ОКМО
ОКМО ( Опытный конструкторско-механический отдел ) — коллектив конструкторов танков в Советском Союзе в начале 1930-х годов. Расположенный в Ленинграде завод производил конструкцию пехотного танка Т-26 , которых было выпущено около 12 000 штук. Большинство других проектов бюро так и не увидели свет, но именно здесь Михаил Кошкин , конструктор знаменитого среднего танка Т-34, получил свой ранний опыт. Бюро было уничтожено во время Великой чистки и распалось к началу Второй мировой войны .
История
[ редактировать ]Организационный
[ редактировать ]В 1930 году на заводе № 232 «Большевик» разместилось танковое конструкторское бюро АВО-5, вскоре переименованное в ОКМО. [ 1 ] В 1932 году танковое отделение завода «Большевик» стало новым заводом № 174 (К.Э. Ворошилова) . [ 1 ] Это новое независимое предприятие занималось серийным производством танка Т-26 .
Януш Магнуский рассказывает, что в 1932 году одно из бывших цехов завода «Большевик» стало базой для нового самостоятельного предприятия, получившего в 1935 году название « Завод № 185» (С.М. Кирова) , [ 1 ] [ 2 ] под руководством Н. Барыкова и Семена Александровича Гинзбурга . ОКМО, несколько месяцев входившее в состав завода № 174, переехало в то же время на завод № 185. [ 1 ] Новое предприятие также занималось производством танков, тогда как основная часть завода «Большевик» по-прежнему занималась производством тяжелой артиллерии. [ 2 ] Из-за того же почетного звания и того же города, завод № 185 часто путают в западных источниках с Кировским заводом (или заводом № 100), особенно в книге Сьюэлла « Почему три танка? » [ 3 ] и работы Стивена Залоги. [ 4 ] Это были независимые фабрики; На заводе № 185 располагалось бюро ОКМО (Гинзбург), а на более крупном заводе № 100 располагалось СКБ-2 ( Котин , известный по КВ линейке тяжелых танков ). В 1941 году из-за немецкой угрозы части обоих заводов были перенесены в Челябинск , где крупный комплекс получил название Челябинский Кировский завод № 100 (неофициальное название «Танкоград») и продолжил выпуск линии конструкции Котина.
Дизайн
[ редактировать ]В 1930 году бюро курировало внесение изменений в конструкцию британского танка Vickers E для создания легкого пехотного танка Т-26 , а затем усовершенствование Т-26.
В 1930 году ОКМО также начало разработку проектов тяжелых танков. Гроте работала над 100-тонной конструкцией со 107-мм пушкой, четырьмя подбашенными башнями, пневматической подвеской и сервоуправлением, получившей название Т-41 или -5 немецкого инженера Эдуарда Чуть более практичным «сухопутным линкором» стал тяжелый танк Т-35 , спроектированный коллективом Н. Цейца по вдохновению британской Vickers Independent .
В 1934 году ОКМО разработало Т-43-2 — конструкцию плавающего танка с откидным приводом, способного передвигаться на гусеничном или колёсном ходу, как возможную замену плавающего разведывательного танка Т-37 . Это и Московский завод №1. Оба конкурирующих Т-43-1 37 -го были отклонены в пользу продолжения производства Т-37.
Также в 1934 году Н. Барыков и Н. Цейц работали с аспирантами Ленинградского технического института над модернизацией многобашенного среднего танка Т-28 путем установки подвески Кристи . В результате Т-29-5 принял колесно-гусеничную ходовую часть от скоростного танка БТ . Следующие прототипы Т-29-4 и Т-29-1 были построены в 1935 году, но при испытаниях в НИИБТ в Кубинке ни один из них не был признан удовлетворительным. Следуя опыту советской бронетехники в Испании, была построена еще одна версия с более толстой броней и лучшим орудием - она рассматривалась для участия в конкурсе А-20/Т-32, который привел к созданию знаменитого среднего танка Т-34 , но к этому времени был явно устаревшим. . (Одним из ленинградских студентов-инженеров был Михаил Кошкин , главный конструктор Т-34.)
В 1930-х годах ОКМО также разработало ряд самоходных артиллерийских и зенитных орудий, а также гусеничных пехотных транспортеров, боеприпасов и топлива, но из них были построены только опытные образцы или пробные партии, за исключением артиллерийского тягача Т-26-Т .
В 1936–37 годах ОКМО разработало Т-111 (или Т-46-5), первую попытку создать советский танк с «снарядостойкой» броней, эффективный не только против стрелкового оружия. Двигатель и пушка были неадекватными, и был построен только прототип.
Т-100 «Сотка» — прототип двухбашенного тяжелого танка. От него отказались в пользу тяжелого танка КВ-1 . Второй прототип был выполнен в виде одноместной самоходной артиллерийской установки Т-100У, позже получившей обозначение СУ-100У , ныне экспонирующейся в Танковом музее в Кубинке. ОКБ приступило к работе над пехотным танком Т-50 в 1939 году, но было распотрошено во время Великой чистки . Т-50 передали заводу № 174 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Магнуски, Януш (1997). Тяжелый танк KW (на польском языке). Варшава: Пельта. стр. 5, 56–57. ISBN 83-85314-12-1 .
В феврале 1933 года производство танков на «Большевике» было прекращено и переведено на отделившийся от этих заводов Смодзельенский завод № 174. К. Ворошилов. В то же время АВО-5 была реорганизована и названа ОКМО [...]. Через несколько месяцев самостоятельным стало и ОКМО, преобразовав этот филиал в завод № 185. СМ Киров.
- ^ Jump up to: а б Официальный сайт «История Обуховского завода». Архивировано 5 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Сьюэлл, Стивен «Печенье» (1998). «Почему три танка?» Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine (PDF) в Armor vol. 108, нет. 4, с. 21. Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США. ISSN 0004-2420.
- ↑ Залога рассказывает, что в 1935 году, после убийства Сергея Кирова , весь завод № 232 «Большевик» был переименован в «Завод № 185 (С. М. Кирова)», однако ленинградцы продолжали называть его заводом «Большевик»: Залога, Стивен Дж., Джеймс Грандсен (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны , с. 53, Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-606-8 .