Jump to content

Оранжереи Бьербе

Координаты : 50 ° 37'59 "N 4 ° 37'00" E  /  50,63306 ° N 4,61667 ° E  / 50,63306; 4,61667
Оранжереи Бьербе
Карта
Общая информация
Тип Сад, теплицы
Архитектурный стиль ранняя неоготика
Расположение Мон-Сен-Гибер/Эвиллер, Бельгия
Координаты 50 ° 37'59 "N 4 ° 37'00" E  /  50,63306 ° N 4,61667 ° E  / 50,63306; 4,61667
Завершенный 1828
Клиент Барон Де Ман, Ленник
Проектирование и строительство
Архитектор(ы) Шарль-Анри Петерсен

Les Orangeries of Bierbais расположен в Эвиллере, части муниципалитета Мон-Сен-Гиберт , расположенном в Валлонии , в провинции Валлонский Брабант в Бельгии.

Оранжереи Бьербе до конца 1980-х годов были частью парка замка Бьербе [ фр ] . В этой части парка, занимающей площадь 2,5 га, в XIX веке располагалась не только коллекция замечательных фруктовых и декоративных деревьев, но и монументальные отапливаемые оранжереи, имеющие мировую известность, оранжереи Бьербе, построенные в стиле английских садов. ландшафтный архитектор Шарль-Анри Петерсен . Петерсен жил в Бьербе до своей смерти в 1859 году. [ 1 ]

С 2019 года две оставшиеся оранжереи были преобразованы в третье место, где размещаются резиденции для художников и исследователей, а также проводятся культурные мероприятия, периодически открытые для публики.

Время садоводства в 19 веке.

[ редактировать ]
Разрез монументальной оранжереи по проекту Шарля-Анри Петерсена .

Примерно через сорок лет после того, как Иммануил Кант ввел « искусство садов » среди изобразительных искусств (1790 г.), [ 2 ] Барон Де Ман де Ленник, в тот самый момент, когда волна бурного возбуждения вокруг этого искусства прокатилась по Европе, особенно Франции и Англии, сумел удовлетворить, согласно книге Temps du paysage философа Жака Рансьера . который касается этого периода в истории садоводства, «автономного критерия красоты, производящего специфическое удовольствие, которое рождается из подражания природе»: [ 3 ] «Какой любитель, бельгиец или иностранец, не знает этого прекрасного поместья Бьербе, башенки которого можно увидеть недалеко от вокзала Мон-Сен-Гиберт; этого современного замка, построенного на возвышении посреди грандиозного парка с вековыми деревьями». [ 4 ]

Парк должен был «имитировать особенности объектов и существ природы таким образом, чтобы сделать их узнаваемыми, одновременно украшая их; но также имитировать, соединяя эти черты видимой природы, невидимую природу, определяемую как совершенное соединение ее элементов в единое целое». [ 5 ] что, по данным Journal d'horticultural pratique de la Belgique (1857), похоже, именно так: «самый красивый виноград, клубника и ананасы, абрикосы и персики цветут и приносят плоды по желанию и в любое время года, наряду с красивейшие представители флоры Азии, Америки и Африки». [ 6 ]

Помимо парка, прославились и теплицы, смелое монументальное использование железа, открытые 29 сентября 1828 года, за год до того, как Петерсен завершил строительство теплиц Ботанического сада Брюсселя: «Бьербе, чьи теплицы могут соперничать с теплицами герцогов Англии и который фактически может показать одну из самых обширных коллекций пальм на континенте как по количеству видов, так и по силе и размеру деревьев». [ 7 ]

Как и парк, они тоже не должны довольствоваться «воспроизведением черт узнаваемых вещей», а собирать «черты, заимствованные у самых красивых моделей, в совершенную фигуру, которую не может составить одна природа»: [ 8 ] "нет таких ступенек, точек этих деревянных табличек, которые снимают иллюзию и которые являются аномалией наших теплиц. Это настоящий партер, перемежающийся дорожками, прудами и выложенный искусственными камнями, из которых то тут, то там бьют струи воды среди зелени». Качества, присущие природному ландшафту видимого сада, какими бы прекрасными они ни были, недостаточно – требуется нечто большее, нечто сверхъестественное, райское. Короче говоря, то, что ищут и что, кажется, предлагают парк и оранжереи Бьербэ, «настоящий рай». [ 9 ]

Исторические описания парка, оранжерей и коллекций.

[ редактировать ]

Сегодня сохранилось как минимум два подробных описания парка с оранжереями. Первое, датированное 1846 годом, было опубликовано в журнале Art de construire et gouverner les serres [Искусство строительства и управления теплицами]:

«В Бельгии, как и в Англии, больше, чем во Франции, большое значение придается строительству убежищ, куда должны быть помещены растения, которые не могут жить на открытом воздухе в умеренном климате. Бесчисленные теплицы, покрывающие почвы Фландрии и Брабанта, несут медвежонок тому свидетельство: садоводы-любители и садоводы-профессионалы соревнуются в усердии по этому поводу. Однако, хотя теплицы последних часто возводятся с определенным исследованием, они не приобретают той степени архитектурного великолепия или изящества, к которой нельзя приблизиться для купеческих теплиц. , так как руководители заведений обязаны образовывать специальные оранжереи для каждого большого семейства растений, которые, произрастая в широтах и ​​в самых разнообразных условиях, требуют к себе бережного отношения, аналогичного тому, которое расточала к ним природа на родине, но у богатых людей. , для которого цветоводство является отдыхом и источником уроков, не будучи обремененным теми же обязательствами, может воздвигнуть эти дворцы, где искусство сочетается с потребностью в растениях, где хороший вкус приходит на помощь математической науке строителя. Одной из лучших моделей этого жанра являются прекрасные оранжереи барона де Ленника, рис. 95, 96, протяженностью почти 430 метров.

Схема парка Les Orangeries de Bierbais, 1846 г.

Средний павильон, в котором заключены полные жизни и здоровья тепличные растения, похожие на лес, высотой 13 метров 50 сантиметров и шириной 10 метров, напоминает своей структурой большие павильоны Сада растений в Париж. Павильоны, служащие оранжереей, и павильон посередине соединены между собой двумя теплицами умеренного климата. Зато есть нижний павильон, служащий комнатой отдыха, а затем три теплицы для пеларгоний, пальм и орхидей. Все эти теплицы, полностью построенные из железа и застекленные со всех сторон, за исключением оранжереи, были построены по проекту и под руководством г-на Петерсена, чей талант архитектора и садовника вырос после того, как был раскрыт в Бельгии. земля. Культура и красота, даже по отдельности, мириадов растений, покрывающих эти оранжереи, их безукоризненное поведение, их великолепие, выделяющееся посреди одного из самых красивых парков, которые мы когда-либо видели, - все это достояние наиболее богато одаренная природой и искусством, самым редким и великолепным, сделайте эту область одним из тех чудес, которые никто не осмеливается описать из страха остаться ниже реальности». [ 10 ]

Другой, более подробный в отношении видового содержания этого парка, завещан нам как Journal d'horticultural pratique de la Belgique, так и The Gardener's Chronicle и Agricultural Gazette:

«Коллекции барона де Мана де Ленника имеют европейскую репутацию. Какой любитель, бельгиец или иностранец, не знает прекрасного поместья Бьербе, башенки которого можно увидеть недалеко от железнодорожной станции Мон-Сен-Сен- Гвиберт с его современным замком, построенным на возвышении посреди парка, полного прекрасных старых деревьев; с его великолепными зимними садами и фруктовыми садами, где цветут и плодоносят лучшие сорта винограда, клубники, кедровых яблок, абрикосов и персиков; стихийно и во все времена года рядом с красивейшими образцами азиатской, африканской и американской растительности.

Основные оранжереи барона Де Мана де Ленника образуют непрерывный параллелограмм длиной почти 50 ярдов и высотой и шириной 10 ярдов. Корпус здания имеет застекленную крышу с вертикальными створками на южной стороне и разделен на три отсека, первый из которых служит оранжереей и содержит коллекцию редчайших хвойных и других растений этого класса. Среди них экземпляры самых красивых видов Podocarpus и Araucaria , среди других A. excelsa и Cunninghamii, достаточно крупные, чтобы нести шишки; экзотических Pinus , Cupressus , Taxodium и Cryptomeria , прекрасно культивируемых и огромных размеров. В центральном отделении собраны коллекции таких камелий и азалий , которым могли бы позавидовать даже наши величайшие производители Гента. отборными коллекциями фуксии , эрики и сиккима рододендронов Передняя часть этого зимнего сада украшена , однообразный вид которого дополнен великолепными оранжерейными пальмами и древовидными папоротниками . Крайне редкий вид Хамеропс , Балантиум и Мараттия в виде гигантских экземпляров простирают свои длинные листья над более мелкими растениями, которые таким образом расширяют свой цветок под играющей над ними тенью. Третье, восточное отделение посвящено орхидеям и растениям, населяющим жаркие регионы и любящим сильную жару и влажную атмосферу. Но в наших зимних садах нет тех сцен или деревянных ящиков, которые уничтожают весь эффект и причиняют такое бельмо на глазу. Здесь мы имеем прекрасный цветник, пересеченный дорожками и украшенный бассейнами, каменной кладкой и струями воды, играющими среди зеленой зелени. Это место, где можно увидеть орхидеи, тилландсии , эхмеи , геликонии , каладиуны , ароиды и папоротники такими, какими они действительно появляются среди странного и великолепного разнообразия самой пышной растительности тропиков.

Коллекция орхидей, хотя и невелика, состоит из самых красивых родов и видов и особенно примечательна непревзойденным здоровьем и силой экземпляров. Упомянем более подробно Sobralia Macrantha, диаметр которой у основания составлял 4 фута, а стебли которого поднимались на высоту более 2 ярдов, занимая пространство в 12 ярдов в окружности; Aërides Crispum и odoratum majus; Cattleya crippa, purpurata и Mossiæ, с Laelia superbiens и Grammatophyllum speciosum необычайной силы роста. Между камнями помещено множество редких орхидей, чередующихся то с тилландсиями и папоротниками , то с каладиумами или видами потоса и филодендрона ; среди них особенно выделялись Cattleya Trianaæi и elegans; Odontoglossum nebulosum, Pescatorei и grande; Coelogyne maculata и Wallichii , Saccolabium violaceum и retusum, Schomburgkia Crispa и Marginata; Huntleya meleagris, Vanda Batemanni, Oncidium Lanceanum и многие другие яркие виды. Две красивые Геликонии и Ропала Джонги высотой 3 ярда, украшенные листьями до самого низа; великолепные древовидные папоротники и множество растений с декоративной листвой или красивыми цветами делают это место настоящим раем». [ 11 ]

Всего за два года до этого, в 1857 году, цветение экземпляров Laelia elegans привлекло внимание Allgemeine Gartenzeitung [ de ] : «Это растение настолько редко выращивается в культуре, что его присылали к нам всего три раза. Мы получили последние цветы из сада г-на Демана де Ленника в Бьербе в Бельгии, выращенного г-ном Кейлигом. По описанию это растение должно было достичь невероятного совершенства». [ 12 ]

Снос теплиц

[ редактировать ]

Коллекция начала продаваться примерно в июле 1857 года. [ 13 ] Несмотря на свою «европейскую репутацию» и огромные размеры, теплицы исчезли между 1860-ми и 1880-ми годами. Точный момент и причины демонтажа этих теплиц остаются загадкой.

Хутор-школа для детей-сирот войны 1914-1918 годов.

[ редактировать ]

Вскоре после 1900 года поместье Бьербе купил некто де Стрель, нотариус Брюсселя, который какое-то время был мэром Эвилле. «Потеряв двух своих сыновей во время Первой мировой войны, он в 1918 году пожертвовал поместье Сиротскому фонду. Эта английская организация занималась приемом и обучением многих военных сирот. Сотня детей, принятых в Бьербе, спали в конюшнях, переоборудованных в три больших общежития. В этом идеальном месте проводилось множество образовательных мероприятий: сельское хозяйство, садоводство, животноводство, столярное дело, спорт и т. д. Эти курсы были проиллюстрированы многочисленными старинными открытками. » [ 14 ]

На фотографиях видна интенсивная деятельность в различных образованиях, поскольку английские сады прошлых лет превратились в возделываемые поля.

Архитектурная реконструкция 1970-2019 гг.

[ редактировать ]

В 1970-х годах две оранжереи, все, что осталось от монументальных теплиц, были преобразованы в жилые дома архитектором Эдуаром Карлье. Восточная сторона была полностью открыта на западном фасаде в стиле модерн - брутализм и укреплена восемью стальными колоннами.

Современные реконфигурации

[ редактировать ]

С 2020 года восточная сторона парка Бьербе, отделенная от замка с конца 1980-х годов, хотя и до сих пор известная как Les Orangeries de Bierbais, стала третьим местом в пермакультуре , принимая в свои резиденции художников, исследователей и экспериментаторов.

Сад как лаборатория выдвигает гипотезу новой реконфигурации мира, возможного и невозможного, новых отношений между человеком и обществом, а также отношений между человеком и природой. Сад становится свободной временной зоной, создавая переходное пространство перерывов и воссоединений между человеком, природой и обществом.

Леа Лансад, соло «For Ettie Moloh», апрель 2022 г.

Современные Les Orangeries de Bierbais хотят изучить, как сельская среда (в диалектике городской жизни) может повлиять на человеческое освобождение и как из такого места можно думать о мире в мире в связи с вездесущей войной, не избегая ее. Цель состоит в том, чтобы переосмыслить политику эмансипации посредством радикально перенастроенного нового взгляда, предложив ряд действий, включая написание коллективного текста «(Гипо)тезисы разумного интеллекта», открытие «Коллективного сада знаний» 29 сентября. 09. 2022. в присутствии философа Жака Рансьера, во время памятного дня открытия исторического ботанического сада. Бьербе, 29.9.1828 г., ландшафтный архитектор Шарль-Анри Петерсен (автор «Ботаники», Брюссель , 1829 г.; сады Маримонта, 1832 г.). «Лаборатория радикального мира» представляет собой новое перераспределение разумного, направленное на постоянное самообучающееся эстетическое и освободительное образование.

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Жозеф Декен (1850). «Строительство и отопление теплиц». Рисунки для Альманаха доброго садовника . Париж: Дюсак. п. 127.
  • Жозеф Анри Франсуа Нойман (1846). Искусство строительства и управления теплицами . стр. 106–107. {{cite book}}: Неизвестный параметр |agency= игнорируется ( помощь ) Жозеф Анри Франсуа Нейман [ es ]
  • Филипп-Виктуар Левек де Вильморен ; Жозеф Декен ; и др. (1845). Садоводческое обозрение: журнал практического садоводства . п. 77. {{cite book}}: Неизвестный параметр |agency= игнорируется ( помогите )

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Публичные архивы провинции Брабант, округ Нивель.
  2. ^ Эммануэль Кант, Критика способности суждения , Париж, Врин, с. 151.
  3. ^ Жак Рансьер, Время пейзажа , Париж, Фабрика, 2020, с. 17.
  4. ^ Журнал практического садоводства Бельгии , 1859 (год 3), Брюссель/Париж, стр.37 .
  5. ^ Жак Рансьер, Время пейзажа , Париж, Фабрика, 2020, с. 18.
  6. ^ Журнал практического садоводства Бельгии , 1859 (год 3), Брюссель/Париж, стр.37 .
  7. ^ Анналы Королевского общества сельского хозяйства и ботаники Гента , том = 1, 1845 г., стр. 497 .
  8. ^ Жак Рансьер, Время пейзажа , Париж, Фабрика, 2020, с. 18.
  9. ^ Журнал практического садоводства Бельгии , 1859 (год 3), Брюссель/Париж, стр.39 .
  10. ^ Искусство строительства и управления теплицами , 1846 стр.106 .
  11. ^ The Gardener's Chronicle и Сельскохозяйственный вестник , Лондон, 1859 г., стр.741 .
  12. ^ Allgemeine Gartenzeitung , Берлин, 1855 г., с. 242
  13. ^ Журнал практического садоводства Бельгии или Руководство для любителей и садоводов , Брюссель, 1856-1857 (14-й год), стр.128
  14. ^ Роджер Делуз, Мон-Сен-Гиберт и Корт-Сент-Этьен , 1995, переиздание 2003 г., стр. 71
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5a85a4381ca2ec308ea2126173919b8__1723036380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/b8/f5a85a4381ca2ec308ea2126173919b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Les Orangeries de Bierbais - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)