Кризис 16 мая 1877 г.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2011 г. ) |
Кризис 16 мая 1877 года (французский: Crise du seize mai ) — конституционный кризис во Французской Третьей республике, касавшийся распределения власти между президентом и законодательным органом . Когда роялист президент- Патрис Мак-Магон уволил умеренных республиканцев премьер-министра Жюля Симона , парламент 16 мая 1877 года отказался поддержать новое правительство и был распущен президентом. Новые выборы привели к тому, что роялисты увеличили общее количество мест, но, тем не менее, республиканцы получили большинство. Таким образом, интерпретация Конституции 1875 года как парламентской системы преобладала над президентской системой . Кризис в конечном итоге закрепил поражение роялистского движения и сыграл важную роль в создании условий для долголетия Третьей республики. [1]
Фон
[ редактировать ]После франко-прусской войны выборы в Национальное собрание привели к созданию монархического большинства, разделенного на легитимистов и орлеанистов , которые рассматривали республиканские институты, созданные после падения Наполеона III в 1870 году, как переходное государство, пока они вели переговоры о том, кто будет король. До выборов 1876 года роялистское движение доминировало в законодательном органе, создавая тем самым парадокс республики, возглавляемой антиреспубликанцами. Депутаты-роялисты поддержали маршала Мак-Магона , объявленного монархиста легитимистской партии, на посту президента республики. Срок его полномочий был установлен на семь лет – время, чтобы найти компромисс между двумя конкурирующими фракциями роялистов.
В 1873 году план по возвращению на трон Анри, графа де Шамбора , главы ветви Бурбонов, поддерживаемый легитимистами, провалился из-за непримиримости графа. Президент Мак-Магон должен был привести его в Национальное собрание и провозгласить королем. Однако граф де Шамбор отверг этот план в белого флага манифесте от 5 июля 1871 года, подтвержденном письмом от 23 октября 1873 года, в котором он объяснил, что ни в коем случае не откажется от белого флага , символа монархии (с его флер -де-лис ), в обмен на республиканский триколор . Шамбор считал, что восстановленная монархия должна уничтожить все следы революции, особенно трехцветный флаг, чтобы восстановить единство между монархией и нацией, которое революция расколола. Компромисс в этом вопросе был бы невозможен, если бы нация снова стала единой. Однако население в целом не желало отказываться от флага Триколора. Таким образом, решение Шамбора разрушило надежды на быстрое восстановление монархия . Поэтому монархисты смирились и стали ждать смерти стареющего бездетного Шамбора, когда трон можно будет предложить его более либеральному наследнику, графу Парижскому . Поэтому было создано «временное» республиканское правительство. Шамбор прожил до 1883 года, но к тому времени энтузиазм по поводу монархии угас, и графу де Пари так и не предложили французский престол. [2]
В 1875 году Адольф Тьер присоединился к инициативе умеренных республиканцев Жюля Ферри и Леона Гамбетты проголосовать за конституционные законы республики . В следующем году выборы выиграли республиканцы, хотя конечный результат оказался противоречивым:
- в Сенате , давшем непропорциональное влияние сельской местности, большинство составляли монархисты, имевшие большинство всего в одно место (151 против 149 республиканцев)
- в Палате депутатов подавляющее большинство составляли республиканцы.
- президентом был Мак-Магон, признанный монархист.
Таким образом, политический кризис был неизбежен. Это была борьба за господство между монархическим президентом республики и республиканской палатой депутатов.
Кризис
[ редактировать ]Кризис был спровоцирован президентом Мак-Магоном, который уволил умеренного республиканца Жюля Симона , главу правительства, и заменил его новым правительством «Орда морали» во главе с орлеанистом Альбертом, герцогом де Бройлем . Мак-Махон выступал за президентское правительство, в то время как республиканцы в палате считали парламент высшим политическим органом, который определяет политику нации.
Палата отказалась довериться новому правительству. 16 мая 1877 года 363 французских депутата, в том числе Жорж Клемансо , Жан Казимир-Перье и Эмиль Лубе , выразили вотум недоверия ( Manifeste des 363 ).
Мак-Махон распустил парламент и назначил новые выборы , в результате которых в палату вошли 323 республиканца и 209 роялистов, что свидетельствует о явном неприятии решения президента. Мак-Магон должен был либо подчиниться, либо уйти в отставку, как знаменито призывал Леон Гамбетта : «Когда Франция позволит услышать свой суверенный голос , тогда придется подчиниться или уйти в отставку» ( se soumettre ou se démettre [3] Таким образом, Мак-Магон назначил умеренного республиканца Жюля Армана Дюфора президентом Совета и принял интерпретацию конституции, предложенную Дюфором:
- министры несут ответственность перед Палатой депутатов (после институционального кризиса 1896 года Сенат получил право контролировать министров)
- право роспуска парламента должно оставаться исключительным. Во время Третьей республики он больше не использовался; даже Филипп Петен не осмелился распустить его в 1940 году.
Последствия
[ редактировать ]Кризис закрепил поражение роялистов. Президент Мак-Магон смирился со своим поражением и ушел в отставку в январе 1879 года. Граф де Шамбор , чья непримиримость привела к распаду союза между легитимистами и орлеанистами , умер в 1883 году, после чего несколько орлеанистов объединились в республику, цитируя слова Адольфа Тьера о том, что «Республика - это форма правления, которая меньше всего разделяет [французов]». Эти вновь сплотившиеся стали первыми правыми республиканцами Франции. После Первой мировой войны (1914–1918) некоторые независимые радикалы и члены правого крыла поздней радикально-социалистической партии объединились с этими прагматичными республиканцами, хотя антиклерикализм оставался пропастью между этими давними соперниками (и действительно продолжает оставаться основным критерием различия между французскими левыми и правыми).
В конституционном поле президентская система была определенно отвергнута в пользу парламентской системы , а право роспуска парламента было строго ограничено настолько, что оно больше никогда не использовалось в Третьей республике. После режима Виши Четвертая республика (1946–1958) снова была основана на этой парламентской системе, которую Шарль де Голль презирал и отвергал ( le régime des partis ). Таким образом, когда у де Голля появилась возможность вернуться к власти во время кризиса мая 1958 года , он разработал конституцию, которая усилила президента. Его реформа 1962 года, согласно которой президент избирался прямым всеобщим голосованием (вместо избрания депутатами и сенаторами), еще больше увеличила его авторитет . Конституция, разработанная де Голлем для Пятой республики президента (с 1958 года), была специально адаптирована к его потребностям, но эта специфика основывалась также на личной харизме .
Даже после исчезновения де Голля с политической сцены через год после кризиса мая 1968 года мало что изменилось до 1980-х годов, когда различные сожительства под руководством президента Франсуа Миттерана возобновили конфликт между президентом и премьер-министром. Впоследствии президент Жак Ширак предложил сократить срок президентства с семи до пяти лет ( пять лет ), чтобы президентские и парламентские выборы могли быть синхронными, чтобы избежать дальнейшего «сосуществования» и, следовательно, конфликта между исполнительной и законодательной властью. ветки. Это изменение было принято на референдуме в 2000 году .
См. также
[ редактировать ]- Сожительство (правительство)
- Третья французская республика (1871–1940)
- Франция в девятнадцатом веке
- Предполагаемый военный заговор 1877 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Д. У. Броган, Франция под республикой: развитие современной Франции (1870–1939) (1940), стр. 127–43.
- ^ Стивен Д. Кейл, «Монархия по мнению короля: идеологическое содержание «Drapeau Blanc», 1871–1873». История Франции (1988) 2 № 4, стр. 399–426.
- ^ Когда Франция услышит свой суверенный голос, ей придется подчиниться или уйти в отставку. Эта знаменитая фраза – se submit ou se démis , «подчиниться или уйти в отставку» – до сих пор часто используется в современных французских политических дебатах.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Броган, Д.В. Франция под республикой: развитие современной Франции (1870–1939) (1940), стр. 127–143.
- Митчелл, Аллан. «Тьер, Мак-Магон и Высший военный совет». Французские исторические исследования 6.2 (1969), стр. 232–252.