Лигия Монтойя
Лигия Монтойя (23 февраля 1920 - 18 апреля 1967) была аргентинской художницей по складыванию бумаги, сыгравшей важную роль во всех аспектах «золотого века» международного движения оригами 1950-х годов, на основе которого развилось современное художественное оригами. — то есть инновационное складывание бумаги, использующее множество различных подходов, а не повторение ограниченных традиционных фигур.
Биография
[ редактировать ]Республике Лигия Монтойя родилась в Буэнос-Айресе в Аргентинской . Обладая застенчивым и замкнутым характером, она, тем не менее, вступила в обширную переписку с ведущими производителями бумажных папок по всему миру и заслужила большое уважение как «Ангел оригами» и, таким образом, оказала влияние на развитие этого современного искусства. Хотя она никогда не публиковала запланированную книгу своих многочисленных проектов, она разместила множество оригинальных моделей за рубежом. В течение многих лет единственные факты о ее жизни во многом основывались на ряде кратких источников разного авторитета. Факты были отрывочны и местами предварительны. До недавнего времени не было даже точной даты ее рождения, от которой можно было бы отсчитывать. Самой полной биографией на сегодняшний день является книга под названием «Бумажная жизнь». [1] и его испанская версия «Эль Ангел дель Оригами». [2] by Laura Rozenberg.
В юности Лигия Монтойя путешествовала из Буэнос-Айреса в Испанию , где получила начальное, а затем среднее образование. С началом гражданской войны в Испании и закрытием университетов в 1936 году она вернулась в Аргентину, поступила на литературный факультет Университета Буэнос-Айреса и получила вторую степень в области библиотечного дела ( bibliotecología ). Начиная с 1938 года в Кордове , Аргентина, доктор Висенте Солорсано Сагредо опубликовал амбициозную серию книг по оригами. Сначала они были иллюстрированы фотографиями; затем он нанял Лигию Монтойю для создания тщательных рисунков, используя сложную систему обозначений Солорсано. Однако ее работа там не только в качестве иллюстратора, но и, по необходимости, в качестве аналитика — даже улучшателя — его складок, осталась непризнанной. [3]
На протяжении многих лет, начиная с 1952 года, Лигия Монтойя поддерживала обширное общение с американцем Гершоном Легманом , с которым она годами совместно работала над техническими и художественными аспектами складывания бумаги. Ее самым знаменитым аналитическим достижением была реконструкция основы знаменитой стрекозы из японской Каярагузы . [4] Через Нью-Йоркский центр оригами (ныне OrigamiUSA) и связи Легмана Лигия Монтойя установила обширные связи с основательницей центра Лилиан Оппенгеймер , а также с Элис Грей , Фредом Ромом и Сэмюэлем Рэндлеттом в США; Роберт Харбин и Айрис Уокер в Англии; Акира Ёсидзава в Японии. Ее профиль с фотографией был опубликован в журнале Origamian . Работы Монтойи и Ёсидзавы были представлены на выставке складывания бумаги 1959 года в Национальном музее дизайна Купер-Хьюитта . [5]
В середине 1960-х годов активный испанский фальцовщик Франсиско дель Рио безуспешно пытался вовлечь Лигию Монтойю в центр организованной культуры фальцовки бумаги. Сообщается, что она хотела только вести дом для своей близкой семьи, состоящей из матери, сестры, зятя и троих детей, а также иметь время для складывания бумаг и переписки. Судя по всему, серьезный несчастный случай в начале 1960-х годов, за которым последовала смерть ее матери в 1966 году, усугубленный ухудшением здоровья Лигии Монтойи, означал ее конец год спустя, но не раньше, чем она сделала тщательные рисунки и сложила дубликаты многих из своих объемных произведений. чтобы дело ее жизни могло пережить ее. Дэвид Листер отмечает: «Изящество и простая красота ее творений, а также ее складывания, ни одна другая бумажная папка не вызывала большего восхищения, чем Лигия Монтойя. Однако сама она остается загадочной личностью. Она щедро переписывалась со многими другими папками по всему миру, однако она окружила свою личную жизнь барьером скромности, который никто не мог преодолеть». [6]
Стиль и влияния
[ редактировать ]Собственные проекты Лигии Монтойи по своей тематике основаны на пристальном наблюдении за природой: особенно за птицами, цветами и насекомыми, типичными для Аргентины. Ее модели точны, изящны и живы, выражая формы и складки ее тонкой, четкой и прочной белой авиапочтовой бумаги (всегда) в живых формах, которые она представляет. Ее сцена Рождества в яслях в стиле оригами является выдающимся примером. Лигия Монтойя долгое время была единственным испаноязычным членом (почетным) Центра оригами. Расширенный раздел Роберта Харбина о Монтойе в его «Секретах оригами» 1971 года. [7] является основным источником ее проектов. Харбин, назвавший ее «самой современной женщиной-папщиком», продолжил: «Ее бесчисленные творения варьируются от простых фигурок птиц и цветов до фантастически сложных насекомых. Ее работы чувствительны и гениальны, а ее щедрость в Передача ее секретов другим широко известна. Я очень сожалею, что никто никогда не сможет изложить на бумаге или представить в виде схемы всю ее работу».
Ее общественная жизнь, похоже, велась на тонкой бумаге, сложенной или написанной на ней. Начало отчета о ее эстетике предлагает Джеймс Сакода : «Художественная папка, лучше всего проиллюстрированная Лигией Монтойей, учитывает ограничения бумаги, подчеркивает четкие прямые линии, характерные для складок, и создает красивые и в некоторой степени стилизованные фигуры». [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бумажная жизнь, история Лигии Монтойи . Автор Лора Розенберг. Напечатано в США (2016 г.) ISBN 978-1533312952
- ^ El Angel del Origami, биография Лигии Монтойи, написанная Лаурой Розенберг . Напечатано в США (2016 г.). ISBN 978-1535417952
- ^ Базовую информацию о Солорсано см. в онлайн-таблице Джорджа Хо [1] ; краткое описание его испанского термина « папирофлексия » см. в «Списке Листера» Дэвида Листера: [2] ; для более полного описания и оценки - его «История складывания бумаги в Южной Америке».
- ^ Контекстную информацию см. в учетной записи Дэвида Листера.
- ↑ Однако в онлайн-факсимиле каталога выставки перечислены только пять ее моделей против более сорока моделей Ёсидзавы. [3]
- ^ Дэвид Листер, «История складывания бумаги в Южной Америке», FOLD .
- ^ New York, NY: Dover, 3d edn, 1997 ( ISBN 978-0486297071 ), стр. 106–142, включая ее ясли.
- ^ (Сакода, Современное оригами [Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1969], стр. 13f). В свою очередь, оценку профессора Сакоды см. в статье «Список списков», [4] .