Jump to content

Иссахар Шломо Тейхталь

(Перенаправлено с Исачара Тейхтала )

Иссахар Шломо Тейхталь (1885–24 января 1945 г.) [ 1 ] ) был одним из немногих европейских раввинов, которые порвали ряды с ашкеназским ортодоксальным иудаизмом и поддержали активные усилия по заселению Земли Израиля , которая тогда была частью Османской Палестины , а затем Подмандатной Палестины . Он был убит в транспортном поезде в последние дни Второй мировой войны .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Иссахар Шломо Тейхталь родился в Венгрии в 1885 году в семье известных раввинов и еврейских лидеров. Его родителями были Гиттель и Ицхак Тейхталь. был ученым, учителем хасидом Ребе Его отец Санса и . В тринадцать лет Тейхталь начал обучение в ешиве под руководством раввина Шалома Вейдера, который был ав беит дин (городским раввином) Ньиредьхазы , Венгрия. [ 2 ] В пятнадцать лет он переехал в Жабно (ныне Польша ), где был учеником раввина Шалома Унгера.

Тейхталь вернулся в Венгрию и в возрасте двадцати одного года получил раввинское посвящение ( семиха ) от Ребе Талышева. Год спустя он получил еще одно рукоположение от раввина Шмуэля Розенберга и третье рукоположение в том же году от раввина Мордехая Лейба Винклера. Тейхталь впервые женился на Фрейдл Гинц, когда ему было 19 лет. Когда Фрейдл умер в молодом возрасте, он женился на Нехаме Фридман.

В 1921 году Тейхталь стал ав бейт-дином и раввином Пиштяна, то есть Пиештян , Чехословакия (современная Словакия ), города, известного своими минеральными ваннами. Мориа Оставшись в Пиештянах на 20 лет, он основал ешиву .

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Чехословакия была захвачена в 1938 году, когда Тейхталь все еще проживал в Пиештянах. Когда нацистское притеснение усилилось, он вместе с десятью другими членами семьи спрятался в местном бейт-мидраше (учебном зале). Из своего укрытия он стал свидетелем многих злодеяний, включая массовую депортацию друзей и соседей.

Главный раввин Словакии в Нитре отправил гонцов с предложением убежища Тейхталу и его семье. В месяце элуле 1942 года он и его семья бежали в Венгрию, чтобы скрываться в Нитре . После долгих скитаний он наконец оказался в Будапеште , где оставался почти два года. В Будапеште он завершил свою основополагающую работу «Эйм ха-Баним Семейка» , проработав над ней чуть больше года.

В 1944 году Венгрия была захвачена нацистами. Думая, что Словакия может быть в безопасности, семья Тейхталь вернулась туда, чтобы переждать конец войны. Когда нацисты активизировали свои усилия по поиску оставшихся евреев, Тейхталь и его семья были схвачены и отправлены в Освенцим .

Когда в январе 1945 года советская армия продвигалась через Польшу, Тейхталь и его семья были среди узников Освенцима, отправленных глубже в Германию. Тейхталь умер в поезде по пути в концлагерь Маутхаузен 10 швата 5705 года (24 января 1945 года). Следующая цитата взята из раввина Хаима Менахема Тейхталя, в котором рассказывается о смерти его отца в поезде:

Морив своих жертв голодом в течение нескольких дней, угнетатели бросали каждому из них по скудной корке хлеба со злым умыслом заставить их жалко сражаться за свой ничтожный надел. Действительно, один из украинцев отхватил порцию у еврея – соседа моего отца – который отчаянно нуждался в этой корке хлеба. Это разозлило моего отца, который потребовал вернуть украденное. Остальные путешественники умоляли моего отца не вмешиваться, так как это могло стоить ему жизни. Но он сказал: «Как я могу стоять в стороне, когда жизнь обиженного человека зависит от этой еды?» Действительно, он настоял на своей позиции, и украинцы при содействии нацистских солдат восстали против него и убили его, после того как его безжалостно пытали. [ 3 ]

В результате Холокоста Тейхталь изменил свою позицию в отношении Земли Израиля , поскольку он изо всех сил пытался придать смысл тому, что происходило вокруг него. Его тщательно выстроенные аргументы изложены в его книге «Эйм ха-Баним Сэмейха» , написанной во время его странствий, скрывающихся от нацистских угнетателей и их пособников. В этой работе, впервые опубликованной в 1943 году, он приводит доводы в пользу восстановления Земли Израиля, ведущего к окончательному искуплению. Его первоначальная точка зрения была точкой зрения большинства в венгерском ортодоксальном еврейском мире того времени, что не поощряло активное движение. за возвращение евреев в Землю Израиля. В то время преобладала точка зрения, что Бог осуществит возвращение без необходимости вмешательства человека. Холокост заставил его переосмыслить этот подход, и он пришел к выводу, что причина, по которой еврейский народ не был искуплен, заключалась в том, что они не вернулись на свою родину, в Землю Израиля, чтобы переселиться и восстановить ее в прежнем виде. слава.

Наследие

[ редактировать ]

Тейхталь написал и другие произведения, кроме «Эйм ха-Баним Сэмейха» , в частности, книгу респонсов под названием «Мишне Сочир» . Он был плодовитым писателем, и ряд других его произведений чудесным образом пережили и его убийство, и Холокост. Некоторые работы все еще находятся в рукописном виде и еще не опубликованы. Центр Мишне Сахир, расположенный в Бней-Браке , Израиль, представляет собой передовую академию изучения Талмуда, названную в память о Тейхтале, продолжающую его работу и сохраняющую его наследие. Проповеди Тейхтала для фестивалей и его комментарии к Торе были опубликованы в 2011 и 2015 годах соответственно, также под названием «Мишне Сочир» .

Недавно Исаак Гершкович завершил всестороннее исследование творчества Тейхталя. Он продемонстрировал, что некоторые идеологические изменения Тейхталя, приписываемые войне, действительно произошли еще раньше - в начале 1930-х годов. Эта метаморфоза отражена как в его взглядах, так и, что еще более существенно, в его галахической методологии.

Более того, путем изучения дат различных частей «Эйм Хабаним Семеиха» и анализа идеологических позиций Тейхтала на различных этапах его составления становится ясно, что книга не представляет четкой позиции ни по одному из основных вопросов. концепций религиозного сионизма, а также верований православия. Более того, доктрины Тейхтала полны опровержений и противоречий, а его позиции колеблются от венгерского православия к религиозной сионистской мысли.

На ранних этапах «Эйм ха-Баним Семеиха» Тейхталь больше говорил о важности Земли Израиля и ее строительства как решающего этапа Искупления, чтобы стимулировать значительные практические разработки. Однако в последних частях своей книги он придал теологическую и мистическую ценность показателям, измеряющим внутреннее единство еврейской нации, тем самым активно протестуя против создателей ортодоксально-неологического раскола в венгерском еврействе .

Гершковиц утверждает, что «Эйм ха-Баним Семейка» следует анализировать как диалектическую компиляцию, а не как каноническое произведение. Соответственно, речь не идет о том, чтобы очертить мир только с одним смыслом, и, следовательно, Тейхталь не обязан объяснять каждое из них. разделение. Цель сборника — осветить фундаментальные вопросы национализма и производные идеи, такие как связь между Богом и Израилем во время Искупления, природа Искупления и методы его осуществления. Тейхталь хотел включить в свою книгу границы различных последствий, вытекающих из открытой дискуссии, а не диктовать только одно мировоззрение. Таким образом, он не пытался скрыть это напряжение; напротив, он выразил это различными способами.

Сущность Эйм ха-Баним-Семейха и других сдвигов в религиозных концепциях Тейхтала, произошедших со времени прихода к власти нацистского режима, связана с его способностью выражать резкую критику тех раввинских личностей, которые сформировали его собственный мир, а также весь мир. мире венгерского православия на протяжении почти восьмидесяти лет и публично критиковать раскол внутри венгерских еврейских общин в дополнение к уклонению православия от видения Искупления.

Раввин Эли Кавон, говоря о своем наследии, сказал: «Его жизнь и смерть – свидетельство живости и актуальности идей и теологии ультраортодоксальных еврейских раввинов, убитых нацистами и их пособниками во время разрушительных событий». 70 лет назад». [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Паттерсон, Дэвид (2006). Открытые раны: кризис еврейской мысли после Освенцима . Вашингтонский университет Пресс . п. 201. ИСБН  978-0-295-98645-6 .
  2. ^ «Марамурешский регион, Украина [страницы 19–40]» . www.jewishgen.org . Проверено 3 декабря 2015 г.
  3. ^ Лихтман, Моше (июнь 2002 г.). Эйм Хабоним Семейха: об Эрец Исраэль, искуплении и единстве . Мевасерет Цион, Израиль: Kol Mevaser Publications/Урим. п. XXIV. ISBN  9657108179 .
  4. ^ «Раввин Тейхталь: герой нашего времени» . «Джерузалем Пост» | Jpost.com .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эйм Хабаним Семейха: об Эрец Исраэль, искуплении и единстве , автор Харав Исахар Шломо Тейхталь, опубликовано в 2000 году издательством Kol Mevaser Publications, Израиль. Перевод Моше Лихтмана.
  • Теология после Холокоста: трансформация базовой парадигмы , Ирвинг Гринберг ; (2006) Современный иудаизм, том 26, номер 3, стр. 213–239.
  • Вера, этика и Холокост: некоторые личные теологические и религиозные ответы на Холокост Иммануила Якобовица; (1988) Исследования Холокоста и геноцида ; Том 3: стр. 371–381.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e472268119d772f49d60ff7dbd76c71c__1716490260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/1c/e472268119d772f49d60ff7dbd76c71c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yissachar Shlomo Teichtal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)