Франсиско Бильбао
Франсиско Бильбао Баркин | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 9 февраля 1865 г. | ( 42 года
Национальность | Чилийский |
Заметная работа | Чилийская коммуникабельность |
Франсиско Бильбао Баркин (англ. Испанское произношение: [fɾansisko βilˈβao] ; 19 января 1823 — 9 февраля 1865) — чилийский писатель, философ и либеральный политик. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Франсиско Бильбао Баркин родился в Сантьяго 9 января 1823 года в семье Рафаэля Бильбао Бейне и аргентинки Мерседес Баркин. Его отец, противник Диего Порталеса , был сослан в Лиму, Перу, в 1829 году. В Перу он изучал астрономию, естественные науки и музыку, а также занимался плаванием и гимнастикой. Он вернулся в Сантьяго в 1839 году и учился в Национальном институте . [ 2 ] посещал курсы публичного права, конституционного права, латыни и философии, хотя не получил ученой степени. Среди его учителей были Андрес Белло и Хосе Викторино Ластаррия .
Политическая карьера и мысли
[ редактировать ]
В 1844 году он опубликовал скандальную статью «Чилийская общительность» («La sociabilidad chilena»), которую чилийские власти осудили как «кощунственную и аморальную, хотя и не подрывную». [ 3 ] Он переехал в Париж в 1845 году и был там во время восстания 1848 года в Париже. [ 4 ] Он вернулся в Чили в 1850 году, когда он также основал Общество равенства. В 1851 году он возглавил неудачное восстание против правительства Мануэля Монтта , после чего ему снова пришлось переехать в Перу. Он так и не вернулся в Чили.
В Лиме он включился в политическую жизнь Перу. В мае 1855 года ему пришлось покинуть страну после преследования за критику духовенства. Он вернулся в Европу, поселившись в Париже и Бельгии.
В 1857 году он вернулся в Америку, в частности в Аргентину. Он умер в Буэнос-Айресе в 1865 году в возрасте 42 лет.
Он был одним из первых, кто выступил за концепцию Латинской Америки , имея в виду Южную Америку , сформулировав эту концепцию «как прямое отголосок французского антипанславизма » после американо-мексиканской войны (1846–1848 гг.). , в результате которого Мексика потеряла большую часть своей северной территории в результате интервенции США и США в Никарагуа. Идея Латинской Америки заключалась в том, чтобы бросить вызов «индивидуализму янки». [ 5 ] Для Бильбао «Латинская Америка» не была географическим понятием, поскольку он исключил Бразилию, тогдашнюю монархию с черной рабовладельческой экономикой, а также Парагвай. Он также исключил Мексику из своей концепции, поскольку она имела запутанные отношения с Соединенными Штатами и, по его мнению, казалась единой только в своей оппозиции США. [ 6 ] Представления Бильбао о демократии отвергали делегированное представительство (например, конгресс или парламент) и «таким образом выступали за своего рода прямое и постоянное самопредставительство в католической общине». [ 7 ] Бильбао выступал против чилийской войны против арауканского народа или народа мапуче на юге Чили, который никогда не был завоеван в колониальную эпоху, при этом Бильбао поддерживал их автономию. [ 8 ]
Бильбао считал, что Америка имеет два основных культурных контура. «Америка, в своей двойственной природе, как саксонская и латинская, является свидетелем не противоречия идей, как в Европе, а исключительности идей. Америка покалечила гармонию. Гармония — это индивидуализм и общительность. Север воплощает индивидуализм; Юг — Янки-саксонцы — протестанты и федералисты; американцы испанского происхождения — католики и централизаторы… Янки — это центробежная сила; американцы с Юга — это центростремительная сила. И то, и другое необходимо для существования порядка». [ 9 ]
Работает
[ редактировать ]- «Чилийская общительность» в «Сумерках» , июнь 1844 г.
- Америка в опасности . 1862 г.
- Американское Евангелие 1864 г.
- Полное собрание сочинений Франсиско Бильбао . Том 1. Буэнос-Айрес, 1866 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саймон Кольер, «Франсиско Бильбао Баркин» в Энциклопедии латиноамериканской истории и культуры , том. 1, с. 345. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1996.
- ^ Кольер, "Бильбао Баркин", с. 345.
- ^ Кольер, "Бильбао Баркин", с. 345.
- ^ Кольер, "Бильбао Баркин", с. 345.
- ^ Маурио Тенорио-Трилло, Латинская Америка: привлекательность и сила идеи . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2017, с. 5.
- ^ Тенорио-Трилло, Латинская Америка , стр. 107-1. 5-6
- ^ Тенорио-Трилло, Латинская Америка , с. 12.
- ^ Тенорио-Трилло, Латинская Америка , с. 29.
- ^ цитируется в Tenorio-Trillo, Латинская Америка , стр. 9.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доносо, Армандо. «Живая мысль Бильбао». Сантьяго де Чили, Рождение (1940).
- Липп, Соломон. Три чилийских мыслителя , глава 1. 1975.
- Тенорио-Трилло, Маурисио. Латинская Америка: привлекательность и сила идеи . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2017.
- Варона, Альберто Х. Франсиско Бильбао, революционер Америки . 1973.