Украинский хор бандуристов
Украинский хор бандуристов ( укр .: Українська Капеля Бандуристов Пивнічної Америки им. Т. Г. Шевченко ; полное название: Украинский хор бандуристов Северной Америки имени Тараса Шевченко ) — полупрофессиональный мужской хор, аккомпанирующий себе многострунный украинский этнический хор. инструмент, известный как бандура . Она берет свое начало в Украине в 1918 году и базируется в США с 1949 года.
История
[ редактировать ]Некоторые источники прослеживают историю Украинского хора бандуристов до создания в 1918 году бандуристом Василием Емецем в Киеве Киевского хора кобзарей ; однако в истории Киевской капеллы бандуристов было множество стартов и остановок, а также периодов, когда она не функционировала. Несмотря на то, что многие члены Украинского хора бандуристов были участниками существовавших ранее капелл бандуристов, историю Украинского хора бандуристов можно проследить непрерывно с момента его образования в Киеве в 1941 году.
Предыстория
[ редактировать ]Киевская капелла бандуристов была основана в августе 1918 года бандуристом-виртуозом Василием Емецем с восемью бандуристами. Первоначально он был известен как «Кобзарский хор» и дал свое первое выступление 3 ноября 1918 года. Ситуация в Киеве была политически нестабильной, и этот первый ансамбль прекратил выступления в марте 1919 года. С переходом к большевистскому правительству ряд членов казнили. Некоторые эмигрировали на Запад.
С восстановлением коллектива стал использоваться термин «капелла», отсылающий к вокально-инструментальным ансамблям, известным как «капеллен», которыми часто руководили приглашенные немецкие капельмейстеры, которые были популярны в имениях украинской шляхты в начало 18 века.
Капелла была восстановлена после четырехлетнего перерыва в декабре 1923 года, снова в составе восьми членов; однако только двое ( Федор Дорошко и Григорий Копан ) были из первоначального «Кобзарского хора» первоначально под руководством Василия Потапенко, а затем М. Полотая. За короткий период украинизации популярность ансамбля возросла; однако в 1930-е годы политическая ситуация в Украине существенно изменилась, и бандуристы подверглись различным формам политических репрессий: одних арестовывали и приговаривали к срокам заключения, других — к ссылке. В октябре 1934 года Киевская капелла бандуристов была ликвидирована после того, как ее члены не получали зарплату в течение 10 месяцев.
К марту 1935 года политическая ситуация снова изменилась. Многие из самых радикальных шагов, предпринятых для замедления развития украинской культуры, были пересмотрены, поскольку теперь мало что оставалось, чтобы продемонстрировать какое-либо развитие украинской культуры в период советской власти. В марте 1935 года оставшиеся члены Киевской капеллы бандуристов и Полтавской капеллы бандуристов были объединены в новую Объединенную капеллу бандуристов .
В 1937 году произошел очередной поворот в национальной политике. Преследования и аресты возобновились. Почти все бандуристы в то или иное время были арестованы, значительное число было осуждено за политические преступления, а многие были казнены. С началом Великой Отечественной войны большинство советских музыкальных коллективов продолжали функционировать, давая концерты для Советских Вооружённых Сил. Объединенная бандуристская капелла снова была расформирована, а ее члены мобилизованы на немецко-советский фронт. Значительное количество ее членов напрасно погибло в первые дни войны на фронте из-за недостаточной военной подготовки и техники.
Вторая мировая война и формирование
[ редактировать ]Во время нацистской оккупации Украины предпринимались попытки восстановить в Киеве профессиональную бандуристскую капеллу бандуриста Д. Черненко. Бандуристы Киевской капеллы были немедленно мобилизованы в Красную Армию после вторжения нацистов; однако несколько выживших бандуристов вернулись в Киев, и была создана группа, которой первоначально руководил бывший концертмейстер Григорий Назаренко , и она начала репетировать. Весной 1941 года оно обратилось в Киевсовет с просьбой разрешить использовать Тараса Шевченко в качестве своего покровителя, и оно было удовлетворено. Со временем, с его приходом, художественное руководство перешло к Григорию Китастому . Первоначально капелла обслуживала окрестности Киева и часть Западной Украины.
В 1942 году капелла в составе семнадцати певцов-бандуристов выехала из Киева на гастроли по Германии . По прибытии их всей группой интернировали в принудительный трудовой лагерь в Гамбурге. После многочисленных представлений группа была освобождена после пяти месяцев заключения, чтобы нацисты использовали ее в качестве морального духа, выступая для украинских OST-Arbeiters (рабов с Востока) в немецких трудовых лагерях.
По окончании войны капелла оказалась в Регенсберге .
В целях усиления артистизма капеллы в Владимир Божик оперный дирижер , получивший образование в Польше качестве содирижера был приглашен . Божик набрал несколько обученных певцов, и капелла была преобразована из капеллы бандуристов (где все ее участники играли на бандуре) в хор бандуристов (где только некоторые исполнители играли на бандуре, а другие просто пели).
После войны хор продолжал какое-то время выступать по всей Германии для многих интернированных, живущих в лагерях для перемещенных лиц (ДП).
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В 1949 году хор эмигрировал в США, поселившись группой в Детройте. Первоначально он гастролировал по Северной Америке, пытаясь сохранить профессиональный исполнительский статус; однако это стало экономически нецелесообразно без радикального изменения репертуара и творческого направления группы. Было принято решение не ставить под угрозу творческую целостность группы. В результате статус хора изменился с профессионального на полупрофессиональный, гастролируя по Северной Америке всего несколько недель в году.
В 1958 году хор гастролировал по Европе, давая концерты в Испании, Франции, Швейцарии, Германии, Нидерландах, Швеции, Дании, Бельгии и Англии. Несмотря на весьма успешные отзывы о выступлениях хора, турне не имело экономического успеха. В результате ему не удалось вернуться к полноценному профессиональному статусу. Хор остался в существенной задолженности, а дирижеры Владимир Божик и Григорий Китастый покинули группу после гастролей.
По возвращении художественное руководство взял на себя помощник дирижера Петр Потапенко.Долг почти единолично погасил руководитель хора Петр Гончаренко , который также сохранил хор как жизнеспособный исполнительский ансамбль.
В начале 1960-х годов наступил кризис творческого руководства группы. Трудно было найти дирижера, который не только мог бы руководить хором, но и знал украинские музыкальные традиции и бандуру, мог бы сочинять, аранжировать и оркестровать для такого уникального коллектива. Эти проблемы были преодолены административным гением Петра Гончаренко, который создал художественный совет, который делегировал многие из более тонких задач членам группы под руководством профессионального дирижера. В результате группа смогла пережить этот трудный период, найдя новую цель для продвижения украинской музыки, прежде всего среди многочисленных анклавов украинской общины в Северной Америке. Создание благотворительного фонда для финансирования деятельности хора и управление собственными записями также помогло вновь поставить группу на прочную финансовую основу.
В 1968 году Григорий Китастий к художественному руководству хором вернулся . С вновь обретенной энергией он обогатил репертуар ансамбля новыми композициями и аранжировками и воспитал новое поколение бандуристов, многие из которых родились в Северной Америке. Новую успешную формулу самофинансирования разработал руководитель хора. Капелла регулярно, обычно раз в два года, выпускала новую пластинку и отправлялась в турне по ее продвижению, чередуя то восточное, то западное побережье Северной Америки. Летние музыкальные лагеря, направленные на интенсивное обучение игре на бандуре и другим аспектам украинской музыки, стали консерваторией хора, обеспечивающей инструменталистов для ансамбля. В этих лагерях, мастер-классах и семинарах преподавали многие известные бандуристы, в том числе Петр Китастый, Виктор Китастый, Юлиан Китастый, Марко Фарион, Андрей Китастый, Николай Дейчаковский, Михаил Сердюк и Тарас Павловский.
В 1980 году хор под руководством Х. Китасты гастролировал по Австралии.
После кончины Григория Китастого в 1984 году Владимира Колесника руководить ансамблем пригласили . Колесник изначально был выпускником Киевской консерватории по классу исполнительства на народных инструментах и дирижирования и до своего бегства дослужился до должности художественного руководителя Киевской оперы . Колесник поднял хор на новый профессиональный уровень как в вокальном, так и в инструментальном исполнении. Под его руководством хор дважды гастролировал по Украине в 1991 и 1994 годах и получил престижную премию имени Шевченко от правительства Украины.
В 1996 году Олег Махлай художественное руководство хором возглавил , став самым молодым художественным руководителем в истории хора. Под его руководством хор дважды гастролировал по Украине, а также по Северной Америке и Европе и активизировал состав своих участников. Его многочисленные записи с хором включают Рождественский репертуар, Божественную литургию и «Конотопскую битву» Григория Китастого, которые многое сделали для укрепления ансамбля как в финансовом, так и в художественном отношении. Махлай также продолжает участвовать в работе бандурских лагерей Кобзарской Сечи в Эмлентоне, штат Пенсильвания, которые по-прежнему спонсируются UBC.
Адриан Бриттан стал художественным руководителем хора в 2008–2010 годах.
В 2011 году на должность художественного руководителя был избран Богдан Герявенко, бывший хормейстер Львовской оперы до своего возвращения в Украину в 2012 году.
Художественные руководители и дирижеры
[ редактировать ]- Григорий Назаренко (1942). Формально самый молодой участник Полтавской капеллы бандуристов (с 1925), а затем концертмейстер Объединенной капеллы бандуристов, образованной в Киеве в 1935 году, - он инициировал создание Украинского хора бандуристов и, в частности, использование Тараса Шевченко в качестве его покровитель. Он был ее первым директором на первых трех концертах в Киеве и Житомире . С приходом Григория Китастого , который был помощником дирижера Объединенной киевской капеллы бандуристов, руководство перешло к нему. Назаренко был помощником дирижера, пока в 1946 году не покинул хор вместе с братьями Гончаренко и не сформировал Хор Бандуры Леонтовича .
- Григорий Китастий (1942–45, 1945–47 содирижер, 1946–48, 1949–50, 1953–55 содирижер, 1958 содирижер, 1968–84) Член Киевской капеллы бандуристов с 1935 года. Помощник дирижера Объединенная Киевская бандурная капелла с 1937 года.
- Владимир Божик (1945–47, 1950–52, 1953–55 содирижер, 1956–57, 1958 содирижер). С 1945–47 сорежиссер и содирижер с Григорием Китастым. Его пригласили стать содирижером капеллы, если он сможет добавить в хор своих певцов. Дирижер 1950–52. Содирижер 1953–58.
- Petro Potapenko (1959–61), conductor. Assistants: Ye Ciura and I. Kytastyj
- Иван Задорожный (1962), дирижер
- Иван Китастый (1963), содирижер. Дирижировал капеллой в 1963 году.
- Евгений Ciura (1963)
- Petro Potapenko (1959–60, '61, '65), conductor. Assistants: Ye. Ciura and I. Kytasty
- Дирижировал Иван Задорожный (1962, 1965–66). Ассистент: Е Чура
- Иван Китасти и Евгений Циура (1967). Co-conductors
- Hryhory Kytasty (1968–83)
- Евгений Чура (1984). Концерт в Виндзоре
- Владимир Колесник (1984–1996)
- Махлай (1996–2008)
- Адриан Бриттан (2008–2009)
- Богдан Герявенко (2010–2012)
- Махлай (2012 – настоящее время)
Ссылки
[ редактировать ]- Kozak, S. Triumf Kapely Banduristiv imeni Tarase Shevchenka // Literature Ukraine – 11.VII.1991
- Колесник, В. Капелла бандуристизм им. THShevchenka // Music, 1991, №5 – P. 24–25
- Костиук, О. Срок годов из именем великого ковзария в сертци // Висты, №7, Декабрь 1963, Minneapolis , USA – P. 9–13
- Panasenko, Iy. В историю развития Kapely banduristiv им. T. Shevchenka (1923–1963) // Visti, №7, December, 1963 – P. 14–20
- Samchuk, U. Zhivi struny // Detroit, USA, 1976 – P. 468.
- Holovaschenko, M. Bravo, bandurysty // Culture and life, 15.VII.1991.
- Holovaschenko, M. Z pisneiu и Ukrayinoiu в sertsi // Culture and life, 1.II.1992.
- Гончаренко, П. Капеллия Bandurystiv перешел концертом в Вашингтоне // Новые Шлиах, Торонто , Онтарио , Канада. №42, 15.X.1988