Ракеш Шарма (режиссер)
![]() | Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( декабрь 2021 г. ) |
Ракеш Шарма | |
---|---|
Рожденный | Ракеш Шарма 1964 (59–60 лет) Уттар-Прадеш , Индия |
Род занятий | Режиссер -документалист , тележурналист. |
Годы активности | 1985 – настоящее время |
Ракеш Шарма (род. 1964) — индийский режиссер -документалист . Его самая известная работа — полнометражный документальный фильм « Окончательное решение» о беспорядках в Гуджарате 2002 года . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Ракеш Шарма провел годы своего становления в Агре, а затем переехал в Дели, чтобы закончить школу и колледж. Он начал свою карьеру в качестве тележурналиста в 1986 году. В 1984 году он окончил SRCC Делийского университета со степенью бакалавра с отличием (экономика). В 1986 году он получил степень магистра в области массовых коммуникаций в колледже Джамия Миллия Исламия MCRC.
Ранняя карьера
[ редактировать ]![]() |
В 1986 году Кумар основал Newstel, информационное агентство в Дели, предоставляющее репортажи и сюжеты государственной телекомпании Doordarshan ( DD ). В период с 1987 по 1989 год он работал помощником режиссера в сериале Шьяма Бенегала «Открытие Индии/Бхарат Эк Ходж», состоящем из 53 эпизодов, снятых на 35-миллиметровую пленку и состоящих из 270 катушек.
В 1990 году Кумар был одним из режиссеров «Инспекторов манежа», специального документального фильма-расследования, снятого по заказу Д.Д., в котором исследовалось использование денег и силы во время выборов в Индии. Этот фильм был запрещен ДД и никогда не показывался. В 1991 году он стал сопродюсером и сорежиссёром фильма «Демократия в кризисе», который транслировался на канале Channel 4 в Великобритании в рамках сериала «Юг». В документальном фильме исследуются перемены в индийской политике, отмеченные крахом центристской партии Конгресс и появлением новых политических формулировок, основанных на кастах и религии.
В 1992 году он продюсировал и снял 20-минутный фильм «Пляжи Индии» по заказу HT Media для Министерства туризма. Этот фильм, в котором нет произнесенных слов и текстовых слайдов, основан исключительно на тщательно продуманной музыке и звуковых эффектах. Он был снят компанией Navroz Contractor в таких местах, как Андаманские острова , Лакшадвип , Пури - Конарк , Махабалипурам и Гоа.
С 1993 по 1994 год Кумар продюсировал и режиссировал сериал «Легенды» для Zee TV , который выходил в эфир под названием «Ситарон ка Карван». Сериал начался с четырехсерийного биографического фильма об Ашоке Кумаре , первой крупной звезде Болливуда, за которым последовал трехсерийный биографический фильм о Шамми Капуре . Ракеш отказался от создания документальных фильмов в 1992 году, поскольку «проекты, финансируемые международными вещательными компаниями и агентствами, всегда сопровождались условиями, какими бы мягкими они ни были, и я не был заинтересован в создании фильмов Саркари по заказу».
В 1992-93 годах, после беспорядков в Бомбее, последовавших за сносом мечети Бабри Масджид , Ракеш взял творческий отпуск в своей карьере, чтобы руководить лагерем помощи в Восточном Джогешвари (Джхула Майдан, недалеко от Ганди Чала, где была сожжена семья Бэйна). жив в своем доме). Будучи штатным волонтером Нивара Хакк в течение нескольких месяцев, Ракеш руководил лагерем и работал с обеими общинами над оказанием помощи, реабилитацией и предварительной юридической работой, включая подачу FIR, исков о компенсации и т. д. Затем Ракеш перешел на корпоративную часть вещания для следующие 7–8 лет, прежде чем вернуться к самофинансируемому независимому кинопроизводству в 2001–2002 годах. [ нужна ссылка ]
- 1994: Руководитель шоу Channel [V], модного музыкального канала, в составе основной команды из трех человек по запуску канала.
- 1995: Перешел в StarPlus с задачей индизировать и перезапустить канал. Сначала в качестве редактора по вводу в эксплуатацию, а затем в качестве руководителя Star Plus (Индия).
- 1996: Перешел в отдел сетевого планирования (Индия и Ближний Восток), Star TV (азиатские телесети).
Покинув Star в 1997 году, Ракеш занялся крупным производственным консалтингом и проектами по запуску/перезапуску телеканалов. В их число входило шоу результатов мега-опроса '98 (72 часа в прямом эфире, DD1 и DD2; последние выборы с «ручным подсчетом») в качестве исполнительного продюсера, отвечающего за шоу. Совместное предприятие Прасара Бхарти и группы India Today. Ракеш переехал в Ченнаи в 1999 году, чтобы перезапустить ныне известный как Star Vijay тамильский канал Vijay TV, . Восьмимесячное консультирование включало в себя доработку стратегии программирования, ребрендинг канала, запуск новых шоу для всего диапазона прайм-тайм, набор и обучение персонала (программирование, собственное производство, рекламные ролики в эфире и т. д.). В 2000 году Ракеш окончательно отказался от вещания и вернулся к кинопроизводству. Именно во время работы над своим первым сценарием он решил сопровождать друга в Катч для работы по оказанию помощи после подхода января 2001 года, что спровоцировало его случайное возвращение к созданию документальных фильмов с «Афтершоками» , первоначально запланированным как пропагандистское видео и полевой отчет, чтобы оказать давление на GMDC. и правительство Гуджарата выделили деньги на помощь и компенсации. Премьера фильма «Афтершоки» состоялась на Международном кинофестивале во Фрибуре в феврале 2002 года, где он получил награду за лучший документальный фильм. [ нужна ссылка ]
Окончательное решение
[ редактировать ]Шарма произвел фурор своим «Окончательное решение» документальным фильмом , в котором беспорядки в Гуджарате 2002 года представлены как антимусульманский погром, организованный правыми индуистскими националистами в Гуджарате. Будучи индусом, Шарма использовал первоисточники — показания как жертв, так и преступников — чтобы заявить, что государство было соучастником насилия. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Запрет на окончательное решение
[ редактировать ]В июле 2004 года фильму было отказано в сертификации. Но после массовых протестов гражданского общества Центральный совет по сертификации фильмов (CBFC) созвал необычный показ suo moto , поскольку режиссер отказался повторно подать заявку или обратиться в Ревизионную комиссию на том основании, что Группа предварительного просмотра комитета была политически пристрастной и даже не удосужилась посмотреть фильм целиком, прежде чем фактически запретила его. В октябре 2004 года, после специального предварительного просмотра Ревизионной комиссии, созванного председателем CBFC, фильм был одобрен Советом цензуры без единой версии. «Окончательное решение» получило президентскую премию (специальную награду жюри) в 2006 году, подчеркнув, как выразился режиссер, «шизофреническую природу государства (которое сначала запрещает фильм, а затем вручает ему награду)». Любопытно, что два государственных кинофестиваля Индии - Международный кинофестиваль Индии и Международный кинофестиваль в Мумбаи никогда не «выбирали» и не показывали «Финальное решение». Государственная телекомпания Doordarshan , уполномоченная показывать фильмы, удостоенные национальных наград, ни разу не транслировала этот фильм, несмотря на формальные запросы. В число международных телекомпаний, транслировавших фильм, входят BBC (Сторивилль), NHK, YLE, DR2 и несколько небольших телеканалов в Европе, Западной Азии и Африке.
Необычная стратегия распространения
[ редактировать ]Битва за окончательное решение велась в сфере общественного мнения. Эта стратегия гарантировала, что фильм не будет похоронен, а станет вирусным. Это также привело к широкой общественной поддержке и протестам гражданского общества, которые в конечном итоге оказали давление на Совет цензоров (CBFC) с требованием пересмотреть дело. Через неделю после запрета 10 000 дисков были массово тиражированы и запущены в рамках кампании «Пиратство и распространение» (получите бесплатную копию, если обещаете заниматься пиратством, и сделать как минимум 5 или более копий, призывая тех, кто получит «пиратскую» копию, пиратствуйте дальше). Эта кампания получила огромный и широкий отклик, позволив фильму добраться до городов и деревень, которых не было бы у коммерческого дистрибьютора DVD. Одновременно на сайте было разъяснено, что для показов в Индии не требуется ни формального разрешения, ни платы за показ. Это привело к сотням демонстраций протеста в культурных пространствах, общежитиях колледжей, профсоюзных залах, общественных аудиториях и т. д. 2 октября 2004 года, в годовщину рождения Ганди, вдохновленную его кампанией гражданского неповиновения, была запущена общенациональная инициатива Show@Home ( Поздний) Химматбхай Завери, старый Гандианец. Бесплатные DVD были предоставлены для более чем 200 таких просмотров по всей стране, для домашнего просмотра соседям, семье, коллегам и друзьям. Кроме того, группам активистов и массовым сетям было предложено использовать фильм в пропагандистских целях, призывая их также пиратствовать и распространять фильм. Связи с небольшими журналами, посвященными демократии, фундаментализму, межобщинному/религиозному насилию и т. д., предлагали своим подписчикам бесплатные DVD. Это обеспечило целевое распространение среди активистов низового уровня, уже работающих над теми самыми проблемами, которые исследовал фильм. Некоторым группам даже были предоставлены мастер-записи для подготовки дублированных версий на региональных языках (тамильском, каннада, гуджарати и т. д.). Наконец, фильм был также загружен для бесплатного просмотра в ограниченном пространстве, доступном в Интернете в 2004–2005 годах, а также на институциональных серверах внутренней сети индийских университетов, технических колледжей, институтов управления и даже колл-центров BPO! Вот так фильм стал вирусным еще до официального снятия запрета. [ 4 ]
Фильмография и сопутствующая деятельность
[ редактировать ]Ракеш Шарма вернулся к созданию документального кино спустя десять лет, сняв отмеченный множеством наград фильм «Афтершоки: грубое руководство к демократии» , второстепенный пересмотр дебатов о Нармаде («Развитие за чей счет? Для чьей выгоды?»). шахт Катча Действие фильма происходит в поясе буроугольных , и он исследует демократию «снизу». Фильм побывал на более чем 120 международных кинофестивалях, а также на нескольких университетах и научных конференциях. 2002–2006: После завершения и выпуска Final Solution Ракеш полный рабочий день работал над созданием других версий (включая версию на гуджарате), продажей DVD и самораспространением фильма среди вещательных компаний, учреждений, кинофестивалей и т. Д.
В 2006–2007 годах Ракеш решил вернуться для съемок в Гуджарате, чтобы продолжить свою раннюю работу в долгосрочной перспективе. Это мини-сериал из 3–4 фильмов, каждый из которых представляет собой полноценный полнометражный документальный фильм под предварительным названием «Возвращение к окончательному решению». Помимо классического продолжения событий, происшествий и людей, представленных в «Окончательном решении», сериал также исследует несколько аспектов, которые невозможно было бы изучить сразу после этого. Примечательным предметом его последующих расследований является судьба бунтующих пехотинцев через 5 и 10 лет после кровавой бойни. А также более дюжины семей «карасеваков», чьи близкие погибли в S-6, Сабармати Экспресс в Годхре, большинство из которых были заброшены вскоре после массовой победы БДП на выборах в Гуджарате в 2002 году.
В 2018 году Ракешу поставили диагноз аутоиммунный синдром после нескольких лет ошибочных диагнозов, начиная с 2002 года, когда он впервые начал серьезно страдать от изнурительных проблем. [ нужна ссылка ] Хотя его путешествия и съемки были затруднены после 2006 года и почти полностью с 2013 года, ему все же удалось за эти годы снять более 500 часов материалов в Гуджарате и других местах, исследуя рост и укрепление политики ненависти.
Несмотря на то, что Ракеш в основном находился на самофинансировании, в 2011 году он обратился к своей аудитории и сторонникам с призывом к краудфандингу, чтобы помочь оцифровать весь свой архив, включающий все отснятые и найденные материалы после резни в Гуджарате в 2002 году, поскольку оригинальные мини-DV-кассеты начали приходить в негодность. . Благодаря их щедрой и своевременной поддержке почти 90% архивных материалов и материалов были успешно оцифрованы. Отредактированные фрагменты из этого материала, а также отрывки из фильма «Окончательное решение» были выпущены режиссером в 2013–2014 годах. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Видеорелизы Моди 2014 г.
[ редактировать ]В 2014 году Ракеш выпустил несколько видеоклипов кандидата на пост премьер-министра Индии Нарендры Моди из его предвыборных речей на выборах 2003 года. В этих видеороликах Моди якобы одобрял насилие, совершенное против мусульман во время беспорядков в Гуджарате в 2002 году . Ракеш заявил, что он выпустил эти клипы, потому что ранние выступления Моди постепенно исчезали из онлайн-хранилищ из-за согласованной кампании по обелению, направленной на улучшение имиджа Моди, который, возможно, мог быть запятнан его поддержкой беспорядков. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Награда за окончательное решение
[ редактировать ]- Национальная кинопремия - Специальный приз жюри (неигровой фильм) в 2005 г.
- Премия Вольфганга Штаудте (теперь переименованная в «Золотой медведь» за лучший дебют), Берлинале [ 14 ]
- Специальный приз жюри (Netpac) Берлинского международного кинофестиваля [ 15 ]
- Гуманитарная премия за выдающийся документальный фильм, Гонконгский международный кинофестиваль
- «Золотой Монгольфьер» (лучший документальный фильм) и Общественная премия «Фип/Пиль», Фестиваль трех континентов в Нанте (Франция)
- Лучший документальный фильм, Apsara Awards (награда индийской киноиндустрии)
- Лучший фильм, награда за свободу слова по версии Index on Censorship (Великобритания)
- Серебряное дау, Международный кинофестиваль в Занзибаре
- Премия в области прав человека, Docupolis (Барселона)
- Специальный приз жюри Фестиваля независимого кино в Мар-дель-Плата (Аргентина)
- Специальные награды жюри, Карафест (Карачи), Worldfest (Хьюстон) и Film South Asia (Катманду)
- Специальные упоминания жюри, Мюнхенский фестиваль докфестов и Международный кинофестиваль в Бангкоке.
- Номинант на премию Grierson Awards за лучший иностранный фильм (Великобритания)
- Специальная награда NRI за светскую и гармоничную Индию (NRI-SAHI), Нью-Йорк-Нью-Джерси, США
- Специальная награда AFMI, США-Канада [ 16 ] [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чари, Мридула. «Поскольку студенты FTII прекращают забастовку, Дибакар Банерджи и еще 11 кинематографистов вернут свои награды» . Прокрутка.в . Получено 1 декабря.
- ^ «На меня напали, — говорит Ракеш Шарма» . Индостан Таймс . 8 февраля 2006 г. Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Гриффин, Питер (11 апреля 2019 г.). « «Окончательное решение», документирующее события в Гуджарате в 2002–2003 годах, можно снова бесплатно просмотреть» . Thehindu.com . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Как Ракеш Шарма добился того, что его документальный фильм о беспорядках в Гуджарате достиг индийской аудитории» . Firstpost.com . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ « «Окончательное решение» отклонило сертификат Совета цензуры» . Outlookindia.com/ . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Окончательное решение: редкие кадры из отмеченного наградами документального фильма о беспорядках в Годхре (смотреть видео)» . Индия.com . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Посмотрите «Окончательное решение: документальный фильм Ракеша Шармы о беспорядках в Гуджарате» . NewsClick.in . 16 апреля 2019 года . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Хроника цены кровавой бойни» . Thehindu.com . 8 октября 2016 г. Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Никогда не забывайте геноцид в Гуджарате» . Блог Times of India . 8 октября 2016 г. Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «После иска NYCLU город Нью-Йорк соглашается реформировать систему разрешений на съемку фильмов» . Американский союз гражданских свобод . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Раманан, Сумана. «Кинорежиссер опубликовал дюжину отрывков спорных речей Моди, произнесенных сразу после беспорядков в Гуджарате» . Прокрутка.в . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Кинематографисты возвращают свои национальные награды в знак протеста против роста насилия» . Проволока . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Связь между Моди и некоторыми кинематографистами не случайна» . Телеграфиндия.com . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Фильм о беспорядках в Гуджарате получил две награды в Берлине» . Таймс оф Индия . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Индийская песня Final Solutions получила две награды в Берлине» . Outlookindia.com/ . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Final Solution» завоевал еще две международные награды на выставке «3 континента» в Нанте . Filmfestivals.com . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Ракеш Шарма» . IMDb.com . Проверено 1 декабря 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Съемки интервью о Геноциде для Future Movies
- Интервью с Ракешем Шармой , Каталог Берлинале (английский и немецкий)
- Дело NYCLU об аресте Шармы и последующее дело против полиции Нью-Йорка
- Ракеш Шарма
- Ракеш Шарма на IMDb