Бензин РЭ
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Gasolin AG — немецкая нефтяная компания с 1920 по 1971 год (под этим названием торговала с 1926 года); у него была собственная сеть автозаправочных станций .
История и пакеты акций
[ редактировать ]Ранние годы и расширение
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Компания Gasolin была основана 23 марта 1920 года как Olea Mineralölwerke AG во Франкфурте , в результате чего она приобрела Deutsche Schmiermittel GmbH (немецкую компанию по производству смазочных материалов). Целью компании было «приобретение, строительство и эксплуатация заводов и предприятий, направленных на добычу, производство, переработку, переработку, хранение, транспортировку и торговлю топливом всех видов, смазочными материалами, техническими маслами и смазками, нефтью, дегтем и их продукты переработки, битумы и сопутствующие вещества, а также другая химическая продукция». С 1922 года она работала под названием Oleawerke AG für Mineralöl-Industrie со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне, с декабря 1923 года — в Берлине. К этому времени она уже приобрела компанию Süddeutsche Oel- und Melanolwerke GmbH, расположенную во Фрайбурге-им-Брайсгау. [ 1 ]
Эпоха Стиннеса
[ редактировать ]В июне 1923 года Хуго Стиннес приобрел компанию A. Riebeck'sche Montanwerke AG, которая в основном владела рудниками и акциями рудников в районе Галле (Заале) и Вайсенфельс-Цайц; ему также принадлежали нефтяные концессии в Аргентине, а также заводы по производству минерального масла, парафина, свечей и воска . Из них он сформировал компании Hugo Stinnes-Riebeck Montan- и Oelwerke AG, в которые объединил свои нефтяные интересы. В 1923/1924 году он приобрел компанию Oleawerke, у которой были нефтеперерабатывающие заводы во Франкфурте-на-Майне и Фрайбурге. [ 2 ] которая взяла на себя распределение всей буроугольной (буроугольной) продукции компании A. Reibeck'sche Montanwerke, а также нефтеперерабатывающего завода в Долльбергене и AG für Petroleumindustrie (Api) в Берлине. Кроме того, он приобрел большую часть прав на добычу полезных ископаемых на руднике Конкордия возле Нахтерштедта и руднике Мессель недалеко от Дармштадта, чтобы укрепить свои нефтяные интересы.
БАСФ
[ редактировать ]После безвременной смерти Хьюго Стиннеса в 1924 году его наследники не смогли сформировать жизнеспособную компанию, поэтому в следующем году конгломерат был разделен. BASF взял на себя нефтяной бизнес. В апреле 1925 года Oleawerke и объединенный нефтяной завод с нефтеперерабатывающим заводом в Долльбергене были выделены в дочернюю компанию и переименованы в Hugo Stinnes-Riebeck Oel-AG со штаб-квартирой в Галле (Заале). Оставшийся A. Riebeck'sche Montanwerke вернулся к своему первоначальному названию в сентябре того же года. В 1920-х годах BASF хотела обезопасить немецкую нефтяную промышленность. Вместе с Royal Dutch (сегодня Royal Dutch Shell ) она владела половиной акций компании Internationale Bergin Compagnie voor Olie en Kolen Chemie , основанной в 1921 году с целью международного использования запатентованного в Германии метода гидрирования угля. В 1925/1926 году компании BASF и Standard Oil of New Jersey (сегодня ExxonMobil ) решили сотрудничать в производстве синтетического бензина из бурого угля (бурого угля) и создать Hugo Stinnes-Riebeck Oel-AG в качестве своей торговой компании в Германии; оба будут участвовать в этом напрямую.
ИГ Цвета
[ редактировать ]
4 мая 1926 года компания Hugo Stinnes-Riebeck Oel-AG была переименована в Deutsche Gasolin Aktiengesellschaft (DGA) и зарегистрирована в Берлине-Шарлоттенбурге. Акционерами были IG Farben, A. Riebeck'sche Montanwerke AG, Royal Dutch и Standard Oil of New Jersey, по 25% акций каждая. В дивизиональной структуре IG Farben «Газолин» появился наряду с подразделением IG Oils вместе с синдикатом «Азот», а также с подразделениями продаж химикатов, фармацевтики, фото и искусственного шелка, а также с подразделением красителей/красителей ( «Фарбен» ). В основном он предназначался для продажи синтетического бензина Leuna через свои насосы. В связи с этим приоритетом было расширение сети АЗС. Пока не были построены мощности по производству синтетического бензина, Gasolin продавала свой бензин (в основном из Долльбергена) как «немецкий бензин», чтобы дифференцировать себя от импорта минерального масла своих конкурентов.
В 1929 году баланс Deutsche Gasolin составлял 27 миллионов ринггитов. [ 2 ] Таким образом, она оказалась на 5-м месте в списке нефтяных компаний, работающих в Германии.
В 1935 году Gasolin входила в «большую пятерку» сетей заправочных станций в Германии с 3315 бензозаправочными станциями (5,9%) и квотой продаж 6,7%. [ 3 ] В 1938 году доля бензина на рынке дизельного топлива составляла 1,4%, а смазочных масел — 1,3%.
военное время
[ редактировать ]
С переходом к военной экономике в сентябре 1939 года и связанным с этим центральным государственным контролем со стороны Arbeitsgemeinschaft Mineralölverteilung (AMV, рабочей группы по распространению минерального масла) торговые марки исчезли, а заправочные станции были переданы Центральному управлению минерального масла. Дистрибьюторский синдикат AMV поставлял немаркированный бензин при наличии топливного пропуска или сертификата на покупку.
В мае 1940 года британская бомбардировка произошла на нефтеперерабатывающем заводе Deutsche Gasolin в Эммерихе. Нефтеперерабатывающий завод остался нетронутым, но было несколько смертей. [ 4 ] «Газолин» и его сотрудники помнят на гобелене Эммериха в зале городского совета, на котором изображен рабочий «Газолина» с бочкой с маслом. [ 5 ]
В 1943 году офисы продаж Gasolin были в Берлине, Бреслау, Дортмунде, Дрездене, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Ганновере, Кельне, Лейпциге, Мюнхене и Штутгарте, а также в Вене.
В 1944 году нефтеперерабатывающие заводы в Эммерихе и Долльбергене были разрушены авианалетами. Чтобы заменить их, в августе 1944 года в Ломене (Саксония) начались работы по созданию подземного туннеля в песчанике, ведущего к двум шахтам в карьере Альте Посте. С 1907 года здесь был подъезд к железнодорожному узлу Пирна. Сразу же были построены над землей небольшие перегонные заводы «Овенс 19–22», а в 1944 году они начали производить бензин, используя сырую нефть из Венского бассейна близ Цистерсдорфа, прибывшую из поезда в вагонах-цистернах. [ 6 ]
Послевоенная реорганизация
[ редактировать ]Дивизия Восток-Запад
[ редактировать ]С 1943 года Немецкий Рейхсбанк в Берлине был единственным банком по сбору ценных бумаг в Германии. Таким образом, к моменту окончания войны в 1945 году акции Deutsche Gasolin AG оказались в советском секторе Берлина. Хотя Gasolin стала независимой АЗС-компанией на западе (зарегистрирована в Берлине-Шарлоттенбурге) с потерей прав собственности на востоке из-за разделения IG Farben, ценные бумаги были «заблокированы» с западной точки зрения. А крупнейший поставщик бензина, Лойнаверке, тоже находился на востоке и больше не был доступен.
Эта блокада акций сделала невозможным торговлю ценными бумагами. В целях устранения правовой неопределенности была проведена корректировка ценных бумаг. В соответствии с Законом о регулировании ценных бумаг от 1 октября 1949 года акции Gasolin были объявлены недействительными и заменены коллективным сертификатом.
Поначалу, после Второй мировой войны, «Газолин» эксплуатировался на восточной стороне, в советской оккупационной зоне, как «Штаатль». АГ Бензин Цейтц. Бизнес автозаправочных станций в ГДР позже продолжила компания Minol.
Продажа Wintershall и DEA
[ редактировать ]
Впоследствии предыдущие владельцы смогли доказать, что они остались законными владельцами части компании. Standard Oil of New Jersey со своей немецкой дочерней компанией Esso AG и Royal Dutch со своей немецкой дочерней компанией Deutsche Shell AG получили соответствующие 25% собственности в коллективном договоре. Еще 6,557% акций принадлежали Bank Deutscher Länder и некоторым более мелким акционерам. В 1951 году попечители IG Farben выставили на продажу 41% акций с капиталом в 13,2 миллиона немецких марок, нынешний пакет акций A. Riebeck'sche Montanwerke AG, после сделок между акционерами. В обмен на списание долга за бензин в 2,4 миллиона долларов, возникшего в 1930-х годах, Esso и Shell также согласились продать свою долю в пакете. [ 2 ]
В то время доля рынка бензина составляла около 6,5% для бензина и около 3,9% для дизельного топлива. Сеть АЗС «Базолина» состояла из 504 так называемых крупных АЗС и еще 1400 АЗС и ТРК.
Предложения подали Caltex совместно с Ruhr Oel и Mineralöl-Werke Ernst Jung, с одной стороны, и Wintershall и DEA, с другой. Хотя Caltex могла бы выплатить долларовый долг, идея дальнейшей потери немецкого рынка иностранными инвесторами не понравилась Министерству экономики. Предложение Caltex было отозвано в мае 1952 года, после чего осталось предложение от Gulf Oil в июне. Однако Wintershall и DEA преобладали как немецкие производители минерального масла и в июле приобрели 91% большинства акций Deutsche Gasolin AG в соотношении 65:35. Они продолжали управлять компанией как компанией по производству минерального масла со своими заправочными станциями и оставшимся нефтеперерабатывающим заводом в Долльбергене (производящим 120 000 метрических тонн сырой нефти в год). [ 2 ] Бензин предназначался в основном для продажи горюче-смазочных материалов с строившегося тогда нефтеперерабатывающего завода «Эмсланд» в Лингене.
Слияние с НИТАГ
[ редактировать ]
В середине 1950-х годов доля рынка «иностранных» сетей автозаправочных станций составляла около 40%, доля крупных «немецких» компаний — около 36%; остальная часть была распределена по большому количеству малых и средних компаний. Чтобы укрепить долю Германии на рынке заправочных станций, Wintershall и DEA стали совладельцами Ассоциации BV-Aral в 1956 году, предоставив свою дочернюю торговую компанию NITAG (Wintershall), свои заправочные станции (DEA) и соответствующие доли в компании Gasolin. .
В результате NITAG с ее примерно 800 заправочными станциями была объединена с компанией Gasolin с примерно 2000 заправочными станциями и стала Deutsche Gasolin-Nitag AG. В 1956 году оборот новой компании составил примерно 400 миллионов немецких марок при основных активах 45 миллионов, оборотных активах 75 миллионов и общих активах 120 миллионов немецких марок. [ 7 ]
С 1960 г.
[ редактировать ]
После приобретения более 50% акций Rheinpreußen AG für Bergbau und Chemie (Горнодобывающая и химическая промышленность) в 1959 году, DEA вышла из BV-Aral в 1960 году. DEA взяла с собой собственную сеть автозаправочных станций и получила компенсацию за свои акции в компании Gasolin, которая остался на БВ-Арале.
В 1961 году 100%-ные компании-члены объединения «БВ-Арал» решили продавать свою различную продукцию (горюче-смазочные материалы) под общей торговой маркой «Арал». Это не распространялось на «Газолин», акции которого лишь на 91% принадлежали «БВ-Арал» (у «Газолина» все еще были мелкие акционеры, см. выше).
В 1967 году название было изменено на Gasolin AG. Нефтеперерабатывающий завод в Долльбергене был закрыт в 1969 году.
Красно-белый бренд Gasolin и AG просуществовали до августа 1971 года, когда они были объединены с дочерней компанией Wintershall Aral, которая сейчас является частью BP. Последняя штаб-квартира Gasolin находилась на Йорданштрассе, 32 в Ганновере. Отсюда обслуживались около 3500 заправочных станций в Западной Германии.
Бензин сегодня
[ редактировать ]
Сегодня компания Gasolin GmbH все еще существует по тому же адресу, что и штаб-квартира Aral AG в Бохуме . До 2006 года компания представляла свою собственную отчетность в Elektronischer Bundesanzeiger (немецкий эквивалент Британской регистрационной палаты), но с тех пор она была освобождена от этого требования благодаря своему статусу компании с небольшим капиталом, управляемой более крупным бизнесом. Дойч БП АГ.
Бренд был возрожден после воссоединения Восточной и Западной Германии, когда некоторые заправочные станции Aral в Восточной Германии были сменили флаг. Два из них до сих пор эксплуатируются частным арендатором под брендом Gasolin в Пазевальке и Иккермюнде в целях защиты бренда. [ 8 ]
Бензин в Австрии
[ редактировать ]Компания Gasolin расширила свою деятельность в Австрии после аннексии Австрии в 1938 году. С 1938 по 1945 год компания Gasolin Ges.mbH в Вене управляла нефтеперерабатывающим заводом на южной окраине Корнойбурга. Этот нефтеперерабатывающий завод работал с 1923 по 1961 год и был частично разрушен во время Второй мировой войны.
В 1945 году бензин в Австрии (в советском секторе) вместе с нефтеперерабатывающим заводом в Корнойбурге перешел в собственность Советского нефтяного управления (СМВ) как «немецкая собственность». В 1955 году в соответствии с Австрийским государственным договором (списки 3 и 4) Советский Союз получил права собственности на Deutsche Gasolin AG, Verteilungsstelle in Österreich, GmbH , австрийскую часть компании Gasolin. Впоследствии бензин в Австрии был национализирован и передан в управление Австрийской администрации по минеральным маслам (ÖMV, сегодня OMV), основанной в 1956 году, при этом Советский Союз получил компенсацию. Нефтеперерабатывающий завод в Корнойбурге был закрыт в 1961 году после строительства нового нефтеперерабатывающего завода в Швехате.
Собственность в трех других секторах была передана союзниками непосредственно Австрии в качестве нового владельца в результате австрийских законов о национализации в 1946 году. Примерно в 1952 и 1954 годах новые владельцы опубликовали дорожные карты под названием Gasolin Gesellschaft mbH. (Зальцбург). ÖMV объединила бензин с NITAG и Ассоциацией бензола в организацию Марта. Все они торговались под брендом Aral с 1956 года, пока не были переименованы в сегодняшнюю OMV.
Продукты и маркетинг
[ редактировать ]
До 1945 года компания Gasolin и «IG Abteilung Öle» (отдел IG Oils) в основном продавали синтетический бензин Leuna, но также поставляли автомобильное масло, смазочное масло, асфальт и пропеллент Leuna. Кроме того, Gasolin продавала обычный бензин с собственных нефтеперерабатывающих заводов под названием Gasolin , а также детонационный бензин с присадкой пентакарбонила железа под названием Motalin . Бензин-бензольная смесь продавалась под названием «Моторин» , а пусковое средство для двигателя в холодные дни — «Супралин» .
В 1927 году, в ответ на обвинения в порче окружающей среды, Газолен поручил архитектору и дизайнеру Питеру Беренсу спроектировать бензоколонки и заправочные станции. [ 3 ] В то же время архитектор Ханс Пельциг спроектировал предварительно смонтированные сборные заправочные станции Leuna. [ 3 ]
В 1930-е годы реклама в основном касалась бензина Leuna. Логотип часто появлялся на дорожных картах и представлял собой открытый красно-белый топливный насос. Для летних Олимпийских игр 1936 года в правом нижнем углу был добавлен символ ромба Motanol, рекламирующий моторное масло Motanol. Это был красный ромб с наложенной белой полосой, на которой черным цветом было указано название продукта. [ 9 ] В 1950-х годах бензиновая версия этого ромбовидного символа стала зарегистрированной торговой маркой компании.
После 1945 года компания Gasolin производила в качестве продуктов бензин Benzin и суперразновидность смеси бензола Benzol-Gemisch . Еще в 1945 году компания Gasolin использовала своего работника на заправочной станции по прозвищу Tankfix для рекламы своей «бензольной смеси (без свинца )»; Типичным лозунгом, напечатанным на рекламных материалах, был «Der Tankfix deckt die Karten auf» («Tankfix показывает карты»). [ 10 ] Примерно в 1954 году инфляционная рекламная шумиха распространилась из США в Германию, принеся с собой прозвища бензина и химические суперприсадки. [ 11 ] Компания Gasolin, очевидно в интересах своих клиентов, противодействовала этим рекламным излишествам и запустила успешный опрос клиентов. [ 12 ] К 1959 году компания отказалась от бензольной смеси и продавала бензин под марками Normal или Super , который стоил примерно на 6 пфеннигов дороже.
Между тем, масло продолжало продаваться как Motanol , пока в 1960-х годах оно не перешло на Record через Motanol Record .
Самым известным лозунгом Бензина был «Не торопитесь, а не жизнь», который появлялся на знаках, закрепленных на кузовах грузовиков. Эти знаки производились компанией Gasolin до середины 1950-х годов.
Вторым лозунгом было «Майн Бензин – Бензин!» («Мой бензин: Бензин!») с новой фигуркой Бензинового человечка; это появилось в полностраничных черно-белых рекламных объявлениях в газетах и в цвете в буклетах с советами, выпущенных с 1969 года в сотрудничестве с гамбургским художником и коммерческим графиком Бруно Бергнером .
В 1963 году товарный знак изменился, получив красную прямоугольную рамку, а с переименованием в 1967 году надпись «Бензин» также стала красной.
Ностальгия по бензину и творчество Бруно Бергнера
[ редактировать ]Бензин сегодня очень любим теми, кто испытывает ностальгию по «олдтаймерам», немецкому термину, обозначающему классические автомобили . Большая часть исторического образа Газолена возникла в результате долгого сотрудничества между Газоленом и немецким независимым художником-графиком Бруно Бергнером . [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Бензином (нефтяной компанией) на Викискладе?
- ...от анилина к принудительному труду. Путь монополии в истории «от Аналины к принудительному труду»; этот файл представляет собой историю IG-farben (файл PDF; 4,4 МБ)
- Обзор дорожных карт бензина
- Обзор дорожных карт от Leuna и NITAG, предшественников Gasolin
- Изображения старых бензонасосов Leuna
- Изображения старых бензиновых бензонасосов
- Pressemappe Пресс-архив статей о Gasolin AG 1920-1956 гг.
- Pressemappe Пресс-архив статей о бензине AP post 1956 г.
Бензиновые публикации
[ редактировать ]- С Бензином через Германию. Путеводитель для созерцательных водителей («С бензином по Германии: путеводитель для созерцательных водителей»), Deutsche Gasolin-Nitag AG (издатель), Ганновер, 1958 г.; Уолтер Пауза (текст); Рената Майер-Роте (иллюстрации)
8 буклетов с насадками Gasolin пережили сам бензин и до сих пор доступны:
- 50 советов водителям , Deutsche Gasolin-Nitag AG, Ганновер, 1957 г.; Пол В. Пилер (издатель); Пол В. Пилер, Хайнц Ресторф (редакторы); Бруно Бергнер, Гамбург (обложка и иллюстрации)
- 50 советов для водителей , Deutsche Gasolin-Nitag AG, Ганновер, 1958 г.; Пол В. Пилер (издатель); Хайнц Ресторфф, Вильгельм Висмюллер (редакторы); Бруно Бергнер, Гамбург (обложка и иллюстрации)
- 50 туристических советов II для водителей , Deutsche Gasolin-Nitag AG, Ганновер, 1959 г.; Пол В. Пилер (издатель); Хайнц Ресторфф, Вильгельм Висмюллер (редакторы); Бруно Бергнер, Гамбург (обложка и иллюстрации)
- 50 советов трактористам («50 советов водителям артиллеристов»), Deutsche Gasolin-Nitag AG, Ганновер, 1959 г.; Пол В. Пилер (издатель); Хайнц Ресторфф, Герберт Хардт (редакторы); Бруно Бергнер, Гамбург (обложка и иллюстрации)
- 50 советов по бензину в войне с абзацами («50 советов по бензину в войне с абзацами»), Deutsche Gasolin-Nitag AG, Ганновер, 1960 г.; Пол В. Пилер (издатель); Хайнц Ресторфф (редактор); Бруно Бергнер, Гамбург (обложка и иллюстрации)
- Gasolin-Tips Sights («Бензиновые наконечники, что посмотреть»), Deutsche Gasolin-Nitag AG, Ганновер, 1961 г.; Пол В. Пилер (издатель); Хайнц Ресторфф (редактор); Бруно Бергнер, Гамбург (обложка и иллюстрации)
- Советы по бензину с открытыми глазами по немецким городам («Советы по бензину: с открытыми глазами по немецким городам», Deutsche Gasolin-Nitag AG, Ганновер, 1962; Пауль В. Пилер (издатель); Хайнц Ресторфф (редактор); Бруно Бергнер, Гамбург (обложки) и иллюстрации)
- Автомобильный грунтовка Gasolin-Tips для отдыха и путешествий («Бензин-Наконечники: автомобиль-путеводитель для отдыха и путешествий»), Deutsche Gasolin-Nitag AG, Ганновер, 1963 г.; Пол В. Пилер (издатель); Хайнц Ресторфф (редактор); Бруно Бергнер, Гамбург (обложка и иллюстрации)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ульрих Бьене: Бензин: Не торопитесь, а не жизнь. ( Moving Times , Том 26) Делиус Класинг, Билефельд (2018), ISBN 978-3667112460.
- Роберт Лифманн : Картели, концерны и тресты . Botoche Books, Китченер (2001). (Впервые опубликовано в Германии: Роберт Лифманн: Kartelle, Konzerne und Trusts . 1932) ( онлайн-версия на Wayback Machine (архивировано 5 февраля 2007 г.))
- Йоахим Кляйнманнс: Отлично, полно! Краткая культурная история АЗС . Йонас-Верлаг, Марбург (2002), ISBN 3-89445-297-8.
- Райнер Карлш , Раймонд Г. Стоукс: Нефтяной фактор. Нефтяная промышленность Германии 1859–1974 гг . Verlag CH Beck, Мюнхен (2003), ISBN 3-406-50276-8.
- Йоахим Йостен: Нефть правит миром . Карл Раух Верлаг, Дюссельдорф (1958).
- Джозеф Боркин , Чарльз А. Уэлш: Генеральный план Германии. История промышленного наступления . Дуэлл, Слоан и Пирс, Нью-Йорк (1943). ( часть 1 , часть 2 )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фельдман, Джеральд Д. (1998). Хьюго Стиннес: Биография промышленника, 1870-1924 . Ч. Бек. стр. 839–. ISBN 978-3-406-43582-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Карлш, Райнер; Стоукс, Раймонд Г. (2003). Нефтяной фактор. Нефтяная промышленность Германии 1859–1974 гг . Мюнхен: CH Бек. стр. 125, 139, 281. ISBN. 3-406-50276-8 .
- ^ Jump up to: а б с Кляйнманнс, Иоахим (2002). Отлично, полно! Краткая культурная история АЗС . Марбург: Йонас. стр. 46, 65, 86 (цитируется Вальтером Аде: Проблема заправочных станций в Германии, Гамбург, 1936). ISBN 3-406-50276-8 .
- ^ Эртель, Ульрих; Фёрстеманн, Х. «Забытые миры» . Забытые миры . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Бальсер, Маркус. «Экономика вышла на ковер» . РП Онлайн . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ «Дакс VII Пирна» . Spergebiet.eu . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Джостен, Иоахим (1958). Нефть правит миром . Дюссельдорф: Карл Раух Верлаг.
- ^ «Бензиновый танкстеллен Роланд Беккер» . Проверено 14 августа 2021 г.
- ^ «Дорожные карты Европы и Британских островов» . Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года.
- ^ «Гезельшафт 1956» . www.wirtschaftswundermuseum.de/ . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Реклама бензина на LKW-олдтаймерах» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года.
- ^ «Обследование бензина на LKW-олдтаймерах» . Архивировано из оригинала 24 мая 2010 года.
- ^ Лотт, Сильвия. «Бруно Бергнер — человек, стоящий за человеком Бензина» (PDF) . www.autobild-klasseik.de . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 25 сентября 2021 г.