Jump to content

Украинский хор бандуристов

Украинский хор бандуристов Тараса Шевченко выступает в Вашингтоне, округ Колумбия , ноябрь 2015 года.

Украинский хор бандуристов ( укр .: Українська Капеля Бандуристов Пивнічної Америки им. Т. Г. Шевченко ; полное название: Украинский хор бандуристов Северной Америки имени Тараса Шевченко ) — полупрофессиональный мужской хор, аккомпанирующий себе многострунный украинский этнический хор. инструмент, известный как бандура . Она берет свое начало в Украине в 1918 году и базируется в США с 1949 года.

Некоторые источники прослеживают историю Украинского хора бандуристов до создания в 1918 году бандуристом Василием Емецем в Киеве Киевского хора кобзарей ; однако в истории Киевской капеллы бандуристов было множество стартов и остановок, а также периодов, когда она не функционировала. Несмотря на то, что многие члены Украинского хора бандуристов были участниками существовавших ранее капелл бандуристов, историю Украинского хора бандуристов можно проследить непрерывно с момента его образования в Киеве в 1941 году.

Предыстория

[ редактировать ]
Киевская капелла бандуристов в 1925 году.
Полтавская капелла бандуристов в 1931 году.

Киевская капелла бандуристов была основана в августе 1918 года бандуристом-виртуозом Василием Емецем с восемью бандуристами. Первоначально он был известен как «Кобзарский хор» и дал свое первое выступление 3 ноября 1918 года. Ситуация в Киеве была политически нестабильной, и этот первый ансамбль прекратил выступления в марте 1919 года. С переходом к большевистскому правительству ряд членов казнили. Некоторые эмигрировали на Запад.

С восстановлением коллектива стал использоваться термин «капелла», отсылающий к вокально-инструментальным ансамблям, известным как «капеллен», которыми часто руководили приглашенные немецкие капельмейстеры, которые были популярны в имениях украинской шляхты в начало 18 века.

Капелла была восстановлена ​​после четырехлетнего перерыва в декабре 1923 года, снова в составе восьми членов; однако только двое ( Федор Дорошко и Григорий Копан ) были из первоначального «Кобзарского хора» первоначально под руководством Василия Потапенко, а затем М. Полотая. За короткий период украинизации популярность ансамбля возросла; однако в 1930-е годы политическая ситуация в Украине существенно изменилась, и бандуристы подверглись различным формам политических репрессий: одних арестовывали и приговаривали к срокам заключения, других — к ссылке. В октябре 1934 года Киевская капелла бандуристов была ликвидирована после того, как ее члены не получали зарплату в течение 10 месяцев.

К марту 1935 года политическая ситуация снова изменилась. Многие из самых радикальных шагов, предпринятых для замедления развития украинской культуры, были пересмотрены, поскольку теперь мало что оставалось, чтобы продемонстрировать какое-либо развитие украинской культуры в период советской власти. В марте 1935 года оставшиеся члены Киевской капеллы бандуристов и Полтавской капеллы бандуристов были объединены в новую Объединенную капеллу бандуристов .

В 1937 году произошел очередной поворот в национальной политике. Преследования и аресты возобновились. Почти все бандуристы в то или иное время были арестованы, значительное число было осуждено за политические преступления, а многие были казнены. С началом Великой Отечественной войны большинство советских музыкальных коллективов продолжали функционировать, давая концерты для Советских Вооружённых Сил. Объединенная бандуристская капелла снова была расформирована, а ее члены мобилизованы на немецко-советский фронт. Значительное количество ее членов напрасно погибло в первые дни войны на фронте из-за недостаточной военной подготовки и техники.

Вторая мировая война и формирование

[ редактировать ]

Во время нацистской оккупации Украины предпринимались попытки восстановить в Киеве профессиональную бандуристскую капеллу бандуриста Д. Черненко. Бандуристы Киевской капеллы были немедленно мобилизованы в Красную Армию после вторжения нацистов; однако несколько выживших бандуристов вернулись в Киев, и была создана группа, которой первоначально руководил бывший концертмейстер Григорий Назаренко , и она начала репетировать. Весной 1941 года оно обратилось в Киевсовет с просьбой разрешить использовать Тараса Шевченко в качестве своего покровителя, и оно было удовлетворено. Со временем, с его приходом, художественное руководство перешло к Григорию Китастому . Первоначально капелла обслуживала окрестности Киева и часть Западной Украины.

В 1942 году капелла в составе семнадцати певцов-бандуристов выехала из Киева на гастроли по Германии . По прибытии их всей группой интернировали в принудительный трудовой лагерь в Гамбурге. После многочисленных представлений группа была освобождена после пяти месяцев заключения, чтобы нацисты использовали ее в качестве морального духа, выступая для украинских OST-Arbeiters (рабов с Востока) в немецких трудовых лагерях.

По окончании войны капелла оказалась в Регенсберге .

В целях усиления артистизма капеллы в Владимир Божик оперный дирижер , получивший образование в Польше качестве содирижера был приглашен . Божик набрал несколько обученных певцов, и капелла была преобразована из капеллы бандуристов (где все ее участники играли на бандуре) в хор бандуристов (где только некоторые исполнители играли на бандуре, а другие просто пели).

После войны хор продолжал какое-то время выступать по всей Германии для многих интернированных, живущих в лагерях для перемещенных лиц (ДП).

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Участники ежегодного Бандуристского лагеря 2010 года, проходившего под эгидой UBC.

В 1949 году хор эмигрировал в США, поселившись группой в Детройте. Первоначально он гастролировал по Северной Америке, пытаясь сохранить профессиональный исполнительский статус; однако это стало экономически нецелесообразно без радикального изменения репертуара и творческого направления группы. Было принято решение не ставить под угрозу творческую целостность группы. В результате статус хора изменился с профессионального на полупрофессиональный, гастролируя по Северной Америке всего несколько недель в году.

В 1958 году хор гастролировал по Европе, давая концерты в Испании, Франции, Швейцарии, Германии, Нидерландах, Швеции, Дании, Бельгии и Англии. Несмотря на весьма успешные отзывы о выступлениях хора, турне не имело экономического успеха. В результате ему не удалось вернуться к полноценному профессиональному статусу. Хор остался в существенной задолженности, а дирижеры Владимир Божик и Григорий Китастый покинули группу после гастролей.

По возвращении художественное руководство взял на себя помощник дирижера Петр Потапенко.Долг почти единолично погасил руководитель хора Петр Гончаренко , который также сохранил хор как жизнеспособный исполнительский ансамбль.

В начале 1960-х годов наступил кризис творческого руководства группы. Трудно было найти дирижера, который не только мог бы руководить хором, но и знал украинские музыкальные традиции и бандуру, мог бы сочинять, аранжировать и оркестровать для такого уникального коллектива. Эти проблемы были преодолены административным гением Петра Гончаренко, который создал художественный совет, который делегировал многие из более тонких задач членам группы под руководством профессионального дирижера. В результате группа смогла пережить этот трудный период, найдя новую цель для продвижения украинской музыки, прежде всего среди многочисленных анклавов украинской общины в Северной Америке. Создание благотворительного фонда для финансирования деятельности хора и управление собственными записями также помогло вновь поставить группу на прочную финансовую основу.

В 1968 году Григорий Китастий к художественному руководству хором вернулся . С вновь обретенной энергией он обогатил репертуар ансамбля новыми композициями и аранжировками и воспитал новое поколение бандуристов, многие из которых родились в Северной Америке. Новую успешную формулу самофинансирования разработал руководитель хора. Капелла регулярно, обычно раз в два года, выпускала новую пластинку и отправлялась в турне по ее продвижению, чередуя то восточное, то западное побережье Северной Америки. Летние музыкальные лагеря, направленные на интенсивное обучение игре на бандуре и другим аспектам украинской музыки, стали консерваторией хора, обеспечивающей инструменталистов для ансамбля. В этих лагерях, мастер-классах и семинарах преподавали многие известные бандуристы, в том числе Петр Китастый, Виктор Китастый, Юлиан Китастый, Марко Фарион, Андрей Китастый, Николай Дейчаковский, Михаил Сердюк и Тарас Павловский.

В 1980 году хор под руководством Х. Китасты гастролировал по Австралии.

Солистка-инструменталистка выступает с Украинским хором бандуристов.

После кончины Григория Китастого в 1984 году Владимира Колесника руководить ансамблем пригласили . Колесник изначально был выпускником Киевской консерватории по классу исполнительства на народных инструментах и ​​дирижирования и до своего бегства дослужился до должности художественного руководителя Киевской оперы . Колесник поднял хор на новый профессиональный уровень как в вокальном, так и в инструментальном исполнении. Под его руководством хор дважды гастролировал по Украине в 1991 и 1994 годах и получил престижную премию имени Шевченко от правительства Украины.

В 1996 году Олег Махлай художественное руководство хором возглавил , став самым молодым художественным руководителем в истории хора. Под его руководством хор дважды гастролировал по Украине, а также по Северной Америке и Европе и активизировал состав своих участников. Его многочисленные записи с хором включают Рождественский репертуар, Божественную литургию и «Конотопскую битву» Григория Китастого, которые многое сделали для укрепления ансамбля как в финансовом, так и в художественном отношении. Махлай также продолжает участвовать в работе бандурских лагерей Кобзарской Сечи в Эмлентоне, штат Пенсильвания, которые по-прежнему спонсируются UBC.

Адриан Бриттан стал художественным руководителем хора в 2008–2010 годах.

В 2011 году на должность художественного руководителя был избран Богдан Герявенко, бывший хормейстер Львовской оперы до своего возвращения в Украину в 2012 году.

Художественные руководители и дирижеры

[ редактировать ]
  • Григорий Назаренко (1942). Формально самый молодой участник Полтавской капеллы бандуристов (с 1925), а затем концертмейстер Объединенной капеллы бандуристов, образованной в Киеве в 1935 году, - он инициировал создание Украинского хора бандуристов и, в частности, использование Тараса Шевченко в качестве его покровитель. Он был ее первым директором на первых трех концертах в Киеве и Житомире . С приходом Григория Китастого , который был помощником дирижера Объединенной киевской капеллы бандуристов, руководство перешло к нему. Назаренко был помощником дирижера, пока в 1946 году не покинул хор вместе с братьями Гончаренко и не сформировал Хор Бандуры Леонтовича .
  • Григорий Китастий (1942–45, 1945–47 содирижер, 1946–48, 1949–50, 1953–55 содирижер, 1958 содирижер, 1968–84) Член Киевской капеллы бандуристов с 1935 года. Помощник дирижера Объединенная Киевская бандурная капелла с 1937 года.
  • Владимир Божик (1945–47, 1950–52, 1953–55 содирижер, 1956–57, 1958 содирижер). С 1945–47 сорежиссер и содирижер с Григорием Китастым. Его пригласили стать содирижером капеллы, если он сможет добавить в хор своих певцов. Дирижер 1950–52. Содирижер 1953–58.
  • Petro Potapenko (1959–61), conductor. Assistants: Ye Ciura and I. Kytastyj
  • Иван Задорожный (1962), дирижер
  • Иван Китастый (1963), содирижер. Дирижировал капеллой в 1963 году.
  • Евгений Ciura (1963)
  • Petro Potapenko (1959–60, '61, '65), conductor. Assistants: Ye. Ciura and I. Kytasty
  • Дирижировал Иван Задорожный (1962, 1965–66). Ассистент: Е Чура
  • Иван Китасти и Евгений Циура (1967). Co-conductors
  • Hryhory Kytasty (1968–83)
  • Евгений Чура (1984). Концерт в Виндзоре
  • Владимир Колесник (1984–1996)
  • Махлай (1996–2008)
  • Адриан Бриттан (2008–2009)
  • Богдан Герявенко (2010–2012)
  • Махлай (2012 – настоящее время)
  • Kozak, S. Triumf Kapely Banduristiv imeni Tarase Shevchenka // Literature Ukraine – 11.VII.1991
  • Колесник, В. Капелла бандуристизм им. THShevchenka // Music, 1991, №5 – P. 24–25
  • Костиук, О. Срок годов из именем великого ковзария в сертци // Висты, №7, Декабрь 1963, Minneapolis , USA – P. 9–13
  • Panasenko, Iy. В историю развития Kapely banduristiv им. T. Shevchenka (1923–1963) // Visti, №7, December, 1963 – P. 14–20
  • Samchuk, U. Zhivi struny // Detroit, USA, 1976 – P. 468.
  • Holovaschenko, M. Bravo, bandurysty // Culture and life, 15.VII.1991.
  • Holovaschenko, M. Z pisneiu и Ukrayinoiu в sertsi // Culture and life, 1.II.1992.
  • Гончаренко, П. Капеллия Bandurystiv перешел концертом в Вашингтоне // Новые Шлиах, Торонто , Онтарио , Канада. №42, 15.X.1988
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e65d232448edbc982c9c9bcf1c0a3b61__1716496560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/61/e65d232448edbc982c9c9bcf1c0a3b61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ukrainian Bandurist Chorus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)