Jump to content

Колония искусств Эпрескерт

Координаты : 47 ° 30'47 "с.ш. 19 ° 04'19" в.д.  /  47,513 ° с.ш. 19,072 ° в.д.  / 47,513; 19 072
Исторический указатель на дворце Фести-Йокай.

Колония искусств Эпрескерт ( венгерский : Epreskerti művésztelep ; название на венгерском означает «Тутовый сад» ) была колонией художников в Будапеште в последние десятилетия 19-го и первой половины 20-го века. Среди художников, которые работали и жили там, наиболее важными были скульпторы Дьёрдь Зала и Адольф Хусар , а также художник Арпад Фести .

Расположение

[ редактировать ]

Колония художников располагалась в районе Терезварош Будапешта (VI округ) на территории бывшего сада Эпрескерт. Колония занимала квартал продолговатой формы, ограниченный улицами Байза, Лендвай, Эпрескерт (после 1900 г. Мункачи Михая) и Кметы. В 1886 году квартал был разделен на десять участков под мастерские. Венгерская академия изящных искусств (ныне Венгерский университет изящных искусств ) разместила свой кампус на другой стороне улицы Кметы.

Эпрескерт представлял собой муниципальный сад тутовых деревьев на окраине Пешта , который использовался в сельскохозяйственных целях до 1870-х годов. После открытия проспекта Андраши в 1871 году коммерческая ценность участка возросла, и началась урбанизация. В 1879 году городской совет подарил участок на углу улиц Байза и Лендвай Адольфу Гусару, известному скульптору, который работал над престижными муниципальными проектами, но нуждался в подходящей мастерской. Два года спустя Гусар построил мастерскую в модном стиле неоренессанса и стал первым художником, жившим там.

Сад был разделен на две части после открытия новой улицы (названной улицей Кмети) в 1883 году. Венгерская академия изящных искусств разместила свой кампус на северном участке. Южный городской квартал должен был стать колонией художников. Многие известные художники подали заявки на лоты, но муниципальный совет не спешил с принятием решения. Квартал был разделен на девять участков (десятый принадлежал Гусарам). В первом раунде только один участок был отдан художнику Дьюле Аггази , построившему в 1884 году дом на углу улиц Эпрескерт и Кметы.

В 1886 году три участка на улице Лендвай были сданы в аренду муниципалитетом скульпторам Дьердь Зала , Дьюла Донат и Антал Сечи . Улица Кмети стала домом художников в 1890 году, когда три участка были сданы в аренду Арпаду Фести , Иде Конек и Беле Паллику . Хорошие политические связи сыграли в этом решении большую роль, чем художественные заслуги.

Два соседних участка по улице Кметы, 31-33 остались пустовать. Участок использовался муниципалитетом в качестве склада булыжника с 1897 по 1910 год, а затем был продан под частную виллу.

Колония процветала в последнее десятилетие XIX века. Рост цен на недвижимость в первом десятилетии 20 века вызвал высокий спрос на участки, подходящие для строительства частных вилл. После того, как художники умерли или переехали в другое место, муниципалитет продал их участки застройщикам. В 1914 году в бывшей колонии было всего три ателье против пяти частных вилл, одного учреждения культуры и одного пустующего участка. Колония художников практически прекратила свое существование, но одно ателье сохранилось даже после Второй мировой войны.

Во время осады Будапешта городской квартал серьезно пострадал. После войны многие разрушенные здания были снесены, а участки на улице Лендвай (бывший скульпторский ряд) отошли советским властям. Сейчас эта часть квартала используется как пристройка и сад посольства России в Будапеште.

Мастер-классы

[ редактировать ]
  • Вилла Гусар (улица Лендвай, 2) — Участок на углу улиц Лендвай и Байза был продан муниципалитетом скульптору Адольфу Хусару в 1879 году. Дом-ателье был построен в 1881 году по плану Кальмана Герстера в модном нео- Стиль Ренессанс. Сад был больше других участков в колонии. Гусар работал над своей последней работой — скульптурой венгерского государственного деятеля Ференца Деака — в своей мастерской до своей ранней смерти в 1885 году. Наследники его поместья сдали мастерскую в аренду другим скульпторам, но позже в 1889 году продали дом застройщику. Сад был разделен, и дом был преобразован в частную виллу. Был расширен и основательно перестроен в 1925–27 по плану Эмиля Видора . В настоящее время дом принадлежит посольству России в Будапеште.
  • Ателье Донат (улица Лендвай, 6) — Ателье скульптора Дьюлы Доната представляло собой простой деревянный сарай, построенный на его территории в 1887 году. Донат жил там до своей смерти в 1909 году, когда мастерскую разобрали. Участок был продан застройщику, но так и остался незастроенным.
  • Ателье Сечи (ул. Лендвай, 8) — Ателье скульптора Антала Сечи представляло собой простое деревянное здание (1886 г.), которое позже было расширено художником. Сечи жил в колонии до своей смерти в 1904 году. Муниципалитет сдал студию в аренду скульптору Эде Тельчу , который использовал ее для работы, но никогда здесь не жил. Студия была сдана в аренду архитектору и скульптору Гезе Мароти в 1911 году. Мароти переехал в дом на Лендвей-стрит в начале 1920-х годов. Совет расторг его контракт в 1937 году, и здание было сдано в аренду Венгерской ассоциации радиолюбителей высоких частот. Он был разрушен во время осады Будапешта.
  • Ателье Зала (улица Лендвай, 10) — скульптор Дьёрдь Зала в 1888 году купил бывший выставочный павильон и перестроил его под мастерскую на углу улиц Лендвай и Эпрескерт. В кирпичной пристройке располагалась квартира художника и арендованная мастерская для художников. . Дом был продан художнику Жигмонду Вайде в 1898 году. В 1909 году Вайда продал землю застройщику, который снес студию.
  • Вилла Аггази (улица Кмети, 35) — художник Дьюла Аггази построил свою одноэтажную виллу с остроконечной крышей на углу улиц Эпрескерт и Кмети в 1884 году по плану Белы Бенчура . Художник продал дом в 1909 году застройщику, который снес его и построил особняк побольше.
  • Ателье Кернсток (улица Кмети, 29) — Художник-анималист Бела Паллик , которого насмешливо называли «художником-овцами», построил свое ателье в 1891 году по плану Винса Медека . Три студии на втором этаже были сданы в аренду другим художникам. В 1908 году дом унаследовала его дочь Маргит Паллик. В 1916 году он был продан скульптору Джине Стрикер , которая позже вышла замуж за -авангардиста художника Кароя Кернстока . В 1936 году они перестроили дом, который оставался мастерской Кернстока до его смерти в 1940 году. Во второй половине 20 века в здании размещались ателье. его купил современный архитектор Дьёрдь Вадас . Позже для того же использования
  • Вилла Конек (улица Кметы, 27) — небольшая вилла с башенкой, построенная для художницы Иды Конек в 1890 году Дьюлой Каузером . Это был элегантный, уединенный дом для художницы и ее старшей сестры. Частные выставки проводились в 1903, 1915 и 1917 годах. Дом был разрушен во время осады Будапешта в 1945 году.

В кампусе академии Эпрескерт неподалеку находились еще три ателье, принадлежавшие художникам Дьюле Бенчуру и Кароли Лотцу , а также скульптору Алахосу Штроблу . Студии были местом работы и обучения, но, строго говоря, не были частью колонии художников.

Семья Фести-Йокай

[ редактировать ]
Йокай со своей молодой женой Беллой Надь.

Самым важным домом в колонии художников Эпрескерта был небольшой дворец семьи Фешти-Йокай. Арпад Фешти , создатель знаменитой циклорамы Фести, приобрел участок на углу улиц Байза и Кметы в 1890 году. Он построил небольшой дворец в стиле венецианской готики по собственному плану. Фасад был украшен рельефами Дьюлы Доната и Дьёрдя Зала (оба художника жили в колонии), а также гербами семей Фешти и Йокаи. У Фести была двухэтажная студия.

Знаменитый писатель Мор Йокай был отчимом жены Фести, Розы Йокай . Он был вдовцом, который решил жить с молодой парой. Йокай занимал верхний этаж, а Фешти жили внизу. Розы Йокая Салон вскоре стал центром художественной и общественной жизни Будапешта. В небольшом венецианском дворце на улице Байза регулярно собирались министры, политики, актеры и актрисы, кураторы, писатели и художники. Из старшего поколения Кальман Тиса и Кальман Миксат были постоянными гостями в Йокаи наверху. В 1894 году Йокай отпраздновал во дворце свой золотой юбилей как писатель.

Золотая эра дворца завершилась крупнейшим социальным скандалом десятилетия. В 1899 году 74-летний Йокаи внезапно женился на молодой актрисе Белле Надь . Общественность и Фешты были в равной степени шокированы. Йокай покинул дворец, и семья ввязалась в публичные дебаты. В следующие несколько лет Фешти влез в огромные долги и был вынужден продать дом в 1907 году.

Дворец был куплен Литературным обществом Петефи , которое превратило его в литературный музей (предшественник нынешнего Литературного музея Петефи ). Он был поврежден во время Второй мировой войны, но был восстановлен в 1947 году. После переезда музея дворец был преобразован в хранилище коллекции естествознания, а затем в ателье скульптора Пала Ко в 1990-х годах .

Источники

[ редактировать ]
  • Габор Эстер: Колония художников в Эпрескерте, в: Az Andrássy út kör, Osiris, 2010, стр. 201–255

47 ° 30'47 "с.ш. 19 ° 04'19" в.д.  /  47,513 ° с.ш. 19,072 ° в.д.  / 47,513; 19 072

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e75094140a159abfb0c5bc48235fbc73__1646220600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/73/e75094140a159abfb0c5bc48235fbc73.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Epreskert Art Colony - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)