Шахан Берберян
Шаан Р. Берберян ( арм . Шахан Р. Берберян ; 1 января 1891 — 9 октября 1956) — армянский философ, композитор и психолог.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Берберян родился в Константинополе (ныне Стамбул , Турция ). Вскоре после этого вместе со своими родителями Ретеос [ 1 ] и Заруи и его старший брат Онниг Берберян переехали в Женеву , Швейцария, чтобы избежать зверств против армян, совершенных османским султаном Абдул Хамидом II с 1894 по 1896 год. [ нужна ссылка ]
Вернувшись в Константинополь, Бербериан поступил в Берберийскую школу, основанную его отцом Ретеосом Берберианом , в Кадыкее , районе на азиатской стороне города. В это время он начал брать частные уроки игры на скрипке, но вскоре бросил играть на «невыносимом инструменте». [ 2 ] (якобы бросил его в камин, чтобы сжечь). Вместо этого он взял уроки игры на фортепиано, хотя и это предприятие оказалось довольно неудачным. [ нужна ссылка ]
Бербериан получил высшее образование в 1906 году. Первой работой пятнадцатилетнего юноши было преподавание литературы и естественных наук в своей альма-матер, но в 1908 году он уехал в Париж, где учился в Сорбонне и Коллеж де Франс , посещая занятия. по философии и метафизике у Анри Бергсона , психологии у Жоржа Дюма и социологии у Эмиля Дюркгейма , получив таким образом основательное гуманитарное образование и получив диплом преподавать философию. [ 3 ] В то же время он смог утолить свою глубокую любовь к музыке, посещая концерты и обучаясь композиции. [ нужна ссылка ]
Профессиональная карьера
[ редактировать ]Директор берберской школы
[ редактировать ]В 1911 году Бербериан был вынужден вернуться в Константинополь, чтобы стать директором Берберийской школы, и поэтому не смог завершить свою докторскую диссертацию (названную «Патологический метод в психологии»). Помимо своих обязанностей в школе, он принимал участие в культурной жизни армянской общины города. В этот период у него сложилась близкая дружба с Комитасом , долгие часы обсуждая с ним различные вопросы в области искусства. [ нужна ссылка ]
В 1918 году Шаан Берберян был избран директором Центрального комитета Союза армянских учителей, а в 1919 году был назначен членом Центрального образовательного совета. Он также сыграл важную роль в основании — а позже стал председателем — Центр армянского искусства ( Аярдун ) в Константинополе. Он публиковал очерки в армянских газетах Константинополя, в основном в «Восдане » («Дне»), а в 1922 году вместе с Кегамом Кавафяном, Вааном Текеяном , [ 4 ] Акоп Ошаган [ 5 ] и Гостана Зариана , он основал ежемесячник «Парцраванк» («Монастырь на холме»), посвященный искусству и литературе. [ нужна ссылка ]
В 1921 году он женился на Телли Сиракян. У них было два сына, Ардавазт и Баред. Баред погиб молодым человеком в возрасте 20 лет в результате аварии на мотоцикле. Ардавазт Берберян, пожив в Иерусалиме и Бейруте, вместе со своей женой (Пауле) переехал в Париж, где стал известным художником, а также активно занимался армянской культурой. У него было два сына по имени Ваник и Анри Шаан и дочь по имени Гарине. [ нужна ссылка ]
Ардавазт умер в Авиньоне в возрасте 79 лет в августе 2002 года. [ нужна ссылка ]
1920-е годы
[ редактировать ]Осенью 1922 года ухудшение политической атмосферы в Турции побудило его снова уехать в Европу, и Берберян поселился в Дрездене , Германия, где он изучал хореографию , а также преследовал свои философские и эстетические интересы. В 1924 году вместе со своим старшим братом, композитором Оннигом Берберяном, он переехал в Каир , Египет, чтобы возродить Берберийскую школу. Решительно поддержан архиепископом Торкомом Кушагяном. [ 6 ] В Египте школа стала интеллектуальным центром местной армянской общины и оставалась открытой до 1934 года, когда пошатнувшееся финансовое положение вынудило ее закрыть свои двери. В Каире Берберян и его давний друг и коллега Акоп Ошаган создают две хоровые группы для дальнейшего поощрения участия в армянской общине: Союз армянских любителей искусства (1932–34) и Берберийский школьный хор (1924–34). [ нужна ссылка ]
1930-е годы
[ редактировать ]По приглашению ип. Кушагян – ныне Патриарх Иерусалимский – он и его семья вместе с Акопом Ошаганом переехали в Патриархат Святого Иакова, чтобы преподавать там в Армянской семинарии. Его присутствие в семинарии вызвало большой ажиотаж, и вскоре в духовном колледже начался культурный ренессанс, чему частично способствовал Армянский культурный союз (1940–47), который он и Ошаган основали там. [ нужна ссылка ]
1940-е и 1950-е годы
[ редактировать ]После десяти лет преподавания в Иерусалиме в 1944 году Бербериан переехал в Католикосат Киликии в Антелиасе , Ливан, чтобы продолжить свое педагогическое призвание. Ему вновь удалось создать атмосферу воспитательного любопытства и страсти к учебе, оставившую неизгладимый след в истории семинарии. [ нужна ссылка ]
Большинство сочинений Бербериана написаны для сольного голоса с фортепиано или вокальных ансамблей. Лишь недавно они стали более широко известны, во многом благодаря усилиям абп. Торком Манукян , нынешний Патриарх Иерусалимский. По словам Манукяна, песни «некоторое время находились в моем распоряжении. Когда Берберян посетил Соединенные Штаты в 1949 году, он согласился предоставить копии своей музыки, по две песни за раз, четко написанные и в окончательной форме. Он сделал это ради какое-то время, но вскоре перестал. Он также прислал мне новые варианты некоторых песен. У меня были еще три разных тетрадки, скопированные с произведения композитора тремя его учениками. Именно из них были взяты остальные песни. ." [ 7 ] К счастью, пятьдесят песен Берберяна были опубликованы в 1983 году издательством St. Vartan Press в Нью-Йорке. [ нужна ссылка ]
Большинству песен Шахана Берберяна свойственна мистическая ясность и простор, а также простая мелодическая линия с минимальным сопровождением – нотами, висящими в воздухе. Они хрупкие и лаконичные, текстовое содержание всегда опережает речитативную музыкальную линию. [ нужна ссылка ]
Другие берберские рукописи, в том числе музыка к опере Ошагана «Сасунци Тавит» («Давид Сасунский») и четыре сцены из оперы « Ануш» , находятся в Библиотеке Иерусалимского Патриархата. Кроме того, его литературное творчество включает два неопубликованных тома: «Комитас вартабед-антцы ев кордзы» («Комитас — Его жизнь и творчество», 1936) и «Ергу жаманагнер» («Две жизни», 1943). [ нужна ссылка ]
Во время летних каникул в Париже, в гостях у своего сына Ардаваста, Берберян заболел и умер там 9 октября 1956 года. [ нужна ссылка ]
Опубликованные работы
[ редактировать ]Сольный вокал
[ редактировать ]- Восхождение • Парцрацум (Восхождение, 1940)
- Папак ) (Желание, 1919
- Полис • Болис (Константинополь, 1925 г.)
- ( Ку хишадагт «Твоя память», 1921)
- Эускюдар • Эусгеудар (Ускюдар, 1944 г.)
- Идет дождь, сын мой • Gantsreve dghas (Идет дождь, сын мой, 1921)
- Ноктюрн • Кишерерк (Ноктюрн, 1945)
- Асдвадзадзнин у хачин (Успение и крест, 1918)
- Hraver lusni dag (Приглашение в лунном свете)
- Тун ахпюрн эс (Ты – фонтан, 1918)
- Весна пришла • Карун пацвав (Весна пришла)
- • Хой Хелин Хой Хелин
- Аразин • Аразин (К реке Араз)
- (Песнь ветра Ховин ерки )
- ( Песня Зарой ерки Заро )
- Гароди йерк (Песнь тоски)
- У меня было • Да унейи (Мое гранатовое дерево)
- ( Амби пешов Окутанный туманом)
- Зима ушла • Цмерн антав (Зима ушла)
- Лусаворчи гантех (Лампа Просветителя)
- Хасун ард (Созревающее поле, 1919)
- Первые ростки • Арачин дзилер (Взрывающиеся семена, 1920)
- ) Кюгис джампан (Моя деревенская дорога
- Ночь сладка • Кишерн ануш э (Ночь сладка, 1919)
- С любовью раненой
- Ахавасик (Я продолжаю тосковать)
- Пусть твое лицо будет бледным
- позволь мне остаться
- Песня радости (1952)
- С дождем
- Ночные спуски (1920)
- Рукопись
- Марш Вартананка
- Осанна
- Аллилуия (Аллилуия, 1935)
- Сегодня праздник (Ода Рождеству)
- Следуй за мной (Следуй за мной)
- Не подходи близко
- Блудный сын
- Приди, печаль
- Невозвратные дни
- Тоска
- На воде
Хоровой
[ редактировать ]- ( Азадутян занк Колокол Свободы)
- Им Назенис • Им Назенис (Моя Назени)
- Христос принесен в жертву • Крисдос бадаракьял (Христос принесен в жертву)
- ) Аравод лусо (Утро света
- Аннттайин • Аннттайин (Ода Святому Духу)
- Хачи ) (Крест
Ссылки
[ редактировать ]- ^ от: Ретеос Бербериан
- ^ Саак Вардапет. Музыкант . Шип. Антелиас, 1956, стр. 458–9.
- ^ Г. В. [Вардапет Гарегин]. Шаан Перперян (1891-1956). Шип. Антелиас, 1956, стр. 455–8.
- ^ Семь песен Вагана Текеяна - Музыка Шаана Берберяна. Нью-Йорк, Сент-Вартан Пресс, 1981. ISBN 0-934728-05-4
- ^ «Акоп Ошаган (1883-1948 гг. н.э.) - Хронология истории Армении - Маленькая Армения» .
- ^ Аршак Албояджян. Торгом Патриарх Гушакян . Эд. Офис интеллектуальных услуг. Каир, 1940 год.
- ^ 50 песен Шахана Р. Берберяна . Нью-Йорк: Сент-Вартан Пресс, 1983. ISBN 0-934728-08-9
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Дер Хачатурян, А. Шахан Р. Перпериан (1891-1956) . Бейрут, 1969 год.
- Армянские композиторы
- Армянские философы ХХ века
- Музыканты из Стамбула
- Армяне из Османской империи
- Выжившие после резни в Хамидиане
- Выпускники Парижского университета
- 1891 рождений
- 1956 смертей
- Композиторы 20 века
- Выпускники Берберийской школы
- Философы 20-го века
- Эмигранты из Османской империи в Швейцарии
- Эмигранты из Османской империи во Франции