Бум Шака
Бум Шака | |
---|---|
Источник | Йоханнесбург , Гаутенг |
Жанры | Квайто — южноафриканский хип-хоп. |
Годы активности | 1993–2004 |
Этикетки | Калава Джазми Records • Universal Music Group |
Предыдущие участники | Спасибо, Матоса. Темби Сите Тео Дельфин Джуниор Сохела |
Boom Shaka — новаторская южноафриканская музыкальная группа квайто , состоящая из Джуниора Сокхела, Лебо Матоса , Тео Нхленгетвы и Темби Сита . Свой первый сингл «It’s About Time» они выпустили в 1993 году. [ 1 ] и впоследствии выпустили свой дебютный альбом под названием "Kwere Kwere" в 1994 году. [ 2 ] Boom Shaka была одной из самых успешных групп середины 1990-х годов в Южной Африке. Их музыка была саундтреком для многих молодых людей в новой демократической Южной Африке . [ 3 ] Группа рассматривалась как олицетворение «надежд и мечтаний народа после освобождения». [ 4 ] Бум Шака также добился международного успеха, в частности, в Лондоне. [ 5 ]
Boom Shaka, будучи одной из ведущих групп квайто в Южной Африке, оказала сильное влияние на свою молодую аудиторию. Группа была специально создана, чтобы привлечь более молодую аудиторию своим характерным звучанием, уникальным визуальным стилем и танцевальными движениями. [ 6 ] Название Boom Shaka направлено на признание силы короля зулусской нации Шака Зулу и объединение ее с представлением о взрывном музыкальном звучании. [ 7 ]
Артистизм и наследие
[ редактировать ]Вместе со своими современниками Бум Шака внес свой вклад в превращение квайто в уникальный и локализованный южноафриканский музыкальный жанр. [ 8 ]
Основное присутствие в группе вокалисток, в частности Лебо Матоса и Темби Сите , рассматривалось как способ женской объективации и одновременно как голос феминистского движения. Стиль танцев и одежды вызвал споры среди южноафриканских слушателей, поскольку он отсылал к типу женской сексуальности, который многие сочли унизительным. Бум Шака, однако, предпочитал рассматривать свою музыку как освобождающую силу. Это настроение особенно отражено в треке «It’s About Time», выпущенном на их дебютном альбоме Boom Shaka (1999). Несмотря на критику объективации женщин-участниц Boom Shaka, интервью с участницей группы Лебо Матосой показывают, что ее выступления были предназначены как для расширения ее финансовых возможностей, так и для того, чтобы бросить вызов гендерным нормам того времени. [ 9 ]
Несмотря на тексты группы, многие слушатели и наблюдатели сочли несоответствие между их внешним имиджем и смыслом слов слишком большим, чтобы его можно было примирить. [ 10 ]
История группы
[ редактировать ]Южноафриканский музыкальный продюсер Дон Лака основал свой собственный лейбл, чтобы вывести южноафриканскую музыкальную сцену за пределы жанра Bubblegum. Затем он собрал группу, в которую вошли диджей Джуниор Сохела, Тео Нхленгетва и Prophets of Da City. Создав эту группу, раннюю версию Boom Shaka, Дон Лака помог сформировать жанр квайто. [ 4 ]
Дон Лака лично подбирал участников группы, чтобы добиться желаемого звучания, и это широко распространенная формула для групп квайто: продюсеры знакомят участников друг с другом после того, как их разыскали. [ 11 ]
Лидер Boom Shaka, Джуниор Дред, находился под сильным влиянием ямайской музыки через своего дядю, который громко играл ямайскую музыку и отказывался слушать что-либо еще. Политическое, музыкальное, социальное и культурное сходство можно провести между стилем квайто Бума Шаки и ямайским танцевальным залом. Примечательно, что оба стиля имеют сильные ассоциации с гетто. [ 12 ]
Boom Shaka, будучи первой группой квайто и благодаря характеру создаваемой ими музыки, смогла пробудить среди молодых чернокожих потребителей взрывное желание отказаться от долгих лет угнетения и политического протеста эпохи апартеида. Благодаря, казалось бы, аполитичному характеру их музыки, она позволила чернокожей молодежи Южной Африки больше не чувствовать себя ограниченной необходимостью комментировать расовую несправедливость и политическую свободу, потому что апартеид закончился, и они больше не нуждались и не хотели этого делать. [ 13 ]
Будучи первой группой квайто, Boom Shaka внесли большой вклад в развитие ранних тенденций в этом музыкальном стиле. Частично привлекательность квайто объясняется его уникальными танцевальными движениями, которые популяризировал Бум Шака. Эта группа создала танцевальные движения, такие как «Chop di Grass», танец, созданный в честь мужчин, косивших траву во время строительства автомагистралей. Boom Shaka прослеживает стиль танца квайто до традиционных африканских танцев, в частности, от Квасса Квасса , городского танца, зародившегося в Заире . Некоторые считают этот танцевальный стиль противоречивым и чрезмерно сексуализированным, но он, несомненно, является значительной частью успеха квайто. [ 14 ]
После того, как Бум Шака покинул ориентированную на квайто компанию Kalawa Jazmee Records в 1998 году из-за разногласий вокруг творческого права собственности на материал и споров по поводу гонораров за запись, группа искала новый контракт на запись, который будет инвестировать в их видение и работать над их продвижением на международном уровне. Когда они не смогли найти то, что искали, они решили сделать это сами, подписали с PolyGram Records 12-месячный контракт на издание одного альбома и наняли собственный менеджмент. В процессе они стали единственными южноафриканскими музыкантами, не считая самой продаваемой артистки страны, звезды госпела Ребекки Мэлоп , владеющей 75% их мастер-записей и 100% авторскими правами на их новый материал. [ 15 ] Boom Shaka снова стал новаторским и создал прецедент в индустрии, которая была известна тем, что несправедливо пользовалась своими записывающимися артистами.
Несмотря на успех, группа распалась после того, как одна из их солисток, Лебо Матоса, решила начать сольную карьеру в 2000 году. Она добилась большого успеха, пока не погибла в автокатастрофе в 2006 году в возрасте 29 лет.
Споры по поводу государственного гимна
[ редактировать ]Хотя Boom Shaka считалась аполитичной по сравнению с музыкой эпохи апартеида, они все же могли вызывать споры и другими способами. В 1997 году группа вызвала споры, создав и исполнив квайто-версию государственного гимна ЮАР « Nkosi Sikenel' iAfrika » на церемонии вручения наград South African Music Awards . Реакция на выступление разделилась, поскольку напряженные тексты песен в сочетании с откровенными нарядами разожгли дебаты между освобождением и деградацией. Некоторые рассматривали это как проституцию африканской культуры в коммерческих целях, но группа видела это по-другому:
"Это небольшое недоразумение. Мы ничего не диссируем, это наша собственная версия, для молодежи", - заявил в интервью лидер группы Джуниор. «Наши родители знают текст этой песни, но многие дети не знают, хотя они стоят в школе и слышат ее каждое утро. Реакция молодых людей на нашу версию песни была невероятной, им она нравится. таким образом они тоже выучат тексты песен». [ 15 ]
Выступление Бум Шаки было описано в статье в Mail & Guardian : «Стильно одетые в самые глубокие синие бархатные костюмы поверх кружевных бюстгальтеров и тонких белых блузок, удерживаемых хотя бы одной пуговицей — Темби и Лебо Бума Шаки (две женщины-участницы группа) медленно подошла к передней части большой сцены Гражданского театра, а затем остановилась, каждый поднял сжатые кулаки в воздух. Раздался грохот, посылающий волну движения по телам девушек». [ 15 ]
Другой журналист, Вукиле Покване, также описал выступление, уделив особое внимание участницам группы: «Свободная от обычных групп мужчин с плакатом, призывающим двух дерзких и сексуальных девушек в группе снять верх, группа исполнила гимн, наполненный гибкой энергией в сочетании с гибкой хореографией, приводящий в ужас тех, у кого жесткая талия». [ 16 ]
Выступление Бума Шаки теперь оценивается как «перемещение [Национального гимна] от торжественности к празднованию, а также использование экспериментов для представления незавершенного дела освобождения». [ 17 ]
Ксавье Ливермон пишет в своей книге «Тела Квайто: переосмысление пространства и субъективности в Южной Африке после апартеида» (2020), что «своим выступлением Бум Шака настаивал на том, чтобы государство было создано более инклюзивно, выступая против его гетеропатриархальной структуры. Ускоряя общее в темпе песни и исполняя ее в неузнаваемом на слух регистре, Бум Шака, кажется, проходит момент триумфа и предлагает почти хаотичную интерпретацию гимна. Более быстрый темп одновременно отмечает момент достижения движения песни. от торжественности к празднованию, а также в своей хаотичной незнакомой интерпретации раскрывает незавершенное дело освобождения. Следовательно, слуховой регистр версии «Нкоси» Бума Шаки отказывается останавливаться на моменте триумфа через освобождение и вместо этого начинает задавать вопросы о. практика свободы. Выступление Бума Шаки ставит сложные вопросы о том, чьим именно интересам будет служить новое государство после апартеида. [ 18 ]
Дискография
[ редактировать ]- 1994: Верьте, верьте (LP)
- 1996: Это наша игра (заявлять не нужно)
- 1998: Aint No Stoppin' (Мы сейчас)
- 1998: Слова мудрости
- 1999: Бум Шака
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Южноафриканская музыка после апартеида: квайто, «партийная политика» и присвоение золота как признак успеха | Популярная музыка и общество | Найдите статьи на BNET.com
- ^ Бум Шака - Квере Квере , получено 28 января 2022 г.
- ^ Спасибо, Матоса | PRI's Мир
- ^ Перейти обратно: а б Стайнго, Гэвин (июль 2005 г.). «Южноафриканская музыка после апартеида: «партийная политика» и присвоение золота как признак успеха» . Популярная музыка и общество . 28 (3): 337. дои : 10.1080/03007760500105172 . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ CNN – В центре внимания WorldBeat – Квайто: хип-хоп Южной Африки? – 9 июня 1999 г.
- ^ «Что означает БУМ ШАКА?» . www.definitions.net . Проверено 6 февраля 2024 г.
- ^ Мохапело, Макс (2008). За пределами памяти: запись истории, моментов и воспоминаний южноафриканской музыки . Сомерсет-Уэст: африканские умы. п. 176. ИСБН 978-1-920299-28-6 .
- ^ Стэнли-Ниа, Соня. «Картирование географии деятельности Черной Атлантики: от невольничьего корабля до гетто». В «Черной географии и политике места», под ред. Кэтрин МакКиттрик и Клайд Вудс, 193–217. Кембридж, Массачусетс: South End Press , 2007 г.
- ^ Стейнго, Гэвин (2016). Обещание Квайто . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 82. ИСБН 978- 0- 226- 36268- 7 .
- ^ Магубане, Зин. «Глобализация и гангстерский рэп: хип-хоп в городе после апартеида. Винил не окончательный: хип-хоп и глобализация черной популярной культуры под ред. Робина DJ Келли и др. Лондон: Pluto Press, 2006».
- ^ Стейнго, Гэвин (2016). Обещание Квайто . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 60. ИСБН 978- 0- 226- 36268- 7 .
- ^ Стэнли Ниаа, Соня (ноябрь 2008 г.). «География выступлений от невольничьего корабля до гетто» . Пространство и культура . 11 (4): 346, 351. дои : 10.1177/1206331207308334 .
- ^ Импи, Анджела (2001). «Воскресение плоти: размышления о женщинах в Квайто». Повестка дня . 49 : 44–50.
- ^ Стэнли-Ниа, Соня. «Картирование географии деятельности Черной Атлантики: от невольничьего корабля до гетто». В «Черной географии и политике места» под ред. Кэтрин МакКиттрик и Клайд Вудс, 193–217. Кембридж, Массачусетс: South End Press , 2007.
- ^ Перейти обратно: а б с Штатный репортер. «Бум Шака, встряхни» . Почта и Хранитель . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Ливермон, Ксавье (2020). Тела Квайто: новое освоение пространства и субъективности в Южной Африке после апартеида . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка. п. 43. ИСБН 9781478007357 .
- ^ Ливермон, Ксавье (2020). Тела Квайто: новое освоение пространства и субъективности в Южной Африке после апартеида . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 45. ИСБН 9781478007357 .
- ^ Ливермон, Ксавье (2020). Тела Квайто: новое освоение пространства и субъективности в Южной Африке после апартеида . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 45. ИСБН 9781478007357 .