1583 г. Собрание знати
Ассамблея знати 1583 года (по-французски: Assemblée des notables de 1583) представляла собой собрание большей части политической элиты королевства Франции, а также финансовых и технических экспертов в области управления. На встрече была надежда исправить шаткое финансовое положение Франции. Усилия по финансовой реформе королевства были характерной чертой правления короля Генриха III, начиная с Генеральных штатов 1576 года . Корона была в огромных долгах, а королевские налоги становились все более невыносимыми для французского народа. В Великом Ордонансе Блуа, изданном в 1579 году, в котором суммировались многие просьбы Генеральных штатов, было выдвинуто большое количество финансовых реформ. Однако Анри был вынужден прибегнуть к различным средствам из-за финансовых потребностей сначала гражданских войн, затем военных подвигов его брата, герцога Алансонского в Нидерландах, а затем необходимости расплатиться с иностранными наемниками, которым была обязана корона. К 1582 году Анри, столкнувшись с растущим сопротивлением финансовой политике короны со стороны провинций, решил отказаться от уловок.
В августе 1582 года он назначил комиссаров, которые должны были выезжать в провинции и выяснять недовольство королевских офицеров и представительных собраний королевства. Если они признавали должностных лиц виновными в злоупотреблениях, они также должны были применять санкции. Совершив поездку по королевству, различные группы комиссаров были вызваны обратно в Париж в сентябре 1583 года. Выводы их поездки должны были быть обобщены на совете, а затем сформировать основу для собрания знати. Собрание знати открылось в ноябре 1583 года и насчитывало 66 участников, в основном это были административные эксперты и функционеры, а также многие великие дворяне королевства, такие как кардинал де Бурбон . Открывая Ассамблею 18 ноября, Анри представил знати радикальный налоговый план, впервые представленный Генеральным штатам в 1576 году, согласно которому несколько существующих налогов будут отменены и заменены единым подоходным налогом / налогом на богатство, структурированным более чем 30 группами. Это было неприятно собравшейся знати, которая предложила вместо этого, чтобы Анри работал над выкупом королевских владений (большая часть которых была отчуждена в частные руки для сбора краткосрочных средств), а не над повышением новых налогов. Кардинал де Бурбон умолял Анри восстановить единство религии в королевстве, но Анри отклонил его просьбы. После двухмесячного обсуждения в феврале Ассамблея представила Анри множество предложений, среди которых были сокращение численности армии, пересмотр контрактов, заключенных с откупщиками и теми, кому он отчуждал элементы королевского владения, оживление французской промышленности и пресечение злоупотреблений при сборе налогов. В течение следующего года указы Анри воплотили в себе множество финансовых политик, отстаиваемых Ассамблеей, включая реформу вооруженных сил, переиздание и объединение нескольких налоговых ферм по более выгодным ставкам, учреждение суда для наказания за финансовые злоупотребления и подавление из непопулярных Taille (земельный налог) в районах, где он был недавно введен. В 1585 году Генрих воспользовался плодами этих усилий, радикально сократив королевский дефицит. Однако реформам не удалось укрепиться дальше, поскольку Франция погрузилась в политико-религиозный кризис, представленный восстанием Католической лиги ( лиги) .
Финансовый кризис
[ редактировать ]Долг и бесхозяйственность
[ редактировать ]Во второй половине 1570-х годов финансовое положение королевства было шатким. В 1576 году, например, королевские доходы составляли около 14 миллионов ливров , а государственный долг — 101 миллион ливров . В свете этой ситуации король Генрих III отказался от идеи ликвидации продажных должностей (государственных должностей, за приобретение которых вы платили), расширил отчуждение королевских владений (продажа коронных земель частным лицам) и предпринял программу налогообложения городов. одновременно подвергая их принудительным кредитам. В попытке контролировать инфляцию в 1577 году было предложено экю переоценить (крону) до эквивалента трем ливрам (фунтам). В указе Пуатье система бухгалтерского учета королевства была привязана к écu au Soleil, а не к вымышленной учетной единице. [ 1 ] Хотя это в определенной степени контролировало инфляцию, со временем расчетная единица экю начала отходить от физической валюты. [ 2 ]
Провинции не выполнили финансовые требования короны в 1578–1579 годах, при этом провинциальные поместья Бургундии, Бретани и Нормандии отказывались уступить, несмотря на отправку королевских комиссаров. Для этого они сослались на свои привилегии. [ 3 ] Требовалась настоящая реформа. [ 4 ] В 1579 году Анри издал Большой Ордонанс Блуа , который состоял из 363 статей и был направлен на рассмотрение жалоб, поднятых в Генеральных штатах 1576 года . [ 5 ] Этот указ декларировал сокращение членского состава суверенных судов и президиумов , запрещал подкуп должностных лиц и устанавливал законы об отчуждении королевских владений. [ 6 ] Это также влияло на королевский дом, функционирование армии, доступ к церковным должностям и различные обязанности членов королевского двора. [ 7 ] мир Хотя Бержеракский в 1577 году и Флейский мир в 1580 году частично облегчили финансовое давление на корону, это длилось недолго. В 1580 году Анри поручил четырем финансовым специалистам (Антуану де Николе, сеньору де Шенай , Пьеру де Фит и Николя дю Ге) изучить целесообразность выкупа королевских владений. [ 8 ] Эта комиссия сообщила ему общую стоимость королевских владений (отчужденных или нет), которая оценивалась примерно в 50 000 000 ливров . [ 9 ] Исследование возможности выкупа не смогло существенно продвинуться до того, как Анри был вынужден отчуждать большую часть королевских владений. [ 10 ]
С 1581 года Анри был обременен новыми расходами - финансовой поддержкой военных подвигов своего брата (герцога д'Алансона ) в Нидерландах. Альтернативой поддержке этого начинания было бы столкновение с новым восстанием в Алансоне во Франции. Таким образом, мира с протестантами одного было бы недостаточно для восстановления финансовой стабильности королевства. [ 9 ] В ноябре 1581 года он объявил, что расширение retrait lignager (правил отчуждения собственности в отношении наследования) будет действовать на всей территории Французского королевства, включая те области на юге королевства, которые действовали на основе писаного права, а не обычного права. [ 11 ] В июле 1582 года Анри возобновил союз Франции с некоторыми швейцарскими кантонами и заключил с ними договор в Золотурне относительно задолженности по заработной плате наемников, которая стоила короне 600 000 экю . [ 12 ] Эти расходы вынудили его еще раз прибегнуть к уловкам, и он отчуждал еще больше королевских владений, создал еще больше продажных должностей, взял 6 новых займов и ввел дополнительные налоги на духовенство, одежду и вино. [ 13 ] в Пикардии и Шампани произошли беспорядки против уплаты нового адъютанта (акцизного налога) на сукно и вино. Летом 1582 года [ 14 ] Поскольку эти беспорядки угрожали распространиться на юг, Анри в октябре обратился к своему брату за помощью. Шевалье утверждает, что, к счастью для Анри, герцог Алансонский отказался. [ 12 ] было признано 2 августа на совете , что дефицит королевского бюджета составляет около 200 000 экю . [ 13 ]
Избавление от вредных привычек
[ редактировать ]К 1582 году Анри искал выход из цикла финансовых уловок, необходимых для поддержания баланса на плаву. По словам английского посла, он всегда держал под рукой писцов, чтобы записывать свои идеи по поводу финансовых средств. [ 15 ] Первый шаг в этом направлении был сделан 27 мая 1582 года, когда совет финансов (финансовый совет) получил приказ собираться с 13:00 каждый день на два часа для изучения методов, с помощью которых король мог бы вернуть свои владения и другие доходы. , чтобы он мог жить за счет своих земель и избавить людей от проблем. Во время заседания Государственного совета 16 июля Анри объявил о своем намерении провести расследование, преследующее двойную цель: выкуп владения и облегчение страданий народа. Королевство было разделено на шесть частей, за каждую из которых отвечала группа из четырех комиссаров. Комиссии были разосланы членам комиссии с 3 по 6 августа. [ 16 ] [ 12 ] За каждой областью должна была наблюдать комиссия из четырех человек, возглавляемая прелатом и включавшая члена conseil privé (тайного совета), имевшего военный опыт, магистрата и эксперта в области финансов. [ 14 ] Историк Керхер отмечает, что второй фигурой в группе был «дворянин средней важности, который предложил Анри годы службы либо в качестве солдата, либо в качестве дипломата». [ 17 ] Лионне, Дофине и Прованс были вверены епископу Нантскому , сеньору Абэна , Жаку Байе, советнику Великого совета , и Шарлю Ле Конту, одному из мастеров счетов . [ 18 ] Лангедок и Гиенна находились в ведении архиепископа Вены , сьера де Ментенона , Жана Форже, советника парижского парламента , и Дени Бартелемея, одного из мастеров счетов . Для Нормандии и Бретани были назначены архиепископ Лиона , сеньор Ла Мот-Фенелон , сеньор Бланмениль, один из мастеров по запросам , и Пьер де Фит де Суси, чтобы стать казначеем сбережений . Последняя группа, состав которой известен, - это группа, ответственная за Иль-де-Франс, Пикардия и Шампань, в которую входили епископ Шалонский , граф де Маренн , Жак де Букемар, один из метрдотелей запросов , и человек по имени Борен, которого воображает Керхер. быть финансистом. [ 17 ] Эти комиссии покинули суд в октябре. Впереди шли извещения от короля в провинции, предписывающие чиновникам и органам быть готовыми ответить на вопросы комиссии. [ 12 ] Эти комиссии посетили все провинции королевства. [ 19 ]
Наряду с этим, в начале 1583 года Анри стремился добиться отчуждения на сумму 100 000 экю церковной собственности (крон). Это было встречено сильным сопротивлением духовенства на Парижском собрании 28 марта. Анри также столкнулся с оппозицией на частном совете . Он отправил своего секретаря (секретаря) Жюля Гассо для переговоров по этому вопросу с Папой в Риме . Через папского нунцио (посла и представителя Папы) Папа предупредил Анри, что, если он будет упорствовать в своих планах против церковной собственности, ему будет отказано в причастии. Уязвленный Анри был вынужден отказаться от проекта. [ 20 ] 19 марта Анри объявил о запрете ввоза в королевство иностранных предметов роскоши. новые правила о тайле . В том же месяце король ввел [ 12 ]
Комиссии в провинции
[ редактировать ]Прибывая в провинцию, комиссия поддерживала связь с губернатором и его заместителями, чтобы быть уверенными в их поддержке во время пребывания. Затем члены комиссии поинтересуются религиозной, политической и экономической ситуацией в провинции. [ 17 ] Они должны были дать понять знати, что Генрих намеревался соблюдать указы об умиротворении, чтобы его подданные могли жить в мире. [ 21 ] Члены комиссии несли запечатанные письма от короля, в которых объяснялись конкретные проблемы провинции, в которой они находились. [ 22 ] Затем они совершали поездку по городам провинции и созывали представительные собрания. Они проводили свои расследования не только в городах, но и регулярно останавливаясь в своих путешествиях, чтобы поговорить со сборщиками налогов и церковными старостой. Также будут проведены консультации с местными сословиями и опрошены все финансовые чиновники, будь то государственные или церковные. Необходимо было объяснить провинциальным сословиям, что Генрих не хотел повышать налоги, а скорее хотел решить проблемы, которые могли привести к краху королевства. Если бы от членов комиссии требовали создания Генеральных штатов, они должны были их проигнорировать. [ 22 ] Таким образом надеялись, что все аспекты общественной жизни, требующие внимания короны, будут видны, а также озвучено любое недовольство нынешним положением вещей. [ 19 ]
В тех случаях, когда они признавали королевских чиновников, дворян или священнослужителей виновными в злоупотреблениях (будь то злоупотребление властью, неповиновение или растрату), члены комиссии были уполномочены применять санкции к должностному лицу. [ 19 ]
Комиссары получили прохладное приветствие от местных властей, с которыми они встретились. Несмотря на это, они приложили серьезные усилия для выполнения поставленной задачи, потратив шесть месяцев на выполнение своей миссии. Они оставили тяжелый след в местных архивах тех мест, где побывали. [ 19 ]
Из-за нехватки сохранившихся документов следить за ходом комиссий сложно. Известно, однако, что комиссия, прибывшая в Лион, курировала реформу правосудия. [ 23 ]
Керхер описывает эти заказы как особенно оригинальное нововведение Анри, поскольку они выполняли трехстороннюю миссию. Сочетание национальных консультаций, административной реформы и расследования было новинкой. [ 23 ]
В мае и июне 1583 года были сформированы комитеты для расследования возможности сокращения числа судебных чиновников и реформирования больниц королевства. [ 24 ] Расследование реформы больниц возглавили парламентер Ла Гель и великий аумонье (великий капеллан) Жак Амио . [ 25 ]
Подготовка к собранию знати
[ редактировать ]30 июня 1583 года Анри призвал комиссаров вернуться в столицу, намереваясь встретиться в Париже 10 сентября. Они должны были прибыть за 5 дней до предполагаемой даты начала Собрания знати, которое, как он рассчитывал, начнется 15 сентября. Однако чума прокладывала себе путь через Париж, поэтому решение было пересмотрено. [ 26 ] В то же время, когда он отозвал членов комиссии, он разослал вызов различным принцам дю Санг (принцам крови) и «нескольким другим лордам», чтобы они могли услышать результаты работы членов комиссии и внести предложения относительно того, как следует поступить. решить возникшие проблемы. [ 27 ]
Анри прибыл в королевскую резиденцию замок Сен-Жермен-ан-Ле вместе со двором 9 октября, побывав в Бурбон-Ланси. [ 28 ] [ 27 ] Именно здесь собиралась Ассамблея. [ 26 ]
По возвращении комиссаров в суд в октябре 1583 года они получили 4 ноября приказ подготовить единый общий отчет, по которому они должны были собираться каждый день, пока он не будет готов. [ 27 ] Отчет из 48 глав будет представлен королевскому совету . Это было дополнено меморандумом по каждой провинции, где были изложены общие недовольства и конкретные вопросы. В записях сохранились только города Бретани и Нормандии. В документах описывается плохое состояние королевских финансов и разочарование французского народа бременем прямых и косвенных налогов, которым он подвергался. [ 4 ] Члены комиссии отметили деморализованный характер духовенства, которому требовалось внешнее обновление, чтобы провести внутреннее. С неодобрением была также отмечена чума воинствующих банд, терроризировавших королевство. Наконец, было высказано мнение, что коррупция среди королевских чиновников не наблюдалась, но судебная власть подвергалась запугиванию. [ 22 ]
К осени 1583 года государственный секретарь Анри , сеньор де Вильруа, все больше беспокоился о том, что Франция столкнулась со все более неотложным кризисом, связанным как с внутренними, так и с внешними опасностями. В частности, угроза вторжения наемной армии Пфальц-Зиммерна из -за его неоплаченных долгов. [ 29 ]
Заседание Ассамблеи
[ редактировать ]Выбор кузова
[ редактировать ]Будет созвано собрание знати для анализа результатов проведенных расследований и консультирования по мерам, которые следует принять. [ 16 ] [ 6 ] Это была более пикантная альтернатива перспективе созыва новых Генеральных штатов для короля. [ 30 ] Таким образом, состав будет сильно отличаться от Генеральных штатов: с немногими представителями духовенства, отсутствием представителей городов и самых высокопоставленных парламентариев . отсутствием [ 31 ] Керхер характеризует его скорее как «Собрание чиновников». [ 32 ] Анри надеялся, что известные люди смогут способствовать реорганизации французского налогового режима. [ 33 ] Вдобавок к этому, наконец, могли быть реализованы грандиозные обещания Великого Ордонанса Блуа и решены внутренние проблемы королевства, так что Франция могла переориентироваться на международную направленность конкуренции с Испанией. [ 34 ]
Это был второй созыв Анри «Ассамблеи знати», его первое посещение этого учреждения состоялось в 1575 году . [ 7 ]
Объявление о собрании знати вызвало одновременно беспокойство и облегчение для церковных органов. С одной стороны, это породило призрак новой попытки отчуждения церковных владений. Однако, с другой стороны, это настолько перегрузило бы Генриха различными делами, что могло бы защитить церковь от превращения в источник финансовой помощи короля. Среди присутствующих также будет несколько старших прелатов. [ 35 ]
Первый проект программы ассамблеи был составлен 9 октября, в день прибытия Анри в Сен-Жермен-ан-Ле. [ 27 ] Предполагалось, что Ассамблее сначала будет представлен отчет, составленный комиссарами, а затем сводка налогов, собранных в 1583 году наряду с королевскими расходами. Затем будет обсуждаться упразднение различных финансовых учреждений. После этого будет представлен отчет 1580 года о положении королевских владений. Собравшиеся знатные люди посоветуют королю, как лучше всего обеспечить выкуп владений. [ 36 ] Из этого следует справедливость, чему способствовал доклад президента Ла Геля. будет обсуждаться возможность военной реформы Тогда по совету маршала де Реца (маршала Реца) . Последней темой обсуждения станет пресечение злоупотреблений в католической церкви. [ 36 ] В течение октября и ноября правительство работало над опросом, на который известные личности должны были ответить, и над проектами, над которыми они будут работать. [ 37 ] Керхер утверждает, что тщательность королевских приготовлений, которые были переданы в руки специалистов, означала, что знатные люди в большинстве случаев мало что делали для изменения представленных им проектов. [ 37 ]
Участники
[ редактировать ]На мероприятии примут участие 66 человек. [ 6 ] Каждый получил личное приглашение от короля. [ 22 ] Среди приглашенных были принцы дю Санг (принцы крови - кровные родственники королевской семьи по мужской линии), офицеры де ла куронн (офицеры короны), двадцать шесть государственных советников (государственных советников), королевские секретари , десять командиры королевских компаний d'ordonnance (ордонансных рот), около полудюжины губернаторов различных провинций, семь юристов, два дипломата и представители двух главных королевских фаворитов: герцога де Жуайеза , герцога д'Эпернона . представители королевы-матери Екатерины и брата короля, герцога Алансонского. На церемонии также присутствовали [ 16 ] [ 19 ] [ 38 ] Среди присутствующих были все, кто работал комиссарами в провинциях. [ 24 ] Историк Салмон характеризует его в основном как собрание «технических экспертов». [ 39 ] Протестантская знать заметно отсутствовала. [ 40 ] Хотя государственного секретаря Виллеруа не было в списке присутствующих, он присутствовал, чтобы поддержать короля. [ 31 ]
Различные знатные люди начали собираться при дворе с октября. Керхер утверждает, что Ассамблея не началась в это время по нескольким причинам. Во-первых, Екатерина все еще выполняла свою миссию по обеспечению присутствия Алансона. Во-вторых, примерно в это же время в суд прибыли представители различных провинциальных сословий Лангедока, Прованса, Гиени, Бургундии и Бретани, чтобы протестовать против повышения налогов. По словам английского посла, Анри хотел отложить начало Ассамблеи до их отъезда. Действительно, 5 ноября эти депутаты, собравшиеся в большом зале Сен-Жермен-ан-Ле, были удалены из комнаты и вместо этого приглашены изложить королю свои опасения в письменном виде. [ 41 ] Тем не менее они будут присутствовать на первых сессиях Ассамблеи. [ 24 ] Анри позаботился о том, чтобы они отсутствовали на важных дебатах Ассамблеи. [ 42 ] Сообщается, что к 9 декабря большинство из них уехали, это было до того, как началось фактическое обсуждение предложений короны, и поэтому эти представители по-настоящему не участвовали. [ 43 ]
Алансон и Катрин
[ редактировать ]Анри надеялся, что его брат Алансон присоединится к нему на Ассамблее, и направил просьбу об этом, отправив свою мать Екатерину в Ла Фер для встречи с принцем в августе. Екатерина сообщила сыну, что Анри надеется, что и он, и барон де Бирон будут присутствовать на предстоящем собрании знати, чтобы они могли объяснить ситуацию в Нидерландах. [ 44 ] Екатерине не удалось убедить его присутствовать, и позже она сообщила, что «злонамеренные люди» убедили Алансона, что Ассамблея будет работать ему во вред. [ 45 ] Она отругала его за неподчинение королю и пообещала ему деньги, если он немедленно вернется ко французскому двору. Примерно в это же время у Алансона поднялась высокая температура, и биографу принца Холту ясно, что это была истинная причина его отсутствия. [ 46 ] Кэтрин не придавала большого значения его болезни. [ 47 ]
Представлять Екатерину во время разбирательства будет один из ее советников по имени Сципион де Фиеск. Тем временем герцога д'Алансона представлял дворянин из его дома по имени сеньор де Пон . [ 26 ] [ 46 ]
Принцы, которых ты пел
[ редактировать ]Среди принцев дю Санг должны были присутствовать кардинал де Бурбон , его племянник кардинал де Вандом и маркиз де Конти . [ 19 ]
Из принцев дю Санг протестантский принц де Конде и протестантский король Наварры отсутствовали бы . Ни один из них не пожелал прийти на собрание, чтобы выразить свои протесты. [ 48 ] Наварра отказался присутствовать на том основании, что принцу не следует подавать петицию. [ 22 ] Однако король Наварры пошлет к Анри сеньора де Клервана , чтобы тот предоставил французскому королю запросы протестантов. Католический герцог де Монпансье также отсутствовал, предполагает Керхер, возможно, он был занят во Влаандерене или Дофине. [ 49 ]
Принцы
[ редактировать ]Из принцев суверенных домов присутствовали бы герцог де Гиз , герцог д'Омаль , герцог де Меркёр и герцог де Невер . [ 19 ]
Герцог де Майенн и герцог д'Эльбеф отсутствовали на собрании. Керхер предполагает, что они остались в провинции и стали причиной беспорядков. [ 49 ]
Избранное
[ редактировать ]Главные королевские фавориты послали своих представителей отстаивать их интересы. Герцога д'Эпернона представлял его старший брат, сеньор де Ла Валетт , а герцога де Жуайез представлял его младший брат, граф де Бушаж . [ 48 ] [ 30 ] Эпернон тоже присутствовал. [ 50 ] Жуайез не смог присутствовать, так как находился в Риме, пытаясь получить средства от Папы. [ 49 ] старый королевский фаворит Вилькье . На мероприятии присутствовал [ 43 ]
Офицеры
[ редактировать ]Маршалами будут , барон де Бирон граф Рец и лорд Омон . [ 19 ] Это были три из четырех маршо . [ 24 ] Среди других людей с военными должностями был маршал лагеря Ленонкур «Жён», один из капитанов королевской гвардии сеньор де Рамбуйе и капитан ста королевских дворян (капитан ста королевских дворян ) сеньор Шавиньи . [ 51 ]
Маршал не де Матиньон присутствовал. Он был занят на юге Франции, работая над умиротворением протестантов. [ 49 ]
Губернаторы
[ редактировать ]Губернаторами городов и провинций будет губернатор Ангулема маркиз де Рюффек ; губернатор Нарбонны барон де Рие ; губернатор Лизье сеньор де Фюмишон ; губернатор Мезьер -ла-Вьевиль и бывший губернатор Прованса граф де Сюз . [ 51 ]
Офицеры короны
[ редактировать ]Для офицеров короны будет канцлер (канцлер) Шеверни . [ 19 ] Шеверни занимал должность garde des sceaux (держателя королевских печатей - де-факто канцлера ) до своего возведения на пост канцлера в ноябре 1583 года после смерти предыдущего должностного лица кардинала де Бирага . [ 52 ] Также присутствовал первый метрдотель короля Комбо ; великий прево сьер де Ришелье ; великий магистр вод и лесов барон де ла Герш ; великий капеллан Амио; первый оруженосец короля, лорда Сурдиса ; Антуан гражданский лейтенант Сегье ; и царский врач Мирон . [ 51 ]
В качестве королевского финансового ведомства будет казначеем сбережений сеньор Суси; четыре мастера счетов (сеньор Мирон, де Плер , граф и Бартелеми) и два интенданта финансов (сеньор Шенай и сеньор Видевилль ). [ 51 ]
Мужчины церкви
[ редактировать ]От духовенства: епископ Парижский ; епископ Шалонский, служивший в комиссиях 1582 года; архиепископ Вьенский, служивший в комиссиях 1582 года; епископ Нантский, служивший в комиссиях 1582 года; архиепископ Лиона, служивший в комиссии 1582 года. [ 51 ]
Мужчины в халате
[ редактировать ]При королевских дворах — бывший первый президент парламента Руана-Бокемар; Президент ; Бриссон президент Ла Гель; Президент ; Фокон ; Советник Забудьте генеральный адвокат при дворе помощников Ге и два мастера просьб (сеньор Шампиньи, сеньор Бланмениль). [ 51 ]
Другие участники
[ редактировать ]Среди других дворян был сеньор де Пюигийяр ; сеньор де Ментенон, служивший в комиссиях 1582 года; сеньор д'Абен, служивший в комиссиях 1582 года; барон де Сессак ; граф де Ла Вогийон ; сеньор де Пьен ; бывший посол Франции в Испании барон де Сен-Гуар ; будущий посол в Англии барон де Шатонеф ; бывший посол в Англии Приер Шампани ; бывший посол в Трентском совете сеньор де Ланссак и дипломат граф де Нантей . [ 51 ]
Был бы еще «месье Марсель»; помимо Борена и Байе, служивших в комиссиях 1582 г. [ 53 ]
Открытие Ассамблеи
[ редактировать ]Задержанное чумой, Алансоном и делегатами провинциальных сословий, собрание откроется 18 ноября 1583 года. [ 54 ] [ 34 ] Протоколы дискуссий видных деятелей не сохранились. [ 40 ]
Анри произнес вступительную речь перед собранием. Он начал с того, что отметил, что они, наряду с некоторыми выдающимися людьми королевства, были «верными советниками» и «обязанными слугами». Таким образом, он ожидал, что во время своего пребывания в Сен-Жермене они не будут рассматривать никаких приоритетов, кроме улучшения положения короля и Франции. Тем, кто поддерживал Анри в этой миссии, он говорил о перспективе благосклонности, которую он им окажет. Предвидя возражения со стороны знатных людей, он подчеркнул важность сохранения мира в королевстве, поскольку недавний пример показал опасность гражданских войн. [ 32 ] Он высказал печальную мысль о том, что, если их обсуждения не увенчаются успехом, может последовать крах государства. Он надеялся, что своей встречей они смогут позаботиться о благе государства и облегчении страданий народа. [ 55 ] Анри напомнил собравшейся знати, что бог даровал ему власть над всеми остальными, но что он не сможет достичь желаемых целей без их поддержки. Одного мира было бы недостаточно для блага государства и народа, нужны были лучшие законы. Для достижения этих целей необходимо обеспечить финансовое положение королевства. [ 56 ]
Чтобы донести эту мысль до знати, собравшейся в Сен-Жермене, был распространен документ под названием Estat du Domaine et des Finances de France (состояние владений и финансы Франции), а также ретроспектива королевских финансов с 1494 года. . [ 33 ] Работа началась с таблицы, в которой были разбиты различные элементы государственной собственности, а затем перешла к обсуждению налоговых поступлений с 1494 по 1581 год. Керхер подчеркивает точность цифр, представленных видным деятелям в этом документе. [ 57 ] Именно из-за этого, по ее словам, в последующие два столетия это произведение станет таким репродуцируемым. [ 25 ] Эти документы были составлены четырьмя maîtres des comptes (членами Счетной палаты ). [ 30 ] Собранию была предоставлена дополнительная информация, включая сводку доходов духовенства, бенефиций, находящихся в распоряжении короны, сводку королевских долгов, обязательства домена и исследование больниц, которые были сданы в эксплуатацию обратно. в мае. [ 25 ]
После выступления Анри настала очередь Шеверни, который говорил вместо канцлера Бирага, поскольку последний умирал. Шеверни похвалил короля за его желание вернуть королевству былое здоровье и заинтересованность в благополучии своего народа. Шеверни отметил, что это пример для собравшихся видных деятелей, которым они должны следовать во время встречи. [ 40 ] Garde des sceaux призвала духовенство быть готовым пойти на жертвы ради поддержки короля. В частности, он обвинил провинцию Нормандия в упрямстве в этом отношении. Кардинал де Бурбон выступил против этого. [ 58 ]
Затем Бурбон повернулся и упал на колени перед королем, умоляя Анри восстановить единый католицизм во Франции. Он заявил Анри, что все беды королевства возникли из-за того, что существовали две веры, к которым терпели. Он заверил короля, что духовенство отдаст ему до последнего су (пенни), если он посвятит себя искоренению протестантизма. [ 58 ] Анри был расстроен этим выступлением Бурбонов и заявил, что он сам боролся с протестантизмом и что они не были обращены мечом. [ 58 ] Далее он добавил: «Дядя, эти речи исходят не от вас: я знаю, откуда они исходят; не говорите мне больше об этом». В тот вечер герцог де Гиз посетил Анри, чтобы объяснить ему известное ему подозрение, что он вложил эти слова в уста Бурбона. Он возразил, что мысль об этом не приходила ему в голову, и если бы она пришла, он бы выбрал более способного человека, чтобы передать слова, чем Бурбон. [ 40 ] Его беседа с Анри была холодной, и ему не удалось убедить короля в своей невиновности. [ 59 ]
Во второй день Ассамблеи, 19 ноября, интендант финансов Милон представил различные финансовые отчеты и обсудил доходы и расходы штата. [ 59 ]
21 ноября епископ Шалонский представил объединенный отчет всех различных комиссий, которые путешествовали по Франции, резюмируя отмеченные ими конкретные недостатки. [ 59 ]
Председатель Ла Гель выступил парламента с речью 22 ноября. Он жестко обсуждал состояние правосудия в королевстве, критикуя то, что он считал устаревшими привилегиями, такими как практика архиепископа Руана освобождать преступника по своему выбору. Это возмутило кардинала де Бурбона (который также был архиепископом Руана), который потребовал от Ла Геля платы за его презрение. Он далее охарактеризовал Ла Геля как заинтересованного в собственном самовозвеличении и обвинил судебную систему в коррупции. Ла Гель возражал против этого. Анри резко приказал Бурбону замолчать. [ 60 ] [ 40 ]
23 ноября последовали дальнейшие речи сьера де Ментенона, архиепископа Лиона и других деятелей. [ 61 ]
Великий прево Ришелье представил Ассамблее доклад о состоянии суда в отношении его безопасности, содержания и подавления насилия. Почти все, что он сообщил, получило одобрение знати. [ 62 ]
С 19 по 26 ноября члены семьи Лорейн-Гиз затеяли несколько ссор. Братья герцога д'Омаля вступили в спор с королевским фаворитом герцогом д'Эперноном. Тем временем кардинал де Гиз утверждал, что он должен иметь преимущество перед кардиналом Вандомским на том основании, что он священник. [ 59 ] Делегаты-клерикалы на Ассамблее отвергли галликанскую идею сделать так, чтобы Папа не мог освобождать подданного от обязанностей послушания посредством отлучения от церкви. [ 24 ] Представление о том, что король и его офицеры не могут быть отлучены от церкви, также было отвергнуто. По мнению парламентера де Ту, отказ от этого предложения отражал растущее течение ультрамонтанизма. [ 63 ] Однако эти «политические инциденты» были исключением, и они не доминировали в Ассамблее. [ 59 ]
С 26 ноября по 8 декабря президент Фоше и генерал Ролан были вызваны из Cour des Monnaies (суверенного суда, отвечающего за чеканку монет), чтобы дать дальнейшие указания делегатам по финансовым вопросам. [ 64 ]
Похороны канцлера Бирага (произошедшие 6 декабря) на некоторое время приостановили разбирательство. [ 61 ]
Радикальное налоговое предложение
[ редактировать ]Анри предложил собравшимся заменить Taille (земельный налог) и налоги на соль и вино единым налогом, который будет взиматься пропорционально богатству семьи в 30 диапазонах в пределах от одного соля до 50 ливров . Он ожидал, что это принесет от 25 000 000 до 35 000 000 ливров . Этот план был впервые предложен короной во время Генеральных штатов 1576 года, но затем был отклонен Третьим сословием. [ 33 ]
Выслушав это предложение и поразмыслив по этому поводу, знать отвергла предложение короля, как и сословия. Вместо этого они предложили королю выкупить часть королевских владений. Благодаря контролю над его владениями не было бы необходимости повышать налоги. [ 56 ] За королевское владение в окрестностях Парижа, которое было отчуждено за 300 000 ливров , Анри, по оценкам знати, получал бы от его выкупа доход в 60 000 ливров ежегодно, что позволило бы ему погасить цену покупки в течение 6 годы. [ 38 ] Что касается финансовой несправедливости, они предложили создать специальный трибунал из парламентариев , который будет рассматривать дела о коррупции и мошенничестве. Таким образом, Анри потерял еще одну возможность рационализировать французскую налоговую систему, но сумел распространить информацию о финансовых проблемах королевства. [ 33 ]
Была также надежда, что знатные люди разработают реализацию статей, которые были обнародованы королем в Великом указе 1579 года. [ 65 ]
Разделение на палаты
[ редактировать ]Вернувшись в Сен-Жермен 12 декабря, Ассамблея приступила к обсуждению статей, касающихся правосудия, 14 декабря. [ 61 ] Анри решил обеспечить, чтобы в Ассамблее продолжались дела, и что орган будет разделен на три палаты, однако эти палаты не принадлежали «трем орденам», а скорее представляли собой поперечное сечение дворян, священнослужителей и чиновников. [ 4 ] [ 24 ] Это давало королю дополнительную выгоду, заключающуюся в предоставлении более четких выводов, поскольку теперь ему было представлено три мнения, а не отдельные мнения, как это было до этого момента. [ 61 ] За всеми тремя палатами наблюдал принц дю Санг, за одну из них отвечал кардинал Вандомский, за другую - кардинал де Бурбон, а за последнюю - маркиз де Конти. [ 26 ] [ 61 ] Технические специалисты были распределены по трем палатам. [ 64 ] Анри поручил герцогу Неверскому произнести речь перед дворянством. [ 54 ] Знатным людям была представлена программа из 217 статей, затрагивающих все аспекты управления королевством. Знаменитые люди составляли отчеты о различных механизмах, с помощью которых можно было остановить выявленные недуги. [ 4 ]
В декабре Анри решил послать новых комиссаров в провинции, чтобы следить за регулированием сбора налога , как путем пресечения неправильных льгот, так и для прекращения злоупотреблений, совершаемых теми, кто собирал налог. [ 66 ] Наказание мошенникам будет установлено в апреле 1584 года в размере пятилетнего налога, при этом проверка будет касаться записей 1583 года из-за подозрения, что виновные могут попытаться исправить свои действия после прибытия следствия в 1584 году. [ 67 ] Это вызвало протест со стороны поместий Нормандии, и Анри уступил их привилегиям. [ 68 ]
Анри и его мать Катрин активно участвовали в заседаниях знати. [ 35 ] Екатерина отправилась на встречу с герцогом Алансонским в Шато-Тьерри 31 декабря. Алансону снова угрожала перспектива гражданской войны. «Злонамеренные» члены его окружения, по-видимому, убедили принца, что Анри намеревался лишить Алансона его прерогативы над своим уделом, чтобы вернуть себе королевские владения. Екатерина отрицала, что Анри намеревался сделать это, но это не удовлетворило Алансона, который потребовал от Анри подробного ответа на его жалобы. [ 69 ] Помимо этого, Алансон вел переговоры с депутатами голландских штатов (Staten), которые просили Анри открытой поддержки своего брата. Екатерина пробыла там две недели, но без поддержки Анри мало что могла бы добиться в этом отношении. [ 70 ]
Пару представителей провинциальных сословий, не отошедших от двора и продолжавших бросать вызов королю, заставили замолчать или посадили в тюрьму (как это было с норманнским депутатом, утверждавшим, что французский народ может разорвать договор с королем, который по его мнению уже нарушил его) ближе к концу декабря. [ 43 ]
12 января Анри отозвал герцога Неверского в Ассамблею в надежде, что это будет способствовать успеху Ассамблеи. [ 64 ]
Предложения знатных людей
[ редактировать ]В отличие от великого указа Блуа , предложения нотаблей были направлены на реформирование, а не на кодификацию. Великий указ 1579 года был соблюден. [ 71 ]
Церковь и дворянство
[ редактировать ]Первые три области предложений, выдвинутых известными лицами, касаются областей, которые не вошли в окончательную печатную версию обсуждений. То, что касается церкви, отражает мнение герцога Неверского, сеньора де Понса, барона де Сессака; относительно дворянства мнения Невера, Понта, Понса и сеньора д'Абена; Что касается правосудия, то мнение Невера, Понса, графа де Сюза и архиепископа Вьеннского. [ 72 ]
Что касается церкви, то знать выразила подозрение по отношению к верхушкам церковной иерархии. Была оказана поддержка некоторому перераспределению церковных доходов, чтобы обеспечить дальнейшее существование сельских священников. В их подопечных должны были проживать священники и высшие прелаты, а для разрешения конфликтов, вызванных возвращением церковного имущества, должна была действовать странствующая комиссия. Невер надеялся, что таким образом можно будет возродить духовную жизнь Франции. [ 72 ]
Что касается дворянства, то в отношении знати не было предложено ничего нового. Помимо сохранения существующей системы старшинства и различия. [ 72 ]
Королевское правосудие
[ редактировать ]Что касается королевского правосудия, знатные люди были обеспокоены ростом продажности. Учитывая, что невозможно немедленно выплатить компенсацию всем должностным лицам за их увольнение, вместо этого должности могут исчезнуть после смерти нынешнего владельца. [ 72 ] Чтобы решить проблему неправомерного поведения в судебных процессах, касающихся налоговых ферм, Неверс предложил, чтобы такие дела не передавались в Государственный совет , а оставались в обычных судах. Неверс отметил, что нынешний процесс рассматривается населением очень цинично. В дополнение к этому изменению было предложено сократить судебные издержки. [ 73 ]
По вопросам, связанным с преступлением оскорбления величества , Анри мало интересовался тем, чтобы Ассамблея обсуждала существо его предложений. Скорее он искал их руководства относительно реализации политики. Анри определил оскорбление величества как следующие и другие преступления: преступление против короля и его власти; несанкционированный сбор солдат, боеприпасов и денежных средств; производство фальшивой валюты; укрепление частных домов; вывоз из Франции без разрешения золота, серебра, пшеницы или вина; королевские чиновники или прелаты покидают королевство без разрешения Генриха, и, наконец, простые люди становятся пенсионерами иностранных держав. [ 73 ] Он не получил особого сопротивления со стороны знати по существу, но в отношении единой политики наказания среди знати возникли разногласия. Они утверждали, что одинаково строгая политика вызовет восстание, а единая политика прощения разрушит авторитет Анри. Поэтому они предложили Анри зарезервировать строгое соблюдение закона об оскорблении величества в отношении более серьезных преступлений, таких как нападения на короля и его власть, сбор войск и денег, а также производство фальшивых денег. [ 63 ]
Военный
[ редактировать ]Что касается вооруженных сил, то знатные люди были обеспокоены плохим состоянием роты ордонанса , которое ухудшилось из-за слабой подготовки и дисциплины, а также из-за плохой оплаты труда. В результате солдаты остались не намного лучше, чем разбойники. Таким образом организм требовал омоложения. [ 63 ] Хотя знатные люди подчеркивали свое желание, чтобы Анри возглавил большую армию, это должно было уравновешиваться бедностью казны и потребностью в хорошо оплачиваемых солдатах. Таким образом, 2400 hommes d'armes (военнослужащих) будет достаточно, сгруппированных в несколько крупных хорошо укомплектованных рот. Таким образом, Анри мог сократить количество своих рот , заплатив при необходимости существующим командирам. [ 74 ] [ 35 ]
Они одобрили объединение людей с лучниками. Они предложили различные возрастные пороги, которых должны были достичь разные мужчины в организме, прежде чем они смогут служить на определенной должности (например, капитаны могли быть не моложе 30 лет). Эти роты будут проводить четыре месяца в году в гарнизонах, в течение которых они смогут пройти соответствующую подготовку. [ 74 ]
Экономика и сфера
[ редактировать ]Многие из резолюций, принятых нотаблями, касались вопросов экономики и финансов. [ 75 ] [ 16 ]
Анри спросил у знати, как подойти к управлению королевскими владениями. Собрание полагало, что благодаря восстановлению королевских владений король вполне сможет расположить к себе народ. Они считали, что финансисты обманули Анри в этом вопросе. Они обсуждали три категории отчужденных владений: то, что было сдано в аренду, то, что было узурпировано, и то, что было совершено. В отношении элементов владений, которые корона сдала в аренду, они рекомендовали пересмотреть договоры аренды, при этом Генрих заберет территорию обратно в обмен на компенсацию, переданную нынешнему владельцу. По поводу узурпированного они советовали не обращаться к местным прокурорам (чьи интересы были связаны с ближайшими вельможами) для решения проблемы, а лучше обратиться к своему собственному человеку. Наконец, те отчужденные владения, которые Анри имел право выкупа, нотабли утверждали, что, учитывая, что доходы, полученные владельцами, были чрезмерными (выше ожидаемых 8,33%), они утверждали, что поэтому было разумно выставить поместья на повторный аукцион. новый фермер, который затем предоставит первому держателю аннуитет в размере 8,33% от первой покупной цены. В таких сценариях, когда королевские владения были небольшими и окружены частной землей, отчуждение не вызывало возражений у знати. [ 76 ] [ 26 ] [ 77 ]
Что касается адъютантов (акцизов), то знатные люди не советовали отменить льготы, которыми пользовались парижане, а скорее предложили ввести ограничение на количество вина, которое им разрешалось продавать. [ 78 ] В дальнейшем они выступали против предоставления дальнейших исключений. [ 79 ]
Они придерживались мнения, что он мог бы повысить ставки для ферм (метод налогообложения, при котором права на сбор налога продавались с аукциона участнику торгов, предложившему королю наибольшую сумму за это право; затем этому участнику торгов было разрешено собирать налог, при этом их прибыль собиралась сверх суммы, первоначально предоставленной королю), с особым вниманием к gabelle . [ 77 ] Налоговые фермеры пытались ограничить публичность аукционов и наживались на финансовом затруднении короны, чтобы обеспечить принятие самой низкой цены за ферму. [ 80 ] В частности, что касается габель , участие в уплате налога многих королевских фаворитов и сестры королевы, по мнению знати, позволило им обеспечить слишком выгодную ставку. Кроме того, несмотря на безнаказанность, гарантированную перед парламентами , фермеры обманным путем и насильственно получили гораздо больше налогов, чем предполагалось. [ 80 ]
Что касается крупных налоговых ферм, таких как лионская таможня, ферма по разведению морской рыбы, ферм, занимающихся драпировкой, и т. д., известные люди утверждали, что, согласно распространенному мнению, эти фермы были раздуты за счет прибылей. Поэтому, чтобы подавить такое беспокойство, договоры аренды следует снова выставить на аукцион. Они также отметили жалобы торговцев на множество различных налогов и таможенных пошлин, которые мешали им вести бизнес. В результате они предложили королю рассмотреть возможность потенциальной рационализации системы земледелия либо под руководством одного фермера, либо, возможно, под управлением одного фермера на провинцию. Прежде чем применять эту политику, потребуется дальнейшее обследование у специалистов. [ 79 ]
Знаменитые люди давали конкретные рекомендации в отношении большой партии сел , соляной фермы, которая охватывала территории вокруг Парижа, Руана , Тура , Буржа , Орлеана , Амьена , Дижона , Кана и графа де Блуа, пересмотра условий арендной платы потребуется. Овернь должна быть включена в число плательщиков, тем самым устранив соляных рабочих, которые работали вне системы, и внеся 150 000 ливров . в казну [ 79 ] [ 26 ]
В ответ на опасения короля по поводу потенциальных злоупотреблений Taille ( земельным налогом) нобли считали, что единственный способ избежать того, чтобы сборщики отдавали предпочтение одним приходам перед другими, - это trésoriers généraux взять с собой в поездки записи о Tailles . предыдущего года, чтобы они могли оценить справедливость. [ 81 ] ложных исключений из хвоста При установлении наказание должно быть телесным. Trésoriers généraux должны будут постоянно обновлять списки исключений, которые будут тщательно и регулярно проверяться. [ 82 ] [ 83 ]
С помощью всех вышеперечисленных средств, в частности более выгодной продажи крупных ферм с аукциона, долги короля могли быть успешно уменьшены. Знаменитости поддержали предложение Анри создать частную судебную палату для преследования растратчиков. Они также одобрительно высказались о резком сокращении числа финансовых служащих. [ 82 ]
Города
[ редактировать ]Было предложено ввести определенные чрезвычайные меры для обеспечения соблюдения сложной сети законов. С этой целью шесть судей полиции , должно быть учреждено в каждом городе, где есть парламент (полицейских судей), которые будут избираться ежегодно. Эти шестеро будут состоять из парламентера , президента , офицера, представителя церкви и двух горожан. В тех городах, где нет парламента, было бы четыре таких судей (магистрат, человек церкви и двое горожан). В компетенцию этих цифр войдут вопросы регулирования. Они будут иметь право контролировать телесные наказания низших классов и штрафы до шести экю . Более серьезные правонарушения не входят в их компетенцию и скорее потребуют обращения в парламент . [ 84 ] [ 83 ]
В городах стояло множество проблем, которыми занималась знать: безопасность, гигиена, болезни, попрошайничество и подготовка к потенциальному голоду. Известные люди утверждали, что обязанностью города должно быть содержание и улучшение дорог. Городам также следует создать постоянных медицинских работников. Чтобы решить «проблему попрошайничества», примеру Лиона , где государственная помощь оказывалась в виде налогов и милостыни, а сиротам предлагалось обучение. нужно было последовать [ 83 ] Была выдвинута идея ликвидации розничных торговцев (которых часто считали ответственными за высокие цены на продукты питания в городах) путем создания муниципальных продовольственных магазинов. [ 84 ] Знатные люди отвергли это предложение, утверждая, что муниципальные запасы продовольствия не могут должным образом удовлетворить желания людей и подходят только для основных продуктов питания, таких как зерно. [ 85 ] [ 83 ] Они также отвергли единую ставку налога на такие вещи, как заработная плата слуг и гостиниц, вместо этого предложив вышеупомянутым судьям каждые шесть месяцев встречаться с городской знатью для установления различных ставок. Аналогичным образом было отвергнуто установление короной городской арендной платы на том основании, что это приведет к жилищному кризису. [ 85 ]
Промышленность
[ редактировать ]По мнению знати, оживление французской промышленности имело большое значение. Это одновременно обогатит королевство и снизит «уровень порока», порождаемого «праздностью и бедностью». Что касается суконной промышленности, которая из-за налогов и войны перестала быть «великой промышленностью» королевства, знатные люди предложили сначала запретить экспорт шерсти, конопли и льна. Точно так же подлежало запрету и использование иностранной ткани. Это предотвратило бы потерю 2 000 000 ливров , которые ежегодно уходили на закупку иностранного итальянского шелка. Хотя было невозможно запретить ввоз английской ткани во Францию из-за договоров с королевством, цены на их товары могли быть установлены настолько низкими, что они не стали бы их продавать. Знаменитости утверждали, что именно такую политику применяла Англия в отношении французских товаров. То сырье, которого не хватало Франции, должно было ввозиться без обложения пошлинами: шерсть, лен, пенька, воск, кошениль и т. д. Концессии следует использовать для привлечения иностранных рабочих, в частности итальянцев, которые вполне могли бы поддержать французскую промышленность. [ 85 ] [ 86 ] [ 83 ] [ 30 ] [ 75 ]
Необходимо разводить больше лошадей из-за стоимости их импорта. [ 85 ] Это необходимо сделать, не устанавливая цены на импортируемых лошадей до низкого уровня, поскольку это только отпугнет продавцов. [ 87 ] Скорее всего, королевские конные заводы следует создавать по всему королевству, и в любом аббатстве, имеющем доход более 2000 ливров , можно ожидать жеребца и четырех кобыл. Они также предложили «практику бразильского джентльмена». [ 62 ]
Некоторые видные деятели утверждали, что следует привлечь немецких экспертов для помощи в эксплуатации минеральных богатств Франции. [ 62 ]
Общий порядок
[ редактировать ]Что касается поддержания порядка в королевстве в целом, Анри хотел изучить роли различных чиновников, в чьи обязанности входила эта обязанность: губернаторов, генеральных лейтенантов, baillis, sénéchaux и prévots des maréchaux (губернаторов, генерал-лейтенантов, судебных приставов). , сенешали и маршалы-проректоры). [ 62 ] Ему не удалось добиться ясного ответа от видных деятелей по этому вопросу. Знаменитости действительно считали, что губернаторы должны пользоваться своей должностью в качестве комиссии и что их следует переназначать каждые три года. В отсутствие своих подопечных генерал-лейтенант должен исполнять обязанности вместо них. Знатные люди продемонстрировали враждебность по отношению к должности прево де маршо , что Керхер объясняет ролью некоторых из этих должностных лиц в бандитизме, особенно на юге. [ 88 ]
Подводя итог, Анри спросил у знаменитостей, как лучше всего реализовать их вышеизложенные рекомендации в реальной практике. Видные деятели предложили использовать чрезвычайные средства для принятия решений. Ожидалось, что те, кто пользуется властью и управлением в этом районе, будут предоставлять Анри отчеты о ходе дел, касающихся их региона: для церковных вельмож это будет каждый год, для губернаторов - каждый квартал и так далее. [ 88 ]
Конец Ассамблеи и наследие
[ редактировать ]Закрытие Ассамблеи
[ редактировать ]Заключительное рабочее заседание Ассамблеи, судя по всему, состоялось 31 января. [ 35 ] В этот день Екатерина отбыла из Сен-Жермена. [ 26 ] [ 89 ]
Точная дата окончания Ассамблеи неизвестна, однако работа Анри в Сен-Жермене завершилась 15 февраля его возвращением в Париж. [ 54 ] [ 56 ] [ 89 ]
Салмон считает Собрание знати 1583 года олицетворением духа бюрократического абсолютизма. [ 90 ]
Законодательное наследие 1584–1585 гг.
[ редактировать ]Предложения, представленные королю тремя палатами, были тщательно составлены в официальный текст, а затем опубликованы. [ 89 ] В этом тексте сохранены только выводы палаты под председательством кардинала Вандомского. Керхер утверждает, что, вероятно, не было существенной разницы между тем, что Генрих получил бы от трех палат, но, возможно, это было более полным или более благоприятным для короля, чем две другие. [ 91 ]
Парламентеру было поручено собрать воедино все указы и постановления , Барнабе Бриссону действовавшие в тот момент. Он опубликует работу, сложный юридический синтез, который стал известен как Кодекс Генриха III и был опубликован в мае 1587 года. [ 35 ] [ 11 ]
Большая часть законов Анри 1584 и 1585 годов отражала предложения Ассамблеи. Уже 6 января Анри объявил capitaines de compagnies de cent hommes d'armes (капитанам рот из 100 солдат), что он сокращает размер их рот вдвое, чтобы люди в них могли быть лучше. оплаченный. Он заверил капитанов , что их зарплата останется прежней. [ 68 ] За этим последовало 23 января новое постановление о начальниках маршо и их подчиненных. [ 92 ] 9 февраля он издал грандиозный указ о реорганизации королевской жандармерии. [ 35 ] Статьи касались их зарплаты, гарнизонной службы и поведения солдат по отношению к гражданскому населению. [ 92 ] Статья 40 постановления разрешала простолюдинам доступ к компаниям по порядку . Их оплата должна была стать более эффективной. [ 93 ] В марте Анри издал указ об адмиралтействе, в котором в 100 статьях обсуждались судебные и административные аспекты морских дел, затем в декабре — указ о генерал-полковнике инфантри (генерал-полковнике пехоты). [ 94 ] [ 92 ]
Анри ввел при дворе «дух экономии», сократив его расписание и расходы таким образом, что это вызвало огорчение его придворных. Анри больше не будет тратить большие суммы денег на своих любимцев. Посол императора Священной Римской империи сообщил в феврале 1584 года о решении Анри остаться в Сен-Жермене во время проведения карнавальных торжеств в Париже, назвав Сен-Жермен местом, «более подходящим для выхода на пенсию». [ 95 ] [ 96 ] Различные офисы были на короткое время закрыты с целью положить конец продажности. [ 97 ]
Королевские долги должны были быть погашены, а часть ренты выкуплена . Государственные акции должны были быть снижены. [ 93 ]
Были установлены меры по улучшению состояния больниц. Попрошайничество и бандитизм будут сокращены. Сироты, старики или инвалиды должны были получать поддержку в виде муниципального налога, чтобы им стало лучше. [ 93 ]
Была увеличена стоимость аренды для ведения сельского хозяйства за счет косвенных налогов, также были внесены изменения в Taille и Gabelle . [ 6 ] 28 января была аннулирована аренда Удри прево Нанта. За этим последовало 4 февраля возвращение фермы по продаже морской рыбы в Париже ее бывшему фермеру, но по повышенной цене - 22 000 экю вместо 18 000 экю . [ 98 ] Аренда пяти крупных налоговых ферм (лионская таможня, часть импортных и экспортных пошлин, а также внутренние налоги на ткань и вино) была аннулирована (несмотря на сильный протест со стороны арендаторов, один из которых пользовался поддержкой Гонди), а затем объединены в единую аренду, которая была передана 24 мая 1585 года по более выгодной для короны ставке трем финансистам (Рене Бруару, парижскому буржуа, и итальянцам Томассо Сардини и Жану-Батисту де Гонди). [ 75 ] [ 3 ] [ 95 ] [ 99 ] В результате аренды Бруар должен был пользоваться правами на фермы в течение восьми лет, начиная с октября 1584 года. Он будет платить 359 833 экю в год и авансировать короля в размере 60 000 экю . [ 100 ] Деньги, авансированные королю Бруаром в результате этого, позволили Анри выплачивать доходы своим офицерам, обслуживать королевские аннуитеты и погашать некоторые долги короны. [ 101 ] Поскольку аренда была узурпирована у предыдущих владельцев, арендаторы должны были выплатить им 666 389 экю , а королю — 359 833 экю в год. Это был значительный успех для короля. [ 102 ] Перно рассматривает этот шаг как первый шаг французской короны к общей налоговой ферме 1680 года. [ 66 ] Керхер утверждает, что фермы де-факто остались в руках тех же финансистов, но Анри смог увеличить свои доходы. [ 100 ]
Королевская атака на «партию» габель была менее успешной, и злоупотребления оставались многочисленными. Анри хотел продать ее новому претенденту и, если никто не сможет позволить себе всю ферму, разбить ее на более мелкие части, однако в этом ему сильно сопротивлялись члены его совета и крупные финансы. 29 апреля Анри поручил Шеверни собрать комиссию, чтобы положить конец злоупотреблениям, связанным с растратой габель . В Провансе, Дофине и Лангедоке с 1583 по декабрь 1584 года будет проводиться расследование Андре Майяра из курии помощников . [ 100 ] Майяру был предъявлен протест со стороны одного из арендаторов соли, который был обеспокоен просьбами просмотреть его счета и понаблюдать за его агентами. [ 103 ] В декабре 1584 года габель, который был очень непопулярным налогом, был отменен во всех областях, в которых он не существовал до того, как ферма была передана финансисту Фору. [ 94 ] Хорошо осознавая, насколько ядовитым был налог для его подданных, Анри уменьшил деньги, которые фермер Шампен должен был предоставить ему, на 50 000 экю , чтобы облегчить бремя народа. [ 68 ]
29 мая 1584 года Анри объявил о создании специальной судебной палаты для расследования злоупотреблений, совершаемых откупщиками и финансовыми чиновниками. [ 6 ] [ 75 ] Перно утверждает, что орган был меньше озабочен обеспечением справедливого финансового режима, чем наложением штрафов и удовлетворением потребностей людей, он отдавал приказы об арестах и конфискациях. 9 июня Шеверни отправился в парламент , чтобы председательствовать на первом заседании новой палаты. Орган, пытавшийся преследовать даже таких влиятельных финансистов, как Сардини, объявил о конфискациях, арестах и даже смертной казни. [ 102 ] Тем не менее, самые влиятельные финансисты, такие как Фор (бывший фермер габель ) и Сардини, избежали судебного преследования, а Видевиллю было разрешено бежать за границу. [ 104 ] Организм оказался более эффективным против «мелкой сошки». Анри закрыл глаза на полет Видевилля из-за конфиденциальных финансовых услуг, которые он предоставлял в прежние времена. [ 102 ] В Руане также была создана специальная палата для рассмотрения судебных процессов, касающихся реформы королевских лесов. [ 67 ]
На совете 29 июля 1584 года было объявлено, что размер налога будет уменьшен на 250 452 экю . Это сокращение было обнародовано 29 марта 1585 года. [ 105 ]
14 ноября Анри приказал генеральным штабам предоставлять ему отчеты каждые шесть месяцев. Счетная палата отчет о принце Оранском Прованса направила в королевский совет , в котором утверждала, что французский король пользуется суверенитетом над небольшими владениями. [ 67 ] Керхер отмечает, что новые правила суда, обнародованные 1 января 1585 года, были написаны собственноручно королем. [ 98 ]
Указом от ноября 1584 г. многие финансовые учреждения были упразднены. Однако это не позволило учесть сложность финансового управления, и позже многие офисы были восстановлены. [ 68 ]
Расходы были ограничены, и это принесло результаты. В провинциальных поместьях Нормандии в конце 1584 года каиры с растущей уверенностью отмечали плоды этих усилий. В 1585 году королевский бюджет был почти сбалансирован (дефицит сократился до минимального значения в 363 732 экю по сравнению с дефицитом 1584 года в 1 800 000 экю ). [ 69 ] Анри приказал ликвидировать оставшийся дефицит во всех сферах, кроме тех, которые касаются безопасности государства (армия, флот, наемники и посольства). [ 94 ] Конечно, общий дефицит государства оставался огромным, а выкуп королевских владений неполным, но если за этим последуют несколько лет внутреннего мира, это давало возможность успеха. [ 104 ] Однако кризис католической лиги (лиги) разрушил эти победы. [ 16 ] Помимо кризиса ligueur , фундаментальные проблемы налоговой системы оставались нерешенными, а те, кто платил налоги, обнаруживали все большее нежелание их платить. В суде расходы также было трудно контролировать. [ 106 ]
Долгосрочное наследие
[ редактировать ]В семнадцатом и восемнадцатом веках выводы Собрания знати 1583 года рассматривались как впечатляющий подвиг, которому политические обстоятельства того времени помешали принести ожидаемые выгоды. В мемуарах 1623 года они были названы образцом для Людовику XIII . подражания [ 71 ]
Источники
[ редактировать ]- Болтански, Ариана (2006). Герцоги Неверские и королевское государство: генезис компромисса (ок. 1550 – ок. 1600) . Книжный магазин Дроз.
- Буше, Жаклин (2023). Общество и менталитет вокруг Генриха III . Классика Гарнье.
- Карпи, Оливия (2012). Религиозные войны (1559-1598): франко-французский конфликт . Эллипсы.
- Шевалье, Пьер (1985). Генрих III: шекспировский король . Фаярд.
- Клула, Иван (1979). Екатерина Медичи . Фаярд.
- Холт, Мак (2002). Герцог Анжуйский и политическая борьба во время религиозных войн . Издательство Кембриджского университета.
- Хуанна, Арлетт (1998). «Время религиозных войн во Франции (1559-1598)». В Хуанне, Арлетт; Буше, Жаклин; Билоги, Доминик; Ле Тик, Гай (ред.). История и словарь религиозных войн . Издания Роберта Лаффона.
- Хуанна, Арлетт (2021). Франция XVI века 1483-1598 гг . Прессы Universitaires de France.
- Керхер, Алина (1956). «Собрание знати Сен-Жермен-ан-Ле (1583 г.)». Библиотека Школы Чартеров . 114 .
- Кнехт, Роберт (2014). Екатерина Медичи . Рутледж.
- Кнехт, Роберт (2016). Герой или Тиран? Генрих III, король Франции, 1574–1589 гг . Рутледж.
- Ле Ру, Николя (2022). 1559-1629 Религиозные войны . Галлимар.
- Мариежоль, Жан Х. (1983). Реформация, Лига, Нантский эдикт . Талландье.
- Перно, Мишель (1987). Религиозные войны во Франции 1559-1598 гг . Седес.
- Перно, Мишель (2013). Генрих III: Оклеветанный король . Издания де Фаллуа.
- Реулос, Мишель (1992). «Законодательное действие Генриха III». В Созе, Роберт (ред.). Генрих III и его времена . Философский книжный магазин Ю.Врина.
- Лосось, JHM (1979). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метеун и Ко.
- Сазерленд, Никола (1962). Государственные секретари Франции в эпоху Екатерины Медичи . Атлон Пресс.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лосось 1979 , с. 226.
- ^ Лосось 1979 , с. 227.
- ^ Перейти обратно: а б Хуанна 1998 , с. 283.
- ^ Перейти обратно: а б с д Карпи 2012 , с. 368.
- ^ Перно 1987 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Перно 1987 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Ле Ру 2022 , с. 241.
- ^ Керхер 1956 , стр. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Шевалье 1985 , с. 514.
- ^ Лосось 1979 , с. 228.
- ^ Перейти обратно: а б Реулос 1992 , стр. 179.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шевалье 1985 , с. 515.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Перно 2013 , с. 309.
- ^ Керхер 1956 , стр. 120.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хуанна 2021 , с. 568.
- ^ Перейти обратно: а б с Керхер 1956 , стр. 121.
- ^ Керхер 1956 , стр. 120–121.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Карпи 2012 , с. 367.
- ^ Клула 1979 , с. 477.
- ^ Кнехт 2016 , с. 221.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кнехт 2016 , с. 222.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 122.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лосось 1979 , с. 229.
- ^ Перейти обратно: а б с Керхер 1956 , стр. 124.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Шевалье 1985 , с. 516.
- ^ Перейти обратно: а б с д Керхер 1956 , стр. 125.
- ^ Буше 2023 , с. 647.
- ^ Сазерленд 1962 , с. 243.
- ^ Перейти обратно: а б с д Перно 2013 , с. 310.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 135.
- ^ Перейти обратно: а б с д Карпи 2012 , с. 369.
- ^ Перейти обратно: а б Клула 1979 , с. 468.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Клула 1979 , с. 478.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 126.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 127.
- ^ Перейти обратно: а б Мариежоль 1983 , с. 260.
- ^ Лосось 1979 , с. 303.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кнехт 2016 , с. 223.
- ^ Керхер 1956 , стр. 129.
- ^ Керхер 1956 , стр. 128.
- ^ Перейти обратно: а б с Керхер 1956 , стр. 130.
- ^ Кнехт 2016 , с. 179.
- ^ Клула 1979 , с. 469.
- ^ Перейти обратно: а б Холт 2002 , с. 201.
- ^ Кнехт 2014 , с. 214.
- ^ Перейти обратно: а б Клула 1979 , с. 472.
- ^ Перейти обратно: а б с д Керхер 1956 , стр. 133.
- ^ Керхер 1956 , стр. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Керхер 1956 , стр. 130–132.
- ^ Ле Ру 2022 , с. 231.
- ^ Керхер 1956 , стр. 131–132.
- ^ Перейти обратно: а б с Болтански 2006 , с. 414.
- ^ Ле Ру 2022 , стр. 242–243.
- ^ Перейти обратно: а б с Ле Ру 2022 , с. 242.
- ^ Керхер 1956 , стр. 123.
- ^ Перейти обратно: а б с Керхер 1956 , стр. 136.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Керхер 1956 , стр. 137.
- ^ Керхер 1956 , стр. 137–138.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Керхер 1956 , стр. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с д Керхер 1956 , стр. 152.
- ^ Перейти обратно: а б с Керхер 1956 , стр. 145.
- ^ Перейти обратно: а б с Керхер 1956 , стр. 139.
- ^ Клула 1979 , с. 473.
- ^ Перейти обратно: а б Перно 2013 , с. 311.
- ^ Перейти обратно: а б с Керхер 1956 , стр. 159.
- ^ Перейти обратно: а б с д Керхер 1956 , стр. 160.
- ^ Перейти обратно: а б Клула 1979 , с. 480.
- ^ Холт 2002 , с. 203.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 142.
- ^ Перейти обратно: а б с д Керхер 1956 , стр. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 144.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 146.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клула 1979 , с. 479.
- ^ Керхер 1956 , стр. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Мариежоль 1983 , с. 262.
- ^ Керхер 1956 , стр. 147–148.
- ^ Перейти обратно: а б с Керхер 1956 , стр. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Мариежоль 1983 , с. 263.
- ^ Керхер 1956 , стр. 148–149.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 149.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шевалье 1985 , с. 517.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 150.
- ^ Перейти обратно: а б с д Керхер 1956 , стр. 151.
- ^ Мариежоль 1983 , с. 261.
- ^ Керхер 1956 , стр. 151–152.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 153.
- ^ Перейти обратно: а б с Керхер 1956 , стр. 140.
- ^ Лосось 1979 , с. 231.
- ^ Керхер 1956 , стр. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с Керхер 1956 , стр. 161.
- ^ Перейти обратно: а б с Лосось 1979 , с. 230.
- ^ Перейти обратно: а б с Шевалье 1985 , с. 520.
- ^ Перейти обратно: а б Шевалье 1985 , с. 518.
- ^ Кнехт 2016 , с. 224.
- ^ Лосось 1979 , стр. 230–231.
- ^ Перейти обратно: а б Керхер 1956 , стр. 155.
- ^ Керхер 1956 , стр. 156.
- ^ Перейти обратно: а б с Керхер 1956 , стр. 157.
- ^ Карпи 2012 , с. 370.
- ^ Перейти обратно: а б с Шевалье 1985 , с. 519.
- ^ Керхер 1956 , стр. 158.
- ^ Перейти обратно: а б Перно 2013 , с. 312.
- ^ Керхер 1956 , стр. 162.
- ^ Джоуанна 1998 , с. 284.