Уильям Гудлад
Уильям Гудлад ( ок. китобойным судном 17 века 1576–1639) был английским . Он был адмиралом флота Московской компании в лондонского китобойного течение почти двух десятилетий, участвуя в нескольких спорах, связанных с правом лова китов на Шпицбергене . Исследователь Арктики sic Люк Фокс , описывая первые путешествия на Шпицберген, сказал о нем: «... но это я оставляю капитану Гудлэйду [ ] , чей большой опыт в этом направлении, и в его восточном направлении, лучше всех сможет подтвердить или опровергнуть, если ему будет угодно так себя показать». [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Гудлад впервые появляется как адмирал английского китобойного флота в 1620 году в Томаса Эджа книге « Голландские, испанские, датские беспорядки» (1622), которая появляется в книге Сэмюэля Перчаса « Hakluytus posthumus» или «Покупает его паломничество» (1625). Эдж утверждает, что он снова был адмиралом в 1621 и 1622 годах. Перчас (1625) также перепечатывает письмо от 8 июля 1623 года (по старому стилю), написанное «капитаном Уильямом Гудлардом [так в оригинале]» вице-адмиралу Уильяму Хели. В письме из «Белл-саунда» ( Bellsund ), главной гавани англичан на Шпицбергене, он сообщил о вылове там «трех и тридцати» китов, а также о прискорбной потере своего брата Питера 28 июня (ст. ст.), который утонул, когда его вытащили из лодки из-за перегиба троса загарпуненного кита. [ 2 ]
В 1626 году лондонский флот столкнулся с кораблями, посланными из Халла . В начале июня флот достиг Шпицбергена. Гудлад на борту военного корабля «Геркулес» , 22-пушечного флагмана флота, проводил время недалеко от льдов в Беллсунде, вероятно, для защиты близлежащих судов. Ближе к концу месяца он отплыл в гавань «Китовая голова», где обнаружил несколько судов из Халла, которые «убили там несколько китов и запугали их», несмотря на монополию Московской компании в торговле. Они также «забрали 8 шлюпок, [ 3 ] сожгли бочку, разбили холодильники и испортили все остальные материалы, пригодные для упомянутой рыбалки, что привело к срыву плавания, а также снесли дома и разрушили форт и Платтформ, построенные годом ранее для защиты упомянутой гавани». . [ 4 ] Гудлад направился к «прилегающей гавани» («Бухта Бутылка», современная Мидтерхукхамна, у входа в Ван-Кеулен-фьорд ), где он встретил девять кораблей Халла и Йорка под командованием Ричарда Прествуда и Ричарда Перкинса, адмирала и контр-адмирал соответственно. После отказа в удовлетворении завязалась двухчасовая стычка, закончившаяся поражением и изгнанием флота Халла и Йорка. Они были вынуждены покинуть Шпицберген в середине сезона, имея всего 162 тонны нефти и 200 тонн жира, что составляет примерно «третью часть их груза». [ 5 ]
В следующий раз Гудлад упоминается в книге Эдварда Пеллхэма « Божья сила и провидение» (1631), в отчете о первой успешной (хотя и незапланированной) зимовке на Шпицбергене в 1630–1631 годах. Пеллхэм на корабле « Приветствие » был «назначен приказом нашего капитана, капитана Уильяма Гудлера [ так в оригинале ], оставаться на Форленде до пятнадцатого июля». [ 6 ] В начале августа им было приказано покинуть Форленд, поскольку «капитан [совершил] большое путешествие в Белл-Саунде», и им нужно было забрать часть излишков нефти. По пути Пеллхэма и еще семерых мужчин отправили на берег за олениной. Обнаружив, что их корабль отсутствует на месте встречи в «Зеленой гавани» ( Grønfjorden ), они направились в Беллсунд, где провели зиму, ютясь в одной из хижин станций Компании. Они были обнаружены там 25 мая 1631 г. (ст. ст.) двумя кораблями Халла; к 28 мая (ст. ст.) прибыл лондонский флот. Пеллхэм описывает свою встречу с Гудладом следующим образом:
«На борту «Адмирала» мы отправились к благородному капитану Уильяму Гудлеру [так в оригинале], который достоин уважения всех моряков за свою вежливость и щедрость. Это тот джентльмен, который каждый год является главнокомандующим этого флота. и он вполне достоин этого, будучи очень мудрым человеком и опытным мореплавателем, как и большинство людей в Англии, и никто не был удостоен этого джентльмена, и мы были с радостью приняты им; он приказал, чтобы у нас было все, что было на корабле, что могло бы принести нам пользу и увеличить наши силы; он также предоставил нам одежду на сумму двадцать фунтов, таким образом, после четырнадцати дней отдыха мы. росли мы все прекрасно..." [ 7 ]
В 1634 году Гудлад имел дело не только с английскими нарушителями, но и с иностранцами. В июне он прибыл в «Порт-Луи» (современный Гамбургбукта , к югу от Магдален-фьорда ) с двумя военными кораблями, где встретил флот из шести французских кораблей под командованием Жана Вролика . Он попытался изгнать их из гавани, но потерпел неудачу. [ 8 ] В начале июля ему сообщили, что два корабля из Ярмута , « Мэйфлауэр» и « Джеймс» под командованием Уильяма Кейва (или Кейна) и Томаса Уилкинсона, обосновались в Хорнсунде . Из-за льда он смог добраться до Хорнсунда только в последний день июля. Он потребовал, чтобы корабли Ярмута немедленно ушли, но они отказались, якобы хвастаясь, что «сохранят гавань своей кровью». [ 9 ] В последовавшей за этим стычке был убит один из жителей Ярмута, Ричард Колледж. Брат Колледжа, Томас, получил ордер и арестовал Гудлада за смерть своего брата. Гудлада в конце концов освободили, а Томаса Колледжа отправили в тюрьму флота . [ 10 ]
Смерть
[ редактировать ]Гудлад умер 13 января 1639 года и был похоронен на кладбище в Ли-он-Си , Эссекс , Англия. Надпись на его своде гласила:
«Здесь покоится ожидающий второго пришествия своего Спасителя капрал УИЛЬЯМ ГУДЛАД, главный командующий Гренландским флотом XX лет и магистр Тринити-хауса в 1638 году. Он ушел из этой жизни 13 января 1639 года, в LXII году. своего возраста». [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Библиография
- Эпплби, Джон К. «Конфликт, сотрудничество и конкуренция: взлет и падение китобойного промысла Халла в семнадцатом веке». Северный моряк , XVIII № 2 (апрель 2008 г.), 23–59.
- Кристи, Миллер (1894). Путешествие капитана Люка Фокса из Халла и капитана Томаса Джеймса из Бристоля в поисках северо-западного прохода в 1631–1632 годах; с рассказами о более ранних путешествиях на северо-запад Фробишера, Дэвиса, Уэймута, Холла, Найта, Хадсона, Баттона, Гиббонса, Байлота, Баффина, Хокриджа и других . Лондон: Общество Хаклюта.
связанный: STANFORD36105004846502.
- Конвей, Уильям Мартин (1904). Ранние голландские и английские путешествия на Шпицберген в семнадцатом веке . Лондон.
ранние голландские и английские путешествия.
- Конвей, Уильям Мартин (1906). Ничья земля: история Шпицбергена от его открытия в 1596 году до начала научного исследования страны . Кембридж, Университетское издательство. п. 325 .
Ничейная земля, Конвей, 1906 год.
- Данкин, Альфред Джон (1855). Археологическая шахта, коллекция антикварных самородков, относящихся к Кенту . Лондон: Джон Рассел Смит, Сохо-сквер.
- Хенрат, П. 1984. «Военно-морские операции Франции на Шпицбергене во время правления Людовика XIV». Арктика 37: 544–551.
- Дю Паскье, Жан-Тьерри (2000). Баскские китобои . Париж, СПМ.
- Покупки, S. 1625. Hakluytus Posthumus или Покупки его паломников: содержащие историю мира в морских путешествиях и путешествиях по Ланде англичан и других . Тома XIII и XIV (переиздание 1906 г., Дж. Маклехоз и сыновья).
- Уайт, Адам, изд. (1855). Сборник документов о Шпицбергене и Гренландии . Лондон; Общество Хаклюйт.
- Примечания
- ^ Кристи (1894), с. 441.
- ^ Покупки (1625 [1906]), том. xiii, стр. 24–25; том. xiv, стр. 106–7.
- ^ Эпплби (2008), с. 40, говорится, что это было «от одиннадцати до двенадцати мелководий».
- ^ Конвей (1904), стр. 174–75.
- ^ Эпплби (2008), стр. 39–40.
- ^ Уайт (1855), с. 258.
- ^ Уайт (1855), с. 282.
- ^ Дю Паскье (2000), с. 76; Хенрат (1984), с. 535.
- ^ Конвей (1904), стр. 176–77.
- ^ Конвей (1906), с. 177.
- ^ Данкин (1855), с. 93.