Матия Мажар
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2015 г. ) |

Матия Майяр , также пишется Майер (7 февраля 1809 — 31 июля 1892), псевдоним Жильски , был каринтийским словенским римско-католическим священником и политическим активистом, наиболее известным как создатель идеи объединенной Словении .
Биография
[ редактировать ]Маяр родился в маленькой деревне Гёрчах ( словенский : Gorice ). [1] к востоку от Хермагора-Прессеггер-Зее в долине Гейл ( словенский : Ziljska dolina ) в южной Каринтии , тогда входившей в состав Австрийской империи . Его крестили Матиас Маар . [2] Он вырос в двуязычной словенско -немецкой среде, а затем посещал лицеи в Клагенфурте и Граце . Во время учебы в Клагенфурте он попал под влияние Антона Мартина Сломшека , римско-католического священника и писателя, пропагандировавшего использование словенского языка в общественной сфере.
Мажар служил священником в словеноязычных приходах Каринтии, сначала в Розегге , а затем в поселении Кампороссо недалеко от Тарвизио в долине Канале (ныне в Италии). В 1837 году он вернулся в Клагенфурт, где сначала работал в управлении Гуркской епархии , а с 1843 года — капелланом Клагенфуртского собора. Во время своего пребывания в Клагенфурте Маяр познакомился с несколькими словенскими этнографами и авторами, работавшими над возрождением словенского языка и культуры, такими как Урбан Ярник , Антон Янежич , Матия Ахасель и Даворин Трстеняк . Под влиянием иллирийского движения в Хорватии , особенно словенско-хорватского поэта и активиста Станко Враза , Маяр начал развивать панславянские идеалы.
В первые дни революции 1848 года Мажар сформулировал и опубликовал политический манифест с требованием объединения всех словенских земель в одно политически автономное административное образование, получившее название Словения . В последующие месяцы манифест Маджара был преобразован в программу, известную под названием « Единая Словения» .
Из-за своей радикальной политической деятельности Маджара перевели из Клагенфурта в отдаленный приход Хоэнтурн ( словенский : Straja vas ) на границе с Фриули . После более чем десятилетия изоляции в 1867 году Мажар принял участие в путешествии в Москву, позже получившем название «Славянское паломничество», где представил долину Гейл на Этнографической выставке. За это четырехнедельное самовольное отсутствие в приходе он окончательно рассорился с церковным начальством. Затем Маджар вернулся к общественной жизни. Он даже пытался внедрить кириллицу среди словенцев. Он опубликовал свои этнографические исследования в нескольких российских журналах, а в 1870 году ему предложили должность профессора в Одессе , в Российской империи . Однако, поскольку он все еще был католическим священником, этот план провалился, поскольку российские власти не разрешили ему въезд в страну. Тем не менее, Маджар продолжал пропагандировать радикальные панславянские идеи через журнал «Славян» («Славянин»), который он основал в 1873 году. Журнал имел ограниченный успех и был закрыт в 1875 году. В 1885 году Маджар переехал в Прага , где он жил до своей смерти в 1892 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мелик, Василий (1992). «Матия Маджар». Энциклопедия Словении . Том. 6. Любляна: Молодёжная книга. стр. 366–377.
- ^ Книга рождения . Фёролах. 1791–1811. п. 95 . Проверено 18 декабря 2022 г.
- Андреас Морич , Матия Майяр-Жильски . Любляна - Клагенфурт: Мохорьева дружба, 1995.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Матией Махар , на Викискладе?