Jump to content

Кризис 16 мая 1877 г.

(Перенаправлено с Seize Mai )

Современная карикатура на кризис: президент Патрис де Мак Маон (под геральдической лилией , монархическим символом) сталкивается с лидером республиканцев Леоном Гамбеттой (под фригийской шапкой , республиканским символом), кричащим «Подчинись или уйди в отставку!».

Кризис 16 мая 1877 года (французский: Crise du seize mai ) — конституционный кризис во Французской Третьей республике, касавшийся распределения власти между президентом и законодательным органом . Когда роялист президент- Патрис Мак-Магон уволил умеренных республиканцев премьер-министра Жюля Симона , парламент 16 мая 1877 года отказался поддержать новое правительство и был распущен президентом. Новые выборы привели к тому, что роялисты увеличили общее количество мест, но, тем не менее, республиканцы получили большинство. Таким образом, интерпретация Конституции 1875 года как парламентской системы преобладала над президентской системой . Кризис в конечном итоге закрепил поражение роялистского движения и сыграл важную роль в создании условий для долголетия Третьей республики. [1]

После франко-прусской войны выборы в Национальное собрание привели к созданию монархического большинства, разделенного на легитимистов и орлеанистов , которые рассматривали республиканские институты, созданные после падения Наполеона III в 1870 году, как переходное государство, пока они вели переговоры о том, кто будет король. До выборов 1876 года роялистское движение доминировало в законодательном органе, создавая тем самым парадокс республики, возглавляемой антиреспубликанцами. Депутаты-роялисты поддержали маршала Мак-Магона , объявленного монархиста легитимистской партии, на посту президента республики. Срок его полномочий был установлен на семь лет – время, чтобы найти компромисс между двумя конкурирующими фракциями роялистов.

В 1873 году план по возвращению на трон Анри, графа де Шамбора , главы ветви Бурбонов, поддерживаемый легитимистами, провалился из-за непримиримости графа. Президент Мак-Магон должен был привести его в Национальное собрание и провозгласить королем. Однако граф де Шамбор отверг этот план в белого флага манифесте от 5 июля 1871 года, подтвержденном письмом от 23 октября 1873 года, в котором он объяснил, что ни в коем случае не откажется от белого флага , символа монархии (с его флер -де-лис ), в обмен на республиканский триколор . Шамбор считал, что восстановленная монархия должна уничтожить все следы революции, особенно трехцветный флаг, чтобы восстановить единство между монархией и нацией, которое революция расколола. Компромисс в этом вопросе был бы невозможен, если бы нация снова стала единой. Однако население в целом не желало отказываться от флага Триколора. Таким образом, решение Шамбора разрушило надежды на быстрое восстановление монархия . Поэтому монархисты смирились и стали ждать смерти стареющего бездетного Шамбора, когда трон можно будет предложить его более либеральному наследнику, графу Парижскому . Поэтому было создано «временное» республиканское правительство. Шамбор прожил до 1883 года, но к тому времени энтузиазм по поводу монархии угас, и графу де Пари так и не предложили французский престол. [2]

В 1875 году Адольф Тьер присоединился к инициативе умеренных республиканцев Жюля Ферри и Леона Гамбетты проголосовать за конституционные законы республики . В следующем году выборы выиграли республиканцы, хотя конечный результат оказался противоречивым:

  • в Сенате , давшем непропорциональное влияние сельской местности, большинство составляли монархисты, имевшие большинство всего в одно место (151 против 149 республиканцев)
  • в Палате депутатов подавляющее большинство составляли республиканцы.
  • президентом был Мак-Магон, признанный монархист.

Таким образом, политический кризис был неизбежен. Это была борьба за господство между монархическим президентом республики и республиканской палатой депутатов.

Кризис был спровоцирован президентом Мак-Магоном, который уволил умеренного республиканца Жюля Симона , главу правительства, и заменил его новым правительством «Орда морали» во главе с орлеанистом Альбертом, герцогом де Бройлем . Мак-Махон выступал за президентское правительство, в то время как республиканцы в палате считали парламент высшим политическим органом, который определяет политику нации.

Палата отказалась довериться новому правительству. 16 мая 1877 года 363 французских депутата, в том числе Жорж Клемансо , Жан Казимир-Перье и Эмиль Лубе , выразили вотум недоверия ( Manifeste des 363 ).

Мак-Махон распустил парламент и назначил новые выборы , в результате которых в палату вошли 323 республиканца и 209 роялистов, что свидетельствует о явном неприятии решения президента. Мак-Магон должен был либо подчиниться, либо уйти в отставку, как знаменито призывал Леон Гамбетта : «Когда Франция позволит услышать свой суверенный голос , тогда придется подчиниться или уйти в отставку» ( se soumettre ou se démettre [3] Таким образом, Мак-Магон назначил умеренного республиканца Жюля Армана Дюфора президентом Совета и принял интерпретацию конституции, предложенную Дюфором:

  • министры несут ответственность перед Палатой депутатов (после институционального кризиса 1896 года Сенат получил право контролировать министров)
  • право роспуска парламента должно оставаться исключительным. Во время Третьей республики он больше не использовался; даже Филипп Петен не осмелился распустить его в 1940 году.

Последствия

[ редактировать ]

Кризис закрепил поражение роялистов. Президент Мак-Магон смирился со своим поражением и ушел в отставку в январе 1879 года. Граф де Шамбор , чья непримиримость привела к распаду союза между легитимистами и орлеанистами , умер в 1883 году, после чего несколько орлеанистов объединились в республику, цитируя слова Адольфа Тьера о том, что «Республика - это форма правления, которая меньше всего разделяет [французов]». Эти вновь сплотившиеся стали первыми правыми республиканцами Франции. После Первой мировой войны (1914–1918) некоторые независимые радикалы и члены правого крыла поздней радикально-социалистической партии объединились с этими прагматичными республиканцами, хотя антиклерикализм оставался пропастью между этими давними соперниками (и действительно продолжает оставаться основным критерием различия между французскими левыми и правыми).

В конституционном поле президентская система была определенно отвергнута в пользу парламентской системы , а право роспуска парламента было строго ограничено настолько, что оно больше никогда не использовалось в Третьей республике. После режима Виши Четвертая республика (1946–1958) снова была основана на этой парламентской системе, которую Шарль де Голль презирал и отвергал ( le régime des partis ). Таким образом, когда у де Голля появилась возможность вернуться к власти во время кризиса мая 1958 года , он разработал конституцию, которая усилила президента. Его реформа 1962 года, согласно которой президент избирался прямым всеобщим голосованием (вместо избрания депутатами и сенаторами), еще больше увеличила его авторитет . Конституция, разработанная де Голлем для Пятой республики президента (с 1958 года), была специально адаптирована к его потребностям, но эта специфика основывалась также на личной харизме .

Даже после исчезновения де Голля с политической сцены через год после кризиса мая 1968 года мало что изменилось до 1980-х годов, когда различные сожительства под руководством президента Франсуа Миттерана возобновили конфликт между президентом и премьер-министром. Впоследствии президент Жак Ширак предложил сократить срок президентства с семи до пяти лет ( пять лет ), чтобы президентские и парламентские выборы могли быть синхронными, чтобы избежать дальнейшего «сосуществования» и, следовательно, конфликта между исполнительной и законодательной властью. ветки. Это изменение было принято на референдуме в 2000 году .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Д. У. Броган, Франция под республикой: развитие современной Франции (1870–1939) (1940), стр. 127–43.
  2. ^ Стивен Д. Кейл, «Монархия по мнению короля: идеологическое содержание «Drapeau Blanc», 1871–1873». История Франции (1988) 2 № 4, стр. 399–426.
  3. ^ Когда Франция услышит свой суверенный голос, ей придется подчиниться или уйти в отставку. Эта знаменитая фраза – se submit ou se démis , «подчиниться или уйти в отставку» – до сих пор часто используется в современных французских политических дебатах.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Броган, Д.В. Франция под республикой: развитие современной Франции (1870–1939) (1940), стр. 127–143.
  • Митчелл, Аллан. «Тьер, Мак-Магон и Высший военный совет». Французские исторические исследования 6.2 (1969), стр. 232–252.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed3e5ad6eb54d36437a91825777642a2__1713085140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/a2/ed3e5ad6eb54d36437a91825777642a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
16 May 1877 crisis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)