Оранжереи Бьербе
Оранжереи Бьербе | |
---|---|
Общая информация | |
Тип | Сад, теплицы |
Архитектурный стиль | ранняя неоготика |
Расположение | Мон-Сен-Гибер/Эвиллер, Бельгия |
Координаты | 50 ° 37'59 "N 4 ° 37'00" E / 50,63306 ° N 4,61667 ° E |
Завершенный | 1828 |
Клиент | Барон Де Ман, Ленник |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) | Шарль-Анри Петерсен |
Les Orangeries of Bierbais расположен в Эвиллере, части муниципалитета Мон-Сен-Гиберт , расположенном в Валлонии , в провинции Валлонский Брабант в Бельгии.
Оранжереи Бьербе до конца 1980-х годов были частью парка замка Бьербе . В этой части парка, занимающей площадь 2,5 га, в XIX веке располагалась не только коллекция замечательных фруктовых и декоративных деревьев, но и монументальные отапливаемые оранжереи, имеющие мировую известность, оранжереи Бьербе, построенные в стиле английских садов. ландшафтный архитектор Шарль-Анри Петерсен . Петерсен жил в Бьербе до своей смерти в 1859 году. [ 1 ]
С 2019 года две оставшиеся оранжереи были преобразованы в третье место, где размещаются резиденции для художников и исследователей, а также проводятся культурные мероприятия, периодически открытые для публики.
История
[ редактировать ]Время садоводства в 19 веке.
[ редактировать ]Примерно через сорок лет после того, как Иммануил Кант ввел « искусство садов » среди изобразительных искусств (1790 г.), [ 2 ] Барон Де Ман де Ленник, в тот самый момент, когда волна бурного возбуждения вокруг этого искусства прокатилась по Европе, особенно Франции и Англии, сумел удовлетворить, согласно книге Temps du paysage философа Жака Рансьера . который касается этого периода в истории садоводства, «автономного критерия красоты, производящего специфическое удовольствие, которое рождается из подражания природе»: [ 3 ] «Какой любитель, бельгиец или иностранец, не знает этого прекрасного поместья Бьербе, башенки которого можно увидеть недалеко от вокзала Мон-Сен-Гиберт; этого современного замка, построенного на возвышении посреди грандиозного парка с вековыми деревьями». [ 4 ]
Парк должен был «имитировать особенности объектов и существ природы таким образом, чтобы сделать их узнаваемыми, одновременно украшая их; но также имитировать, соединяя эти черты видимой природы, невидимую природу, определяемую как совершенное соединение ее элементов в единое целое». [ 5 ] что, по данным Journal d'horticultural pratique de la Belgique (1857), похоже, именно так: «самый красивый виноград, клубника и ананасы, абрикосы и персики цветут и приносят плоды по желанию и в любое время года, наряду с красивейшие представители флоры Азии, Америки и Африки». [ 6 ]
Помимо парка, прославились и теплицы, смелое монументальное использование железа, открытые 29 сентября 1828 года, за год до того, как Петерсен завершил строительство теплиц Ботанического сада Брюсселя: «Бьербе, чьи теплицы могут соперничать с теплицами герцогов Англии и который фактически может показать одну из самых обширных коллекций пальм на континенте как по количеству видов, так и по силе и размеру деревьев». [ 7 ]
Как и парк, они тоже не должны довольствоваться «воспроизведением черт узнаваемых вещей», а собирать «черты, заимствованные у самых красивых моделей, в совершенную фигуру, которую не может составить одна природа»: [ 8 ] "нет таких ступенек, точек этих деревянных табличек, которые снимают иллюзию и которые являются аномалией наших теплиц. Это настоящий партер, перемежающийся дорожками, прудами и выложенный искусственными камнями, из которых то тут, то там бьют струи воды среди зелени». Качества, присущие природному ландшафту видимого сада, какими бы прекрасными они ни были, недостаточно – требуется нечто большее, нечто сверхъестественное, райское. Короче говоря, то, что ищут и что, кажется, предлагают парк и оранжереи Бьербэ, «настоящий рай». [ 9 ]
Исторические описания парка, оранжерей и коллекций.
[ редактировать ]Сегодня сохранилось как минимум два подробных описания парка с оранжереями. Первое, датированное 1846 годом, было опубликовано в журнале Art de construire et gouverner les serres [Искусство строительства и управления теплицами]:
«В Бельгии, как и в Англии, больше, чем во Франции, большое значение придается строительству убежищ, куда должны быть помещены растения, которые не могут жить на открытом воздухе в умеренном климате. Бесчисленные теплицы, покрывающие почвы Фландрии и Брабанта, несут медвежонок тому свидетельство: садоводы-любители и садоводы-профессионалы соревнуются в усердии по этому поводу. Однако, хотя теплицы последних часто возводятся с определенным исследованием, они не приобретают той степени архитектурного великолепия или изящества, к которой нельзя приблизиться для купеческих теплиц. , так как руководители заведений обязаны образовывать специальные оранжереи для каждого большого семейства растений, которые, произрастая в широтах и в самых разнообразных условиях, требуют к себе бережного отношения, аналогичного тому, которое расточала к ним природа на родине, но у богатых людей. , для которого цветоводство является отдыхом и источником уроков, не будучи обремененным теми же обязательствами, может воздвигнуть эти дворцы, где искусство сочетается с потребностью в растениях, где хороший вкус приходит на помощь математической науке строителя. Одной из лучших моделей этого жанра являются прекрасные оранжереи барона де Ленника, рис. 95, 96, протяженностью почти 430 метров.
Средний павильон, в котором заключены полные жизни и здоровья тепличные растения, похожие на лес, высотой 13 метров 50 сантиметров и шириной 10 метров, напоминает своей структурой большие павильоны Сада растений в Париж. Павильоны, служащие оранжереей, и павильон посередине соединены между собой двумя теплицами умеренного климата. Зато есть нижний павильон, служащий комнатой отдыха, а затем три теплицы для пеларгоний, пальм и орхидей. Все эти теплицы, полностью построенные из железа и застекленные со всех сторон, за исключением оранжереи, были построены по проекту и под руководством г-на Петерсена, чей талант архитектора и садовника вырос после того, как был раскрыт в Бельгии. земля. Культура и красота, даже по отдельности, мириадов растений, покрывающих эти оранжереи, их безукоризненное поведение, их великолепие, выделяющееся посреди одного из самых красивых парков, которые мы когда-либо видели, - все это достояние наиболее богато одаренная природой и искусством, самым редким и великолепным, сделайте эту область одним из тех чудес, которые никто не осмеливается описать из страха остаться ниже реальности». [ 10 ]
Другой, более подробный в отношении видового содержания этого парка, завещан нам как Journal d'horticultural pratique de la Belgique, так и The Gardener's Chronicle и Agricultural Gazette:
«Коллекции барона де Мана де Ленника имеют европейскую репутацию. Какой любитель, бельгиец или иностранец, не знает прекрасного поместья Бьербе, башенки которого можно увидеть недалеко от железнодорожной станции Мон-Сен-Сен- Гвиберт с его современным замком, построенным на возвышении посреди парка, полного прекрасных старых деревьев; с его великолепными зимними садами и фруктовыми садами, где цветут и плодоносят лучшие сорта винограда, клубники, кедровых яблок, абрикосов и персиков; стихийно и во все времена года рядом с красивейшими образцами азиатской, африканской и американской растительности.
Основные оранжереи барона Де Мана де Ленника образуют непрерывный параллелограмм длиной почти 50 ярдов и высотой и шириной 10 ярдов. Корпус здания имеет застекленную крышу с вертикальными створками на южной стороне и разделен на три отсека, первый из которых служит оранжереей и содержит коллекцию редчайших хвойных и других растений этого класса. Среди них экземпляры самых красивых видов Podocarpus и Araucaria , среди других A. excelsa и Cunninghamii, достаточно крупные, чтобы нести шишки; экзотических Pinus , Cupressus , Taxodium и Cryptomeria , прекрасно культивируемых и огромных размеров. В центральном отделении собраны коллекции таких камелий и азалий , которым могли бы позавидовать даже наши величайшие производители Гента. отборными коллекциями фуксии , эрики и сиккима рододендронов Передняя часть этого зимнего сада украшена , однообразный вид которого дополнен великолепными оранжерейными пальмами и древовидными папоротниками . Крайне редкий вид Хамеропс , Балантиум и Мараттия в виде гигантских экземпляров простирают свои длинные листья над более мелкими растениями, которые таким образом расширяют свой цветок под играющей над ними тенью. Третье, восточное отделение посвящено орхидеям и растениям, населяющим жаркие регионы и любящим сильную жару и влажную атмосферу. Но в наших зимних садах нет тех сцен или деревянных ящиков, которые уничтожают весь эффект и причиняют такое бельмо на глазу. Здесь мы имеем прекрасный цветник, пересеченный дорожками и украшенный бассейнами, каменной кладкой и струями воды, играющими среди зеленой зелени. Это место, где можно увидеть орхидеи, тилландсии , эхмеи , геликонии , каладиуны , ароиды и папоротники такими, какими они действительно появляются среди странного и великолепного разнообразия самой пышной растительности тропиков.
Коллекция орхидей, хотя и невелика, состоит из самых красивых родов и видов и особенно примечательна непревзойденным здоровьем и силой экземпляров. Упомянем более подробно Sobralia Macrantha, диаметр которой у основания составлял 4 фута, а стебли которого поднимались на высоту более 2 ярдов, занимая пространство в 12 ярдов в окружности; Aërides Crispum и odoratum majus; Cattleya crippa, purpurata и Mossiæ, с Laelia superbiens и Grammatophyllum speciosum необычайной силы роста. Между камнями помещено множество редких орхидей, чередующихся то с тилландсиями и папоротниками , то с каладиумами или видами потоса и филодендрона ; среди них особенно выделялись Cattleya Trianaæi и elegans; Odontoglossum nebulosum, Pescatorei и grande; Coelogyne maculata и Wallichii , Saccolabium violaceum и retusum, Schomburgkia Crispa и Marginata; Huntleya meleagris, Vanda Batemanni, Oncidium Lanceanum и многие другие яркие виды. Две красивые Геликонии и Ропала Джонги высотой 3 ярда, украшенные листьями до самого низа; великолепные древовидные папоротники и множество растений с декоративной листвой или красивыми цветами делают это место настоящим раем». [ 11 ]
Всего за два года до этого, в 1857 году, цветение экземпляров Laelia elegans привлекло внимание Allgemeine Gartenzeitung : «Это растение настолько редко выращивается в культуре, что его присылали к нам всего три раза. Мы получили последние цветы из сада г-на Демана де Ленника в Бьербе в Бельгии, выращенного г-ном Кейлигом. По описанию это растение должно было достичь невероятного совершенства». [ 12 ]
Снос теплиц
[ редактировать ]Коллекция начала продаваться примерно в июле 1857 года. [ 13 ] Несмотря на свою «европейскую репутацию» и огромные размеры, теплицы исчезли между 1860-ми и 1880-ми годами. Точный момент и причины демонтажа этих теплиц остаются загадкой.
Хутор-школа для детей-сирот войны 1914-1918 годов.
[ редактировать ]Вскоре после 1900 года поместье Бьербе купил некто де Стрель, нотариус Брюсселя, который какое-то время был мэром Эвилле. «Потеряв двух своих сыновей во время Первой мировой войны, он в 1918 году пожертвовал поместье Сиротскому фонду. Эта английская организация занималась приемом и обучением многих военных сирот. Сотня детей, принятых в Бьербе, спали в конюшнях, переоборудованных в три больших общежития. В этом идеальном месте проводилось множество образовательных мероприятий: сельское хозяйство, садоводство, животноводство, столярное дело, спорт и т. д. Эти курсы были проиллюстрированы многочисленными старинными открытками. » [ 14 ]
-
Вход в огород.
-
Железоделательная мастерская.
-
Огород Сельскохозяйственного и садоводческого института Бьербэ.
-
Водяное колесо.
-
Столярная мастерская.
На фотографиях видна интенсивная деятельность в различных образованиях, поскольку английские сады прошлых лет превратились в возделываемые поля.
Архитектурная реконструкция 1970-2019 гг.
[ редактировать ]В 1970-х годах две оранжереи, все, что осталось от монументальных теплиц, были преобразованы в жилые дома архитектором Эдуаром Карлье. Восточная сторона была полностью открыта на западном фасаде в стиле модерн - брутализм и укреплена восемью стальными колоннами.
Современные реконфигурации
[ редактировать ]С 2020 года восточная сторона парка Бьербе, отделенная от замка с конца 1980-х годов, хотя и до сих пор известная как Les Orangeries de Bierbais, стала третьим местом в пермакультуре , принимая в свои резиденции художников, исследователей и экспериментаторов.
Сад как лаборатория выдвигает гипотезу новой реконфигурации мира, возможного и невозможного, новых отношений между человеком и обществом, а также отношений между человеком и природой. Сад становится свободной временной зоной, создавая переходное пространство перерывов и воссоединений между человеком, природой и обществом.
Современные Les Orangeries de Bierbais хотят изучить, как сельская среда (в диалектике городской жизни) может повлиять на человеческое освобождение и как из такого места можно думать о мире в мире в связи с вездесущей войной, не избегая ее. Цель состоит в том, чтобы переосмыслить политику эмансипации посредством радикально перенастроенного нового взгляда, предложив ряд действий, включая написание коллективного текста «(Гипо)тезисы разумного интеллекта», открытие «Коллективного сада знаний» 29 сентября. 09. 2022. в присутствии философа Жака Рансьера, во время памятного дня открытия исторического ботанического сада. Бьербе, 29.9.1828 г., ландшафтный архитектор Шарль-Анри Петерсен (автор «Ботаники», Брюссель , 1829 г.; сады Маримонта, 1832 г.). «Лаборатория радикального мира» представляет собой новое перераспределение разумного, направленное на постоянное самообучающееся эстетическое и освободительное образование.
-
Партизанский университет, встреча с Жаком Рансьером, Les Orangeries de Bierbais, 29.9.2022.
-
Партизанский университет, встреча с Жаком Рансьером, Les Orangeries de Bierbais, 29.9.2022.
-
Партизанский университет, встреча с Жаком Рансьером, Les Orangeries de Bierbais, 29.9.2022.
-
Партизанский университет, встреча с Жаком Рансьером, Les Orangeries de Bierbais, 29.9.2022.
-
(Гипо)тезисы разумного интеллекта: встреча и обсуждение с Жаком Рансьером и рабочей группой по диссертациям, Париж, Культурная академия, 18 марта 2023 г.
Фотогалерея
[ редактировать ]-
Найден камень, установленный 29 сентября 1828 года.
-
Парк без оранжереи, около 1880 года.
-
Парк Les Orangeries de Bierbais, 2022 год.
-
Еще один вид на парк Les Orangeries de Bierbais, 2022 год.
-
Небольшое озеро и западные оранжереи.
-
Закат в Les Orangeries de Bierbais, 2022 год.
-
Кинопоказ в Les Orangeries de Bierbais.
Библиография
[ редактировать ]- Жозеф Декен (1850). «Строительство и отопление теплиц». Рисунки для Альманаха доброго садовника . Париж: Дюсак. п. 127.
- Жозеф Анри Франсуа Нойман (1846). Искусство строительства и управления теплицами . стр. 106–107.
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) Жозеф Анри Франсуа Нейман - Филипп-Виктуар Левек де Вильморен ; Жозеф Декен ; и др. (1845). Садоводческое обозрение: журнал практического садоводства . п. 77.
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Публичные архивы провинции Брабант, округ Нивель.
- ^ Эммануэль Кант, Критика способности суждения , Париж, Врин, с. 151.
- ^ Жак Рансьер, Время пейзажа , Париж, Фабрика, 2020, с. 17.
- ^ Журнал практического садоводства Бельгии , 1859 (год 3), Брюссель/Париж, стр.37 .
- ^ Жак Рансьер, Время пейзажа , Париж, Фабрика, 2020, с. 18.
- ^ Журнал практического садоводства Бельгии , 1859 (год 3), Брюссель/Париж, стр.37 .
- ^ Анналы Королевского общества сельского хозяйства и ботаники Гента , том = 1, 1845 г., стр. 497 .
- ^ Жак Рансьер, Время пейзажа , Париж, Фабрика, 2020, с. 18.
- ^ Журнал практического садоводства Бельгии , 1859 (год 3), Брюссель/Париж, стр.39 .
- ^ Искусство строительства и управления теплицами , 1846 стр.106 .
- ^ The Gardener's Chronicle и Сельскохозяйственный вестник , Лондон, 1859 г., стр.741 .
- ^ Allgemeine Gartenzeitung , Берлин, 1855 г., с. 242
- ^ Журнал практического садоводства Бельгии или Руководство для любителей и садоводов , Брюссель, 1856-1857 (14-й год), стр.128
- ^ Роджер Делуз, Мон-Сен-Гиберт и Корт-Сент-Этьен , 1995, переиздание 2003 г., стр. 71