Maria Zhorella Fedorova
Мария Львовна Жорелла Федорова | |
---|---|
Рожденный | Мария Луиза Брандштеттер 8 ноября 1915 г. Вена , Австрия |
Умер | 21 апреля 2017 г. Манхэттен , Нью-Йорк | ( 101 год
Место отдыха | Братислава , Словакия |
Национальность | Американец австрийского происхождения |
Гражданство | Соединенные Штаты |
Род занятий | Певица, преподаватель пения, политический активист. |
Годы активности | 77 |
Заметная работа | Ведущее лирическое сопрано Венской государственной оперы; политический деятель во время Второй мировой войны, выступавший против нацистов; создатель пения «Метод Жорелла». |
Супруги | Евгений Фодор
Джордж Жорелла
|
Родители |
|
Мария Жорелла (также известная как Мария Луиза Жорелла Федорова ; урожденная Брандштеттер; 8 ноября 1915 — 21 апреля 2017), [ 1 ] была ведущим лирическим сопрано австрийского происхождения в Венской государственной опере в 1940-х годах; также политический активист, решительно выступавший против нацизма в Европе во время Второй мировой войны ; а затем, в течение трех десятилетий, учителем пения в Нью-Йорке . [ 2 ] [ 3 ]
Детство и образование
[ редактировать ]Мария Федорова родилась в Вене, Австрия , в 1915 году. Ее богатыми и аристократическими родителями были Луиза Хубицки-Сас и Франк Брандштеттер; [ 4 ] Они покинули Вену, и Мария провела часть своего детства в Братиславе, Словакия , где имела корни семья ее матери. Когда ей было пять лет, ее волевая мать развелась с Фрэнком Брандстеттером, несмотря на то, что общество и католическая церковь запрещали это. Так Марию воспитывал второй муж ее матери, Эмиль Прат, которого она любила, в Вене. [ 5 ]
Она напомнила, что Вена, «город музыки», звучала вальсами и симфониями. В детстве ее очаровывала еще одна музыка: трели птиц. Их мелодии побуждали ее вставать, «когда все спали», и выходить на балкон своей спальни, где она стояла в лунном свете, завороженная «идеалом, пением соловьев и других крылатых существ... Я думала о все время пел... также Галли-Курчи - сладость, легкость, эмоциональность..." я всегда думал о голосе [ 6 ] Эти птичьи вокальные качества остались ее идеалом, что позже повлияло на ее преподавание в Америке.
Хотя это необычно для молодой женщины из высшего сословия, при поддержке родителей она начала учиться на оперную певицу в Вене. [ 7 ] У ее учителя, Вольфганга Штайнбруха, «были верхние тона – мне нравился звук. Он научил меня петь с правильной вокальной техникой – но с эмоциями! И он сосредоточился на резонансе, вибрации и всегда находил поддержку. это. Он позволил мне летать!» Несколько лет спустя она появилась на радио, исполняя Лидер и космополитический репертуар, включающий народные песни на словацком, немецком, венгерском и чешском языках. [ 8 ] Таким образом, она познакомилась с репертуаром, который она использовала для обучения студентов «верхнему тону», и часто вспоминала великих певцов, которых она знала.
Первый брак, военный опыт и политическая активность
[ редактировать ]Изучая вокал, она вышла замуж за Евгения Фодора, красивого словака, который вдохновил ее продолжить музыкальную карьеру. Хотя Евгений занимал высокую должность в торгово-туристическом бюро Братиславы, его отец был евреем. После того, как нацисты пришли к власти в регионе, он был вынужден бежать в Швецию , оставив жену разбираться с ужасами надвигающейся мировой войны. Она вспоминала этот период как период лишений и страха, но стоически переносила свои невзгоды, как ей часто приходилось делать в дальнейшей жизни.
В начале Второй мировой войны Федорова стала частью подполья, пряча евреев в своем подвале, конвоируя их в безопасное место и снабжая поддельными документами. В этот период ей удалось спасти своего учителя-еврея Вольфганга Штайнбруха от интернирования в концентрационном лагере. В результате своей активности она стала мишенью гестапо , которое в конечном итоге заключило ее в тюрьму и пытало. Только в свои 90 лет она рассказала о своем опыте историкам Холокоста, предпочитая косвенно ссылаться на травмы, нанесенные ей немецкими захватчиками. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
В конце Второй мировой войны Евгений Фодор стал дипломатом и надеялся представлять Чехословакию в ее стремлении стать независимой демократической страной. Как и многие патриоты, он рисковал всем, чтобы принести свободу своей стране, когда холодная война охватила Восточную Европу. К сожалению, советская тайная полиция узнала о его местонахождении за границей и убила его, когда он возвращался на поезде, чтобы присоединиться к Марии в Братиславе. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Вилла детства Марии в будущей коммунистической Чехословакии была конфискована, а ее имущество конфисковано, в результате чего она вернулась в Вену.
Венская государственная опера
[ редактировать ]В 1944 году, в возрасте двадцати девяти лет, Марию пригласили в Венскую государственную оперу , один из ведущих оперных театров мира. Сначала она играла небольшие роли. [ 15 ] Масканьи Среди тех, кто ей больше всего нравился, была Лола в «Сельской чести» и особенно толстый, уродливый повар с большой грудью и вставными зубами в «Тифланде» Эжена д'Альбера («Низменности»). [ 16 ] Ее самой частой ролью была Аранка в Der Ziegeunerbaron . Она пела с такими известными звездами-мужчинами, как Антон Дермотта, и работала с Рихардом Штраусом, ведущим драматическим композитором города. Она запомнила его как наставника и вдохновителя молодой артистки, пробившейся на сцену. Ее последнее выступление состоялось в мае 1949 года.
Исполняя легкие произведения в Венской Народной опере, она стала любимым сопрано композитора оперетт Франца Легара . Он выбрал ее на главную роль в своей «Веселой вдове» (роль, которую она не придумала), пополнив ее список лирических героинь. Когда она сыграла Анжеле в опере Легара «Граф фон Люксембург» , критики назвали это ее большим прорывом, высоко оценив ее огромный успех в этой роли. [ 17 ] [ 18 ]
Второй брак, завершение профессиональной карьеры и переезд в США.
[ редактировать ]Когда ее оперная карьера расцвела, она вышла замуж за Георга Франка Жореллу, чешского клерка, который ожидал, что его жена будет заниматься домом, а не работой. Более того, у Марии ужасы Второй мировой войны стали ассоциироваться с ее ранними годами в музыке. В 1949 году пара эмигрировала в США и поселилась в Нью-Йорке, фактически завершив свою профессиональную карьеру сопрано. [ 19 ] За некоторыми исключениями, такими как ее появление в «Часе Липтона», где она спела арию Вильи из «Веселой вдовы» . [ 20 ] она решила не петь в Нью-Йорке. [ 21 ] По причинам, которые она предпочла не раскрывать, она была вынуждена искать работу, чтобы пополнить доход мужа. На протяжении 1960-х и 1970-х годов Мария Жорелла работала проверкой фактов и библиотекарем журнала Time Magazine , работая в штаб-квартире Рокфеллер-центра.
Учитель пения
[ редактировать ]После смерти мужа в 1974 году по настоянию друзей Мария начала преподавать вокал из своей квартиры в Элмхерсте, Квинс. Музыкальные преподаватели вскоре узнали о ее даре, и уже в 1975 году она была нанята Йельской музыкальной школой для преподавания студентам. Она использовала уроки своего первого учителя, а также принципы итальянского метода бельканто, чтобы создать необычный педагогический подход. режим, который не поощрял большой оперный вокал, а скорее лирический стиль, более подходящий для песен и легкой оперы. Она преподавала метод Жорелла (как он стал известен) студентам SUNY Purchase и в своей в Верхнем Вестсайде студии на Манхэттене . Ее преподавание привлекало певцов со всего мира, особенно профессионалов театра и звукозаписи, у которых «поврежденные голоса» нуждались в ремонте. [ 22 ] Эта третья карьера, начавшаяся в возрасте шестидесяти лет, поддерживала ее более четырех десятилетий. [ 23 ] Выдающаяся выжившая, прожившая большую часть двадцатого века, мадам Жорелла оставалась активной до нескольких недель до своей смерти 21 апреля 2017 года в возрасте 101 года. [ 24 ]
Метод Жорелла
[ редактировать ]«Ее стиль преподавания — это бесконечное терпение. И она неумолима и снова и снова говорила: «Сделай это еще раз, сделай это снова — пой глубоко, пой в ответ, пой глубоко, пой в ответ». Однажды, когда мы встретились в Метрополитен-опера, она начала давать мне урок в проходе. Она спросила: «Ты глубоко поешь? Ты подпеваешь?» И заставила меня показать ей прямо здесь! Она изменила мой голос. С тех пор, как я освоил эту технику с Марией, я могу петь и говорить накануне вечером и не охрипнуть на следующее утро. И после пяти десятилетий выступлений , под опекой Марии я недавно достигла своей первой высокой степени C, и сделала это с легкостью. Ее метод позволяет голосу певца оставаться молодым на десятилетия дольше, чем считается «нормальной» продолжительностью жизни». (Исполнитель кабаре и концертов, Стив Росс, Нью-Йорк, 2015 г.) [ 25 ] [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Записи о смерти, Нью-Йорк, Нью-Йорк; некролог опубликован в Национальном издании New York Times 25 июня 2017 г.
- ↑ New York Times, 15 ноября 2013 г., «Инструктор по вокалу командует:« Хватит чепухи, пой!»
- ^ Мемориальная коллекция Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия, Тип записи: Устная история; Номер РГ: РГ-50-030*0625; Инвентарный номер 2011. 117. Дата 2011 05 июня (интервью); Объем: 2 видеокассеты (MiniDV)
- ^ Записи о рождении и смерти, Вена, Австрия.
- ^ Мемориальная коллекция Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия, Тип записи: Устная история; Номер РГ: РГ-50-030*0625; Инвентарный номер 2011. 117. Дата 5 июня 2011 г. (интервью); Объем: 2 видеокассеты (MiniDV)
- ^ Контакт: Bridge Stage of the Arts (Внимание: Архив Федоровой, Письма) PO Box 1060, Нью-Йорк, Нью-Йорк 10024.
- ^ Мемориальная коллекция Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия, Тип записи: Устная история; Номер РГ: РГ-50-030*0625; Инвентарный номер: 2011.117; Дата: 2011, 5 июня (интервью); Объем: 2 видеокассеты (Mini/DV)
- ^ Контакт: Bridge Stage of the Arts (Внимание: Архив Федоровой, вокальная подготовка и карьера) PO Box 1060, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 10024.
- ^ Мемориальная коллекция Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия, Тип записи: Устная история; Номер РГ: РГ-50-030*0625; Инвентарный номер: 2011.117; Дата: 5 июня 2011 г. (интервью); Объем: 2 видеокассеты (Mini/DV)
- ↑ New York Times, 15 ноября 2013 г., «Инструктор по вокалу командует:« Хватит чепухи, пой!»
- ↑ Телевизионное интервью 2015 г. телекомпании ORF: Österreichischer Rundfunk, австрийской национальной общественной телекомпании; Александр Раушер Продюсер/Режиссер
- ↑ New York Times, 15 ноября 2013 г., «Инструктор по вокалу командует:« Хватит чепухи, пой!»
- ^ Коллекция Мемориального музея Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия, Тип записи: Устная история; Номер РГ: РГ-50-030*0625; Инвентарный номер: 2011.117; Дата: 5 июня 2011 г. (интервью); Объем: 2 видеокассеты (Mini/DV)
- ↑ Марк Хьюитт, воспоминания студентов-вокалистов 1980-х годов, когда Мария рассказывала о своих переживаниях во время и после войны.
- ^ «Спектакли с Марией Федоровой | Архив расписания Венской государственной оперы» .
- ^ Коллекция Мемориального музея Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия, Тип записи: Устная история; Номер РГ: РГ-50-030*0625; Инвентарный номер: 2011.117; Дата: 2011, 5 июня (интервью); Объем: 2 видеокассеты (Mini/DV)
- ^ Контактное лицо: Bridge Stage of The Arts (Внимание: Карьера архива Федоровой), почтовый ящик, 1060 Нью-Йорк, Нью-Йорк, 10024.
- ^ Архив Венской государственной оперы, Вена, Австрия.
- ^ Записи Ancestry.com, список пассажиров из Бремерхафена в Нью-Йорк.
- ↑ НАЦИОНАЛЬНЫЙ Голливудский диск с записями... «Золотые моменты НАВСЕГДА ЗАПИСАНЫ» (см. Архив Федоровой, Записи)
- ^ Контактное лицо: Bridge Stage of the Arts (Вниманию: Архив Федоровой, США), POB 1060, Нью-Йорк, Нью-Йорк 10024.
- ↑ New York Times, 15 ноября 2013 г., «Инструктор по вокалу командует:« Хватит чепухи, пой!»
- ^ Контакт: Bridge Stage of the Arts (Вниманию: Архив Федоровой, Письма) POB 1060, Нью-Йорк, Нью-Йорк 10024
- ^ Отчеты о смерти, Нью-Йорк
- ^ Контакт: Bridge Stage of the Arts (Вниманию: Архив Федоровой, Метод пения Жореллы) PO Box 1060, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 10024.
- ↑ Телевизионное интервью 2015 г. телекомпании ORF: Österreichischer Rundfunk, австрийской национальной общественной телекомпании; Александр Раушер Продюсер/Режиссер
- 1915 рождений
- смертей в 2017 году
- Венская государственная опера
- Австрийские оперные певицы XX века
- Австрийские преподаватели вокала
- Американские женщины-долгожители
- Австрийские долгожители
- Женщины-долгожители
- Австрийское оперное сопрано
- Натурализованные граждане США
- Австрийские эмигранты в США
- Певцы из Вены