Дейктическое поле и повествование
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В лингвистике , психологии и теории литературы концепции дейктического поля и дейктического сдвига иногда используются при изучении нарративных медиа. Эти термины обеспечивают теоретическую основу, помогающую литературным аналитикам концептуализировать способы, с помощью которых читатели перенаправляют свое внимание от непосредственного окружения, когда они погружаются в реальность, порожденную текстом.
оставь это
[ редактировать ]Термин « дейксис » относится к способам, которыми язык кодирует контекстную информацию в свою грамматическую систему. В более широком смысле дейксис относится к присущей определенным языковым выражениям двусмысленности и процессам интерпретации, которые коммуниканты должны выполнять, чтобы устранить неоднозначность этих слов и фраз. Подобную двусмысленность можно разрешить только путем анализа контекста, в котором происходит высказывание. Чтобы понять дейксис, нужно сначала понять, что язык грамматикизирует контекстно-зависимые характеристики, такие как человек, пространство и время. Когда язык ориентирован на свой контекст, в речи возникают определенные выражения, которые отличают «здесь» и «теперь» (проксимальный дейксис) от «тогда» и «там» (дистальный дейксис). По словам Карла Бюлера, австрийского психолога, который одним из первых представил теорию дейксиса: «Когда философы, лингвисты и теоретики нарратива пытаются понять роль субъективности в языке и, наоборот, роль языка в субъективности, они неизменно замечают определенный аспект языка, который, по-видимому, зависит от экстралингвистических, субъективных, зависящих от конкретного случая соображений». [1] В контексте повествования дейксис отражает те аспекты повествования, с помощью которых аудитория прагматически направлена на понимание точки зрения рассказчика или точки зрения персонажей истории по отношению к их собственной внешней точке зрения. По сути, дейктические выражения помогают сформировать слои повествования, которые направляют аудиторию либо к повествовательному дискурсу, либо к миру истории. «Дейксис (форма прилагательного, дейктика) — это психолингвистический термин, обозначающий те аспекты значения, которые связаны с ориентацией на собственный мир». [1] Дейксис — неотъемлемый компонент линзы, через которую зритель воспринимает повествование.
Нарративная модель Лабова
[ редактировать ]Изучая перспективы повествования в среде естественного языка , нельзя игнорировать Уильяма Лабова , [ нужна ссылка ] который утверждает, что истории личного опыта можно разделить на отдельные части, каждая из которых выполняет уникальную функцию в рамках повествовательного развития. Лабов схематизирует организацию естественного повествования, используя следующие концептуальные единицы: абстракция, направленность, усложняющее действие, разрешение, оценка и код. Как правило, в анекдотических повествованиях эти единицы располагаются в указанном порядке; однако это не негибкий структурный прогресс, определяющий, как должно развиваться каждое повествование. Например, предложения и фразовые единицы, выполняющие оценочную функцию, могут перемежаться по всему повествованию. Некоторые участки повествовательного дискурса также частично совпадают между этими лабовианскими категориями. Каждое из повествовательных подразделений Лабова служит характерной цели, характерной для которой является грамматическая конструкция и функциональная роль конкретного раздела в разворачивающемся повествовании, но границы таких подразделений не всегда четко очерчены.
Как особенность естественного языка, дейксис является важным элементом устного повествования и может реализовываться по-разному в каждой из категорий Лабова. По словам Гэлбрейта, «все использование языка зависит от ощущения значимости ситуации, от внимания участников и их способности раскрыть тему... Подобно нулю в математике и темному пространству в театре, дейксис ориентирует нас внутри». ситуация, не привлекающая к себе внимания». [1] Две категории Лабова, в которых дейксис часто занимает видное место, - это «ориентация» и «кода». Ориентация обычно происходит ближе к началу повествования и служит для представления персонажей, обстановки и событий. Благодаря своему презентативному качеству ориентация смещает дейктический центр от «здесь и сейчас» говорящего к пространственно-временным координатам истории, что логически должно произойти в момент, предшествующий изложению истории. Кода возникает ближе к концу повествования и действует как средство завершения потока сюжетных событий. Тем самым кода переориентирует говорящих и слушателей из мира рассказа обратно в коммуникативное настоящее.
Дейктический центр
[ редактировать ]Дейктический центр, иногда называемый «ориго» или нулевой точкой, представляет собой исходный источник, по отношению к которому дейктические выражения приобретают свое контекстно-зависимое значение. Часто дейктическим центром является говорящий: таким образом, любые знаки «Я» в дискурсе говорящего должны дейктически относиться к говорящему как к центру; точно так же слово «вы» должно излучаться из этого центра в сторону адресата. Любые участники, не являющиеся участниками этого коммуникативного канала, будут упоминаться в третьем лице. Таким образом, теория дейксиса эгоцентрична в том смысле, что индексная привязанность дейктических выражений является функцией этой нулевой точки субъективности. «Я»-центр служит точкой восприятия, которая исследует отношения между значимыми контекстуальными сущностями и событиями. Таким образом, такой центр определяет, какие дейктические выражения прагматически разрешены контекстом, который естественным образом ограничен этим перцептивным и оценочным локусом. Таким образом, соответствие проксимального «это» дистальному «то» определяется близостью объекта или местоположения по отношению к дейктической нулевой точке.
Дейктическое поле содержит ряд ограниченных участников и объектов, пространственных положений и ориентиров, а также временных рамок, указывающих на некий дейктический центр как источник их прагматического разграничения. Дейктическое поле исходит из дейктического центра, и границы такого поля охватывают объем объектов, пространств и событий, составляющих набор, из которого дейктические выражения могут искать потенциальный референт. Эти поля функционируют как когнитивные рамки, которые участники дискурса могут использовать для концептуализации своего контекстуального окружения по отношению к (чередующейся) функции каждого собеседника как дейктического центра в коммуникативных поворотах. В контексте литературы наличие нескольких дейктических полей в тексте можно плодотворно проанализировать, используя когнитивный принцип дейктического сдвига (обсуждаемый ниже).
Теория дейктического сдвига
[ редактировать ]Теория дейктического сдвига (ТДС) относится к ряду процессов погружения, с помощью которых читатели творчески проецируют гипотетические дейктические центры, привязанные к коммуникативным и экспериментальным локусам в повествовании. Такое когнитивное фреймирование, как утверждают теоретики ДСТ, составляет необходимую часть участия читателя в повествовании, посредством чего посредством процесса сдвига фрейма читатель конструирует мир истории, интерпретируя (дейктические) сигналы, представленные в тексте. Дейктический сдвиг может осуществляться несколькими способами. Самый основной сдвиг предполагает первоначальное погружение читателя в мир истории. Здесь дейктический центр выходит из «здесь и сейчас» физического окружения читателя и привязывается к некоторому внутритекстовому перцептивному или репрезентативному экземпляру, в большинстве случаев к дейктическому центру персонажа или рассказчика. Дейктические сдвиги на уровне повествования включают те сигналы, которые указывают на скрытого или явного рассказчика, в частности, комментарии к рассказу или случаи, когда рассказчик обращается к себе как к «я». Такие случаи комментариев и оценок часто отражают поле восприятия, а также интерпретативную и идеологическую позицию рассказчика, когда они представляют события истории.
В мире повести дейктические сдвиги происходят по-разному. Фундаментальный сдвиг происходит, когда дейктический центр перемещается от одного персонажа к другому — например, в случаях сообщения всеведущей мысли. Здесь читатель должен соответствующим образом настроить дейктический центр и интерпретировать линзу текущего фокального окна через эмпирическую субъективность локуса персонажа. Другие формы дейктических сдвигов внутри истории включают когнитивные рамки, связанные со встроенными нарративами и другими типами дискурса: истории внутри историй , письма в эпистолярной художественной литературе, дневниковые записи и т. д.
«В литературоведении часто отмечается, что местоимения первого и второго лица (и в меньшей степени, и в отличие от третьего лица) облегчают читательскую идентификацию с текстуально вписанной позицией (позицией персонажа или рассказчика, обозначаемой этим местоимением) и вызывают чувство концептуального погружения читателя в вымышленный мир рассказа, способствующее тому, как сцена образно «реализуется» в сознании читателя, особенно перспектива, с которой сцена концептуально визуализируется. Когнитивная поэтика и когнитивная нарратология. использовал теорию дейктического сдвига, в основном основанную на работах Дюхана, Брудера и Хьюитта, чтобы попытаться предложить когнитивное объяснение того, как создаются эти интерпретационные эффекты. DST предлагает читателям концептуально проецировать дейктические сигналы на контекстуальный локус говорящего. осмыслить их, предлагая модель того, как дейктические референты, определяющие такие контекстуальные координаты, обрабатываются читателями, и как это способствует концептуализации читателем мира рассказа» (Дейктическое смещение в литературе: Экспериментальный анализ [1] ).
Оставьте это в нарратологии
[ редактировать ]Бюлер применил теорию дейксиса к повествованиям. Он предложил концепцию Зейгфельда, или дейктического поля, которое действует в трех режимах: [1] первый, ad oculos , «действует здесь и сейчас в чувственном окружении говорящего»; вторая, анафора , «действует в контексте самого дискурса, рассматриваемого как структурированная среда»; а третий, то, что Бюлер называет дейксисом в фантазии , действует в контексте «воображения и долговременной памяти». [1] Модель Бюлера пытается «описать психологический и физический процесс, посредством которого живое дейктическое поле нашей собственной телесной ориентации и опыта» «трансформируется в образную конструкцию». По мнению Бюлера, «репрезентация телесных чувств, или Körpertastbild (то, что психологи сейчас, вероятно, назвали бы схемой тела), ослабевает из-за своей вовлеченности в дейктические координаты ЗДЕСЬ//СЕЙЧАС/Я бодрствующей жизни в нашем ближайшем окружении и становится доступны для перевода в среду, которую мы конструируем как концептуально, так и ориентационно»; эта дейктическая система координат используется «в конструктивной среде, чтобы ориентироваться в« где-то сфере чистого воображения и там-и-там в памяти »». [1]
Кэти Гамбургер, немецкий теоретик повествования, изучала и теоретизировала использование дейктических слов в литературе. В своей работе «Логика литературы » она утверждала, что существует две сферы языкового действия: утверждение реальности и вымысел (Гэлбрейт, 24–25). Утверждения о реальности сделаны кем-то и о чем-то. [1] «Акты вымышленного повествования, с другой стороны, переносят свою референцию с реальности исторического мира на развлекательную реальность вымышленного мира и переносят субъективность говорящего на субъективность персонажей сюжетного мира». [1] Гамбургер утверждал, что этот перенос происходит за счет использования дейктических наречий и психологических глаголов. [1]