Иоганн Генрих Бутштетт
Иоганн Генрих Бутштетт (также Бутштедт , Buttstädt ) (25 апреля 1666 — 1 декабря 1727) — немецкий эпохи барокко органист и композитор . Хотя он был самым важным учеником Иоганна Пахельбеля и одним из последних крупных представителей южногерманской органной традиции , Бутштетта больше всего помнят по спору с Иоганном Маттесоном .
Жизнь
[ редактировать ]Буттштетт родился в Биндерслебене (ныне часть Эрфурта ) в семье Иоганна Хенрикуса Буттштетта, хорошо образованного местного пастора, учившегося в Эрфуртском университете . Он начал заниматься музыкой в раннем возрасте, став учеником Иоганна Пахельбеля , тогдашнего органиста Эрфуртской Предигеркирхе , в 1678 году. Его профессиональная карьера началась в 1684 году в Реглеркирхе и продолжилась в Кауфманнскирхе , где он работал в 1687 году. В обоих случаях он начал заниматься музыкой в раннем возрасте. Он был не только церковным органистом, но и преподавателем в церковных школах. В 1691 году Бутштетт сменил Николауса Феттера в Предигеркирхе (Пахельбель ушел в 1690 году, а Феттер, сменивший его, переехал в Рудольштадт в 1691 году); он оставался там до своей смерти 36 лет спустя. Бутштетт женился на Марте Ламмерхирт (дальней родственнице матери Иоганна Себастьяна Баха ) в 1687 году и имел от нее десять детей.
В 1716 году Бутштетт опубликовал «Ut, mi, sol, re, fa, la, tota musica etharmonia aeterna» — работу, направленную против Иоганна Маттесона первого крупного трактата . Маттесон был прогрессивным мыслителем, который принял появление классического стиля и различных современных принципов, направленных на широкое музыкальное образование (ограниченное преподаванием стилей французской и итальянской светской музыки XVIII века), тогда как Бутштетт стремился защитить музыкальную традицию прошлого: от базовые практические вещи, такие как использование сольмизации и сочинение греческих ладов, а также глобальные концепции музыки и гармонии, которые использовались в течение последних нескольких столетий.
Бутштетт получил известность как учитель во время своего пребывания в Предигеркирхе, окружив себя кругом учеников. Самым важным композитором, получившим у него музыкальное образование, был Иоганн Готфрид Вальтер .
Он умер в Эрфурте в возрасте 61 года.
Работает
[ редактировать ]За исключением утерянной священной оперы , фрагмента кантаты и двух концертных месс (все это второстепенные произведения), сохранившиеся произведения Баттстетта состоят исключительно из клавишной музыки, которую он, по-видимому, сочинял в большом количестве. В единственном сохранившемся сборнике Musicalische Clavier-Kunst und Vorraths-Kammer 1713 года он заявил, что у него имеется более тысячи рукописных произведений, таких как фугетты, фантазии, большие фуги и ричеркары, каприччио, прелюдии и так далее; но пока указанный сборник, два марша, вошедшие в «Ут, ми, соль..» и несколько десятков хоральных прелюдий, — единственные дошедшие до нас клавирные произведения его. Как и следовало ожидать, большинство произведений демонстрирует влияние Пахельбеля; однако многочисленные признаки указывают на то, что Бутштетт был более чем знаком с северогерманской органной школой - как его свободные (прелюдии, фантазии), так и строгие (фуги, ричеркары) сочинения могут содержать длинные виртуозные пассажи, совсем не похожие на более расслабленное письмо Пахельбеля, но очень похожие на Дитрих Букстехуде и Николас Брюнс . Особый интерес представляют Прелюдия и Каприччио ре минор из «Музыкального клавирного искусства» : прелюдия начинается с длинного одноголосного монофонического отрывка, наполненного паузами, восклицаниями и виртуозными фигурами, а Каприччио — фугальное, построенное на столь же сложном тема, записанная в 32-й и 16-й нотах (и относящаяся к прелюдии):

Musicalische Clavier-Kunst также содержит несколько танцевальных сюит с явным французским влиянием и несколько отличающихся от типичной немецкой сюиты того времени.
Особенно интересная фуга Бутштетта находится в так называемой рукописи Андреаса Баха . В нем представлен крайний пример реперкуссионного субъекта, который включает скачок уменьшенной 7-й ступени:

Реперкуссия также используется на протяжении всей фуги, иногда применяется к полным аккордам в обеих руках.
Записи (выборка)
[ редактировать ]- Иоганн Генрих Бутштетт - Хельга Шауэрте-Мобуэ на органе Зильбермана в Рёте (Сириус, 141334), 1998 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Ханс Тишлер, Вилли Апель: история клавишной музыки до 1700 года (издательство Университета Индианы, 1972), ISBN 0-253-21141-7
- Джордж Дж. Бьюлоу: «Бутстетт, Иоганн Генрих», в Grove Music Online , изд. Лаура Мэйси, grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. в Wayback Machine (доступ по подписке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Иоганна Генриха Бутштетта в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Скотт М. Эльшольц. Открываем забытый шкаф: Musicalische Clavier Иоганна Генриха Бутштетта = Искусство и хранение = Палата (1713 г.) , Университет Индианы, май 2013 г.
- 1666 рождений
- 1727 смертей
- Композиторы-классики XVIII века
- Немецкие композиторы XVIII века.
- Немецкие музыканты-мужчины XVIII века
- клавишники XVIII века
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Немецкие композиторы-классики
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие классические органисты
- Немецкие теоретики музыки
- Органисты и композиторы южногерманской традиции
- Музыканты из Эрфурта
- Люди из электората Майнца
- Немецкие классические органисты мужского пола