Каролина Мария де Хесус
Каролина Мария де Хесус (14 марта 1914 г.) [ 1 ] - 13 февраля 1977 г. [ 2 ] ) была мемуаристкой из бразильских окраин , которая большую часть жизни прожила в трущобах. Она наиболее известна своим дневником , опубликованным в августе 1960 года под названием Quarto de Despejo (букв. «Комната для мусора») после того, как он привлек внимание бразильского журналиста, который стал бестселлером и получил международное признание. Появившаяся в английском переводе под названием « Дитя тьмы: Дневник Каролины Марии де Хесус» (США) или «За пределами всякой жалости» (Великобритания), эта работа остается единственным документом, опубликованным на английском языке бразильским обитателем трущоб того периода. Де Хесус провела значительную часть своей жизни в Канинде [pt] фавеле на севере Сан-Паулу, зарабатывая себе и троим детям сборщиком металлолома. [ 3 ]
Quarto de despejo не остановился на редакционном успехе, он также породил театральные пьесы, музыкальные композиции (некоторые из которых написаны самой де Хесус), иллюстрации и высказывания, а также стал источником как индивидуальных, так и коллективных художественных творений, особенно других чернокожих женщин из Окраина бразильского города. Де Хесус дает свое имя общественным подготовительным школам , театральным залам, сараю и группам коллективного действия. [ 4 ] В 2020 году Festa Literária das Periferias ( Литературный фестиваль на окраине ) был проведен в честь памяти де Хесуса, к 60-летию публикации книги. [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Каролина Мария де Хесус родилась в 1914 году в Сакраменто, штат Минас-Жерайс , который в то время был небольшим сельским городком. Ее родители были неграмотными издольщиками . Она была дочерью матери-одиночки, а ее отец был женат на другой женщине. По этим причинам в детстве с ней обращались как с изгоем, и она стала жертвой жестокого обращения с детьми. Когда ей исполнилось семь лет, мать де Хесуса заставила ее пойти в школу. Мария Лейте Монтейро де Баррос, жена богатого землевладельца, которая также была благотворителем других бедных чернокожих соседских детей, какое-то время поддерживала ее и оплачивала ее обучение. Ее формальное образование длилось всего два года, хотя к тому времени она уже умела читать и писать. Поскольку у ее матери были внебрачные дети, ее семья была исключена из католической церкви . Тем не менее она никогда не переставала считать себя католичкой. Например, в своем дневнике она часто делала библейские ссылки и хвалила Бога: « Мне снилось, что я ангел. Мое платье развевалось и имело длинные розовые рукава. Я отправилась с земли на небеса. Я вложила звезды в руки и играла с ними. Я разговаривал со звездами, Они устроили спектакль в мою честь. Они танцевали вокруг меня и проложили светящуюся дорожку. поэтому Бог посылает меня эти мечты для моей больной души. Богу, который защищает меня, я выражаю свою благодарность. " [ 6 ]
В 1937 году, в год смерти ее матери, де Хесус эмигрировала в мегаполис Сан -Паулу , который переживал демографический подъем и был свидетелем появления первых трущоб. Здесь она работала горничной в белых семьях, но обнаружила, что эта работа противоречит ее независимой личности. В 1948 году она забеременела. Эти причины привели к ее увольнению из семьи, в которой она работала горничной, и в конечном итоге ей пришлось жить в соседней фавеле Канинде. [ 7 ] Сообщается, что власти в ее родном городе считали, что ее способность читать означает, что она занимается колдовством, потому что это было настолько необычно для кого-то вроде нее. [ 8 ] В Сан-Паулу она зарабатывала на жизнь сбором вторсырья. Она покупала то немногое еды, которое могла себе позволить, на доходы от своего тяжелого труда. Де Хесус построила свою собственную хижину из обрезков фанеры , банок, картона или почти всего, что могла достать. Среди материалов, которые она собирала, иногда был дневник или блокнот, а также книги, которые побуждали ее начать записывать свою повседневную деятельность и писать о жизни в фавеле . Соседей возмутило то, что она всегда писала, потому что они были неграмотными, и им было некомфортно при мысли, что она пишет о них. Соседи завидовали ей и плохо обращались с де Хесусом и ее детьми. Она никогда не думала о замужестве, поскольку стала свидетельницей слишком большого количества домашнего насилия в трущобах и предпочитала оставаться независимой женщиной. У нее было трое детей, каждый от разных отношений (по крайней мере, один из них был от богатого белого мужчины). В отличие от многих других чернокожих женщин, де Хесус прославляла свою расу и гордилась ею. Для нее ее кожа и волосы выглядели красивыми. [ 9 ]
В своем дневнике она подробно рассказывает о повседневной жизни фавеладо (жителей фавел) и прямо описывает политические и социальные факты, повлиявшие на их жизнь. Она пишет о том, как бедность и отчаяние могут заставить людей с высокими моральными качествами отказаться от своих принципов и позорить себя, чтобы просто прокормить свои семьи. По ее словам, у фавеладо никогда не будет возможности откладывать деньги, поскольку любой дополнительный заработок будет немедленно использован для погашения долгов.
Публикация ее дневника
[ редактировать ]Дневник Де Хесуса был опубликован в августе 1960 года. Ее обнаружил журналист Аудалио Дантас в апреле 1958 года. Дантас освещал открытие соседней городской детской площадки, когда сразу после перерезания ленточки уличная банда ворвалась и захватила этот район. , прогоняя детей. Дантас увидел, как де Хесус стоял на краю детской площадки и кричал: «Если вы продолжите плохо обращаться с этими детьми, я занесу все ваши имена в свою книгу! ». [ 10 ] Злоумышленники ушли. Дантас спросил, что она подразумевает под «книгой»; она сначала застеснялась, но отвела его к себе в хижину и показала ему все, что написала. Он попросил у нее небольшой образец и впоследствии опубликовал его в газете. Однако известно, что де Хесус давал интервью и появлялся в других газетах с начала 1940-х годов. [ 11 ]
Вдохновением для названия книги послужила уверенность де Хесуса в том, что фавела была мусорной комнатой общества: «Я живу в мусорной комнате. И что бы там ни было, люди либо поджигают, либо выбрасывают мусор». [ 11 ]
История Де Хесуса взбудоражила город, и в 1960 году «Кварто был выпущен де Деспехо». Первое издание быстро разошлось тиражом в 10 000 экземпляров. Вскоре было напечатано 20 000 экземпляров второго издания и еще 50 000 экземпляров третьего издания, чтобы удовлетворить популярный спрос на книгу. [ 12 ] Хотя книга написана простым языком жителя фавелы , она была переведена на тринадцать (другой источник говорит на четырнадцать) языков. [ 11 ] языках и стал бестселлером в Северной Америке и Европе. Она была опубликована в США и Великобритании под названием « Дитя тьмы: Дневник Каролины Марии де Хесус» в 1962 году. Книга сильно редактировалась Дантасом, и некоторые критики заподозрили в ней мошенничество; но оригинальная рукопись была сохранена и полностью переиздана в 1999 году, что доказывает не только то, что де Хесус написала книгу сама, но и то, что она была гораздо более живой и поэтичной писательницей, чем предполагало издание Дантаса. Кроме того, мы знаем, что, хотя де Хесус хотела публиковать больше своих рассказов и стихов, Дантас настоятельно советовал ей не делать этого. [ 13 ]

Статус книги как бестселлера стал неожиданностью как для ее района, так и для всей страны. Многие соседи де Хесуса знали о ее произведениях еще до публикации и дразнили и высмеивали ее из-за них. «Большинство даже не умели читать, но считали, что в свободное время ей следует заниматься другими делами, а не писать и сохранять старые сочинения». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Несмотря на широкую огласку и популярность, вызванные дневником, де Хесус продолжал оставаться социальным изгоем.
Дневник Де Жезуса подробно описал мрачную реальность ее жизни, а также жизни окружающих ее людей. Она судила своих соседей по их образу жизни, используя реальные имена и обстоятельства из книги. «Вы плохо обо мне написали, вы поступили хуже, чем я», — кричал однажды пьяный сосед. Многие соседи презирали де Хесус, потому что она, казалось, смотрела свысока на образ жизни жителей трущоб. Один мужчина «кричал на нее, что она «черная шлюха», которая разбогатела, писая о фавеладо, но отказалась поделиться с ними своими деньгами». [ 14 ] Помимо своих жестоких слов, люди забрасывали камнями и полными ночными горшками . ее и ее детей [ 15 ] Они также были недовольны тем, что она использовала доходы от своего дневника, чтобы переехать в кирпичный дом в престижном районе Сантаны. «Соседи столпились вокруг грузовика и не отпускали ее. «Теперь ты думаешь, что ты принадлежишь к высшему классу, не так ли»» [ Эта цитата нуждается в цитировании ] , они кричали. Они презирали ее за то, что считали унижением их образа жизни, хотя главным достижением ее дневника было повышение осведомленности о бразильских фавелах во всем мире.
Видя, как де Хесус выразила обеспокоенность по поводу условий в фавелах, местные политики начали хотеть встретиться с ней, чтобы обсудить возможные способы исправить ситуацию. Сан-Паулу Губернатор Франсиско Престес Майя предпринял попытку привлечь государственные учреждения к оказанию помощи бедным фавеладо. Большинство его проектов были связаны с обучением женщин шитью, правильному уходу за детьми и соблюдению правил гигиены . Однако эти инициативы быстро сошли на нет.
Дети
[ редактировать ]![]() | Этот раздел написан как комментарий к поведению Де Хесус в ее личной жизни, но не связан с ее творческой деятельностью. Его можно читать как семейные мемуары или психологический очерк , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлена оригинальная аргументация по определенной теме. ( сентябрь 2021 г. ) |
У Де Хесуса было трое детей: Жоау Жозе, Хосе (он же Зе) Карлос и Вера Юнис. [ 17 ] В интервью для журнала «Жизнь и смерть Марии де Хесус» (см. ниже § Дополнительная литература ) вторая старшая Зе и дочь Вера предоставляют жизненно важную информацию о ее личности.
В своем интервью Вера ярко описывает, как ее мать полностью посвятила себя мечте стать писательницей, без какой-либо помощи других. Вера восхищалась стремлением матери создать лучшую жизнь не только для себя, но и для своих детей. Хотя жить с де Хесусом может быть непросто, Вера заявила: «Нет никого в мире, которым я восхищаюсь больше, чем ею». [ 18 ] Вера подчеркивает, что успех работы ее матери быстро привел к тому, что семья постоянно путешествовала, посещала вечеринки и жила в большом особняке , который из-за своих больших размеров казался почти тюрьмой. Постоянно хваля мать во время интервью, Вера полностью отдает должное де Хесус за ее достижения; по ее словам, она бы никогда не смогла ходить в школу, если бы не успехи ее матери.
Вера постоянно упоминает об опасности жизни в фавеле и о том, что, хотя она и ее братья и сестры родились бедными, их мать боролась за лучшую жизнь для них. Из-за насилия в фавеле Вере и ее братьям стало опасно находиться на улице вместе с матерью, поэтому большую часть времени они проводили праздно, иногда занимаясь, в своей хижине, ожидая ее возвращения. Де Хесус редко позволяла своим детям покидать свою хижину, опасаясь за их безопасность. Оставлять детей одних на ночь было слишком опасно. Вера утверждает: «У нас не было достаточно денег, чтобы купить нормальную еду, но моя мать хотела, чтобы мы держались подальше от фавелы ! Ей не нравилась не только фавела , но и люди, которые в ней жили... моя мать дала [мою братья] деньги, чтобы не гулять весь день. Они вернулись только ночью, чтобы поспать. Билеты в кино стоили большую часть наших денег на еду, но она предпочла уйти на рассвете, неся с собой сумку. плечи, идти, идти, лучше гулять и ложиться спать голодными, чем оставлять нас одних в Канинде». [ 19 ] «Голод — это мировая чума фавел » , — заявила Вера. [ 20 ]
Вера дала понять, что в жизни ее матери постоянно был мужчина. По ее словам, де Хесус любил увлекаться и был очень сексуально ориентирован. Она подчеркнула, что ее матери не нравились чернокожие мужчины фавелы и что они тоже не слишком благоволили к ней. Хотя в ее родном городе ее называли ведьмой , в Канинде ее считали просто чудакой. Люди там были не столько в восторге от ее письма, сколько в страхе: «В фавелах думали, что она сумасшедшая, ходит с блокнотом под мышкой. Были люди, которые смеялись. Самые худшие смеялись над ее стопками бумаг, но остановились, когда поняли, что это не шутка и не безумие». [ 21 ] Когда кто-то ее расстраивал, она грозилась написать об этом в своей книге. Ревность к ее писанию, мужчинам и образу жизни привела к тому, что другие фавелады (женщины, обитающие в фавелах) стали враждебно относиться к ней. Однако это не помешало де Хесусу продолжать писать о том, что происходит в фавеле.
Во время интервью Вера вспоминает случай, особенно показывающий любовь и защиту ее матери по отношению к своим детям. Она вспомнила случай из детства, когда она играла на траве, когда к ней подошел мужчина и попросил помочь ему что-то найти. Они направились к реке, и вскоре мужчина начал снимать с Веры одежду, показывая, что собирается ее изнасиловать. Де Хесус инстинктивно почувствовала, что ее дочь в опасности, и вскоре спустилась к реке, тем самым спасая дочь и прогоняя незнакомца.
По словам Веры, перед публикацией «Quarto de despejo» ее мать была одержима Аудалио Дантасом, ее издателем, и постоянно беспокоилась, чтобы он прислал информацию о ее дневнике. Вскоре после выхода книги Вера оказалась на раздаче автографов своей матери , в новой одежде и путешествовала по Бразилии. Внезапно все, чего хотели Вера, ее братья и мать, оказалось у них под рукой. Вера рассказала, что ее мама всегда любила быть в центре внимания и мечтала стать певицей и актрисой. Несмотря на ее амбиции, издатель утверждал, что это не принесет ей никакой пользы, и настаивал на том, чтобы она продолжала писать книги.
Вскоре после того, как семья сменила район из фавелы на Сантану, дети стали свидетелями жесткой дискриминации со стороны своих богатых соседей. Там семья жила в большом кирпичном доме, который они считали тюрьмой из-за его больших размеров по сравнению с их предыдущим домом. Соседским детям не разрешалось играть с Верой и ее братьями, поскольку их семьи считали, что де Хесус «отмечен фавелой » . [ 22 ]
Несмотря на славу и богатство своей матери, Вера заметила, что де Хесус теряет терпение из-за отсутствия у нее уединения. До славы все, чего хотела де Хесус, — это чтобы ее произведения заметили, но она начала сожалеть о своем решении. Теперь, когда денег было много (по оценкам, она заработала 2000 фунтов стерлингов , продав свои авторские права, по сравнению с доходом в 20 крузейро от сбора бумаги), [ 11 ] де Хесус начал тратить их без всякой причины. У нее были намерения отправить Веру и Зе Карлоса в Италию, но вскоре передумала и решила инвестировать в небольшое ранчо в отдаленном Парельейросе, куда она в конечном итоге переехала со своими детьми. Семья была в восторге от жизни в сельской местности, и Вера увидела, как ее мать снова стала трудолюбивой: выращивала урожай, заботилась о домашнем хозяйстве и ухаживала за младшим Жуаном, когда его здоровье ухудшалось. В то время семья не могла получить для него медицинскую помощь в службах общественного здравоохранения, поскольку у них не было рабочей карты , которую требовало агентство социального обеспечения .
Новая слава Де Хесуса оказалась недолгой, в основном из-за прихода к власти военной диктатуры в 1964 году (цитата по военной диктатуре), которая отвратила людей от социально критических литературных произведений, таких как Quarto de Despejo. Без пропаганды своего статуса для обеспечения дохода она в конечном итоге была вынуждена вернуться в фавелу, что еще больше усложнило ситуацию для ее больного сына Жуана. [ 23 ]
В конце концов, Жоау умер от почечной недостаточности всего через четыре месяца после того, как его мать скончалась от дыхательной недостаточности в 1977 году. [ 2 ] Вера Юнис, у которой брали интервью в 1994 году, вышла замуж и стала учителем, а на момент интервью была студенткой вечернего высшего образования и планировала стать переводчиком английского языка . С другой стороны, ее второй по старшинству Хосе Карлос был дважды разведен, иногда был бездомным и алкоголиком и, как утверждается, был таким же умным, злым и эксцентричным, как и его мать.
Перспектива
[ редактировать ]Одной из характеристик, отличающих Каролину Марию де Хесус от ее соседей по фавеле Канинде, был ее особый взгляд на жизнь. Хотя де Хесус жил среди самых низших классов общества, у него были мечты и стремления, мало чем отличающиеся от мечтаний и стремлений любого привилегированного человека, который наслаждался комфортной жизнью в Бразилии в середине 1900-х годов. Де Хесус верила, что ее мечты могут быть реализованы, и, несмотря на все трудности, многие из них так и осуществились. Она придерживалась другой парадигмы , чем ее коллеги из фавеладо, и жила соответственно.
Ни разу в жизни де Хесус она не смирилась с тем фактом, что родилась в низших классах. Занятия, которыми она занимала свое свободное время, ее решение избегать многих рисков уязвимой жизни, а также ее дела - все это указывало на то, что, пока она физически находилась в фавеле, ее разум блуждал свободно. «[Что] отличало Каролину от Канинде, так это ее склонность тратить несколько часов в день на писательство». [ 24 ] В условиях высокого уровня неграмотности красноречивое письмо было особенно редким достижением. Она писала стихи, романы и рассказы. В начале 1940-х годов де Хесус начала передавать свои работы редакторам, пытаясь опубликовать их. [ 25 ] Она упорствовала, пока в 1960 году Дантас не решил опубликовать ее дневник.
Среди многих вещей, о которых де Хесус решила написать в своем дневнике, были люди, живущие вокруг нее. Она описывает себя как сильно отличающуюся от других фавеладо и утверждает, что «ненавидела других чернокожих из своего социального класса». [ 26 ] Хотя она наблюдала, как многие люди вокруг нее поддавались наркотикам , алкоголю, проституции, насилию и грабежам, она стремилась оставаться верной своим детям и своему писанию. Де Хесус всегда могла обеспечить своих детей, перерабатывая лом за деньги или копаясь в мусорных контейнерах в поисках еды и одежды. [ 27 ] Сохранив часть собранной ею бумаги, де Хесус получила материал, необходимый ей для продолжения письма.
Де Хесус предлагает неакадемический взгляд на бедность и изолированную экономическую экспансию в Бразилии, который в то время редко высказывался кем-то, кто не принадлежал к образованным классам. Этот момент особенно ироничен, поскольку это было время, когда Бразилиа , символ «Новой Бразилии», только что была открыта. [ 11 ]
Другая нетипичная часть жизни де Хесуса касалась романтических связей. Хотя в то время для чернокожих женщин не было ничего необычного в поиске светлокожих партнеров, поскольку более светлая кожа открыто ассоциировалась с более высоким экономическим статусом из-за белого системного расизма и античерноты, де Хесус не хотел использовать отношения для улучшения ее собственная ситуация. Ее дети были отцом белых иностранцев из Италии, Португалии и США. [ 28 ] Несколько романтических партнеров предлагали ей выйти замуж, но она не приняла ни одного из их предложений, хотя, выйдя за них замуж, она бы вылезла из бедности. Возможное объяснение этому может заключаться в том, что она не хотела, чтобы кто-то диктовал ей, как ей жить. Независимо от причины, де Хесус осталась верна своим убеждениям и не соответствовала образу жизни фавелы .
Глобальное воздействие
[ редактировать ]
Каролина Мария де Хесус оказала большое культурное влияние на Бразилию. Ее решение писать о борьбе общества, а не только о своей собственной борьбе, было чем-то беспрецедентным в Бразилии и было оценено по всему миру. [ 29 ]
Де Хесус написал еще четыре книги после Quarto de despejo , но без особого успеха. Она прославилась и очень быстро впала в немилость. Возможно, это связано с ее сильным характером, который мешал ей хорошо ладить с людьми. Кроме того, политический ландшафт Бразилии радикально изменился после бразильского государственного переворота 1964 года , который оставил мало места для свободы выражения мнений. Она по-прежнему писала стихи, рассказы и краткие мемуары, ни одно из которых так и не было опубликовано. Фактически, в ее некрологе в выпуске журнала Jornal do Brasil 1977 года говорится о том, что она винила себя за то, что не смогла воспользоваться своим кратким статусом знаменитости, и утверждается, что ее упрямство привело ее к смерти в бедности. [ 30 ] Тем не менее, ее биография и мемуары дают представление о жизни бразильских фавел. Хотя историю ее жизни можно рассматривать как борьбу с трагедией, ее взгляды можно рассматривать как общие бразильские взгляды на общество, семейную жизнь, равенство, бедность и другие аспекты повседневного существования в 1960-е годы.
Ее книгу широко читали как в капиталистических регионах, таких как Западная Европа и Соединенные Штаты, так и в Восточном блоке и на Кубе , и широкий круг аудитории демонстрирует, как много людей были затронуты ее историей за пределами Бразилии. Для либерального капиталистического Запада книга изображала жестокую и коррумпированную систему, подкрепленную столетиями колониальных идеалов, которые они также разделяли. Напротив, для читателей-коммунистов эти истории прекрасно обрисовали фундаментальные недостатки капиталистического производства, в котором рабочий является наиболее угнетенной частью экономической системы .
Как отметил бразильский историк Хосе Карлос Себе Бом Мейхи, «многие иностранные специалисты в Бразилии год за годом использовали ее переведенный дневник на своих занятиях». [ 31 ] что указывает на ее всемирную роль в предоставлении необычного рассказа из первых рук о жизни в фавелах 1960-х годов . По словам Роберта М. Левина, «слова Каролины оживили кусочек латиноамериканской реальности, который редко упоминается в традиционных учебниках». [ 32 ]
Биография о ней была написана автором Джаридом Арраешом в рамках ее коллекции корделей 2015 года и книги Heroinas Negras Brasileiras em 15 cordels . [ 33 ]
14 марта 2019 года поисковая система Google почтила память де Хесус каракулями к 105-летию со дня ее рождения. [ 34 ]
Библиография
[ редактировать ]- Свалка: Дневник жителя фавелы (1960). Перевод Дэвида Ст. Клер как дитя тьмы: Дневник Каролины Марии де Хесус . Нью-Йорк: EP Dutton , 1962. As Beyond All Pyty , Лондон, Великобритания: Souvenir Press , 1962; «Пантера» , 1970 год; Earthscan , 1990. Отрывок из книги «Дочери Африки » под редакцией Маргарет Басби , 1992. [ 35 ]
- Кирпичный дом (1961)
- Голодные кусочки (1963)
- Пословицы (1963)
- Дневник Бититы (1982, посмертно) [ 36 ]
- Мой странный дневник (1996, посмертно) [ 37 ]
- Где ты, счастье? (2014, посмертно) [ 38 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роберт М. Левин и Хосе Карлос Себе Бом Мейхи, Жизнь и смерть Каролины Марии де Хесус , Альбукерке: University of New Mexico Press, 1995.
- Честин, Джон, Рожденный в крови и огне: краткая история Латинской Америки , 2001.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Библиотека Сан-Паулу чествует писательницу Каролину де Хесус» , правительство штата Сан-Паулу, 7 ноября 2010 г. (на английском языке)
- ^ Jump up to: а б Роберт М. Левин, «Поучительная история Каролины Марии Де Хесус». Архивировано 26 декабря 2013 года в Wayback Machine , Latin American Research Review , том 29, номер 1, 1992 г., стр. 55–84.
- ^ «Кем была Каролина Мария де Хесус, которой в марте исполнилось бы 105 лет» . Журнал Galileu (на бразильском португальском языке) . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ «Universa – Наследие бестселлера «Quarto de Despejo» в жизни чернокожих женщин» . Mulherias.blogosfera.uol.com.br . 25 августа 2020 г.
- ^ «Каролину Марию де Хесус чествуют на литературном фестивале периферий» . КЛАУДИЯ . 27 июня 2020 г.
- ^ Цитируется по Роберту М. Левину и Хосе Карлосу Себе Бом Мейхи, Жизнь и смерть Каролины Марии де Хесус , Альбукерке: University of New Mexico Press, 1995, стр. 50.
- ^ Левин (1995), с. 56
- ^ «Каролина Мария де Хесус» . Brasil Escola (на бразильском португальском языке) . Проверено 26 августа 2020 г.
- ^ «Я писала пьесы и показывала их директорам цирков. Они мне говорили: «Жалко, что ты черный». Они забыли, что я обожаю свою черную кожу и свои курчавые волосы. Негритянские волосы более образованны, чем волосы белого человека. Потому что с негритянскими волосами, куда ни положи их, они остаются послушными. одно быстрое движение, и оно не на своем месте. Если реинкарнация существует, я хочу вернуться черным». Каролина Мария де Хесус, Дитя тьмы: дневник Каролины Марии де Хесус. Перевод с португальского Дэвида Сент-Клера. Даттон, 1962 год.
- ^ Левин (1995), с. 59
- ^ Jump up to: а б с д и «Авторы отмечают 60-летие «Кварто де Деспехо» Каролины Марии де Хесус» . tab.uol.com.br.
- ^ да Силва, Марио Аугусто Медейрос (2010). «Открытие необычного: Каролина Мария де Хесус и бразильская пресса (1960-77)» . Афро-латиноамериканский обзор . 29 (2): 109–126. ISSN 0278-8969 . JSTOR 41349344 .
- ^ Левин (1995), с. 64
- ^ Левин (1995), с. 52.
- ^ Хесус, Каролина Мария де (1963). Дитя тьмы: дневник Каролины Марии де Хесус . Сент-Клер, Дэвид. Нью-Йорк. п. 7. ISBN 0-451-62731-8 . OCLC 50851611 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Стихотворение «Всё есть» (26 июня 2019). «Каролина Мария де Хесус – Человечество» . Все — Poema (на бразильском португальском языке) . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ «Писательница Каролина Мария де Хесус жила от хаоса к хаосу - 20.11.2014 - Иллюстрировано - Фолья де С.Пауло» . 20 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2014 г. . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Левин (1995), с. 96.
- ^ Левин (1995), с. 101.
- ^ Левин (1995), с. 97.
- ^ Левин (1995), с. 103.
- ^ Левин (1995), с. 107.
- ^ Левин (1995), с. 63
- ^ Левин (1995), с. 41.
- ^ Левин (1995), с. 42.
- ^ Левин (1995), с. 23.
- ^ Левин (1995), с. 40.
- ^ Левин (1995), стр. 37–39.
- ^ Аском. «Черные долгожители — Каролина де Хесус» . Fundaçãocultural Palmares (на бразильском португальском языке) . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Бойттемюллер, Альберт (14 февраля 1977 г.). «Каролина Мария де Хесус: Смерть вдали от кирпичного дома» . Журнал Jornal do Brasil . п. 5 . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Левин (1995), с. 3.
- ^ Левин (1995), с. 7.
- ^ «Бразильские чернокожие героини — Джарид Арраес — Grupo Companhia das Letras» . www.companiadasletras.com.br . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ «105 лет со дня рождения Каролины Марии де Хесус» . Google . 14 марта 2019 г.
- ^ «Дочери Африки: Международная антология слов и сочинений женщин африканского происхождения от Древнего Египта до наших дней» . Библиотечная вещь . Проверено 30 июля 2024 г.
- ↑ Изабель Кристина Родригес Феррейра, «Диалог о «расовой демократии» среди афроамериканской и афро-бразильской литературы». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine (диссертация), Чапел-Хилл, 2008, стр. 91.
- ^ Мейхи, Хосе Карлос Себе Бом; Левин, Роберт М. (1996). «Мой странный дневник Каролины Марии де Хесус» (на бразильском португальском языке).
- ^ де Хесус, Каролина (2014). «Где ты, счастье?» (PDF) . Тексты песен . Проверено 1 декабря 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Роберт М. Левин, «Поучительная история Каролины Марии Де Хесус» , Рабочий документ № 178, Институт Келлогга.
- де Хесус, CM; Левин, РМ; Мейхи, JCSB; Наро, Северная Каролина; Мертенс, К. (1999). Неотредактированные дневники Каролины Марии де Хесус . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-2570-9 .
- Мелвин С. Аррингтон-младший, «У меня будет маленький домик: второй дневник Каролины Марии де Хесус» , Университет Миссисипи. Рецензия на вторую опубликованную книгу Каролины.
- Жизнь и смерть Каролины де Хесус
- Серхио Барселлос [1]