Франкфурт-на-Майне: Корнельсен. п. 66.
- ^ Лексикон бесед в картинках Брокгауза (на немецком языке). Том 4. Лейпциг: Брокгауз. 1841. стр. 622–623.
- ^ Хиршфельд, Ганс (9 августа 2002 г.). «Фридрих-Вильгельм IV, король Пруссии» . Британника . Проверено 23 марта 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст Конституции (на немецком языке)