Клара Яшке
Клара Яшке | |
---|---|
Рожденный | Клара Берта Анна Яшке то ли 1848, то ли 1858 год |
Умер | 3 января 1912 г. |
Род занятий | Одна из первых женщин-железнодорожников Пруссии и Германии, борец за права женщин. |
Клара Берта Анна Яшке (1848 или 1858 - 3 января 1912 г.) [ 1 ] была одной из первых женщин-железнодорожников в Пруссии и Германии и борцом за права женщин. [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Клара Берта Анна Яшке, известная как Клара (иногда пишется как Клара), родилась в 1848 или 1858 году в Швайднице , Силезия , (ныне Свидница в Польше ) в семье начальника станции, работавшего на железнодорожной компании Берлин-Анхальт , а это означало, что она был знаком С железнодорожной работой с юных лет. В то время женщинам разрешалось работать только на определенных вспомогательных должностях на немецкой железной дороге. С 1870 года незамужние женщины (часто из железнодорожных семей) работали телеграфистками и продавцами билетов. [ 3 ] Заработная плата женщин была ниже, чем у мужчин, и женщины получали зарплату и работали только на ежедневной основе, а не на надлежащем контакте. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]
Где-то между 1873 г. [ 4 ] и 1875 г. [ 3 ] Яшке начала работать продавцом билетов на Schlesischer Bahnhof (Старый Берлин-Остбанхоф ), что сделало ее одной из первых четырех женщин, работавших на железных дорогах тогдашней Пруссии . [ 2 ] В 1880 году большая часть прусских государственных железных дорог была национализирована, в результате чего контрактники-мужчины стали государственными служащими или государственными служащими. [ 5 ] Женщинам не разрешалось работать непосредственно на железных дорогах, и их переводили на более низкую дневную работу в офисе. Низкая зарплата поденщика была недостаточна для того, чтобы женщины-коллеги могли жить на жизнь. Яшке считала, что такая низкая оплата и незащищенные права на трудоустройство по сравнению с оплатой мужчин за равный труд несправедливы, и начала кампанию за равные права между мужчинами и женщинами. [ 4 ]
Кампания за права женщин на трудоустройство на железной дороге
[ редактировать ]По данным профессиональной переписи 1882 года, на государственных и частных железнодорожных предприятиях было занято 1302 женщины. [ 2 ] Яшке начал работать с другими, кто хотел равных прав на железных дорогах. В 1898 году, после почти 25 лет работы по профессии, она и другие коллеги-женщины составили петицию , требуя нанимать железнодорожников на окладной основе. В конечном итоге это получило одобрение в Preußischen Staatseisenbahnen (Палате представителей Пруссии). В результате в 1898 году были созданы первые должности государственной службы для женщин, и женщины могли работать на железных дорогах в качестве Beamtinnen (постоянных государственных служащих), что принесло с собой элемент занятости и экономической безопасности. [ 4 ] Неясно, добилась ли сама Яшке постоянной должности на Прусских государственных железных дорогах . [ 2 ]
С 1904 года была создана должность Eisenbahngehilfin (помощник железной дороги), хотя это была должность без какой-либо возможности продвижения по службе. Для работы требовалось законченное среднее образование или аналогичный экзамен. Женщины-помощницы на железной дороге стояли на том же уровне, что и рабочие-мужчины, которые были охранниками вагонов или кондукторами. Ожидалось, что женщины будут работать от 42 до 60 часов в неделю, включая воскресенья и ночные дежурства. Сохранялась значительно более низкая заработная плата по сравнению с коллегами-мужчинами, как и так называемое безбрачие государственных служащих, которое предусматривало, что государственные служащие-женщины должны были быть уволены после замужества. Это правило было отменено только после вступления в силу Веймарской конституции 11 августа 1919 года. [ 4 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Клара Яшке умерла в Лихтенберге в Берлине в 1912 году. [ 6 ] [ 1 ]
День памяти
[ редактировать ]
В 2005 году в ее честь была названа улица Клара-Яшке-Штрассе возле Berliner Hauptbahnhof (главный железнодорожный вокзал Берлина, открывшийся в 2006 году) в районе Берлин-Моабит . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
В 2018 году Pro-Rail Alliance учредил ежегодную премию Клары Яшке за инновации , которая отмечает достижения женщин в железнодорожной отрасли. [ 11 ]
В 2022 году совет Бад-Цвишенана в Нижней Саксонии решил назвать новую дорогу в честь Клары Яшке в коммерческом районе Бауэршафт Ашхаузен, недалеко от станции технического обслуживания Кайхаузерфельд на железнодорожной линии Ольденбург-Леер. [ 12 ] [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Регистр смерти, ЗАГС Лихтенберг 1, № 14/1912.
- ^ Jump up to: а б с д и «Кем была Клара Яшке» . Pro-Rail Alliance (на немецком языке) . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Женщины на железной дороге» . deutschebahn.com (корпоративная история). Немецкие железные дороги . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Д'Априль, Дороти (25 октября 2020 г.). «Из Le Monde Diplomatique: Эмансипация на колесах» . Ежедневная газета: Таз (на немецком языке). ISSN 0931-9085 . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Райнер Фремдлинг, «Фрахтовые тарифы и государственный бюджет: роль национальных прусских железных дорог 1880–1913», Журнал европейской экономической истории , весна 1980 г., Vol. 9 № 1 стр. 21–40
- ^ «Берлин, Германия, Смерти, 1874–1955 гг. Клары Берты Анны Яшке Лихтенберг I 1912 (Эрстрегистер)» . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Названия улиц в районе Митте» . 25 августа 2020 г. Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ «Штадтплан Берлина – Berlin.de» . www.berlin.de (на немецком языке) . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ «Клара-Яшке-Штрассе — MoabitOnline» . moabitonline.de . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Женщины в центре Берлина Названия женских улиц . Фолькер Хобрак, Historiale eV Berlin (1-е изд.). Берлин. 2007. ISBN 978-3-929829-64-8 . OCLC 198213093 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Приз Клары Яшке за инновации – конкурс железнодорожной отрасли» . Про-Рейл Альянс . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ «Название улицы в Ашхаузене» . Информационная система для граждан (рекомендация от 11 октября 2022 г., проект резолюции BV/2022/070/1). Муниципалитет Бад-Цвишенан. 28 сентября 2022 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2022 г. Проверено 5 ноября 2022 г.
- ^ «Вестник 22 ноября» . Альянс про Шине . 03.11.2022. Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 г. Проверено 5 ноября 2022 г.