Jump to content

Маттиас Кнутцен

Матиас Кнутцен (также: Кнузен , Кнутсен ) (1646 — после 1674) — немецкий критик религии и автор трёх атеистических брошюр. В современной западной истории он первый атеист, известный по имени и лично. [1] Кнутцен был назван «единственным зарегистрированным человеком, который открыто исповедовал атеизм и преподавал его» в Студенческом карманном словаре всеобщей истории Томаса Мортимера 1789 года. [2]

Маттиас Кнутцен родился в Олденсворте ( Шлезвиг-Гольштейн ) в начале 1646 года. Его родителями были Беренд Кнутцен, органист из Олденсворта, и его жена Элизабет (Эльзебе). В том же году родился Кнутцен, умер его отец. Мальчиком Кнутцен был отправлен к своему брату Иоганну Кнутцену, органисту в Кенигсберг в Восточной Пруссии , и посещал там среднюю школу ( Altstädtisches Gymnasium ) с 1661 по 1664 год. В 1664 году он зарегистрировался в Кёнигсбергском университете и в 1668 году в Копенгагенском университете , чтобы изучать теологию в лютеранской семинарии. [3] В перерывах он подрабатывал частным репетитором. В 1673 году он занял должность деревенского школьного учителя и вспомогательного протестантского проповедника в Кремпер-Марше (Шлезвиг-Гольштейн). Однако в конце 1673 года он был уволен, поскольку в своих проповедях критиковал церковные власти. В феврале 1674 года он отправился в Рим , а в сентябре 1674 года — в Йену ( Тюрингия ). Там Кнутцен распространял рукописные атеистические брошюры. Город и Йенский университет провели расследование. Чтобы не быть арестованным, Кнутцен отправился сначала в Кобург , а затем в Альтдорф под Нюрнбергом . 22 октября 1674 года его последний раз видели в Йене. Затем все следы его теряются. Автор Йоханнес Мёллер в своей биографии северогерманских писателей Cimbria Literata (1744 г.) написал, что Кнутцен умер в итальянском монастыре, но это, возможно, было выдумкой, направленной на дискредитацию как Кнутцена, так и Римско-католической церкви. [4]

В своих трех памфлетах 1674 года Кнутцен утверждал, что существует секта или сообщество, называемое Гевиссенер или «консаентарианцы» (то есть «люди совести»). По его словам, у консайентарианцев были сторонники в Гамбурге , Йене, Париже , Амстердаме и Риме, а только в Йене, предположительно, более 700 человек. Это утверждение, однако, считается выдумкой, а учение, которое Кнутцен распространял как предполагаемый член Консайентарианцев, на самом деле было его собственным.

По мнению Кнутцена, не существует трансцендентных сущностей, таких как Бог, дьявол или бессмертные души, Библия неправдоподобна из-за своих многочисленных противоречий, а руководящими принципами человеческого поведения должны быть разум и совесть. Поэтому как светская, так и церковная власть излишни. В своем латинском письме Amicus Amicis Amica! Кнудсен резюмирует свои убеждения так: [5]

Более того, мы отвергаем Бога, презираем Владыку свыше, отвергая также Храмы со всеми Священниками.
Более того, мы отрицаем Бога, презираем власть свыше и отвергаем церкви вместе со всеми служителями.

Для Кнутцена главным правилом было: «Живи честно, никому не причиняй вреда и давай каждому то, что он заслуживает». (на латыни Honeste vivere, neminem laedere, suum cuique tribuere ), старый римский правовой принцип по Ульпиану .

Источники и прием

[ редактировать ]

Кнутцен, очевидно, был вдохновлен социнианизмом . Другие влияния ( Спиноза ?) трудно различимы и являются спорными. Однако можно показать, что Кнутцен хорошо разбирался в философской литературе своего времени, даже когда дело доходило до незначительных деталей. [6]

Взгляды Кнутцена вызвали резкое неприятие церковных авторов. Например, в 1677 году немецкий теолог Тобиас Пфаннер заявил, что работа Кнутцена превзошла позор всех известных до того времени врагов религии. [7] Пьер Бейль включил Кнутцена в свой «Исторический и критический словарь» (первое издание 1697 года, последующие издания на протяжении 18 века). Таким образом, для философов эпохи Просвещения Кнутцен стал первым современным атеистом, известным по имени.

Работает

[ редактировать ]
  • Epistola amici ad amicum [лат.: Письмо друга другу], также под названием Amicus Amicis Amica! , 1674 г.
  • Разговор хозяина с тремя гостями разного вероисповедания , 1674 год.
  • Разговор между полевым проповедником по имени доктор. Генрих Брюммерн и латинский писатель шаблонов [немецкий язык: Разговор между армейским капелланом по имени доктор Генрих Брюммерн и латинским писателем шаблонов], 1674 год.
  1. ^ В. Шредер, в: Матиас Кнутцен, Schriften und Materialien (2010), стр.8, называя Кнутцена «первым известным нам автором, назвавшим себя атеистом». См. также Ресекка Мур, «Наследие западного гуманизма, скептицизма и свободомыслия» (2011), называя Кнутцена «первым открытым защитником современной атеистической точки зрения» [1]
  2. ^ Мортимер, Томас (1789). Карманный словарь студентов 1789 года .
  3. ^ Израиль, Джонатан (18 июля 2002 г.). Радикальное Просвещение, ОУП Оксфорд, 2001 г. ОУП Оксфорд. ISBN  978-0-19-162287-8 .
  4. ^ В. Шредер, в: Маттиас Кнутцен, Письма и материалы (2010), стр. 10. 14
  5. ^ В. Шредер, в: Маттиас Кнутцен, Письма и материалы (2010), стр. 10. 37
  6. ^ Шредер, Матиас Кнутцен (1998), стр. 421.
  7. ^ Шредер, Маттиас Кнутцен (1998), стр. 420.
  • М. Кнутцен, немецкий атеист и революционный демократ 17 века. Брошюры и современные социально-критические сочинения под ред. Вернера Пфо с предисловием. Берлин: Академия-Верлаг, 1965.
  • Матиас Кнутцен: Сочинения и материалы , изд. Винфрида Шредера. (Философская тайна немецкого Просвещения. Тексты и документы / Философская тайна немецкого Просвещения I отдел: Тексты и документы). Штутгарт: Фромманн-Хольцбуг, 2010.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e217fc6b38b257bfe73e9f9944e436b3__1683722700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/b3/e217fc6b38b257bfe73e9f9944e436b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Matthias Knutzen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)