Модель лестницы
Лестничная модель является психологическим объяснением того, почему из большого количества недовольных людей в обществе лишь очень небольшое меньшинство в конечном итоге совершает террористические акты . Это было предложено в 2005 году Фатхали М. Могаддамом в его статье «Лестница к терроризму». [1] Модель предполагает метафорическую лестницу, где на каждую ступеньку влияет определенный психологический процесс. Предполагается, что чем выше человек поднимается по лестнице, тем меньше альтернатив насилию он увидит, что в конечном итоге приведет к уничтожению себя, других или того и другого. [2]
Фон
[ редактировать ]Могаддам заметил, что переменные социального уровня, такие как отсутствие демократических процессов, социальное неравенство , доступность оружия и быстрые демографические изменения, не объясняют, почему лишь небольшой процент людей, живущих в одинаковых неблагоприятных условиях, в конечном итоге совершает акты насилия против невинных. цели. Для объяснения этого явления он предложил модель лестницы, описав путь к терроризму как сужающуюся лестницу, вершины которой достигают очень немногие люди. [3]
Модель
[ редактировать ]Модель предполагает шесть этажей. [1] [2] [3] [4]

Первый этаж
[ редактировать ]На первом этаже проживают все члены общества. Все члены общества оценивают условия своей жизни с точки зрения справедливости. Люди будут оставаться на первом этаже до тех пор, пока они считают свои условия жизни справедливыми. Те, кто чувствует несправедливость, переходят на первый этаж. [1] [3]
Первый этаж
[ редактировать ]На первом этаже люди рассматривают варианты улучшения своего положения. Люди, которые находят варианты улучшения своей индивидуальной ситуации и влияют на лиц, принимающих решения, покидают лестницу этого этажа, чтобы следовать ненасильственным путем. Люди, неудовлетворенные имеющимися возможностями, переходят на второй этаж. [1] [3]
Второй этаж
[ редактировать ]Именно здесь чувство гнева и разочарования из-за невозможности улучшить ситуацию провоцирует поиск виноватого. Этой целью может быть либо прямой оппонент, например правительство, либо третья сторона, на которую переносится агрессия, например, этническая или религиозная группа. Люди, которые убеждены, что у них есть враг, на которого они могут направить свою агрессию , перейдут на третий этаж. [1] [3]
Третий этаж
[ редактировать ]Люди, приезжающие сюда, уже выработали готовность к насилию. Эти чувства могут быть использованы жестокой организацией, которая предлагает чувство «моральной вовлеченности» потенциальным новобранцам. В этих организациях насильственные действия против предполагаемого врага считаются приемлемыми или даже долгом. Потенциальным новобранцам предлагается новая социальная идентичность в качестве членов избранной внутренней группы , стремящейся восстановить справедливость в мире. Люди, которым это предложение понравится, перейдут на четвертый этаж. [1] [3]
Четвертый этаж
[ редактировать ]Именно здесь пропагандируется такое мышление, как «мы» или «они». Новобранцев изолируют от друзей и семьи, вводят строгую секретность и подчеркивают легитимность организации. Люди, достигшие этого этажа, редко покидают лестницу живыми. Они переедут на пятый этаж, если представится такая возможность. [1] [3]
Пятый этаж
[ редактировать ]Именно здесь и совершается насильственный акт. Чтобы добиться максимальной эффективности, необходимо преодолеть любые препятствия на пути убийства невинных людей. Это делается двумя способами. Категоризация подчеркивает различие между внутренней группой и внешней группой, а дистанцирование преувеличивает различия между внутренней группой и предполагаемым врагом. [1] [3]
Подразумеваемое
[ редактировать ]Могаддам утверждает, что эта модель не является формальной, а скорее метафорой, призванной обеспечить общую основу для организации современных психологических знаний о терроризме. [2] Тем не менее, модель считается полезной для концептуализации процесса, в результате которого лишь небольшое количество людей из большой группы недовольных людей будет совершать акты насилия против невиновных. [3] Могаддам заявляет, что недостаточно просто попытаться выявить и остановить потенциальных террористов, поскольку это только освободит место для новых людей, и вместо этого предлагает, чтобы единственный способ положить конец терроризму - это изменить условия на первом этаже, чтобы что значительная часть общества больше не воспринимает его как несправедливый и безнадежный. [3]
Оценена эмпирическая основа модели. [2] по статье в Скандинавском журнале психологии . Результаты показывают, что, хотя большинство процессов в модели подтверждаются эмпирическими данными, количество и качество этих данных варьируются. [4] Высоко оценивая модель Могаддама за то, что она подчеркивает потенциальные механизмы для будущих исследований, в обзоре делается вывод, что модель лестницы, возможно, не является правильной метафорой для обобщения феномена терроризма, ссылаясь на отсутствие доказательств перехода между этажами и на возможность того, что некоторые этажи и соответствующие процессы из модели могли быть полностью исключены из-за отсутствия эмпирических данных. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Могаддам, Фатхали (февраль – март 2005 г.). «Лестница к терроризму». Американский психолог . 60 (2): 161–169. дои : 10.1037/0003-066x.60.2.161 . ПМИД 15740448 .
- ^ Jump up to: а б с д Лоуренс, Дженис; Мэтьюз, Майкл (24 февраля 2012 г.). Оксфордский справочник по военной психологии . Издательство Оксфордского университета . п. 71. ИСБН 978-0195399325 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хьюстон, Майлз ; Штрёбе, Вольфганг ; Йонас, Клаус (14 мая 2012 г.). Введение в социальную психологию (5-е изд.). БПС Блэквелл. стр. 305–306. ISBN 978-1444335446 .
- ^ Jump up to: а б с Рагнхильд, Лигре (2011). «Терроризм как процесс: критический обзор «Лестницы к терроризму» Могаддама ». Скандинавский журнал психологии . 52 (6): 615.