Зураб Анджапаридзе
Зураб Анджапаридзе Зураб Анджафаридзе | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Рожденный | Кутаиси , Грузинская ССР , СССР. | 4 декабря 1928 г.
Умер | 12 апреля 1997 г. Тбилиси , Грузия | (68 лет)
Жанры | Опера |
Род занятий | Певица |
Инструмент | Фортепиано |
Зураб Анджапаридзе ( груз . Зураб Анджапаридзе ; родился 12 апреля 1928 — 12 апреля 1997) — советский и грузинский тенор . Народный артист СССР (1966).
Биография
[ редактировать ]Уроженец Кутаиси и выпускник Тбилисской государственной консерватории (где его преподавал Давид Андгуладзе, известный педагог по вокалу и в свое время ведущий тенор Тбилисской оперы), Анджапаридзе приехал покорять советскую столицу звездным калибром. профессиональный потенциал. Помимо великолепного голоса, харизмы и солидной вокальной подготовки, он также имел сценический рекорд семи сезонов в Тифлисском Императорском театре , где исполнил ряд главных теноровых партий. Это был поистине впечатляющий фундамент, поскольку Тбилисская опера была признана одним из пяти лучших театров Советского Союза, а на ее сцене выступали знаменитые мастера.
Придя в Большой театр в 1959 году, Анджапаридзе оставался тенором номер один театра вплоть до своего ухода в 1970 году. Его исключительно красивый голос, поразительное сценическое мастерство и пылкий темперамент сразу же продвинули Анджапаридзе по высшим ступеням и сделали его единственным и неповторимым мастером театра. область тенора. Режиссеры Большого театра охотно назначали его в ключевые спектакли репертуара, которые воплотили мечты вокалистов - Кармен, Аида, Риголетто, Травиата, Борис Годунов, Иоланта. Он также исполнял главные партии в самых значительных театральных премьерах того времени, таких как «Фауст», «Дон Карлос» и «Пиковая дама». Среди его постоянных партнеров на московской сцене были такие великие российские оперные певцы, как Ирина Архипова , Галина Вишневская , Тамара Милашкина , Павел Лисициан и Иван Петров и другие. По мнению многих современников, вершины своего итальянского репертуара он достиг при исполнении Радамеса в « Аиде» Верди — никогда ни до, ни после Анджапаридзе никто не видел столь блестящего Радамеса на московской оперной сцене. Самой продолжительной работой Анджапаридзе в период его московского периода, принесшей ему международное признание, стала роль Германа в Чайковского «Пиковая дама» . Гастрольное исполнение этой оперы в Ла Скала в Большом театре в 1964 году оставило в одной итальянской газете замечание: «Зураб Анджапаридзе стал открытием для миланской публики. У этого певца сильный, звонкий и ровный голос, который ни в чем не уступает самым почитаемым певцам. итальянской оперной сцены».
Вернувшись в Грузию, Анджапаридзе исполнил в Тбилисской государственной опере многогранный репертуар, включавший большое разнообразие грузинских опер - «Абесалом и Этери», «Даиси» и «Латавра» Палиашвили, «Миндию» Тактакишвили, «Лелу» Лагидзе и другие произведения. Он также создал запоминающиеся образы Отелло и Канио, которые и по сей день находят отклик на сцене Тбилисского театра. Тенор когда-то даже был директором театра, хотя, по словам его дочери, известной пианистки Этери Анджапаридзе , его душа никогда по-настоящему не лежала к этой работе. «Его никогда не слишком привлекали административные задания», — говорит она. «В конце концов, все его подчиненные также были его друзьями, и он никогда не чувствовал себя комфортно, «руководствуя» своими друзьями». Анджапаридзе также некоторое время преподавал: сначала в качестве профессора Тбилисской консерватории, а затем в качестве заведующего кафедрой музыкального театра Тбилисского театрального института.
Память о «советском Франко Корелли» (как его когда-то окрестила итальянская пресса) сегодня живет в воспоминаниях его коллег, восторженных поклонников его великого таланта и — возможно, немногочисленных, но замечательных по художественной ценности — записей. русских, итальянских и грузинских опер. [ 1 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]