Иссахар Шломо Тейхталь
Иссахар Шломо Тейхталь (1885–24 января 1945 г.) [ 1 ] ) был одним из немногих европейских раввинов, которые порвали ряды с ашкеназским ортодоксальным иудаизмом и поддержали активные усилия по заселению Земли Израиля , которая тогда была частью Османской Палестины , а затем Подмандатной Палестины . Он был убит в транспортном поезде в последние дни Второй мировой войны .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Иссахар Шломо Тейхталь родился в Венгрии в 1885 году в семье известных раввинов и еврейских лидеров. Его родителями были Гиттель и Ицхак Тейхталь. был ученым, учителем хасидом Ребе Его отец Санса и . В тринадцать лет Тейхталь начал обучение в ешиве под руководством раввина Шалома Вейдера, который был ав беит дин (городским раввином) Ньиредьхазы , Венгрия. [ 2 ] В пятнадцать лет он переехал в Жабно (ныне Польша ), где был учеником раввина Шалома Унгера.
Тейхталь вернулся в Венгрию и в возрасте двадцати одного года получил раввинское посвящение ( семиха ) от Ребе Талышева. Год спустя он получил еще одно рукоположение от раввина Шмуэля Розенберга и третье рукоположение в том же году от раввина Мордехая Лейба Винклера. Тейхталь впервые женился на Фрейдл Гинц, когда ему было 19 лет. Когда Фрейдл умер в молодом возрасте, он женился на Нехаме Фридман.
В 1921 году Тейхталь стал ав бейт-дином и раввином Пиштяна, то есть Пиештян , Чехословакия (современная Словакия ), города, известного своими минеральными ваннами. Мориа Оставшись в Пиештянах на 20 лет, он основал ешиву .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Чехословакия была захвачена в 1938 году, когда Тейхталь все еще проживал в Пиештянах. Когда нацистское притеснение усилилось, он вместе с десятью другими членами семьи спрятался в местном бейт-мидраше (учебном зале). Из своего укрытия он стал свидетелем многих злодеяний, включая массовую депортацию друзей и соседей.
Главный раввин Словакии в Нитре отправил гонцов с предложением убежища Тейхталу и его семье. В месяце элуле 1942 года он и его семья бежали в Венгрию, чтобы скрываться в Нитре . После долгих скитаний он наконец оказался в Будапеште , где оставался почти два года. В Будапеште он завершил свою основополагающую работу «Эйм ха-Баним Семейка» , проработав над ней чуть больше года.
В 1944 году Венгрия была захвачена нацистами. Думая, что Словакия может быть в безопасности, семья Тейхталь вернулась туда, чтобы переждать конец войны. Когда нацисты активизировали свои усилия по поиску оставшихся евреев, Тейхталь и его семья были схвачены и отправлены в Освенцим .
Смерть
[ редактировать ]Когда в январе 1945 года советская армия продвигалась через Польшу, Тейхталь и его семья были среди узников Освенцима, отправленных глубже в Германию. Тейхталь умер в поезде по пути в концлагерь Маутхаузен 10 швата 5705 года (24 января 1945 года). Следующая цитата взята из раввина Хаима Менахема Тейхталя, в котором рассказывается о смерти его отца в поезде:
Морив своих жертв голодом в течение нескольких дней, угнетатели бросали каждому из них по скудной корке хлеба со злым умыслом заставить их жалко сражаться за свой ничтожный надел. Действительно, один из украинцев отхватил порцию у еврея – соседа моего отца – который отчаянно нуждался в этой корке хлеба. Это разозлило моего отца, который потребовал вернуть украденное. Остальные путешественники умоляли моего отца не вмешиваться, так как это могло стоить ему жизни. Но он сказал: «Как я могу стоять в стороне, когда жизнь обиженного человека зависит от этой еды?» Действительно, он настоял на своей позиции, и украинцы при содействии нацистских солдат восстали против него и убили его, после того как его безжалостно пытали. [ 3 ]
сионизм
[ редактировать ]В результате Холокоста Тейхталь изменил свою позицию в отношении Земли Израиля , поскольку он изо всех сил пытался придать смысл тому, что происходило вокруг него. Его тщательно выстроенные аргументы изложены в его книге «Эйм ха-Баним Сэмейха» , написанной во время его странствий, скрывающихся от нацистских угнетателей и их пособников. В этой работе, впервые опубликованной в 1943 году, он приводит доводы в пользу восстановления Земли Израиля, ведущего к окончательному искуплению. Его первоначальная точка зрения была точкой зрения большинства в венгерском ортодоксальном еврейском мире того времени, что не поощряло активное движение. за возвращение евреев в Землю Израиля. В то время преобладала точка зрения, что Бог осуществит возвращение без необходимости вмешательства человека. Холокост заставил его переосмыслить этот подход, и он пришел к выводу, что причина, по которой еврейский народ не был искуплен, заключалась в том, что они не вернулись на свою родину, в Землю Израиля, чтобы переселиться и восстановить ее в прежнем виде. слава.
Наследие
[ редактировать ]Тейхталь написал и другие произведения, кроме «Эйм ха-Баним Сэмейха» , в частности, книгу респонсов под названием «Мишне Сочир» . Он был плодовитым писателем, и ряд других его произведений чудесным образом пережили и его убийство, и Холокост. Некоторые работы все еще находятся в рукописном виде и еще не опубликованы. Центр Мишне Сахир, расположенный в Бней-Браке , Израиль, представляет собой передовую академию изучения Талмуда, названную в память о Тейхтале, продолжающую его работу и сохраняющую его наследие. Проповеди Тейхтала для фестивалей и его комментарии к Торе были опубликованы в 2011 и 2015 годах соответственно, также под названием «Мишне Сочир» .
Недавно Исаак Гершкович завершил всестороннее исследование творчества Тейхталя. Он продемонстрировал, что некоторые идеологические изменения Тейхталя, приписываемые войне, действительно произошли еще раньше - в начале 1930-х годов. Эта метаморфоза отражена как в его взглядах, так и, что еще более существенно, в его галахической методологии.
Более того, путем изучения дат различных частей «Эйм Хабаним Семеиха» и анализа идеологических позиций Тейхтала на различных этапах его составления становится ясно, что книга не представляет четкой позиции ни по одному из основных вопросов. концепций религиозного сионизма, а также верований православия. Более того, доктрины Тейхтала полны опровержений и противоречий, а его позиции колеблются от венгерского православия к религиозной сионистской мысли.
На ранних этапах «Эйм ха-Баним Семеиха» Тейхталь больше говорил о важности Земли Израиля и ее строительства как решающего этапа Искупления, чтобы стимулировать значительные практические разработки. Однако в последних частях своей книги он придал теологическую и мистическую ценность показателям, измеряющим внутреннее единство еврейской нации, тем самым активно протестуя против создателей ортодоксально-неологического раскола в венгерском еврействе .
Гершковиц утверждает, что «Эйм ха-Баним Семейка» следует анализировать как диалектическую компиляцию, а не как каноническое произведение. Соответственно, речь не идет о том, чтобы очертить мир только с одним смыслом, и, следовательно, Тейхталь не обязан объяснять каждое из них. разделение. Цель сборника — осветить фундаментальные вопросы национализма и производные идеи, такие как связь между Богом и Израилем во время Искупления, природа Искупления и методы его осуществления. Тейхталь хотел включить в свою книгу границы различных последствий, вытекающих из открытой дискуссии, а не диктовать только одно мировоззрение. Таким образом, он не пытался скрыть это напряжение; напротив, он выразил это различными способами.
Сущность Эйм ха-Баним-Семейха и других сдвигов в религиозных концепциях Тейхтала, произошедших со времени прихода к власти нацистского режима, связана с его способностью выражать резкую критику тех раввинских личностей, которые сформировали его собственный мир, а также весь мир. мире венгерского православия на протяжении почти восьмидесяти лет и публично критиковать раскол внутри венгерских еврейских общин в дополнение к уклонению православия от видения Искупления.
Раввин Эли Кавон, говоря о своем наследии, сказал: «Его жизнь и смерть – свидетельство живости и актуальности идей и теологии ультраортодоксальных еврейских раввинов, убитых нацистами и их пособниками во время разрушительных событий». 70 лет назад». [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Паттерсон, Дэвид (2006). Открытые раны: кризис еврейской мысли после Освенцима . Вашингтонский университет Пресс . п. 201. ИСБН 978-0-295-98645-6 .
- ^ «Марамурешский регион, Украина [страницы 19–40]» . www.jewishgen.org . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Лихтман, Моше (июнь 2002 г.). Эйм Хабоним Семейха: об Эрец Исраэль, искуплении и единстве . Мевасерет Цион, Израиль: Kol Mevaser Publications/Урим. п. XXIV. ISBN 9657108179 .
- ^ «Раввин Тейхталь: герой нашего времени» . «Джерузалем Пост» | Jpost.com .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйм Хабаним Семейха: об Эрец Исраэль, искуплении и единстве , автор Харав Исахар Шломо Тейхталь, опубликовано в 2000 году издательством Kol Mevaser Publications, Израиль. Перевод Моше Лихтмана.
- Теология после Холокоста: трансформация базовой парадигмы , Ирвинг Гринберг ; (2006) Современный иудаизм, том 26, номер 3, стр. 213–239.
- Вера, этика и Холокост: некоторые личные теологические и религиозные ответы на Холокост Иммануила Якобовица; (1988) Исследования Холокоста и геноцида ; Том 3: стр. 371–381.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст Eim Habanim Semeichah Online Евреи Венгрии во время Холокоста [1]
- Статья от Православного Союза [2]
- Сионистские лидеры [3]
- Чабурат Эйм Хабаним Семеиха — онлайн-изучение Эйм Хабаним Семеиха и связанных с ней тем [4]
- Дэниел Райзер Аспекты мысли раввина Исахара Шломо Тейхталя и исследование новых документов , Исследования Яд Вашем, том. 43:2 (2015), стр. 143–190.
- «Видение искупления в трудах раввина Йиссакара Шломо Тейхталя: изменения в его мессианском подходе во время Холокоста» , Исаак Гершковиц; доктор философии диссертация, Университет Бар-Илан (2009).
- 1885 рождений
- 1945 смертей
- Венгерские раввины ХХ века
- Хасидские раввины в Европе
- Словацкие ортодоксальные раввины
- Религиозные сионистские ортодоксальные раввины
- Венгерские православные раввины
- Люди, погибшие в концлагере Маутхаузен
- Узники концлагеря Освенцим
- Венгерские мирные жители погибли во Второй мировой войне
- Венгерские евреи, погибшие во время Холокоста
- Чехословацкие раввины