Маттиас Кнутцен
Матиас Кнутцен (также: Кнузен , Кнутсен ) (1646 — после 1674) — немецкий критик религии и автор трёх атеистических брошюр. В современной западной истории он первый атеист, известный по имени и лично. [1] Кнутцен был назван «единственным зарегистрированным человеком, который открыто исповедовал атеизм и преподавал его» в Студенческом карманном словаре всеобщей истории Томаса Мортимера 1789 года. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Маттиас Кнутцен родился в Олденсворте ( Шлезвиг-Гольштейн ) в начале 1646 года. Его родителями были Беренд Кнутцен, органист из Олденсворта, и его жена Элизабет (Эльзебе). В том же году родился Кнутцен, умер его отец. Мальчиком Кнутцен был отправлен к своему брату Иоганну Кнутцену, органисту в Кенигсберг в Восточной Пруссии , и посещал там среднюю школу ( Altstädtisches Gymnasium ) с 1661 по 1664 год. В 1664 году он зарегистрировался в Кёнигсбергском университете и в 1668 году в Копенгагенском университете , чтобы изучать теологию в лютеранской семинарии. [3] В перерывах он подрабатывал частным репетитором. В 1673 году он занял должность деревенского школьного учителя и вспомогательного протестантского проповедника в Кремпер-Марше (Шлезвиг-Гольштейн). Однако в конце 1673 года он был уволен, поскольку в своих проповедях критиковал церковные власти. В феврале 1674 года он отправился в Рим , а в сентябре 1674 года — в Йену ( Тюрингия ). Там Кнутцен распространял рукописные атеистические брошюры. Город и Йенский университет провели расследование. Чтобы не быть арестованным, Кнутцен отправился сначала в Кобург , а затем в Альтдорф под Нюрнбергом . 22 октября 1674 года его последний раз видели в Йене. Затем все следы его теряются. Автор Йоханнес Мёллер в своей биографии северогерманских писателей Cimbria Literata (1744 г.) написал, что Кнутцен умер в итальянском монастыре, но это, возможно, было выдумкой, направленной на дискредитацию как Кнутцена, так и Римско-католической церкви. [4]
Учения
[ редактировать ]В своих трех памфлетах 1674 года Кнутцен утверждал, что существует секта или сообщество, называемое Гевиссенер или «консаентарианцы» (то есть «люди совести»). По его словам, у консайентарианцев были сторонники в Гамбурге , Йене, Париже , Амстердаме и Риме, а только в Йене, предположительно, более 700 человек. Это утверждение, однако, считается выдумкой, а учение, которое Кнутцен распространял как предполагаемый член Консайентарианцев, на самом деле было его собственным.
По мнению Кнутцена, не существует трансцендентных сущностей, таких как Бог, дьявол или бессмертные души, Библия неправдоподобна из-за своих многочисленных противоречий, а руководящими принципами человеческого поведения должны быть разум и совесть. Поэтому как светская, так и церковная власть излишни. В своем латинском письме Amicus Amicis Amica! Кнудсен резюмирует свои убеждения так: [5]
Более того, мы отвергаем Бога, презираем Владыку свыше, отвергая также Храмы со всеми Священниками.
Более того, мы отрицаем Бога, презираем власть свыше и отвергаем церкви вместе со всеми служителями.
Для Кнутцена главным правилом было: «Живи честно, никому не причиняй вреда и давай каждому то, что он заслуживает». (на латыни Honeste vivere, neminem laedere, suum cuique tribuere ), старый римский правовой принцип по Ульпиану .
Источники и прием
[ редактировать ]Кнутцен, очевидно, был вдохновлен социнианизмом . Другие влияния ( Спиноза ?) трудно различимы и являются спорными. Однако можно показать, что Кнутцен хорошо разбирался в философской литературе своего времени, даже когда дело доходило до незначительных деталей. [6]
Взгляды Кнутцена вызвали резкое неприятие церковных авторов. Например, в 1677 году немецкий теолог Тобиас Пфаннер заявил, что работа Кнутцена превзошла позор всех известных до того времени врагов религии. [7] Пьер Бейль включил Кнутцена в свой «Исторический и критический словарь» (первое издание 1697 года, последующие издания на протяжении 18 века). Таким образом, для философов эпохи Просвещения Кнутцен стал первым современным атеистом, известным по имени.
Работает
[ редактировать ]- Epistola amici ad amicum [лат.: Письмо друга другу], также под названием Amicus Amicis Amica! , 1674 г.
- Разговор хозяина с тремя гостями разного вероисповедания , 1674 год.
- Разговор между полевым проповедником по имени доктор. Генрих Брюммерн и латинский писатель шаблонов [немецкий язык: Разговор между армейским капелланом по имени доктор Генрих Брюммерн и латинским писателем шаблонов], 1674 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ В. Шредер, в: Матиас Кнутцен, Schriften und Materialien (2010), стр.8, называя Кнутцена «первым известным нам автором, назвавшим себя атеистом». См. также Ресекка Мур, «Наследие западного гуманизма, скептицизма и свободомыслия» (2011), называя Кнутцена «первым открытым защитником современной атеистической точки зрения» [1]
- ^ Мортимер, Томас (1789). Карманный словарь студентов 1789 года .
- ^ Израиль, Джонатан (18 июля 2002 г.). Радикальное Просвещение, ОУП Оксфорд, 2001 г. ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-162287-8 .
- ^ В. Шредер, в: Маттиас Кнутцен, Письма и материалы (2010), стр. 10. 14
- ^ В. Шредер, в: Маттиас Кнутцен, Письма и материалы (2010), стр. 10. 37
- ^ Шредер, Матиас Кнутцен (1998), стр. 421.
- ^ Шредер, Маттиас Кнутцен (1998), стр. 420.
Издания
[ редактировать ]- М. Кнутцен, немецкий атеист и революционный демократ 17 века. Брошюры и современные социально-критические сочинения под ред. Вернера Пфо с предисловием. Берлин: Академия-Верлаг, 1965.
- Матиас Кнутцен: Сочинения и материалы , изд. Винфрида Шредера. (Философская тайна немецкого Просвещения. Тексты и документы / Философская тайна немецкого Просвещения I отдел: Тексты и документы). Штутгарт: Фромманн-Хольцбуг, 2010.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пьер Бейль, Матиас Кнузен , в: Историко-критический словарь , издание 1740 г., т. 17, с. 3, с. 12 онлайн здесь (на французском языке)
- Дитер Ломайер (1980), «Кнутцен, Матиас» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 12, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 232–233 ; ( полный текст онлайн )
- Винфрид Шредер, Маттиас Кнутцен: Брошюры , в: Винфрид Шредер, Истоки атеизма. Исследования по метафизике и религиозной критике 17 и 18 веков , Штутгарт, 1998, с. 420 ф.
- Юлиус Август Вагенманн (1882), « Кнутсен, Матиас », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 16, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 335–336.
- Вольфганг Вебер. «Кнутцен, Матиас». Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). , том. 4, кол. 190-193.