Джин Старки
Аббат Джин Старки | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 9 октября 1988 г. | ( 79 лет
Национальность | Французский |
Образование | Папский библейский институт , Рим; Библейская школа , Иерусалим |
Занятие | священник |
Известный | специалист по пальмиренским арамейским и набатейским текстам |
Заметная работа | один из первых редакторов Свитков Мертвого моря |
Родители |
|
Аббат Жан Старки (3 февраля 1909 — 9 октября 1988) — французский священник, один из первых редакторов Свитков Мертвого моря . Он учился в Папском библейском институте в Риме и Французской школе археологии в Иерусалиме. Как специалист по пальмиренским арамейским и набатейским текстам, он присоединился к международной команде по свиткам Мертвого моря в январе 1954 года.
Происхождение Джин Старки
[ редактировать ]Жан Старки родился 3 февраля 1909 года в Мюлузе (где его имя носит улица), в Верхнем Рейне. Он сын Габриэля Старки и Берты Терезы Гуткнехт. Он умер в Париже, в Валь-де-Грас, 9 октября 1988 года.
Молодость
[ редактировать ]Его отец работал в компании DMC ( Dollfus-Mieg et Cie ), где стал уполномоченным представителем в Польше и Чехословакии. Юность Жана Старки прошла в Мюлузе во Франции, в Швейцарии в Территете , недалеко от Веве в Швейцарии, где его семья жила во время Первой мировой войны, в Майнце и в Праге .
Религиозное образование
[ редактировать ]Он очень рано заявил о своем религиозном призвании и, несмотря на сопротивление отца, начал высшее образование в семинарии ораторского искусства в 1928 году, а затем в Католическом институте в Париже , где получил лицензию по теологии. Он начал изучать востоковедение в Католическом институте Парижа и Практической школе высоких этюдов в Париже .
Религиозное призвание Джин Старки
[ редактировать ]Он покинул Ораторию в 1935 году вместе с тремя другими священниками, с которыми он оставался очень близким: Даниэлем Пезерилем, Морисом Морелем и Фрэнсисом Коннаном.
Соединения
[ редактировать ]- (1911–1998) , рукоположенный в священники в 1937 году, Даниэль Пезериль стал осторожным и очень активным борцом сопротивления, спасая несколько сотен человек, в частности многих евреев. Ему присвоено звание « Праведник народов мира ». Сам писатель, он был близок с литераторами и женщинами, в частности с Жоржем Бернаносом , последним исповедником которого он был. Он также будет связан с другими личностями, такими как Эрнст Юнгер , Жюльен Грин или Флоренс Дилей . Он станет вспомогательным епископом Парижа.
- Морис Морель (1908-1991) был одним из пропагандистов сакрального искусства, лектором и художником. Он был близок к Максу Жакобу , который познакомил его с Пабло Пикассо , Жоржем Браком , Фернаном Леже и Анри Матиссом . Их соучастие в близких отношениях с Жоржем Руо позволило опубликовать « Стеллу веспертину» (1947) и « Мизерере» (1948). Его собственные работы сначала находятся под влиянием Макса Жакоба, затем Жана Базена и Альфреда Манесье . Он быстро стал частью так называемой «лирической абстракции» Новой парижской школы. В 1957 году Папа Пий XII поручил ему рассмотреть вопрос о создании музея современного искусства , и он помог представить современное религиозное искусство этому музею в Ватикане, открытому в 1973 году.
- Отец Фрэнсис Коннан помогал отцу Даниэлю Пезерилю в создании священнической общины Святого Северина, он стал приходским священником церкви Святого Роха в Париже (1970-1979).
Специалист по Пальмире
[ редактировать ]Джон Старки был рукоположен в священники Парижской епархии 21 апреля 1935 года. В том же году он уехал в Папский институт в Риме, где учился в 1935–36 годах, а в 1937–38 годах специализировался на арамейском языке.
В 1936/37 году он получил стипендию Академии надписей и изящной словесности Французской библейской и археологической школы в Иерусалиме. Он написал свои мемуары для Академии неолитической керамики в Иерихоне.
Именно в это время он познакомился с великими археологическими памятниками Ближнего Востока, такими как Пальмира. Помимо Палестины, его интересовали объекты в Ливане, Сирии и Египте. Через год он вернулся в Бейрут, где преподавал иврит и Ветхий Завет в Университете Святого Иосифа (1938–1941).
Он также был приходским священником Пальмиры, когда в оазисе располагались французские войска из Виши. Именно в это время он познакомился с двумя другими эльзасскими интеллектуалами и археологами: Анри Сейригом и Даниэлем Шлюмберже.
Участие в силах Свободной Франции
[ редактировать ]Армия Виши в Ливане и Сирии, потерпев поражение от английской армии и войск Свободной Франции в июне 1941 года, а в июле был взят Бейрут, Жан Старки 7 августа был зачислен капелланом в Силы Свободной Франции.
Война
[ редактировать ]Интегрированный в 1-й пехотный батальон морской пехоты, он стал военным капелланом бейрутского гарнизона, а затем был приписан к батальону 11 марта (BM 11), состоящему в основном из африканских пехотинцев. Он покинул Палестину и направился в Ливию 14 апреля 1942 года. Батальон принял участие в битве при Эль-Аламейне (октябрь – ноябрь 1942 года).
В 1943 году 1-я французская свободная дивизия (DFL), к которой принадлежала BM 11, пересекла Киренаику и Триполитанию и достигла южного Туниса. 27 ноября 1943 года Жан Старки стал капелланом BIMP (Батальона морской пехоты и Тихоокеанского пехотного батальона), в состав которого, в частности, входили таитянцы, каледонцы и канаки.
В составе 1-го DFL он приземлился в Италии, в Таранто недалеко от Неаполя, 19 апреля 1944 года. Он принял участие в битве при Гарильяно (10–26 мая 1944 года), а затем в июне вошел в Рим. 11 июня дивизия захватила Монтефиасконе на озере Больсене и преследовала противника в направлении Сиены и Флоренции. 30 июня 1944 года на аэродроме Марчианизе (близ Неаполя) генерал де Голль вручил ему Орден Освобождения.
Освобождение Франции
[ редактировать ]На BIMP Жан Старки приземлился в Провансе, в Кавалере, 17 августа 1944 года.
Он принимал участие в боях перед Йером и Тулоном. Дивизия двинулась в сторону Лиона, затем достигла Бургундии, прибыла в Дижон 16 сентября, затем направилась в Эльзас через Роншан. Битва при Бельфоре и Мюлузе началась 14 ноября.
В декабре 1944 года дивизия победоносно участвовала в обороне Страсбурга, освобожденного 2-й дивизией и который немцы пытались отбить. После спасения Страсбурга дивизия приняла участие в освобождении Кольмара в январе 1945 года.
После этих боев в Эльзасе 1-я ДФЛ разочаровалась тем, что не продолжила бои в Германии. 3 марта 1945 года он был отправлен к югу от Альп, к северу от Ниццы, в массив Аутион, для подавления очагов сопротивления противника.
11 апреля 1945 года Жан Старки был ранен в лицо. Демобилизовался 6 сентября 1945 года. На протяжении всей войны он отличился тем, что провел прощание со многими ранеными, даже с теми, кто остался между линиями.
Украшения
[ редактировать ]Подлейтенант, затем капитан, еще капеллан, он получит Орден Почетного легиона (офицер), Военный крест с пальмой и серебряной звездой, колониальную медаль с зажимом «Ливия» и «Тунис», Серебряную звезду (США).
Цитата от 20 ноября 1944 года, когда он стал Соратником Освобождения, напоминает «военного капеллана высокого класса, соединяющего на гораздо более высоком уровне спокойствие своей евангелической веры со спокойным мужеством и безграничным самоотречением, которое во время боевых действий 11, 12 и 16 мая 1944 года, восхищение БИМП, на котором оно было вывешено».
Генерал Гарбай, командовавший 1-й ДФЛ, в цитате упомянул: «Капеллан BIMP, легендарный своей храбростью, неутомимой преданностью делу и добротой».
Карьера
[ редактировать ]На протяжении всей своей жизни он занимал различные преподавательские и научные должности:
- Профессор Нового Завета в Католическом институте Парижа.
- Профессор Священного Писания и иврита в Университете Святого Иосифа в Бейруте , будучи приходским священником Пальмиры (1938–1941).
- Пандер (1946–1949), затем заместитель директора (1968–1971) Французского института археологии в Бейруте.
- Научный сотрудник, затем директор (с 1966 г.) Национального центра научных исследований (1949-1978).
Археолог и эпиграфист после 1945 г.
[ редактировать ]После 1945 года он преподавал в Большой семинарии Мо, а затем, с 1948 года, в Католическом институте Парижа, где он был профессором толкования Нового Завета.
Он вернулся на Ближний Восток, где стал одним из первых резидентов Французского института археологии в Бейруте, основанного в 1946 году Анри Сейригом.
В 1946 году последний поручил ему издание надписей, только что обнаруженных на Агоре Пальмиры, и связал его с подготовкой Коллекции тессеров Пальмиры (1955). Жан Старки поступил в CNRS в 1949 году.
В октябре 1952 года он присоединился к международной команде, ответственной за расшифровку свитков Мертвого моря или Кумранских свитков. Эту французскую команду возглавлял отец Ролан де Во, и ее принимали Французская библейская и археологическая школа Иерусалима и Палестинский археологический музей.
В сентябре 1952 года была обнаружена пещера 4 Кумрана. Джону Старки было поручено расшифровать и опубликовать папирусы, написанные на набатейском языке, близком к пальмиренскому арамейскому, из этой пещеры 4. Он также изучал Петру и Пальмиру. Он опубликовал статьи о Пальмире, а также о Петре и Набатене. В 1966 году он стал директором по исследованиям CNRS до 1977 года, когда получил серебряную медаль этого учреждения. Выйдя на пенсию в 1977 году, он поручил публикацию свитков Мертвого моря, которые он еще не расшифровал, аббатам Морису Байе и Эмилю Пюэху.
Работа во Французском институте археологии в Бейруте.
[ редактировать ]Эпиграфист, археолог, специалист по арамейскому языку, экзегет, владеющий многими языками, Жан Старки был заместителем директора Французского института археологии в Бейруте с 1968 по 1971 год.
В это время заболел директор школы Даниэль Шлюмберже (1969 г.). Он помог последнему опубликовать его работу «Эллинизированный Восток» (1969 и 1970) и начал раскопки Телль-Арки в Ливане.
В период с 1969 по 1971 год он поддерживал фотограмметрические исследования Петры совместно с IGN (Национальным географическим институтом).
Библейская работа
[ редактировать ]Жан Старки принимал участие в переводах Библии, известному как кардинал Льенар (1955 г.), а затем иерусалимскому переводу Книги Маккавеев (1961 г.). Он был бы одним из инициаторов создания экуменической Библии, TOB (Экуменического перевода Библии), опубликованной в 1975 году. Очень рано он участвовал в работе журнала Bible et Terre Sainte, журнала, который впоследствии стал Le Monde de la Bible.
Вместе с каноником Леконтом они основали со своими коллекциями Музей Библии и Святой Земли, который передали одноименному объединению. Этот музей он основал в Париже, в помещении церкви Сен-Жак-дю-От-Па, затем в Католическом институте Парижа.
Публикации
[ редактировать ]- Путеводитель по Пальмире , 1941 год.
- « Коллекция гобеленов Пальмиры », Харальда Инггольта, Анри Сейрига и Жана Старки, с последующими лингвистическими замечаниями Андре Како, в « Обзоре истории религий» , Париж, 1955 г.
- Жан Старки участвует в издании так называемой Библии кардинала Льенара , 1955 год.
- «Пальмира», Приложение к Библейскому словарю, 1960, Жан Старки.
- Джон Старки участвует в написании Иерусалимской Библии (Книги Маккавеев) и однотомного издания 1961 года.
- Жан Старки « Четыре стадии мессианства в Кумране » в Revue Biblique, 1963 г.
- Жан Старки «Петра и набатянка», в Приложении к Библейскому словарю, 1964 г.
- Участвует в создании Экуменической Библии ТОБ, 1975 г.
- и Мишель Гавликовски, Пальмир, Париж, 1985 г.
- Жан Старки, «Набатейские надписи и история Южной Сирии и Северной Иордании» в Хауране I, Археологические исследования Южной Сирии в эллинистический и римский период, изд. Дж. М. Дентцер, том. 1, Париж, 1985 г.
- Пальмира, Колл. «Иллюстрированный Старый Восток» № 7, А. Мезоннёв, Париж, 1952; переработанное и расширенное издание новых открытий в сотрудничестве с Мишелем Гавликовским, Париж, 1985 г.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Файл о Жане Старки как соратнике освобождения .
- Страница о. Старки. Архивировано 20 марта 2014 года в Wayback Machine подразделения Amicale de la 1re French Libre.
- Биографический очерк в книге Франсуа Лапланша «Кризис происхождения – наука Евангелий и истории в двадцатом веке», Альбин Мишель, 2006, с. 647-648, заметка, которая сама по себе резюмирует Revue de Qumran № 15, 1991, стр. 11-20.
- Эмиль Пюэх , «Мои мемуары. Аббат Жан Старки» (1909–1988) в «Revue de Qumran», том 14, т.53, 1989. с. 3-6.
- Журнал La Croix, 14 октября 1988 г., с. 8 и с. 23.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оксфордская энциклопедия археологии на Ближнем Востоке: Том 5 Эрик М. Мейерс, Американские школы восточных исследований - 1997 «В память: отец Джин Старки, 1909-1988». Ежегодник Департамента древностей Иордании 32 (1988): 9–11. См. также «Избранную библиографию Джин Старки» (стр. 12–14).
- ^ Энциклопедия свитков Мертвого моря: Новая Зеландия Лоуренс Х. Шиффман, Джеймс К. ВандерКам - 2000 «Аббат Жан Старки (1909-1988)». Мемориал Жана Старки И. Textes et Etudes qumraniens под редакцией Эмиля Пуэха и Флорентино Гарсиа Мартинеса. Ревю Кумрана 15 (1991), 1–9. Пуэх, Эмиль. «Жан Старки. Библиография.
- ^ Holman QuickSource Guide по свиткам Мертвого моря - страница 395 Крейг А. Эванс - 2010 Старки, Джин: Отец Жан Старки (1909–1988) изучал семитику и восточные языки в нескольких учреждениях, включая Папский библейский институт в Риме и Библейскую школу. et Archéologique Française в Иерусалиме.
- ^ Тайны свитков Мертвого моря - страница 456 Рэндалл Прайс - 1996 г., январь 1954 г. - о. Джин Старки, специалист по текстам на пальмиренском арамейском языке, присоединяется к международной команде, чтобы помочь с небиблейскими документами на арамейском языке, а также с несколькими документами на иврите.